Warning: extract() expects parameter 1 to be array, null given in /home/bvvaulr/public_html/read_articles.php on line 3
Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище лётчиков им. В.П. Чкалова | bvvaul.ru
Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Приложение № 1

Приложения
.
История Вайгачской экспедиции начиналась так…
.
1930, 12 апреля – заместитель председателя ОГПУ Г. Ягода написал письмо Эйхмансу, Мейеру и др. ответственным работникам аппарата ОГПУ с обоснованием необходимости колонизации новых территорий заключенными: «Вопрос о лагерях надо перевести на другие установки. Сейчас лагерь является только сборищем заключенных, труд которых мы используем, на сегодняшний день, не давая перспектив заключенному, не давая ее и себе. Необходимо в условиях заключения сделать труд более добровольным, дав заключенному возможность жить вне работы более свободно. Надо превратить лагеря в колонизационные поселки, не дожидаясь окончания срока за¬ключения. Филантропический стимул сокращения срока за хорошее поведение не только никуда не годится, но часто даже вреден. Он (этот стимул) дает ложное представление об «исправлении» заключенного, лицемерное послушание, нужное буржуазному государству, а не нам. Весь смысл передачи нам заключенных это уничтожение тюрем, и ясно, что при той системе, которая у нас сейчас, ликвидация их затянется на долгие годы, так как лагерь как таковой хуже тюремного заключения. Нам надо быстрейшим темпом колонизовать Север. И вот мой проект: всех заключенных перевести на поселковое поселение до отбытия срока наказания… Женщин тоже селить и разрешать жениться. Надо это проделать сейчас же, немедленно. Тут надо найти людей, которые увлекутся этой идеей и поставят на голову всю тюремную систему, которая прогнила до корней…».

Уже 1-го мая 1930 года был подписан приказ о создании Вайгачской экспедиции ОГПУ под руководством Ф. И. Эйхманса. А 17 июля 1930 года с началом навигации на севере первый эшелон экспедиции прибыл на остров Вайгач.
. 
В фотоальбоме № 1 представлены фотографии 1930-1936 гг., на которых показаны, как происходила колонизация Севера.
. 
В фотоальбоме № 2 показано, что осталось от активного освоения Севера через 70 лет.
В альбомах использованы фотографии и материалы из архивов УВД АО (г. Архангельск), из фондов Ненецкого краеведческого музея (г. Нарьян-Мар), из фондов НИЦ «Мемориал» (г. Санкт-Петербург), из альбома Томаша Кизны «ГУЛАГ» (РОССПЭН. Москва. 2007 год), из личных архивов и из книги Ю. В. Канева «Вайгачский транзит» (Нарьян-Мар. 2008 год), из воспоминаний К. Г. Архангельского «Дорога жизни», из книги бывшего заключенного Вайгачской экспедиции К. П. Гурского, фотографии А. С. Николаева и В. П. Шадрина, а также материалы из личного архива А. Н. Лойко.
                                                                                                                   А. Н. Лойко.
                                                                                                                   Томск. 2009 год.
***** 
-----------------------------------------------------------------------------
Приложение № 1
(фотоальбом № 1)
«Остров Вайгач внутри сплошь покрыт скалами и горами. Кряжи, пересекающие его во всех направлениях, состоят из каменных стержней, едва-едва покрытых скудною почвой… Отсутствие ярких красок, подавляющая тишина производят тяжелое впечатление… Мысль перестает работать, сонливое спокойствие и равнодушие ко всему охватывают душу. А зимою, когда вся окрестность устлана белою пеленою снега, и только черные утесы поднимаются из этой массы – еще тяжелее, еще невыносимее.»
                                                                                                                                                                  Василий Немирович-Данченко.
                                                                                                                                                                  «Вайгач-остров»

*****

17 июля 1930 года ледокольный пароход «Сибиряков» тревожно гудел, входяв малоизученную бухту Варнека. Это было первое судно, посетившее Вайгач в навигацию 1930 года. В трюмах и на палубе громоздились снаряжение, штабеля обтесанных и занумерованных бревен: экспедиция собиралась на острове зимовать, она имела с собою все, чтобы устраивать индустриальную жизнь на голом месте.
Вслед за «Сибиряковым» пришел «Малыгин» с геологической партией Кузнецова и дополнительными грузами.
                                                                                                                                Викторин Попов
                                                                                                                                                                "О тех, которые ищут камень".
*****

 

 

«Измученные морской качкой, усталые от бессонницы люди свозили на карбасах грузы к правому берегу, где рубахами из светлого полотна белели походные палатки. Люди с трудом ворочали веслами, сваливали бревна. Выкладывали кирпич, скатывали железные бочки с бензином, керосином, маслами. Под навесы, сколоченные наспех, стаскивались мешки. На холме укреплялся шпиль радио-мачты». 
                                                                                                                                  Викторин Попов.
                                                                                                                                                               "О тех, которые ищут камень".
*****

«Первый индустриальный поселок в полярной пустыни расположился у пресной воды, вблизи будущих разработок… Дома сооружались в расчете на ветры и стужу.
Пол делался так: на полуторавершковые доски настилался толь, по толю – в две четверти слой земли, поверх снова полуторавершковые доски. Жилые постройки экспедиции были собраны в десять дней. Из холодных палаток люди переселились в постоянные жилища. Затем появились баня, конюшня, слесарно-кузнечная мастерская, торговый ларек, склады для обмундирования, продовольствия и взрывчатых веществ. Заговорила радиостанция, связав остров с материком».
                                                                                                                            Викторин Попов
                                                                                                                                                          "О тех, которые ищут камень"
*****
В августе 1930 года в бухте базировался гидросамолет «Дорнье-Валь» полярной авиации. Экипаж проводил ледовую разведку и обеспечивал прохождение судов Карской экспедиции. Пилотировали гидросамолеты «Комсеверпути» впоследствии знаменитые полярные летчики Матвей Козлов и Анатолий Алексеев.
*****
В сентябре 1930 года были заложены первые шурфы шахт № 1 и № 2. Мыс Раздельный лежал развороченный, как тело какого-то чудовища на операционном столе. С него содрали наносной слой глины, суглинков, известняка и обнажили продольные жилы свинца и цинка с пучками тонких прожилок.
*****
Начальника экспедиции Ф. И. Эйхманса всегда сопровождала крупная молодая овчарка по кличке Вайгач, подарок самого Арманда Хаммера, очень известного американского бизнесмена и финансиста.
*****
"Латышские стрелки и латыши-чекисты – акушеры Революции, краса и гордость ЧК"
                                                                                       А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
Ф. И. Эйхманс был арестован 22 июля 1937 года и расстрелян 3.09.1938 в Москве.
Э. П. Ская был арестован в 1937 году, отбывал срок, и скончался в Ухтпечлаге.
*****
«Менее чем за два месяца силами 30-40 рабочих выполнили значительный фронт горных работ: заложили три шурфа с углублением до 20 метров каждый и четыре штольни с боковыми штреками по 800 метров длиной. Попутно добыт 120 тонн руды со средними пробами 20% свинца и цинка».
                                                                                                                  Ю. В. Канев. «Вайгачский транзит»
*****
Заключенные работали вручную, ломами и кирками. Во всех шурфах, даже глубиной свыше 50 метров, порода поднималась вручную. Освещались забои самодельными коптилками, так как в декабре 1930 года завхоз Сергей Шундрик при спешной погрузке в Архангельске забыл отправить шахтные лампы. Их доставили на собаках через Печору только в апреле 1931 года
*****
«Красота красотой в руднике, но смертельно опасной была свинцовая пыль. Особенно она выявлялась в забое, проходившем в толще мощной жилы. Не следует забывать, что источник красоты – кристаллы цинка и свинца – коварный враг здоровья шахтеров».
                                                                                                                                                                  К. П. Гурский. «Мой Вайгач»
*****
«Работы были опасными, особенно взрывные: так, 7 апреля 1931 года на 4-м шурфе рудника на мысе Раздельный от взрыва невзорвавшегося ранее заложенного заряда аммонала погиб рабочий П. Ф. Атланов. В холодную землю Вайгача лег первый заключенный».
                                                                                                                                                           Ю. В. Канев. «Вайгачский транзит»
*****
Добытая руда подвергалась сортировке с целью доведения в ней обеих металлов не ниже 20%. В 1932 году было отсортировано 2745 тонн руды с содержанием свинца и цинка 29,1 %. Отгружено в 1932 году было 2420 тонн в трюмах пароходов, а 325 тонн так и остались на острове.
*****
25 октября 1932 года при загрузке последнего в эту навигацию парохода «Глеб Бокий», быстрое замерзание шуги и угроза ледяного плена заставили пароход, бросив в бухте три карбаса с грузчиками, в панике взять курс на Архангельск. В ста метрах от берега карбасы вмерзли в ледяную кашу, и все попытки спасти попавших в ледяной капкан людей ничего не дали. К вечеру началась сильная метель, крепчал мороз. Этот кошмар продолжался трое суток. 24 грузчика замерзли. Их похоронили в братской могиле, и в день годовщины их гибели в 1933 году был сооружен бетонный памятник.
*****
В бухте Варнека стало тесно от сновавших шлюпок и карбасов, перевозивших грузы, громады пароходов и ледоколов звучно отрабатывали машинами, дымили трубами и сипло давали гудки. Невольные путешественники-заключенные пели в дороге соловецкую арестантскую песню:
«В трюме тесном и глубоком
Мы плывем на «Глебе Боком»...
                                                                                                                                                         Ю. В. Канев «Вайгачский транзит»
*****
6 мая 1932 года самолет полярного летчика Фабио Бруновича Фариха вылетел из поселка Варнек, имея на борту начальника экспедиции Федора Ивановича Эйхманса и его беременную жену Галину Емельяновну, и взял курс на Усть-Цильму. Однако, добрались до Москвы Эйхмансы лишь в июне 1932 года.
*****
В конце 1933 года в поселке был построен новый клуб. Это было самое большое здание на Вайгаче. Его строили из прибитого к берегу бесхозного леса, собранного заключенными в течение лета и осени. Более 900 заключенных отработали на строительстве этого культурного центра почти 30 000 часов. Объем здания составил почти 6 500 кубометров. В нем расположились актовый зал, библиотека, кинозал, учебные классы, и музей.
В 1936 году клуб был разобран и перевезен в Амдерму.
*****
Приказом № 182 по Вайгачской экспедиции от 23.11.1932 года механик Лойко И. А. утвержден в состав Бюро Рационализации ВЭ. Приказом № 5 по Вайгачской экспедиции от 08.01.1933 он введен в штат работников КВЧ воспитателем. Квалификационной комиссией Вайгачской экспедиции ОГПУ 10.01.1934 года Лойко И. А. присвоена квалификация авиатехника. С 22.05.1934 Лойко Иван Александрович утвержден председателем Центрального Штаба Ударничества и Соревнования.
                                                                                                                                                                     Из Архивной справки УВД АО
*****
Зимой 1933 года было подготовлено все самое необходимое для переброски в бухту Долгая, где были обнаружены месторождения медной руды. Было сформировано два поезда из тракторов, доставленных на Вайгач в летнюю навигацию. Предстояло преодолеть почти 100 километров вдоль всего Вайгача.
«Трактора то проваливались полностью в снег, то ложились на бок. Их приходилось откапывать, вытаскивать друг друга тросами.При подъемах поезда приходилось расцеплять и вывозить по частям. Десять дней продолжалась эта титаническая борьба горстки энтузиастов со стихией. И мы победили! Поезда дошли до Долгой».
                                                                                                                                                      К. Г. Архангельский. «Дорога жизни»
*****
9 июля 1933 года к пустынному берегу «лежбища моржей» (амдерма), как называли это место ненцы, мотобот «Вайгач» доставил из Варнека первую партию заключенных в количестве 30 человек. Руководил этой группой горный инженер заключенный Евгений Сергеевич Ливанов. Группа имела в своем распоряжении лошадь, телегу и буровой станок. «Командировка Амдерма» - так называлось это подразделение Вайгачской экспедиции.
*****
Прибывшие к месту проведения работ командировки профессор заключенный П. В. Виттенбург – зав. геологической частью ВЭ и К. Д. Клыков – главный инженер ВЭ, ознакомившись с результатами геологоразведки, разрешили провести пробное бурение. Первая скважина была забурена 30 июля, а 19 августа мотобот «Вайгач» доставил вторую буровую установку. В районе речки Амдермы выявлены кальцито-флюоритовые жилы, мощностью до одного метра, с содержанием флюорита до 97%. 27 августа пароход «Леонид Красин» доставил 1700 тонн груза и 202 заключенных. За три месяца на диком Берегу Карского моря вырос поселок Амдерма.
*****
«Амдерминское месторождение флюорита, открытое в 1932 году геолого-поисковой партией П. А. Шрубко, уже в 1934 году выдало промышленности 5711 тонн плавика (флюорита), в 1935 году - 8890 тонн, а в 1936 году добыто 15 195 тонн. Благодаря богатейшим запасам амдерминского флюорита страна получила возможность отказаться от импортных закупок этого минерала».
В. В. Лобанов. «Здравствуй, здравствуй, Амдерма моя!». С октября 1933 года по август 1934 года начальником командировки «Амдерма» был Иван Алексеевич Кокорев. После доклада на Коллегии ОГПУ начальника начальника Вайгачской экспедиции А. Ф. Дицкална приказом № 155 по ГУЛАГ ОГПУ всему составу ВЭ была объявлена благодарность. Приезд Дицкална в Амдерму в канун 1 мая был связан с поздравлением ударников Амдермы.
*****
Осенью 1933 года на камни в районе мыса Белого плотно сел огромный морской пароход, принадлежащий буржуазной Эстонии. Пароход «Кенник» (в других источниках «Киник») был полностью загружен первоклассным енисейским лесом. Стащить «Кенник» с банки не смогли даже прибывшие ледокол «Ленин», пароход «Вологда» и «Спасатель №2». Начавшиеся осенние шторма заставили прекратить спасательные работы. Команда «Кенника» покинула пароход с застрахованным грузом. А. Ф. Дицкалн решил разгрузить 2500 тонн леса и сам пароход. Аварийная группа во главе с Дицкалном в конце ноября 1933 года прибыла на мыс Белый для принятия решения на месте.
*****
План разгрузки «Кенника» был утвержден московским руководством ГУЛАГ. В конце декабря 1933 года командировка «Белый Мыс» приступила к работе. Бригадам заключенных, работавших по 12 часов в сутки, предстояло освободить пароход ото льда, толщина которого достигала полутора метров, освободить трюмы и палубу от пиломатериала, демонтировать все палубное оборудование, поднять из трюмов уголь. Аммоналом пробили подъезд к пароходу, и шофер «полуторки» заключенный В. И. Хохлов, делая в день по 20 рейсов, вывез 282 тонны первоклассного угля.
*****
Особенно ответственным был демонтаж паровой машины «Кенника». Паровой котел диаметром три метра и весом 10.5 тонн домкратами медленно поднимали до уровня палубы 10 дней. По освобожденной от надстроек палубе котел по слегам спустили на лед. Вслед за этим были сняты цилиндры паровой машины весом 6, 7, и 8 тонн каждый. Эту работу вместо погибшего М. Г. Ровнякова возглавил заключенный И. А. Лойко
*****
В заполненном водой трюме «Кенника» был установлен отличный токарный станок. Отвернуть гайки на анкерных болтах на глубине 4 метра можно было только в водолазном костюме. Скафандр нашли на «Кеннике», но к нему не было шлема. Из головной части вентиляционной трубы и каютного иллюминатора инженер М. Г. Ровняков и слесарь И. Ф. Камышанский изготовили водолазный шлем, испытание которого провел Ровняков, а работу по демонтажу цилиндров и токарного станка выполнил И. Лойко.
*****
24 марта 1934 года в 21-30 все руководство командировки «Белый Мыс» погибло от рук решившихся на побег заключенных Ануфриева и Кулемина. Были застрелены начальник командировки Ф. И. Николаенко, механик М. Г. Ровняков, воспитатель Н. Н. Ивановский и заключенный В. Швец. В результате перестрелки при преследовании бандитов погиб боец ВОХР П. А. Лаппо. Все были похоронены на кладбище поселка Варнек.
*****
Карта сайта Написать Администратору