3. Обучение
Раздел сайта "Все выпускники", подраздел "Борисоглебский аэроклуб"
.
Обучение курсантов БАК, как и во всех аэроклубах ОСОАВИАХИМа, начи-налось с теоретической и практической наземной подготовки. Они изучали уставы РККА, теорию полета, штурманское дело, самолет У-2 Н.Н. Поликарпова и мотор М-11 А.Д. Швецова. Кроме того, проводилась политическая и строевая подготовки курсантов.
.
На фотографиях – учебники курсанта Борисоглебского аэроклуба (выпуск 1939 года) Казакова Алексея Филипповича (1922-23.07.1943). Фотографии предоставлены Алексеем Панфёровым.
.

КУЛП-38 – основной учебник курсантов-пилотов ОСОАВИАХИМа в 1938-1939 годах
.
Учебники курсантов-пилотов ОСОАВИАХИМа в 1938-1939 годах:
.
.
По воспоминаниям Е.С. Николаева, учебный процесс в БАК был организован неплохо. Теоретические занятия вели в том числе и лётчики из Борисоглебской авиашколы (в частности, Е.С. Николаев называет преподавателя по «Наставлению...» лётчика авиашколы капитана Валерия Фёдоровича Макеева). Были наглядные пособия, вплоть до разрезных моторов М-11.
.
Наряду с теоретическим и практическим обучением большое внимание уделялось физвоспитанию «с лётной спецификой». Курсанты БАК прыгали с парашютной вышки на стадионе авиаучилища, и с самодельной вышки в воду на реке Ворона. Вышек и той и другой давно нет (в конце 1950-х – начале 1960-х фундамент вышки у забора с восточной стороны стадиона ещё был виден).
.
После теоретической подготовки курсанты переходили к лётной практике на самолёте У-2. Несмотря на сведения о строительстве ангара на 10 самолётов, сколько их было в аэроклубе фактически – пока не установлено.
.

Аэродром Борисоглебского аэроклуба. 1939 год. Фотография принадлежала Алексею Филипповичу Казакову (1922-23.07.1943), учившемуся в аэроклубе с 01.10.1938 по 25.09.1939.Фотография предоставлена Алексеем Панфёровым.
.
Полёты разделялись на вывозные, самостоятельные и контрольные. Нормы налёта курсантов неизвестны. В 1940 году фактический налёт борисоглебских курсантов составлял: вывозных полётов – от 9,41 до 21,58 часа, самостоятельных – от 5,08 до 16,53 часа, контрольных – от 1,17 до 7,45 часа.
Количество полётов борисоглебских курсантов неизвестно, но в других аэроклубах оно обычно находилось в пределах: вывозных – от 37 до 76, самостоятельных – от 95 до 147, контрольных – от 20 до 81.
.
Из воспоминаний Е.С. Николаева: «...Помню первый в жизни полёт. Сел, пристегнулся. Во второй кабине сидит начлёт т. Могильниченко. Лётный состав – все бывшие лётчики ВВС. Запускаем от руки мотор, и утренняя тишина наполняется рокотом двигателя. На выхлопных патрубках – фиолетовые язычки пламени. – «Выруливай!» Как выруливать, понятия не имею. Инструктор делает всё, конечно, сам, но у меня левая рука на секторе газа, правая на ручке, ноги на педалях. Взлетели. Затихли прыжки, аэроплан преодолевает упругий воздух. Сразу же обдало неповторимыми запахами бензина, горячего масла и эмалита. Самолёт мелко дрожит. Лечу сам, ныряю, взмываю. На разворотах довольно сильно прижимает к сиденью. Полёт по кругу, по «коробочке». Нужно выполнить четыре разворота. Начало их прозевываю, но, главное, – от полёта остаётся радость. Мелькает мысль: «Может быть, вправду буду лётчиком?..»
«...Меня выпустили самостоятельно (с грузом во второй кабине) после 24 полётов. Первые 2-3 полёта выполнял как в тумане, потом, после 8-10 полётов туман начал рассеиваться. После полётов в зону на пилотаж стала приходить мысль: «Летать, наверное, буду». Появилось чувство уверенности в себе. Идя на полёты начал испытывать радость. Появилось чувство гордости за свою, хоть и маленькую пока, причастность к профессии лётчика...»
«...Полёты шли без срывов. Всегда всё было. Был бензин, было масло, были водомаслогрейки, были баллоны со сжатым воздухом. Был свой транспорт – два грузовых автомобиля, один из которых был приспособлен для перевозки людей. При штабе БАК имелся мотоцикл «Красный Октябрь» с двигателем мощностью 5 л.с...»
.
При сдаче выпускных экзаменов курсанты летали по кругу самостоятельно, с грузом во второй кабине, и в зону с проверяющими. В воздухе проверяющие ставили в свои блокнотики значки-оценки. А оценочные листы заполняли тут же на аэродроме набело, сразу после полёта.
.
Неизбежным спутником лётной работы в те годы были лётные происшествия различной степени тяжести. Например, к августу 1939 года, за семь месяцев, в Борисоглебском аэроклубе произошли 1 авария, 6 вынужденных посадок и 4 мелкие поломки. Был снят с должности И.Д. Занин, ставший к тому времени начальником Борисоглебского аэроклуба. Для сравнения: в Липецком аэроклубе за тот же период произошло 2 аварии, 1 крупная поломка, 5 вынужденных посадок и 26 мелких поломок. Был снят с должности начальник Липецкого аэроклуба М.Ф. Киреев.
***
Перейти на страницу 4. Постоянный состав аэроклуба
|