Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Главная Новости История Фотоальбомы Все выпускники Командование. Преподаватели Инструкторы. Аэродромы. Полки. Третий тост... Наше творчество Общение Гостевая книга Выпускник, заполни анкету Библиотека Наши друзья О сайте
3. Обучение
Раздел сайта "Все выпускники", подраздел "Борисоглебский аэроклуб"
.
Обучение курсантов БАК, как и во всех аэроклубах ОСОАВИАХИМа, начи-налось с теоретической и практической наземной подготовки. Они изучали уставы РККА, теорию полета, штурманское дело, самолет У-2 Н.Н. Поликарпова и мотор М-11 А.Д. Швецова. Кроме того, проводилась политическая и строевая подготовки курсантов.
.
На фотографиях – учебники курсанта Борисоглебского аэроклуба (выпуск 1939 года) Казакова Алексея Филипповича (1922-23.07.1943). Фотографии предоставлены Алексеем Панфёровым.
.
 
КУЛП-38 – основной учебник курсантов-пилотов ОСОАВИАХИМа в 1938-1939 годах
.
Учебники курсантов-пилотов ОСОАВИАХИМа в 1938-1939 годах:
.
.
По воспоминаниям Е.С. Николаева, учебный процесс в БАК был организован неплохо. Теоретические занятия вели в том числе и лётчики из Борисоглебской авиашколы (в частности, Е.С. Николаев называет преподавателя по «Наставлению...» лётчика авиашколы капитана Валерия Фёдоровича Макеева). Были наглядные пособия, вплоть до разрезных моторов М-11.
.
Наряду с теоретическим и практическим обучением большое внимание уделялось физвоспитанию «с лётной спецификой». Курсанты БАК прыгали с парашютной вышки на стадионе авиаучилища, и с самодельной вышки в воду на реке Ворона. Вышек и той и другой давно нет (в конце 1950-х – начале 1960-х фундамент вышки у забора с восточной стороны стадиона ещё был виден).
.
После теоретической подготовки курсанты переходили к лётной практике на самолёте У-2. Несмотря на сведения о строительстве ангара на 10 самолётов, сколько их было в аэроклубе фактически – пока не установлено.
.

Аэродром Борисоглебского аэроклуба. 1939 год.
Фотография принадлежала Алексею Филипповичу Казакову (1922-23.07.1943), учившемуся в аэроклубе с 01.10.1938 по 25.09.1939.Фотография предоставлена Алексеем Панфёровым.
.
Полёты разделялись на вывозные, самостоятельные и контрольные. Нормы налёта курсантов неизвестны. В 1940 году фактический налёт борисоглебских курсантов составлял: вывозных полётов – от 9,41 до 21,58 часа, самостоятельных – от 5,08 до 16,53 часа, контрольных – от 1,17 до 7,45 часа. 
Количество полётов борисоглебских курсантов неизвестно, но в других аэроклубах оно обычно находилось в пределах: вывозных – от 37 до 76, самостоятельных – от 95 до 147, контрольных – от 20 до 81.
.
Из воспоминаний Е.С. Николаева: «...Помню первый в жизни полёт. Сел, пристегнулся. Во второй кабине сидит начлёт т. Могильниченко. Лётный состав – все бывшие лётчики ВВС. Запускаем от руки мотор, и утренняя тишина наполняется рокотом двигателя. На выхлопных патрубках – фиолетовые язычки пламени. – «Выруливай!» Как выруливать, понятия не имею. Инструктор делает всё, конечно, сам, но у меня левая рука на секторе газа, правая на ручке, ноги на педалях. Взлетели. Затихли прыжки, аэроплан преодолевает упругий воздух. Сразу же обдало неповторимыми запахами бензина, горячего масла и эмалита. Самолёт мелко дрожит. Лечу сам, ныряю, взмываю. На разворотах довольно сильно прижимает к сиденью. Полёт по кругу, по «коробочке». Нужно выполнить четыре разворота. Начало их прозевываю, но, главное, – от полёта остаётся радость. Мелькает мысль: «Может быть, вправду буду лётчиком?..»
«...Меня выпустили самостоятельно (с грузом во второй кабине) после 24 полётов. Первые 2-3 полёта выполнял как в тумане, потом, после 8-10 полётов туман начал рассеиваться. После полётов в зону на пилотаж стала приходить мысль: «Летать, наверное, буду». Появилось чувство уверенности в себе. Идя на полёты начал испытывать радость. Появилось чувство гордости за свою, хоть и маленькую пока, причастность к профессии лётчика...»
«...Полёты шли без срывов. Всегда всё было. Был бензин, было масло, были водомаслогрейки, были баллоны со сжатым воздухом. Был свой транспорт – два грузовых автомобиля, один из которых был приспособлен для перевозки людей. При штабе БАК имелся мотоцикл «Красный Октябрь» с двигателем мощностью 5 л.с...»
.
При сдаче выпускных экзаменов курсанты летали по кругу самостоятельно, с грузом во второй кабине, и в зону с проверяющими. В воздухе проверяющие ставили в свои блокнотики значки-оценки. А оценочные листы заполняли тут же на аэродроме набело, сразу после полёта.
.
Неизбежным спутником лётной работы в те годы были лётные происшествия различной степени тяжести. Например, к августу 1939 года, за семь месяцев, в Борисоглебском аэроклубе произошли 1 авария, 6 вынужденных посадок и 4 мелкие поломки. Был снят с должности И.Д. Занин, ставший к тому времени начальником Борисоглебского аэроклуба. Для сравнения: в Липецком аэроклубе за тот же период  произошло 2 аварии, 1 крупная поломка, 5 вынужденных посадок и 26 мелких поломок. Был снят с должности начальник Липецкого аэроклуба М.Ф. Киреев.

***

Перейти на страницу 4. Постоянный состав аэроклуба

Карта сайта Написать Администратору