Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Главная Новости История Фотоальбомы Все выпускники Командование. Преподаватели Инструкторы. Аэродромы. Полки. Третий тост... Наше творчество Общение Гостевая книга Выпускник, заполни анкету Библиотека Наши друзья О сайте
Чепус Геннадий Васильевич
Рассказ  из цикла "Охотничьи рассказы"
.
Охота в Забайкалье
.
По-настоящему на охоту я "подсел" в Забайкалье. А дело было так.
Году в 1996-м, если не изменяет память, прибыл я в ЗаБВО к новому месту службы, начальником оборонного завода. Друзья-офицеры, провожая меня в «суровый край» и понимая, что еду чисто за «папахой», всё одно крутили пальцем у виска и пели песню: «лучше в шапке по Арбату, чем в папахе по тайге» и с ехидством расшифровывали аббревиатуру - ЗАБВО - забудь вернуться обратно...
Мне и самому нравилась эта песня, но ничего не мог поделать со своей натурой - тягой к перемене мест и «экстремальному туризму». Не пугала даже расшифровка. Соглашаясь на этот «туризм», я ни сном, ни духом не представлял себе, насколько он будет «экстремальным».
.
В те годы карманными деньгами считались сотни тысяч, но мало чего на них можно было купить. В стране вовсю свирепствовал бартер.
Как оказалось, моё предприятие должно было всем, а главное - городу за коммунальные услуги. Сорок пять миллиардов(!).
Чуть ли не на следующий день моей интронизации, потянулись ходоки-раздражители проверять нового начальника на вшивость: «Иркутск-Энерго», Водоканал, АТИ... Помните, как в кино: "Не будут покупать билеты - отключим газ…". Со мной было также: "Завтра отключим свет!" Никакие доводы, что предприятие оборонное, градообразующее, не возымели действия на этих мытарей, но ведь и меня сюда послали, чтобы я соплей не распускал, да по щекам не размазывал...
Вызвал начальника штаба и приказал добавить к караулу два поста для охраны и обороны двух трансформаторных подстанций.
Подстанции-то были на моей территории, но дверями выходили на городскую. Вот я и подстраховался. На вопрос НШ: «Почему две подстанции?» ответил, что схема электропитания в России двухлучевая. «А-а-а» - протянул НШ, хотя, конечно, ни хрена не понял, да и не должен был...
Городские мытари были очень пунктуальны: завтра, как и обещали, в восемь утра подъехали на аварийке к ТП. Весёлые такие, ключами звенят. Идут так по-хозяйски, а тут:
- Стой! Кто идёт?
- Вот те раз! Мы Иркутскэнерго, это наша ТП, а ты чьих будешь?
- А я охраняю как раз эту ТП.
- Ну ладно, пошутили и будет, - продолжают медленно приближаться.
Солдат рванул с плеча автомат. Иркутскэнерго как ветром сдуло. Драпанули, быстрее своего визга, как говаривал генерал Лебедь.
Ну, думают, отключим с другой стороны. Подъезжают к другой ТП, а там тоже боец с автоматом прохаживаются...
Вот тут-то они и ко мне.
- Что творишь начальник? Беспредел это!
- Беспредел, - говорю, - мне устроят мои служащие, у которых из-за вашего отключения в тридцатиградусный мороз в квартирах батареи остынут. А с вами мы договоримся.
.
Вот я и подвёл читателя к бартеру. Я вам - ширпотреб завода, а вы мне – эл. энергию. Сошлись и замирились.
Видно, молва прокатилась по коридорам власти, как можно с военными вопрос недоимок решать. Другие подтянулись, но теперь заранее о встрече по телефону договаривались, без кавалерийских налётов. А ну как у солдатика на посту рука дрогнет...
.
Приезжала и братва: отдавай нам свои опилки, а мы из них технический спирт. Ты в доле... Пиджаки расстегнули, чтобы стволы были видны. Чтобы я сговорчивей был, что ли?
Заело меня это, ведь братва не понимает, куда пришла. Здесь войсковая часть, а не общество с ограниченной ответственностью.
Нажимаю кнопку «НШ».
- Петрович, принеси пару стволов, я сейчас на охоту еду.
Петрович просчитал ситуацию (видно и раньше приезжали), тащит за стволы два калаша, а солдатик за ним цинк патронов - на два часа наступательного боя...
Ушли братки ни с чем, а мы с Петровичем поржали.
.
Вопрос с электроэнергией был самый простой из того вороха проблем, что свалилась на мою голову в самые первые дни пребывания в должности начальника. Самый сложный - топливо. Где его взять, если на счетах пустота, а все квоты выбраны? Производственный план Москва не отменяла. Крутись, коль взялся за гуж.
Помогла родная авиация, а именно - 350 АПИБ, расквартированный рядом. Приезжает как-то комендант гарнизона вместе с замом мэра и сообщает, что завтра прилетает первый заместитель командующего войсками ЗАБВО генерал-полковник Болдырев Владимир Анатольевич.
Визит посвящён передислокации войск и техники.
Как ты, мол, смотришь, если мы встречу организуем на твоей базе?
Намекает, подлец, на мою столовую, соответствующее обслуживание и кухню. Оказывается, мой предшественник приучил весь гарнизон устраивать встречи именно здесь. Я согласился только на кухню вскладчину, а буфет, говорю, за вами.
.
На следующий день перед прилётом Болдырева комендант организовал что-то типа тренинга. Построил в одну шеренгу командиров частей и устроил строевой смотр. Что тут началось... Из 15-ти майоров и подполковников ни один не был одет по форме. Штаны от парадки, шинель повседневная и наоборот, а добрая половина вообще в бушлатах. Какие там портупеи!? На все вопросы – один ответ: сто лет вещевого довольствия не получали. Как я только что из столицы, и штаны у меня ещё на коленях не пузырятся, решили, что докладывать мне. Потом передумали. Форма-то у меня чёрная, а Болдырев, говорят, её не жалует. Да мне и лучше: чего светиться?
Болдырев, правда, меня всё одно "высветил".
- А что, - говорит, - тут железнодорожники делают? Или флотилию Ангарскую здесь сформировали? Чё молчишь? Вопроса не слышал?
Я бодро доложил, что вопрос слышал, ответ думаю...
- Это хорошо, что думаешь, - сказал генерал и прошёл дальше. Остановившись напротив, следующего от меня майора в бушлате спросил:
- А чего это у тебя, майор, такая ро… лицо красное? Пьёшь?
- Никак нет, - отвечает майор, - просто сосуды близко, а на морозе... Да и спиртного взять негде - тайга...
Но зам. командующего на эту лапшу не повёлся, а заметив на майоре авиационные эмблемы продолжал:
- А чего тебе спиртное искать, вы же со своих 31-х литров по сто массандры сдаиваете? Или больше? А на что хоть списываете?
По-моему, генерал вопрос задал так - чисто поржать, но майор с солдатской простотой пустился в объяснения.
- Ну как же, - говорит, - антиобледенение, охлаждение генераторов...
- Вот потому у тебя майор рожа и красная, что никакие генераторы от тебя спирта никогда не видели! - сказал, как отрезал, Болдырев, и пошёл дальше, тихо напевая: две турбины, две кабины, а в кабинах...
Я не расслышал, что там в кабинах, но сразу понял, что зам. командующего большой знаток авиации, хотя удивляться тут нечему - у него собственный самолёт для инспекции войск округа, и налёт, наверное, под тысячу часов в год.
На обед зам. командующего пришёл, но от чарки отказался, и я от греха попросил убрать спиртное. Ну уж когда Болдырев убыл, гарнизон, как положено, расслабился...
.
Перезнакомились быстро. Майор оказался заместителем командира полка по ИАС и отличным парнем. Узнав, что я Борисоглебский, он в этот же вечер увёз меня в свой полк, где знакомство продолжили уже чисто авиационной компанией. Не отпускали до полуночи. И то сказать, немерено оказалось общих знакомых и их ратных дел, которые на слуху у авиаторов всех видов и родов войск. А спирт у них знатный! Три литра дали с собой. Никакая это не "массандра". Лётный состав пьёт только чистый спирт. И «генераторы» лётчиками не обижены. Я тут же был посвящён в тайну, что ни черта они не сливают, и что этот спирт в воздухе не был. Когда посиделки перевалили далеко за полночь, я осторожно поинтересовался: пьём, а как же сегодня летать будете? Ответ был лаконичным: «лётчик не тот, кто пьёт между полётами, а тот, кто летает между пьянками».
Я ничего не понял, хоть и сам вышел не из кукурузы. Зато в этот вечер приобрёл такой опыт ведения хозяйства войсковой части, что многие трудности перестали быть таковыми. Конечно, этот бесценный опыт был изобретён и опробован в отдельно взятой авиационной части, но, учитывая мои авиационные корни, я легко перенёс его в повседневную жизнь вверенного мне военного завода. И ещё уяснил для себя, что не один в этом глухом сибирском краю. Не важно, какие у кого погоны. Мы АРМИЯ! И в Армии меня одного в беде не бросят, без взаимодействия нам не победить ни в каком военном конфликте. И ещё одно немаловажное открытие я для себя сделал: чем дальше от столицы, тем меньше в людях спеси!
.
Что мы знаем о спирте? С₂Н₅ОН! В 1996 году это была не просто химическая формула, это был эквивалент мены. Тонна кокса для кочегарки – 10 литров эквивалента. И наоборот: куб необрезной доски – те же 10 литров. Один списанный кунг для авиаторов возвращался ко мне 20-ю литрами ректификата, а потом превращался в передний мост УАЗа и два радиатора... Всех превращений и не опишешь. Слава Богу, что я родом из авиации! Даже не представляю, как бы сводил концы с концами, если бы в городе не стояли военные лётчики.
Единственное, в чём одинаково нуждались обе наши части, так это в топливе. Бензин и соляра никак не встраивались в схему бартера. Керосина хоть отбавляй, а бензина нет и солярки тоже. И близко-то нет, только в Ангарске нефтебаза, а до неё 600 вёрст. Решили мы с замом по тылу 350 ИАП выдвигаться в Ангарск. Загрузили по полной мою служебную тойоту дарами, способными растопить душу чиновника, сидящего на квотах и лимитах, да плавно выдвинулись в путь.
.
Дело в том, что все части Б--ого гарнизона снабжались службой горючего ЗАБВО через базу хранения ГСМ в Ангарске. Здесь, в городе, была гарнизонная заправка. Моя часть - центрального подчинения и лимиты устанавливал Центр. При такой структуре местные меня игнорировали. Те же лётчики просветили, что отдельные войсковые части с небольшим расходом горючего в целях улучшения обеспечения ГСМ могут прикрепляться к ближайшей войсковой части (читай 350 ИАП). Этим я и планировал воспользоваться, написав прошение на имя начальника тыла ЗАБВО.
.
На выезде из города, возле ГАИ, останавливает нас военная автоинспекция. Знакомый старлей попросил Сергея воспользоваться его рацией и позвонить в часть. Вернулся Сергей очень чем-то озадаченный.
- В Котласе, - говорит, - МbГ-31 разбился, экипаж погиб, полёты приостановили на всех аэродромах до выяснения причин. Сегодня, похоже, не едем.
В часть ехали молча. Мне вспомнились катастрофы, в которых погибли мои товарищи и настроение стало совсем кислым.
Я подвёз Сергея к штабу и остался ждать. От решения его начальников зависело: разгружать тойоту или нет. Ведь мы забили всё свободное пространство машины всевозможными подарками. Из даров взяли с собой охотничьи артефакты: шкура медведя, рога изюбря и лося, подарочные охотничьи ножи, выполненные из лопатки компрессора МbГ-31 и две канистры всё того же эквивалента.
Сергей, однако, вышел очень быстро и сказал, что командир не отменил поездку, что на разборе катастрофы обойдутся без него.
На вопрос, какова предварительная версия гибели экипажа в Котласе, Сергей ответил, что экипаж потерял работоспособность в воздухе, а конкретнее будет версия по результатам комиссии.
.
Наконец, мы выдвинулись. Стоял январь 1997 года. Мороз, заносы...
Ехали часов восемь, с двумя остановками на перекус и отправку надобностей, но время пролетело просто мгновенно за разговорами об армейской жизни и способах её оптимизации. Конечно, я больше слушал. Майор Сергей К. был моложе меня, но службы «понюхал» и рассказать ему было о чём. Конечно, я провоцировал разговор в основном на авиационные темы, да и ему самому интересно было рассказывать истории из жизни его части, и он рад был, что нашёлся заинтересованный слушатель. Рассказал, что полк его летает на МиГ-31 и состоит, в основном, из молодых лётчиков, недавних выпускников Армавира и Ставрополя. Наверное я постарел, думая, где лейтенант и где МиГ-31!?
Сергей мои сомнения разрушил.
- Как ни странно, - говорит, - но старлеи быстрее переучиваются на эту технику, чем майоры и подполковники. Дело даже не в пилотировании самолёта, дело в большом количестве электронных систем и «старички» просто ленятся их осваивать.
Сергей продолжал: полк пользуется ВПП гражданского аэропорта.
Что ВПП двойного назначения, я прочувствовал на своей шкуре: только с московского рейса на сибирскую землю стал, а сзади как шандарахнет, я аж присел под воздействием быстро нарастающего рёва истребителя на форсаже. Грохот был такой, что вибрировали лёгкие. Это было так внезапно и неожиданно, что я, ошарашенный, ничего не мог понять: откуда на гражданском аэродроме взялись истребители? Это всё одно, что во Внуково на ВПП пару Ту-22 увидеть! Что же это за монстры? Оторвались от бетона и через минуту растворились в воздухе, оставив за собой раскалённое марево?! Причём, мне показалось, что шасси они убрали на высоте 20 сантиметров от бетона(!). Р е с п е к т!!!
Ещё перед отъездом мы условились заехать к свояку Сергея на Аэродром «Белая», возле Усолья Сибирского. Сергей вёз подарки своему родственнику, он там начальник ТЭЧ, и собирался у него пополнить запасы спирта. Мало ли, как оно там пойдёт в Ангарске, а спирт лишним не бывает. Там у них на «Белой» сверхзвуковые ракетоносцы, так они 400 литров «массандры» только на охлаждение тормозных дисков тратят! Да ещё чистый на противообледенение стёкол(!?).

Аэродром Белая. Ту-22М3.
.
Минут пятнадцать Сергей сокрушался, что в их части такие никудышные самолёты, как МиГ-31.
- Ну, чемодан чемоданом. Летать-то он летает, но совершенно бесполезен для полкового хозяйства. Сам посуди: прототипом МиГ-31-го был МиГ-25. Так у МиГ-25 заливалось 250 литров «массандры» и 60 литров чистого пшеничного спирта. Слетает на разгон-на-высоту с включением спиртозависящих спец.систем: РЛСБО, станции постановки помех «Сирень» - и весь спирт на замену... Гастроном, одним словом! А что у 31-го? – Один «массандрический» бачок?
Ну, думаю, «понесли ботинки Митю!» Интересно, а знает Сергей, что с постановкой на боевое дежурство МиГ-31 напрочь прекратились полёты в Нашем Небе НАТОвских U-2 и SR-71?
Наверное в курсе, но своя рубашка (зам. по тылу) ближе к телу... Сергей поразил меня знанием матчасти всех типов самолётов, особенно в части заправки спиртом.
Последнее, что я спросил у Серёги, отчего у них такая длинная ВПП? Я час сегодня шёл к вам вдоль взлётки.
Он и здесь не растерялся и рассказал мне, наверное, авиационную байку.
Построили новую модификацию истребителя МиГ-31 пятого поколения. Получилась она, как всегда, тяжелее предыдущей модели. И при попытке взлететь врезалась в забор в конце ВПП. В КБ Микояна консилиум: "Что делать с самолетом?" Облегчить конструкцию, уменьшить полезную нагрузку, форсировать двигатели, применять стартовые ускорители??? В итоге, решили на всех аэродромах перенести забор и увеличить взлетно-посадочную полосу. Вот и у нас ВПП много больше трёх километров.
.
Я удобно пригрелся на заднем сидении тойоты, придавленный какими-то мешками и слушал его как «театр у микрофона». Меня совершенно не раздражал этот «праздник словесности», было даже хорошо думать о своём под монотонный монолог Сергея. Слушая про многотонные обороты спирта, я умилялся, вспоминая свои 2 литра на МиГ-17.
Как далеко шагнула авиация! Получается, и не шагнула бы без спирта... Выходит, двигателем прогресса в авиации был Менделеев? По Серёгиным рассуждением выходило так. Меня угораздило про Менделеева высказаться вслух. Сергей очень аргументировано и грамотно поставил меня на место.
- Да, нет, - говорит. - Менделеев запатентовал, считай, 40-градусную водку, вернее соотношение 45,88% спирта на 54,12% воды. А спирт придумали средневековые алхимики и назвали Spiritus. В переводе с латинского - ДУША. И это правильно! Знаешь, что в авиаполку является Душой? Не знаешь... Душой полка является ЗАК-2.5-375- заправщик агрессивных компонентов с ёмкостью спиртового отсека 2,5 куб.м!
- Кто ты Серёга, что заканчивал? - не удержался спросить я.
- Воронежское ВВАТУ, - ответил Серёга.
- Уважаю твоё училище.
И Серёга погнал про училище...
.
Я почти заснул, когда почувствовал съезд с дороги. Сергей сказал: "Покосное!" И я вспомнил, что меня пригласил заехать в это село мой зам. по производству, отпросившийся забить телка у престарелых родителей.
- Обязательно заезжайте! Печёночки пожарим, - говорил. - И мясца возьмёте в дорогу.
Покосное стоит прямо на дороге. Чего не заехать? Пообедать пора, да и рюмочкой свой организм порадовать… Однако, как «генераторы спирта не видят», так и нашим организмам рюмочка обломилась. Облом вышел по всем статьям, включая обед.
Объяснением всему стала банальная ситуация. Набрал вес скот, который кормили на мясо, пора забивать, а мужики все в городе на заработках. А тут «нечаянная радость» - приезжает мой зам. с ножиком длиной 60 см! Порезал он свой скот, а у калитки бабушка-соседка: «Зарежь касатик и моего кабанчика, да вот рюмочку испей, чтоб сподручней…" Отчего и не испить, да не зарезать? Испил «до», зарезал и три раза испил после. А у калитки ещё две бабушки и дедушка. Когда мой зам, весь в крови убиенных животных, с окровавленным «ножичком», в полной «просрации», сопровождаемый толпой очередников прошествовал мимо нас с большим креном и «рысканьем» по курсу, я как-то не рискнул его окликнуть. Чёрт его знает, может ему уже во всём, что движется кабанчик мерещится?
В общем, выехали мы из села «не солоно хлебавши», подвернули к прогалинке у дороги, да на капоте и закусили. Благо, в машине всего было. Серёга вовремя подметил, что «основа летания - сон и питание» Кто бы сомневался. Оправились и поехали дальше.
Серёга опять за своё. А знаешь ли ты, что такое Массандра? А Султыга, а Шпага? А как отличать? Я ответил, что представляю себе в общих чертах. На что Серёга даже обиделся: как же ты будешь выживать здесь, не владея этими познаниями? Вот взять "массандру" - крепость у неё зимой и летом разная. Его голос слышался всё дальше и дальше, и я уснул. Остальное дослушивал водитель.
.
Проснулся от тряски и понял, что вылетели на грейдер. От Тулуна до пос. Средний асфальта считай не было. Ох и Велика же Наша Страна, особенно, если ехать по грейдеру. К моему удивлению, Серёга спал и посапывал. Что ему эти ухабы? Пока я спал, он трижды приложился к фляжке и теперь ему хорошо. Проспал он почти до Среднего.
Как нас встречал Серёгин свояк Игорь - это отдельная песня. После приветствия мы себе уже не принадлежали. Игорь быстро всё прояснил и спланировал: сегодня баня и встреча, а завтра охота!
А насчёт горючки? - говорю...
- Завтра пятница, - печатает слова Игорь. - Кому вы в Ангарске нужны в пятницу? Тем более, на охоте с нами будут два начальника отдела с базы.
Ну, охота так охота! Вот и подошёл я в своём рассказе к охоте.
.
На следующий день, с утра, Игорь убежал на построение, а мы начали приготовление к охоте. Кроме личных ПМ-ов, другого оружия не имели, но вчерашняя компания уже с утра доставила к Игорю два ИЖ-27, как и обещали. Обе Ижевки были новые, поэтому пристреливать их придётся уже на месте. Обещали охоту на изюбря.
Сергей вернулся с построения часа через три страшно злой. Клял почём зря всю дальнюю авиацию с её рутиной и постоянными авралами.
Мы были уже готовы. Быстро загрузились в ГАЗ-66 и выдвинулись. Охота предполагалась в урочище на реке Малый Зого. Там возле зимовья сбор команды и инструктаж охотоведа. Со слов Игоря, дорога не близкая, но снегопада «метео» не обещает, проходимость у ГАЗ-66 великолепная, так что постараемся нагнать время. Чем дольше пробирались мы по таёжному зимнику, тем больше жгло меня сомнение насчёт производства самой охоты.
Как мы охотимся в Подмосковье? К примеру, загонная охота на лося. Команда только поднимается с постелей после вчерашней бурной встречи заядлых друзей, а егерь на снегоходе уже «обрезал» следы. То есть объехал вокруг лесного урочища и увидел свежий переход зверя. Выходных следов нет. Вот в этом массиве и будет охота. Зверь стоит внутри урочища. Привезли полутрезвых «номеров», расставили, объехали рощу, высадили загон. Загон подал «голос», началась охота. Всё просто.
Но здесь же не урочище, отдельно стоящее в поле, и просек нет, только лесовозный ус и сплошная тайга. Какой массив тайги будем «окружать»? На чём вглубь тайги доставить загонщиков, ведь на 8-10 номеров и в загон нужно человек 6. До поры все свои сомнения я не высказывал, чтобы не прослыть дилетантом.
Часто дорога была перегорожена упавшим деревом. Приходилось работать пилой.
.
Добрались мы до зимовья, когда нас и ждать перестали. Зато там был уже такой градус сердечности, что не нужно было даже создавать первого впечатления при знакомстве. Когда мы вошли в зимовье, все кинулись нам угождать. Не знали, куда посадить, чего налить. В котле томилось мясо (извечный охотничий шулюм). Оказывается, предыдущая команда закрыла лицензию на мишку и готовилась к отъезду. После пяти минут знакомства и трёх выпитых штрафных, иначе как «брат» никто ко мне не обращался. Я отвечал тем же уже потому, что через минуту не мог вспомнить, как кого зовут. Потому как отъезжающие очередной тост выпили «на посошок» я понял, что впереди ещё:
- За здоровье атамана!
- Подъёмная (выход из-за стола);
- под бурку (казак одевает бурку);
- под саблю (осмотр оружия);
- придворная (выход во двор);
- стремянная (нога в стремени);
- седельная (пьют в седле);
- на ход ноги (двинулся);
- привратная (перед воротами);
- закурганная (понятно где);
Десять тостов, и скоро они не уедут. Тем более, что кто-то из летунов влез с внеочередным тостом: «Чтоб «кремль» стоял(!) и винт крутился»!
.
Чего врать, дикого медведя я близко не видел и, тем более, не стрелял. Спросил, где он лежит? Ответили, что в леднике.
В леднике было сумрачно, и то, что я увидел лежащим на полу, повергло меня в шок...
На полу, на какой-то рогоже, лежала женщина... без головы. Честное слово, я бездумно, не давая отчёта своим действиям, достал и передёрнул пистолет. Зачем? Как ошпаренный выскочил на воздух и заходил кругами перед зимовьем. Из зимовья вышел Игорь с «братом» и вопросительно на меня уставились. Я спросил, кто там лежит?
- Медведь... медведица, - ответил «брат» и полез сам в ледник. Вылез, недоуменно пожал плечами, открыл дверь в зимовье и громко туда выпалил с некоторой весёлостью в голосе: - Мужики, тут ещё один защитник лесной фауны пришёл рассчитаться за убитую женщину. Двое парней с улыбками подтолкнули меня к дровнику, и я увидел на снегу шкуру и голову медведицы. Никогда не забуду того сходства разделанной медведицы с женщиной. Особенно меня смутило наличие двух(!) грудей на тушке...
Конечно, мяса я не ел, более того, дал себе слово, никогда не ходить на медведя. Позже были столкновения с косолапым на Камчатке, но зарок есть зарок!
.
Видя, что праздник по добытому медведю рискует перейти за полночь, я всё же робко задал свои вопросы по поводу завтрашней облавной охоты на изюбря или сохатого.
- Кто, - спрашиваю, - пойдёт в загон? Кто следы зафиксирует?
- Утром приедет егерь, - отвечают мне, - и всё расскажет. А по следам уже с обеда Айхал ушёл с собаками.
- Кто такой Айхал?
- Якут - Бог здешней охоты!
- Подождите, что значит с обеда? Время 23 часа! Где же он?
- Не переживай, - говорят мне. - Он в тайге, как дома. И зимовье это не последнее, и в снегу ему ночевать - дело привычное. Сегодня погода - миллион на миллион, волноваться не о чём, будут тебе следы.
Видя моё недоумение, охотник с нефтебазы, Николай рассказал недавнюю историю с этим самым Айхалом.
У Айхала три охотничьих лайки и одна хаски - та же лайка, только, больше, ездовая. Старшая в стайке лайка – мать Тайга, сын её - Агой, дочь Альма, приёмный сын хаски - Дымок. Тайга, как жена Айхалу, как одно целое. Даже как-то разговаривают друг с другом.
Пошли они следы читать, ушли и пропали. А тут пурга! Что делать? И ракетами стреляли и костры жгли - тишина. Но Айхал не растерялся. Вырыл в снегу яму под вывороченным деревом, набросал на дно лапника, да и лёг, а собаки сверху. Им-то что? Они и так на снегу спят. Разделил Айхал буханку хлеба с салом, что под одеждой берёг на пятерых, да и забылся. Всю ночь метель бушевала, а всё же закончилась. Выбрались они из своей норы и Тайга привела всех к зимовью - дым учуяла. Даже не простудились. Но и Айхал собакам как отец. Если наст или мороз лютый, так он собакам мокасины наденет, а пальцы барсучим жиром смажет. Потому они слаженно и работают, что заботятся друг о друге.
Один раз на охоту приехали новые русские. На тойотах. Самый крутой предложил Айхалу тойоту за его свору, или хотя-бы за Тайгу.
- А ты бы свою жену продал? - спросил крутого Айхал.
- Я бы свою продал, - заржал новый русский и все его друзья.
С тех пор и пошло: муж и жена!
.
История, конечно, со счастливым концом, но я всё одно испытывал некоторую тревогу за Айхала. Ночь, мороз, глубокий снег и недружелюбный чёрный лес со своими хищниками - вот с чем сейчас Айхал имеет дело. Я даже вышел из зимовья с фонариком и прошел по автомобильному следу метров триста. Несколько раз покричал в разные стороны, посветил фонариком, всё тщетно.
Из машины взял спальник и вернулся в избушку минут через двадцать. Каково же было моё удивление, когда я увидел, что народ спит, заняв все места. В зимовье стоял такой храп, что хоть святых выноси. Избушка представляла собой грубо сколоченный пятистенок. По периметру, возле стен, располагались лавы в метр шириной, а у торцевых стен над лавами был ещё второй ярус. Насколько я мог видеть при тусклом свете догоравшей свечи, все подходящие для сна плоскости были заняты, и только на втором ярусе, на полке, лежали какие-то мешки. Мешки я снял и забросил туда спальник. Сняв валенки, почувствовал, как из щелей в полу тянет холодом. Теперь понятно, почему все спят в валенках. Печка-буржуйка, стоявшая справа от двери, тепло давала, пока в ней были дрова. Теперь она прогорела и работала наоборот. Пришлось подбросить поленьев и раздуть огонь.
Ну, наконец, кое-как примостился на полке, укрылся спальником и понял, что при таком многоголосье храпа мне не уснуть. Слава Богу, что они ещё не сняли валенки! Ворочался, пока не прогорела печь. Ещё через двадцать минут у меня начали мёрзнуть уши. Ну неужели только мне и холодно, неужели из тех кто ближе к печке не проснётся инстинкт самосохранения и он не подкинет дров? Минут через пятнадцать я понял: инстинкт не сработает - инстинкт пьян. Кое-как сполз с палатей и опять накидал в печь дров. Пригрелся, стал забываться - другая напасть, предательски повёл себя мочевой пузырь. Тянул сколько мог.
Вдруг слышу, во дворе какой-то приглушенный, металлический скрежет. Забыл про всё, весь превратился в слух. Звук вполне явный. Кто может подойти так близко к зимовью набитому храпящими охотниками? Не спится росомахе? Или медведь-шатун пришел поквитаться за подругу?
Первый вывод: на охоте нужно напиваться в лом. Вон они храпят и уши у них не мёрзнут, и с пузырями порядок, и медведи им по барабану. Нащупал я пистолет в куртке под головой и собрался идти сдаваться, кто бы там не был за дверью. И тут: откидывается тулуп на первом ярусе, подхватывается тело и босое бежит на улицу. Ну, думаю, начался «перевал Дятлова»! За стеной мощное журчание и глубокий шумный выдох. А-а-а-а. Через минуту тело прыгнуло назад под тулуп и захрапело пуще прежнего. Гад, хоть бы дров подбросил! Ещё один плюс в пользу пьяного. Где теперь искать медведя? Его можно понять: выскакивает из избушки «припадошный» весь в белом и, глаз не открывая, мочится на лапы косолапому… «Пьяному море по колено, а медведь чуть-чуть повыше…»
Я сполз вниз, сделал своё дело, правда не менее шумно, подбросил, в который раз, дров, залез наверх и уснул.
.
Проснулся от громкой перебранки. Кого-то изощрённо критиковали за то, что тот прое-л «шулюм»: вынес на улицу охладиться, а назад не внёс. Жрать теперь нечего. Я вышел на улицу и увидел валяющийся на снегу котелок, ведра на полтора. Он был пуст и так отполирован, что в него можно было глядеться. Вокруг котелка лежали лайки. Ну, теперь понятно, кого я слышал ночью и кто полировал котелок. Смолчал, а сам подумал: ведь нельзя перед охотой так кормить собак - лениться будут. А где спал Айхал, я так и не понял.
Утром, после чая и инструктажа, на машинах подъехали к тому месту, где Айхал вышел из тайги. Через каждые сто метров вдоль дороги расставили номера. Кстати, с нами были охотники-медвежатники, которые вчера, при прощании, дошли только до «придворной» рюмки и остались спать здесь, не имея сил выйти во двор.
Я стоял в первом номере и был свидетелем тому, как Айхал инструктировал Тайгу.
- С собой возьмёшь Агоя и Альму, а я с Дымком пойду с другой стороны. Агоя положи вон там, возле поломанной деревяги, а Альму в кустарнике за ручьём. Учуешь зверя - не голоси громко, не пугай, а обозначься и толкай на дорогу. Мы с Дымком подсобим.
Могу подписаться, что Тайга понимала охотника, так как сосредоточенно смотрела в те места, которые ей указывал Айхал и, мне показалось, даже кивала. Левой рукой Айхал держал Тайгу за холку.
- Ну, иди! - Айхал легонько подтолкнул Тайгу, та секунд пять пристально смотрела на детей, повиливая хвостом, а потом прыгнула в снег и вся троица в глубоком снегу «поплыла» выполнять задание. Я просто восхищался этим животным, ведь сытая Тайга шла наперекор собственным собачьим инстинктам, всецело подчиняясь человеку. Как же надо его уважать!
Я видел, как лёг Агой под сломанным деревом. Не сомневаюсь, что за ручьём легла Альма, хоть за кустами я собак уже не наблюдал. Как Тайга передала детям наказ Айхала? Не хвостом же? Сам Айхал прыгнул в кузов Газ-66 и поехал на правый фланг стрелковой линии. За ним, уже на ходу, в кузов легко запрыгнул Дымок.
Буквально через двадцать минут я услышал Тайгу. Лай был и на правом фланге тоже. Там работал Дымок. Потом всё стихло, видно собаки спустились в распадок.
Внезапно раздались два выстрела, на первых номерах и на последних. Потом ещё один: добили... Пошла красная ракета - конец охоте.
Так получилось, что почти одновременно прозвучали два точных выстрела и через полчаса охоты мы имели два оленя.
Обычно у охотников лицензия на одного животного, но если перестрел, то второго свежуют и вешают на вешала в леднике. Если следующая команда не добудет зверя - ей предложат нашего с ледника.
В нашем случае, охотники договорились с охотоведом и забрали обе туши. Мне объяснили: вторую, после ветобследования отдадут в офицерскую и солдатскую столовые бесплатно.
Теперь я понял, что за говядину привозили мне в столовую, когда мы вскладчину встречали Болдырева.
.
Понял и какой бригады не хватает в штатном расписании моего завода. Пришлось создавать нештатную.
Забегая вперёд, скажу, что кроме бригады охотников, у меня ещё появилась и бригада рыбаков, правда, это одни и те же лица. Таким образом я решил проблему острого дефицита мяса и рыбы в солдатских котлах. А то достала их перловка с комбижиром.
Собственно, на этом историю одной охоты можно и закончить. Отмечу, что друзья-охотники из Ангарской нефтебазы действительно помогли с горючкой, а с друзьями из 350 АИП я съел «пуд соли», побывал во многих переделках и счастлив от того, что находясь на нелётной должности, я каждый день был среди своих, с белой завистью провожал глазами их в воздухе и... махал фуражкой.

Бригада «кормильцев». В её составе майор и подполковник (оба на фото).
Карта сайта Написать Администратору