Традиции
.
В любой авиационной среде живут, поддерживаются и развиваются авиационные традиции, степень соблюдения которых авиаторами может быть различна в зависимости от вида авиации, авиационной структуры и авиационной профессии. Трудно сказать, откуда берут начало те или иные авиационные традиции - это предмет отдельного исследования, но наши наставники научили нас эти традиции уважать и соблюдать. Кроме того, в авиации прочно прижились некоторые суеверия и приметы, которые также стараются учитывать практически все лётчики. И делают они это, скорее, не из-за того, что верят в их магическую силу, а, в основном, по той же причине уважения к старшим поколениям лётчиков.
.
Авиационные традиции, приметы, суеверия
Информацию собрал Ю. Ушаков
.
Традиции курсантские
.
1. Одна из традиций, существовавших в нашем училище – после первого самостоятельного вылета виновник торжества выставляет «вылетные».
.
Корни этой традиции уходят далеко в довоенные годы. "Вылетные" - это папиросы "Казбек" (именно "Казбек", и никакие другие!), несколько пачек которых каждый курсант приносил на аэродром в день самостоятельного вылета, и сразу после выполнения полёта угощал папиросами всех "в квадрате". 2-3 пачки выкладывались для общего пользования в курилке, по одной пачке дарили своему инструктору, командиру звена, командиру эскадрильи, руководителю полётов, проверяющему, выполнившему полёт на допуск к первому самостоятельному вылету. А на одной из пачек друзья оставляют на память об этой знаменательной дате свои подписи, иногда краткие пожелания.
.
Кроме этого была традиция после первого первый самостоятельного дарить коньяк - но только инструктору и командиру звена. Если на следующий день не было полётов - но чаще это было под конец недели в субботу - некоторые инструкторы приглашали виновника торжества «обмывать» событие к себе домой (и это был единственно допустимый за время учёбы случай совместного употребления алкоголя курсантом и инструктором). Заранее предупреждённые инструктором дежурный по части и ответственный по эскадрилье делали вид, что ничего не знают и ничего не замечают, но строго следили, чтобы вернувшихся с мероприятия курсантов не понесло на дальнейшие подвиги, а в отдельных случаях наиболее «весёлых» мягко, но настойчиво укладывали спать. Уточняйте, как было в других годах выпуска.
А вот купить «Казбек» было не так-то просто даже в те годы - в продаже он был далеко не везде. По этой причине "Казбек" многим присылали родители специально для описываемого случая. Но попробуй его купить сейчас, когда дефицитом стало само слово дефицит...
.
2. Непосредственно перед днём выпуска из училища выпускники выбрасывали в окно (и не с первого этажа) купленные в складчину телевизор или магнитофон.
Зря, конечно, лучше бы отдать в пользование младшим курсам, но традиция есть традиция: выкидывали до нас, выкидывали и мы (1976 год выпуска). Уточняйте, как было в других годах выпуска.
.
3. Существовала традиция дарить что-то (например, парашютный значок) курсанту или солдату, который первый отдал честь свежеиспечённому лейтенанту. Лично я подарил солдату свой парашютный значок, и хорошо запомнил, в каой точке на территории училища это было, а также радостное изумление того парня.
.
Традиции общие военные авиационные (ИА, ИБА, ФБА)
.
1. Считается плохой приметой справлять малую нужду перед носом самолёта, а вот за хвостом самолёта или за отбойником – даже наоборот, считалось традиционным ритуалом.
.
.
И этому существовало вполне резонное обоснование: перед полётом данный процесс рассматривался как дополнительная возможность определить направление и силу ветра. В более поздние годы, когда на аэродроме в числе технического персонала появилось больше женщин, соблюдение этой традиции потребовало от лётчика более строгой осмотрительности на земле.
.
2. При составлении плановой таблицы у каждого замкомэски или комэски (основные планирующие органы) были СВОИ карандаш и резинка, предназначенные именно для составления плановых. Любой, причастный к составлению или изготовлению в чистовом виде плановых таблиц всегда знал, как выглядят карандаш и резинка того или иного планировщика и не имел права ими пользоваться.
.
3. В лётной столовой место командира полка священно, на него не имеет право никто. Этой традиции придерживаются и вышестоящие авиационные начальники, вплоть до Главкома ВВС. Любого ранга авиационный генерал из комиссии, подходя к столу, всегда спросит: «Командир, где твоё место?», затем садится рядом. Генералы с красными лампасами этой традиции не знали и не придерживались, потому чаще всего "бахались" именно на командирское место. Все, кто был в курсе (а курсе были все), морщились про себя, но виду не подавали.
Аналогично было и в эскадрильском автобусе: на место командира эскадрильи мог сесть кто-то другой только в случае отсутствия командира и при отсутствии других свободных мест.
.
4. Новая должность "обмывается", но не обязательно. Обязательно "обмываются" класс и звёздочка. Даже в период оголтелой антиалкогольной кампании 1985-го, когда даже на свадьбах спиртное разливали из-под полы, в воинских частях класс и "звёздочку" всё равно обмывали (с негласного разрешения командира полка). А протекал процесс "обмытия" так.
Перед первым тостом виновник торжества представляется командиру, например: «Товарищ подполковник! Старший лейтенант Ушаков, представляюсь по случаю присвоения мне воинского звания капитан». Если виновников торжества было несколько, ту же фразу по очереди произносят остальные. После поздравлений командира виновниками торжества выпивается водка, в стакан с которой брошены две новые звёздочки. Затем следуют слова командира "Поздравляю с присвоением очередного воинского звания!" И только после завершения данного ритуала старший лейтенант Ушаков получает полное право называть себя «капитан Ушаков».
Были случаи, когда приказ о присвоении звания зачитывался в начале недели, а «мероприятие» могло быть проведено только в конце недели. В этом случае новые погоны надевались до обмывания (командиры требовали соблюсти формальность), но до момента исполнения вышеописанного ритуала офицеру не принято было представляться по новому званию.
.
5. Весьма своеобразно проходил процесс приёма зачетов перед сдачей на класс. Лётчик заходит к командиру в заранее оговоренное время (как правило, в конце предвыходного дня) с портфелем в руках: "Товарищ подполковник, разрешите сдать зачёты на класс?". Дверь запирается на ключ. В стаканы наливается коньяк, извлечённый из принесённого портфеля, и командир спрашивает: "Какой предмет сдаёшь первым?". - "Аэродинамику". - "Ну, за аэродинамику!". Коньяк выпивается, в ведомость проставляется оценка. Аналогично сдаются РЛЭ, НПП, и другие предметы, которые уполномочено принять данное должностное лицо. Но таким образом "принимались зачёты" исключительно на класс, и, как правило - на Первый. Традиция. В любых других случаях подобная "халява" со сдачей зачётов не проходила.
.
6. В списке обязательно приглашённых на «обмытие» – инженер (заместитель по ИАС), ГРП (группа управления полётами), метеоролог, врач полка. В отдельных случаях наведывался и "особист", но лично я не помню, чтобы виновники торжества его когда-то приглашали. Не знаю как сейчас, но раньше эти ребята, которые были всегда были в курсе всего происходящего в части, являлись на любые мероприятия без всякого приглашения.
.
7. На любых авиационных застольях обязательно произносится Третий тост – за тех, кого с нами нет. Интерпретации тоста разные, но смысл один. Пьют обязательно стоя и не чокаясь.
.
Приметы, суеверия
.
1. Если перед вылетом что-то забыл (маску, карту) – не возвращаться. Обычно просили друзей или кого-то из технического состава сходить и принести забытое. Все относились к подобным просьбам с должным пониманием.
.
2. Перед полётом нельзя фотографироваться. У нас говорили так: фото перед полётом – фото на памятник. Хотя политработники, собирая материал для очередной фотогазеты, чаще всего эту примету игнорировали.
.
3. Перед полётами бриться не утром, а только с вечера. Соблюдали далеко не все: лично я предпочитал являться на полёты свежевыбритым.
.
4. Плохая примета – перед полётом подпускать женщину к кабине самолёта.
.
5. Многие лётчики всегда брали с собой в полёт личные талисманы.
.
6. На территории аэродрома всегда много полевых цветов: растут сразу за кромкой ЦЗ, стоянок и рулёжек.
.
Однако считается дурной приметой приносить цветы с аэродрома домой.
.
7. В ЖПС (Журнал подготовки самолёта к вылету) лётчик перед вылетом после внешнего осмотра самолёта никогда не распишется ручкой с чёрной пастой (чернилами). Для этого случая практически у каждого в кармане были ручки с синей/фиолетовой пастой или чернилами.
.
.
Иногда при полётах на больших высотах чернила покидали пределы ручки и растекались по карману, окрашивая авиационным синим цветом и сам карман, и его содержимое, и то, что было надето под карманом и сверху его. Не раз видел такие следы на комбезах других, ну и сам не избежал подобного.
Даже в правилах заполнения лётной книжки в одном из пунктов так и предписывалось - заполнять лётную книжку фиолетовыми чернилами. Появился этот пункт из причин суеверия или исходя из иных соображений - не знаю.
.
8. В авиационных полках нет самолёта под номером 13. К примеру, в 1974 году в Ряжском полку в эскадрилье, в которой порядковые номера самолётов были 11, 12, 13, 14 и т.д., вместо самолёта под номером 13 был самолёт под номером 2500. Вот он в полёте:
.
Фотография из фотоальбома В. Углова, выпускинка 1977 года
.
Само же число 13, как ни странно, не считается у лётчиков "плохим": лишь немногие верят в чёрную магию этого числа.
.
9. В авиационной среде в общении очень редко применяется слово «последний», практически всегда оно заменяется словом «крайний». Именно по несколько непривычному для уха неавиационного человека применению слова «крайний» (порой явно неуместному и даже курьёзному в отдельных ситуациях) можно определить действующего или бывшего лётчика.
.
10. При плановых полётах лётчика никогда не планировали в День его рождения. Или назначали в стартовый наряд, или вообще предоставляли отгул (при условии, что в этот день не летают его подчинённые). Ни в коей мере это не было связано с гипотетической возможностью употребления лётчиком спиртного перед полётом. Просто считалось плохой приметой.
.
11. Многие лётчики верят в чёрную кошку.
Поведаю о реальном случае из курсантской жизни, свидетелями которого были курсанты двух классных отделений Борисоглебского ВВАУЛ выпуска 1976 года.
В один из вечеров февраля 1973-его накануне экзамена по радиоэлектронике два классных отделения 76-го года выпуска направлялись после самоподготовки из главного здания УЛО в казарму. Перед солдатской столовой мы обычно "срезали" угол и шли более короткой дорогой. Однако в этот вечер со стороны столовой выбежала чёрная кошка и, следуя собственным маршрутом, пересекла нам дорогу. Без долгих раздумий весь строй 305-го и 306-го классных отделений во главе с командиром развернулся и пошёл в обход, более длинным путём. Лишь Серёга Родионенко со словами "Фигня всё это..." демонстративно проигнорировал примету и, покинув строй, срезал дорогу. Дождавшись остальных, занял своё место в строю, при этом не упустив возможность посмеяться над суеверием своих однокашников.
На следующий день Родька был единственный, кто из нас получил по радиоэлектронике двойку, хотя предмет знал не хуже многих. Вот и не верь после этого в приметы...
.
12. Считалось плохой приметой надевать на вылет что-то новое из обмундирования.
Если это были куртка или комбез, прежде чем одеть эти вещи на полёты, "обкатка" проходила на шашлыках или в походе за грибами. С новыми ботинками было проще: подходишь к любому, кто попался на твоём пути, и говоришь: "Наступи!". Все были в курсе причины такой просьбы, потому смачно, с проворотом ноги наступали на новый ботинок, после чего обувь уже не считалась новой.
.
13. Наверное, у любого лётчика за время лётной практики были критические случаи, когда лётчик находился "на грани". После второго подобного случая рекомендуется подумать над тем, что лётную работу пора оставлять (прозвучало два "звонка", третий может оказаться последним). Есть другое толкование, когда предупредительными являются не два, а три "звонка", и не рекомендуется ждать четвёртого. Например, лично в моей лётной практике таких случаев было три.
.
Кроме всего прочего, в лётной среде бытует мнение: «В семье настоящего лётчика рождаются только девочки». Действительно, у многих сильных лётчиков из детей в семье были только девочки, и в этом даже прослеживалась какая-то закономерность. Но, поскольку официальной статистики никто не вёл, подобное утверждение нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Известны прекрасные лётчики, у которых рождались исключительно «пацаны», а у одного нашего выпускника (которого я знаю лично) их аж четыре!
***
.
Слова песни "Вылетные"
Авторы: Объедков Евгений - стихи, и Александр Цветков - музыка (в то время курсанты Оренбургского ВВАУЛ, 1968 год выпуска)
.
На старте задымились "вылетные",
Всё стихло в ожидании команд.
Ещё одну затяжку - и на вылет,
Так дай же накуриться, лейтенант!
.
Так дай же наглядеться в бездну неба,
На шапки чуть заметных облаков!
Почувствовать, как пахнет звёздным летом
Разбросанная радуга цветов.
.
Фонарь закроет техник перед взлётом,
Протрёт чуть запылённое стекло.
И со стоянки с дружеской заботой
До полосы проводит за крыло,
.
Инструктор не докурит папиросу,
Комэск не оторвет от неба глаз -
Сегодня свои первые полёты
Им пережить придётся ещё раз!
.
А мы вернёмся в тёплые объятья
И ощутим пожатье крепких рук.
И выкурим ещё одну на счастье,
За небо! За привыкших ждать подруг!
.
На старте задымились "вылетные",
Всё стихло в ожидании команд.
Ещё одну затяжку - и на вылет!
Так пожелай нам счастья, лейтенант!
.
Предлагаю послушать, как эта песня звучит в исполнении коллег-оренбуржцев. В этом ролике она посвящена памяти Капустянского Александра, одного из первых её исполнителей:
.
Вот они, "вылетные" курсанта Ю. Ушакова лета 1974 года:
.
|