Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова
Традиции
     В любой авиационной среде живут, поддерживаются и развиваются авиационные традиции, степень соблюдения которых авиаторами может быть различна в зависимости от вида авиации, авиационной структуры и авиационной профессии. Тяжело сказать, откуда берут начало авиационные традиции, это предмет отдельного исследования, но наши наставники научили нас эти традиции уважать и соблюдать. Кроме того, в авиации прочно прижились некоторые суеверия и приметы, которые стараются учитывать практически все лётчики. И делают они это скорее не из-за того, что верят в их магическую силу, а, в основном, по той же причине уважения традиций прежних поколений лётчиков.
.
Авиационные традиции, приметы, суеверия
Традиции курсантские
1. Одна из традиций, существовавших в нашем училище – после первого самостоятельного вылета виновник торжества выставляет «вылетные». Корни этой традиции уходят далеко в довоенные годы. "Вылетные" - то папиросы "Казбек" (именно "Казбек", и никакие другие!), которые каждый курсант в день самостоятельного вылета приносил на аэродром, и сразу после выполнения полёта угощал этими папиросами всех "в квадрате". 2-3 пачки выкладывались для общего пользования в курилке, по одной пачке дарили своему инструктору, командиру звена, командиру эскадрильи, руководителю полётов, проверяющему, выполнившему полёт на допуск к первому самостоятельному вылету. А на одной из пачек друзья оставляют на память об этой знаменательной дате свои подписи, иногда краткие пожелания.
Кроме этого была традиция за первый самостоятельный дарить инструктору и командиру звена коньяк. Если на следующий день не было полётов, но чаще это было под конец недели в субботу, некоторые инструкторы приглашали виновника торжества «обмывать» событие к себе домой (и это был первый, и единственно допустимый за время учёбы случай совместного употребления курсанта и инструктора). Предупреждённые инструктором дежурный по части и ответственный по аэ делали вид, что ничего не знают и ничего не замечают, но строго следили, чтобы вернувшихся курсантов не понесло на дальнейшие подвиги, а в отдельных случаях наиболее «весёлых» мягко, но настойчиво укладывали спать. Уточняйте, как было в других годах выпуска.
А вот купить «Казбек» даже в те годы было не так-то просто (многим присылали родители специально для описываемого случая), а попробуй купить сейчас, когда дефицитом стало само слово "дефицит"... 
.
2. Непосредственно перед днём выпуска из училища выпускники выбрасывали в окно (и не с первого этажа) купленные в складчину телевизор или магнитофон. Зря, конечно, лучше бы отдать младшим курсам, но традиция есть традиция: выкидывали до нас, выкидывали и мы (1976 год). Уточняйте, как было в других годах выпуска
.
3. Существовала традиция дарить что-то (например, парашютный значок) курсанту или солдату, который первый отдал честь новоиспеченному лейтенанту .
.
Традиции общие военные авиационные (ИА, ИБА, ФБА)
1. Считается плохой приметой справлять малую нужду перед носом самолёта, а вот за хвостом самолёта или за отбойником – даже наоборот, считалось традиционным ритуалом. И этому существовало вполне резонное обоснование: этот процесс рассматривался как дополнительная возможность определить направление и силу ветра. В более поздние годы, когда на аэродроме в числе технического персонала появилось больше женщин, соблюдение этой традиции потребовало более строгой осмотрительности.
.
2. При составлении плановой таблицы у каждого замкомэски или комэски (основные планирующие органы) были СВОИ карандаш и резинка, и любой причастный к плановым таблицам человек всегда знал, как выглядят карандаш и резинка того или иного планировщика.
.
3. В лётной столовой место командира полка священно, на него не имеет право никто. Этой традиции придерживаются и вышестоящие авиационные начальники, вплоть до Главкома ВВС. Любого ранга авиационный генерал из комиссии, подходя к столу, всегда спросит: «Командир, где твоё место?», затем садится рядом.
Аналогично было и в эскадрильском автобусе: на место командира мог сесть кто-то другой только в случае отсутствия командира при отсутствии других свободных мест.
.
4. Новая должность обмывается, но не обязательно. Обязательно «обмываются» класс и звёздочка. Даже в период оголтелой антиалкогольной кампании 1985-го, когда даже на свадьбах спиртное разливали из-под полы, в воинских частях класс и "звёздочку" всё равно обмывали (с негласного разрешения командира полка). Происходило это так.
Перед первым тостом виновник торжества представляется командиру, например: «Товарищ подполковник! Старший лейтенант Ушаков, представляюсь по случаю присвоения мне воинского звания капитан». После поздравлений командира выпивается водка, в стакан с которой брошены две новые звёздочки. Затем следуют слова командира "Поздравляю с присвоением очередного воинского звания", и только после завершения данного ритуала старший лейтенант Ушаков имеет полное право называть себя «капитан Ушаков».
Были случаи, когда приказ о присвоении звания зачитывался в начале недели, а «мероприятие» могло быть проведено только в конце недели. В этом случае новые погоны одевались до обмывания (командиры требовали соблюсти формальность), но до момента исполнения вышеописанного ритуала офицеру не принято было представляться по новому званию.
.
5. Своеобразно проходил процесс приёма зачетов перед сдачей на класс. Лётчик заходит к командиру в заранее оговоренное время (как правило, в конце предвыходного дня) с портфелем в руках: "Товарищ подполковник, разрешите сдать зачёты на класс?". Дверь запирается на ключ. В стаканы наливается коньяк, извлечённый из принесённого портфеля, и командир спрашивает: "Какой предмет сдаёшь первым?". - "Аэродинамику". - "Ну, за аэродинамику!". Коньяк выпивается, в ведомость проставляется оценка. Аналогично сдаются РЛЭ, НПП, и другие предметы, которые уполномочено принять данное должностное лицо. Но таким образом принимались зачёты только на класс, и, как правило - на Первый. В других случаях "халява" со сдачей зачётов командиру не проходила.
.
6. В списке обязательных приглашённых на «обмытие» – инженер (заместитель по ИАС), ГРП, метео, врач.
.
7. На любых авиационных застольях произносится третий тост – за тех, кого с нами нет. Интерпретации тоста разные, но пьют обязательно стоя и не чокаясь.
.
Приметы, суеверия
1. Если перед вылетом что-то забыл – не возвращаться. Обычно просили друзей или технический состав принести забытое.
.
2. Перед полётом не фотографироваться. У нас говорили так: фото перед полётом – фото на памятник. Хотя политработники, собирая материал для очередной фотогазеты, эту примету игнорировали.
.
3. Бриться не утром, а только с вечера (правда, соблюдали далеко не все).
.
4. Плохая примета – подпускать женщину к кабине самолёта.
.
5. Многие лётчики всегда брали с собой в полёт личные талисманы.
.
6. На территории аэродрома всегда можно встретить много полевых цветов. Но считается дурным тоном приносить домой цветы с аэродрома.
.
7. В ЖПС (Журнал Подготовки Самолёта к вылету) лётчик никогда перед вылетом не распишется ручкой с чёрной пастой (чернилами). Для этого случая практически у каждого в кармане были ручки с синей/фиолетовой пастой или чернилами (которые иногда при полёте на больших высотах покидали пределы ручки и растекались по карману, окрашивая в авиационные цвета как сам карман, так и его содержимое).
А в правилах заполнения лётной книжки в одном из пунктов так и предписывалось - заполнять лётную книжку именно фиолетовыми чернилами.
.
8. В полках нет самолёта под номером 13. К примеру, в 1974 году в Ряжском полку в эскадрилье, в которой порядковые номера самолётов были 11, 12, 13, 14 и т.д., вместо самолёта под номером 13 был самолёт под номером 2500. Вот он в полёте:
 Фотография из фотоальбома В. Углова, выпускинка 1977 года
Само же число 13, как ни странно, не считается у лётчиков "плохим": лишь единицы верят в чёрную магию этого числа.
.
9. В общении практически не применяется слово «последний», оно заменяется словом «крайний». Именно по несколько непривычному для уха неавиационного человека применению слова «крайний» (иногда явно неуместному в данном предложении), можно определить действующего или бывшего лётчика.
.
10. В плановых полётах никогда не планировали полёты лётчику в день его рождения.
.
11. Многие лётчики верят в чёрную кошку.
Случай из курсантской жизни.
Как-то раз в феврале 73-его вечером накануне экзамена по радиоэлектронике два классных отделения 76-го года выпуска следовали с самоподготовки в казарму. Перед солдатской столовой мы обычно "срезали" угол, и шли более короткой дорогой. И тут со стороны столовой выбежала чёрная кошка и пересекла нам дорогу. Без долгих раздумий весь строй 305-го и 306-го к/о во главе с командиром развернулся и пошёл в обход, более длинным путём. Лишь Серёга Родионенко со словами "Фигня всё это..." демонстративно проигнорировал примету и срезал дорогу.
На следующий день Родька был единственный, кто получил по радиоэлектронике двойку, хотя предмет знал не хуже многих. Вот и не верь после этого в приметы...
.
12. Считалось плохой приметой одевать на вылет что-то новое из обмундирования.
Если это были куртка или комбез, прежде чем одеть эти вещи на полёты, "обкатка" проходила на шашлыках или в походе за грибами. С новыми ботинками было проще: подходишь к любому, кто попался на твоём пути, и говоришь: "Наступи!". Все были в курсе причины такой просьбы, потому со смаком наступали на новый ботинок, после чего обувь уже не считалась новой.
.
13. Если за время лётной практики происходили случаи, когда лётчик находился "на грани", после второго такого случая рекомендуется подумать о том, что лётную работу пора оставлять (прозвучало два "звонка", третий может оказаться последним). Есть другое толкование, когда предупредительными являются три "звонка", и не рекомендуется ждать четвёртого.
.
Кроме всего прочего, в лётной среде существует мнение: «В семье настоящего лётчика рождаются только девочки». Действительно, у многих сильных лётчиков из детей в семье были только девочки, и в этом даже прослеживалась какая-то закономерность. Но, поскольку официальной статистики не существует, подобное утверждение нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Известны хорошие лётчики, у которых рождались только «пацаны», а у одного нашего выпускника (которого я знаю) их аж четыре!
***
.
Слова песни "Вылетные" 
Авторы: Объедков Евгений - стихи, и Александр Цветков - музыка (в то время курсанты Оренбургского ВВАУЛ, 1968 год выпуска)
.
На старте задымились вылетные,
Все стихло в ожидании команд.
Еще одну затяжку - и на вылет,
Так дай же накуриться, лейтенант!
.
Так дай же наглядеться в бездну неба,
На шапки чуть заметных облаков!
Почувствовать, как пахнет звездным летом
Разбросанная радуга цветов. 
.
Фонарь закроет техник перед взлётом,
Протрет чуть запыленное стекло.
И со стоянки с дружеской заботой
До полосы проводит за крыло,
.
Инструктор не докурит папиросу,
Комэск не оторвет от неба глаз-
Сегодня свои первые полеты
Им пережить придется еще раз! 
.
А мы вернемся в теплые объятья
И ощутим пожатье крепких рук.
И выкурим еще одну на счастье,
За небо! За привыкших ждать подруг!
.
На старте задымились вылетные,
Все стихло в ожидании команд.
Еще одну затяжку и на вылет!
Так пожелай нам счастья, лейтенант! 
.
Предлагаю послушать, как эта песня звучит в исполнении коллег-оренбуржцев. В этом ролике она посвящена памяти Капустянского Александра, одного из первых её исполнителей:
.
Вот они, "вылетные" лета 1974 года:
 
Карта сайта Написать Администратору