Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Главная Новости История Фотоальбомы Все выпускники Командование. Преподаватели Инструкторы. Аэродромы. Полки. Третий тост... Наше творчество Общение Гостевая книга Выпускник, заполни анкету Библиотека Наши друзья О сайте
569-й штурмовой авиационный полк
.
569 штурмовой авиационный полк был сформирован в октябре 1941 г. под Воронежем и вошел в непосредственное подчинение Ставке Верховного Главнокомандующего. Полк был вооружен одноместными штурмовиками ИЛ-2 первой серии. Первым командиром полка был капитан Заклёпа Кирилл Петрович.
С сентября 1942 г. полком командовал майор Иван Никитович Козлов, в 1943 г. до начала 1944 г. полком командовал подполковник Георгий Александрович Иванов, а с 14 февраля 1944 г.- майор Андрей Яковлевич Лизогуб.
Боевое крещение полк прошел под Москвой. Громил наступающие немецкие войска на Калининском направлении в ноябре-декабре 1941 г. Затем участвовал в боях на Ленинградском фронте по ликвидации блокады Ленинграда. Участвовал в Курской битве, участвовал в освобождении Белоруссии, Польши, Восточной Пруссии. Штурмовыми ударами поддерживал боевые действия наземных войск при взятии городов Кенигсберг, Осовец, Штеттин, Берлин и др. За отличие в боях за овладение городом-крепостью Осовец приказом Верховного Главнокомандующего от 1 сентября 1944 г. полку было присвоено почетное наименование “Осовецкий”. Полк был награжден орденами Красного знамени и Суворова 3 степени. За время боевых действий 11 летчиков полка были награждены высшей наградой- звездой Героя Советского Союза. Они выполнили около 100 и более боевых вылетов на штурмовку врага. Это капитан А.М.ОСИПОВ; лейтенанты А.Ф.ЧЕРНЫШЕВ; С.Н.БОРОЗИНЕЦ; А.В.РЫБАКОВ; А.М.МОЛЧАНОВ; С.В.ЖОРОВ; И.В.МОРОЗОВ; И.И.ГРИШАЕВ; С.А.ДОЛИНСКИЙ; И.М.ЛЕОНОВ; В.А.ЗЕМСКИХ.

.

Летчики были основной боевой ударной силой полка. Вместе со своими воздушными стрелками они непосредственно участвовали в боях с врагом.
Одним из лучших был командир 1 эскадрильи капитан Александр Михайлович Осипов. Самые сложные боевые задания поручались эскадрильи Осипова. Ему со своей эскадрильей много раз приходилось прорываться к цели через плотный огонь зенитных батарей противника. Многократно приходилось отражать нападение немецких истребителей. На личном счету капитана Осипова и его воздушного стрелка старшины Козенко 3 сбитых немецких истребителя, уничтожено 7 танков, более 50 автомашин с врагами, разрушен мост через реку Березину под Бобруйском, уничтожено более 300 немецких солдат и офицеров. За боевые действия на Бобруйском направлении А.М.Осипов был награжден орденом Александра Невского.
Полет на боевое задание 19 февраля 1945 г. для капитана Осипова оказался трагическим. При подлете к цели эскадрилью Осипова атаковали две группы истребителей противника. Одна группа боем связала наши истребители прикрытия, а вторая группа (более 10 немецких истребителей) атаковала эскадрилью Осипова. Осипов перестроил свою эскадрилью в оборонительный боевой порядок “круг”, так чтобы каждый штурмовик своим огнем прикрывал хвост впереди летящего штурмовика.
В этом бою эскадрилья Осипова сбила 3 немецких истребителя. Одного из них сбил сам Осипов, но в бою у летчика Борозинца был убит воздушный стрелок старшина Балашенко, и в кабину самолета летчика Елисеева попал снаряд - летчик был ранен, а самолет загорелся, отвалил от группы и еле дотянул до своей территории. Это нарушило боевую защиту штурмовиков и паре немецких истребителей удалось зайти в хвост штурмовика Осипава и с близкой дистанции очередью рассечь самолет Осипова на две части. Воздушный стрелок старшина Козенко успел выпрыгнуть с парашютом, а Осипов в самолете врезался в землю и погиб.
За мужество, героизм и умелое командование эскадрильей капитана Осипова наградили звездой Героя Советского Союза – посмертно. Ему было в это время 24 года.
Шесть летчиков 1 эскадрильи стали Героями Советского Союза.

Слева: лётчик-штурмовик Морозов Иван Васильевич, в центре: воздушный стрелок Сухаков, справа: лётчик – штурмовик Гришаев Иван Ильич. 569 ШАП.

Вторая эскадрилья по мастерству и героизму не отставала от первой, ее командиром был любимец полка капитан Николай Николаевич Чебоненко, ему было тогда 22 года. Он многократно одерживал победы в ожесточенных воздушных боях с немецкими захватчиками. Он выполнил порядка 110 боевых вылетов. Особенно он проявил себя как способный командир и смелый штурмовик в боях за освобождение Белоруссии, Восточной Пруссии, в штурме Августовского укрепленного района, при освобождении Польши. За смелость и умелое командование эскадрильей в боях за освобождение Бобруйска он был награжден орденом Александра Невского. Он со своей эскадрильей первый в полку 19 января 1945 г. нанес штурмовой удар по логову врага Восточной Пруссии в районе Млавы, Дязтлова. Так он мстил врагу еще и за трех своих братьев, погибших на фронте. Погиб капитан Н.Н.Чебоненко вместе со своим воздушным стрелком старшиной Николаем Васильевичем Симоновым в воздушном бою от прямого попадания вражеского снаряда в их самолет над городом Гдыней.
Командиром третьей эскадрильи был капитан Сурков. Летчики 3 эскадрильи вместе с воздушными стрелками не отставая от первой мужественно громили врага на своих штурмовиках.
Воздушные стрелки входили в экипаж самолета ИЛ-2. В начале войны первые самолёты ИЛ-2 не имели второй кабины для воздушного стрелка. Немецкие истребители быстро нащупали слабое место штурмовиков – это не защищённая задняя полусфера. Немецкие истребители заходили в хвост штурмовикам и поражали их своим огнём.
Начиная с 1943 г. штурмовики ИЛ-2 стали выпускать с задней кабиной для воздушного стрелка. Его вооружили крупнокалиберным пулемётом УБТ калибра 12,7 мм. Он должен был защищать от истребителей противника заднюю полусферу. Но в бою воздушные стрелки не только защищали заднюю полусферу, но и в отсутствии истребителей противника при выходе из пикирования огнём своих пулеметов поражали наземные цели и живую силу противника, помимо этого в полёте помогали лётчику вести наблюдение за своими и вражескими самолётами.
В полку воевали смелые и отважные воздушные стрелки это старшины Светлов, Шульгин, Ильин, Дунаев, Симонов, Духовщинский, Кирющенко, Айзекович, Кузьменко, Климов, Кокаулин, Канев, Малиновский, Матвеев, Меленков, Гаврилин, Богатырёв, Котенко и другие. Многие из них погибли в воздушных боях, проявив мужество и героизм.
Так, например, в одном из воздушных боёв над Польшей лётчик лейтенант Земских с воздушным стрелком, старшиной Ильиным приняли бой с тремя немецкими самолётами: одним юнкером и двумя мессершмиттами 109.
В то время когда лётчик атаковал юнкерс один из мессершмиттов зашёл в хвост штурмовика, но воздушный стрелок Ильин длинными очередями из своего пулемёта отбил атаку мессершмитта, а лётчик Земских из своих пушек и пулемётов поджог юнкерс и тот врезался в землю и взорвался. Один из мессершмиттов трижды атаковал штурмовик, но был отбит метким огнём воздушного стрелка Ильина.
В последней атаке мессершмит проскочил вперёд и был сбит огнём лётчика Земских, третий мессершмит удрал. Во время боя было израсходовано всё горючее штурмовика, но лётчик сумел мастерски дотянуть до своей территории и посадить штурмовик на фюзеляж.
Командование представило лейтенанта Земских к званию Героя Советского Союза. Другой воздушный стрелок Канев Александр Митрофанович выполнил 32 боевых вылета, а на 33 вылете 16 февраля 1945 г. вместе с лётчиком Запсельским Михаилом Анатольевичем был сбит немецким мессершмиттом. Лётчик погиб, а Канев выпрыгнул с парашютом, раненый попал в плен, бежал из концлагеря, вернулся в свой полк и выполнил ещё 18 боевых вылетов до конца войны.
Технический состав полка (техники, механики, оружейники, мотористы) самоотверженно днём и ночью трудился ремонтируя и заправляя самолеты ИЛ-2 под руководством старшего инженера полка Смирнова, инженера полка по вооружению Мельникова, старших техников эскадрилий Пожидаева, Мохова, Тихоненко, техников Ворожбит, Ожгихина, Вавилова, механиков Ажгихина, Акаева, Тишина, Булдакова, Варанкина, Царегородцева, Князева, оружейников Кокарева, Матвеева, Шимановича, Дмитриева, Солуянова и других.
Их самоотверженный труд характеризуется таким примером: 27 июня 1944 г. самолёт, обслуживаемый механиком Сипаревым, вернулся с боевого задания, сильно повреждённым: у него центроплан пробит зенитным снарядом, несколько осколочных пробоин в крыле, повреждён киль. Благодаря самоотверженному труду технического состава полка и, прежде всего механика Сипарёва этот самолёт был восстановлен к следующему дню и вновь полетел на боевое задание.
Большая работа выполнялась по заправке самолётов горюче-смазочными материалами, заряжанию патронами, снарядами, бомбами. Набивку пулемётных лент патронами часто помогало выполнять местное население, освобождённых населённых пунктов.
Наряду с мужчинами в полку работали вооруженцами и девушки это Авдотья Булгакова, Аня Жилкина, Вера Рожкова, Катя Белоброва, Надя Елисеева и другие, их в полку было немного но они добросовестно выполняли свои обязанности.
.
 
 

.
.
Информация для сайта предоставлена Лизогубом Вадимом Андреевичем, сыном Лизогуба А. Я.
Карта сайта Написать Администратору