|
Военно-воздушная база Узин
.
(аэродром Узин расположен в 60 км южнее г. Киева)
.
106-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия им. 60-летия СССР (Узин, под Киевом, Украинская ССР): 21 Ту-95МС-16 (а также 1 Ту-95К, 1 Ту-95М)
Помимо указанных авиаполков с 1961 г. по середину 1980-х гг. в состав 106-й тбад входил 182-й гв. тбап (дислоцировавшийся в г. Моздок, Северная Осетия), переподчиненный управлению 201-й тбад.
Формирование первого авиасоединения в составе Дальней Авиации, на вооружение которого должны были поступить Ту-95, началось в 1955 году, когда еще шли испытания самолета, а первые серийные машины только-только начали покидать аэродром завода в Куйбышеве. Командование вновь формируемой тяжело-бомбардировочной дивизией (106-я ТБАД) было поручено известному в Дальней Авиации человеку, дважды Герою Советского Союза, генерал-майору А.И.Молодчему.
Принцип отбора кадров при формировании был один: в дивизию отбирались из других частей ДА только с высшим уровнем подготовки. В конце 1955 года закончилось формирование первого полка дивизии (409- й ТБАП), которым командовал Герой Советского Союза полковник Н.Н.Харитонов. В июне 1956 года в составе дивизии образуется 1006-й ТБАП (командир полка полковник Ю.П. Павлов) на вооружение которого поступают Ту-95. Одновременно в Узине формируется 1023 ТБАП новой дивизии 79-й ТБАД (командир полка Герой Советского Союза полковник В.М. Безбоков), которому 1006 ТБАП в 1957 году передает свои машины и ждет поступления самолетов-ракетоносцев Ту- 95К. Ракетоносцы начали поступать в полк только в конце лета 1959 года.
.
В 1955 году дважды Герою Советского Союза генералу Молодчему A.И. было поручено формирование первой авиадивизии стратегических самолетов Ту-95.
В дивизию отбирали самых опытных летчиков и штурманов из частей Дальней авиации.
В 1956 году был сформирован 409 тбап (Герой Советского Союза полковник Харитонов H.H.), затем - 1006 тбап (полковник Павлов Ю.П.).
Формирование полков дивизии проходило одновременно с испытаниями Ту-95.
Первые три Ту-95 прошли над Красной площадью 1 мая 1956 года. Ведущий отряда - летчик-испытатель Якимов, правый ведомый - летчик-испытатель Сергеев, левый ведомый - генерал Молодчий.
После парада все три самолета перегнали на авиазавод в Куйбышев, а в конце мая летчик-испытатель Романов перегнал один Ту-95 на аэродром Узин. Так было положено начало стратегической дивизии межконтинентальных турбовинтовых бомбардировщиков.
.
Базой 106 тбад (409 и 1006 тбап) стал аэродром Узин.
"...аэродром — как чудо: три с половиной километра стометровой ширины толстостенного железобетона, рулежки, стоянки, аэродромные постройки, трехэтажный КДП. Суперпорт!.." - таким увидел аэродром в 1956 году Герой Советского Союза полковник Решетников В., который прибыл после окончания академии Генерального штаба заместителем к Молодчему.
Новая машина была освоена быстро. В августе 1956 года экипажи 1006 тбап участвовали в традиционном воздушном празднике в Тушино.
В конце года группа из десяти Ту-95 под командой генерала Молодчего выполнила полет по маршруту Энгельс - Северный полюс - Узин.
В воздухе экипажи находились 15 часов. Полет продемонстрировал возросшую мощь Дальней авиации. Дивизия стала на боевое дежурство, главная задача - нанесение удара по объектам США.
Весной 1959 года командир авиадивизии Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Решетников В. с главным штурманом ДА Тарановым В. и командир 1006 тбап Мурнин Е. со старшим штурманом-инспектором ДА Героем Советского Союза Агеевым Л. на самолетах Ту-95 превзошли официальный рекорд дальности полета, пролетев соответственно 17150 и 16950 км. Экипажи дивизии летали над нейтральными водами Норвежского моря и Северной Атлантики, осваивали арктические и ледовые аэродромы. Одним из первых на самолете Ту-95 произвел посадку на ледовый аэродром командир 106 тбад генерал Решетников.
9 июля 1961 года командир 106 тбад Герои Советского Союза полковник ПлоховA.A. и 18 экипажей его дивизии на воздушном параде в Тушино продемонстрировали в воздухе ракетоносцы Ту-95К с подвешенными ракетами Х-20.
Внедрение дозаправки в воздухе с 1962 года резко повысило боевые возможности ракетоносцев, сделав их практически глобальным средством ведения войны.
Экипажи дивизии в 1961-1962 годах принимали активное участие в испытаниях ядерного оружия. Участвовал в испытаниях и командир дивизии Герой Советского Союза полковник Плохов A.A. (штурман - подполковник Червяков Л.М.). 30 октября 1961 года экипаж майора Дурновцева А.Е. (штурман-майор Клещ И.Н.) сбросил на полигоне Новая Земля самую мощную термоядерную бомбу (50 мТ).
В 1962 году в состав дивизии третьим полком вошел 182 гвардейский Краснознаменный Севастопольско-Берлинский тбап. Полк был перебазирован на аэродром Моздок и перевооружен на самолеты Ту-95К.

.
В период "холодной войны" на океанах, нацеленные на важнейшие советские объекты, несли боевое дежурство ядерные группировки американских подводных и авианосных сил. Экипажи 106 авиадивизии присматривали за такими группировками на Атлантике. На траверзе Англии и Исландии самолеты Ту-95 почти регулярно перехватывались и сопровождались НАТО-вскими истребителями. Наши экипажи летали с дозаправкой в воздухе и преодолевали ПВО противника на предельно малой высоте над морем. Такие полеты приближались к реальной опасности, и в этих полетах летчики вырабатывали в себе твердую волю, хладнокровие и точный профессиональный расчет.
В 1972 году два экипажа 106 авиадивизии (ведущий пары - майор Мельников, штурман - Артемьев) выполнили два полета к берегам Северной Америки для оказания помощи советской подводной лодке, терпящей бедствие.
В 1982 году за высокие показатели в боевой и политической подготовке 106 тбад (командир - генерал-майор Степанов В.А.) присвоено почетное наименование "Имени 60-летия СССР".
Министр обороны СССР наградил 182 тбап (командир - полковник Садиков В.) Вымпелом МО «За мужество и воинскую доблесть».
27 апреля 1983 года командир дивизии генерал Степанов В.А. на самолете Ту-95 вылетел на проверку техники пилотирования при дозаправке топливом в полете полковником Тузовым Г.В. При дозаправке случилось непредвиденное. Шланг оторвался от заправщика, нанес большие повреждения самолету Ту-95, был ранен стрелок-радист. Только мужество экипажа и высокое летное мастерство генерала Степанова помогло спасти членов экипажей и боевой самолет.
В 1985 году 182 гв. тбап (аэродром Моздок) приступил к освоению Ту- 95МС, вслед за ним 1006 тбап (аэродром Узин). Ракетный авиационный комплекс Ту- 95МС поднял на новую высоту роль и место Дальней авиации в общей системе обороны страны.
409 тбап был перевооружен на самолеты Ил-78 (заправщики) и получил статус 409 авиаполк самолетов-заправщиков (апез).
.
После распада СССР 409 и 1006 тбап (аэродром Узин) вошли в состав ВВС Украины.
182 гв. тбап - в состав ВВС России. В середине 90-х годов полк был перебазирован на аэродром Украинка (Дальний Восток).
Самолеты Ту-95МС (23 ед.) 1006 тбап на аэродроме Узин стали предметом различных торгов между Россией и Украиной.
В апреле 1998 года правительство Украины решило уничтожить Ту-95МС. Ил-78 (танкеры) 409 тбап стали использоваться для перевозки коммерческих грузов. Америка предложила Украине свои услуги по утилизации ракетоносцев Ту-95МС и уничтожению взлетно-посадочной полосы на аэродроме Узин.
Так оканчивается история самой мошной военно-воздушной базы СССР.
===
Служили:
|