Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Главная Новости История Фотоальбомы Все выпускники Командование. Преподаватели Инструкторы. Аэродромы. Полки. Третий тост... Наше творчество Общение Гостевая книга Выпускник, заполни анкету Библиотека Наши друзья О сайте
Военно-воздушная база Узин
.
(аэродром Узин расположен в 60 км южнее г. Киева)
.
106-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия им. 60-летия СССР (Узин, под Киевом, Украинская ССР): 21 Ту-95МС-16 (а также 1 Ту-95К, 1 Ту-95М)
  • 409-й авиационный полк самолетов-заправщиков (Узин): самолеты Ил-78
  • 1006-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк (Узин): 21 Ту-95МС-16
Помимо указанных авиаполков с 1961 г. по середину 1980-х гг. в состав 106-й тбад входил 182-й гв. тбап (дислоцировавшийся в г. Моздок, Северная Осетия), переподчиненный управлению 201-й тбад.
Формирование первого авиасоединения в составе Дальней Авиации, на вооружение которого должны были поступить Ту-95, началось в 1955 году, когда еще шли испытания самолета, а первые серийные машины только-только начали покидать аэродром завода в Куйбышеве. Командование вновь формируемой тяжело-бомбардировочной дивизией (106-я ТБАД) было поручено известному в Дальней Авиации человеку, дважды Герою Советского Союза, генерал-майору А.И.Молодчему.
Принцип отбора кадров при формировании был один: в дивизию отбирались из других частей ДА только с высшим уровнем подготовки. В конце 1955 года закончилось формирование первого полка дивизии (409- й ТБАП), которым командовал Герой Советского Союза полковник Н.Н.Харитонов. В июне 1956 года в составе дивизии образуется 1006-й ТБАП (командир полка полковник Ю.П. Павлов) на вооружение которого поступают Ту-95. Одновременно в Узине формируется 1023 ТБАП новой дивизии 79-й ТБАД (командир полка Герой Советского Союза полковник В.М. Безбоков), которому 1006 ТБАП в 1957 году передает свои машины и ждет поступления самолетов-ракетоносцев Ту- 95К. Ракетоносцы начали поступать в полк только в конце лета 1959 года.
.
В 1955 году дважды Герою Советского Союза генералу Молодчему A.И. было поручено формирование первой авиадивизии стратегических самолетов Ту-95.
        В дивизию отбирали самых опытных летчиков и штурманов из частей Дальней авиации.
        В 1956 году был сформирован 409 тбап (Герой Советского Союза полковник Харитонов H.H.), затем - 1006 тбап (полковник Павлов Ю.П.).
        Формирование полков дивизии проходило од­новременно с испытаниями Ту-95.
       Первые три Ту-95 прошли над Красной площадью 1 мая 1956 года. Ведущий отряда - летчик-испытатель Якимов, правый ведомый - летчик-испытатель Сергеев, левый ведомый - генерал Молодчий.
        После парада все три самолета перегнали на авиазавод в Куйбышев, а в конце мая летчик-испытатель Романов перегнал один Ту-95 на аэродром Узин. Так было положено начало стратегической дивизии межконтинентальных турбовинтовых бомбардировщиков.
.
Базой 106 тбад (409 и 1006 тбап) стал аэродром Узин.
        "...аэродром — как чудо: три с половиной километра стометровой ширины тол­стостенного железобетона, рулежки, стоянки, аэродромные постройки, трехэтажный КДП. Суперпорт!.." - таким увидел аэродром в 1956 году Герой Советского Союза пол­ковник Решетников В., который прибыл после окончания академии Генерального штаба заместителем к Молодчему.
Новая машина была освоена быстро. В августе 1956 года экипажи 1006 тбап участвовали в традиционном воздушном празднике в Тушино.
       В конце года группа из десяти Ту-95 под командой генерала Молодчего выполнила полет по маршруту Энгельс - Северный полюс - Узин.
В воздухе экипажи находились 15 часов. Полет продемонстрировал возросшую мощь Дальней авиации. Дивизия стала на боевое дежурство, главная задача - нанесение удара по объектам США. 

      Весной 1959 года командир авиадивизии Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Решетников В. с главным штурманом ДА Тарановым В. и командир 1006 тбап Мурнин Е. со старшим штурманом-инспектором ДА Героем Советского Союза Агеевым Л. на самолетах Ту-95 превзошли официальный рекорд дальности полета, пролетев соответственно 17150 и 16950 км. Экипажи дивизии летали над нейтральными водами Норвежского моря и Северной Атлантики, осваивали арктические и ледовые аэродромы. Одним из первых на самолете Ту-95 произвел посадку на ледовый аэродром командир 106 тбад генерал Решетников.
       9 июля 1961 года командир 106 тбад Герои Советского Союза полковник ПлоховA.A. и 18 экипажей его дивизии на воздушном параде в Тушино продемонстрировали в воздухе ракетоносцы Ту-95К с подвешенными ракетами Х-20.
     Внедрение дозаправки в воздухе с 1962 года резко повысило боевые возможности ракетоносцев, сделав их практически глобальным средством ведения войны.
       Экипажи дивизии в 1961-1962 годах принимали активное участие в испытаниях ядерного оружия. Участвовал в испытаниях и командир дивизии Герой Советского Союза полковник Плохов A.A. (штурман - подполковник Червяков Л.М.). 30 октября 1961 года экипаж майора Дурновцева А.Е. (штурман-майор Клещ И.Н.) сбросил на полигоне Новая Земля самую мощную термоядерную бомбу (50 мТ).
       В 1962 году в состав дивизии третьим полком вошел 182 гвардейский Краснознаменный Севастопольско-Берлинский тбап. Полк был перебазирован на аэродром Моздок и перевооружен на самолеты Ту-95К.
.
В период "холодной войны" на океанах, нацеленные на важнейшие советские объекты, несли боевое дежурство ядерные группировки американских подводных и авианосных сил. Экипажи 106 авиадивизии присматривали за такими группировками на Атлантике. На траверзе Англии и Исландии самолеты Ту-95 почти регулярно перехватывались и сопровождались НАТО-вскими истребителями. Наши экипажи летали с дозаправкой в воздухе и преодолевали ПВО противника на предельно малой высоте над морем. Такие полеты приближались к реальной опасности, и в этих полетах летчики вырабатывали в себе твердую волю, хладнокровие и точный профессиональный расчет.
      В 1972 году два экипажа 106 авиадивизии (ведущий пары - майор Мельников, штурман - Артемьев) выполнили два полета к берегам Северной Америки для оказания помощи советской подводной лодке, терпящей бедствие.
      В 1982 году за высокие показатели в боевой и политической подготовке 106 тбад (командир - генерал-майор Степанов В.А.) присвоено почетное наименование "Имени 60-летия СССР".
       Министр обороны СССР наградил 182 тбап (командир - полковник Садиков В.) Вымпелом МО «За мужество и воинскую доблесть».
     27 апреля 1983 года командир дивизии генерал Степанов В.А. на самолете Ту-95 вылетел на проверку техники пилотирования при дозаправке топливом в полете полковником Тузовым Г.В. При дозаправке случилось непредвиденное. Шланг оторвался от заправщика, нанес большие повреждения самолету Ту-95, был ранен стрелок-радист. Только мужество экипажа и высокое летное мастерство генерала Степанова помогло спасти членов экипажей и боевой самолет.
     В 1985 году 182 гв. тбап (аэродром Моздок) приступил к освоению Ту- 95МС, вслед за ним 1006 тбап (аэродром Узин). Ракетный авиационный комплекс Ту- 95МС поднял на новую высоту роль и место Дальней авиации в общей системе обороны страны.
       409 тбап был перевооружен на самолеты Ил-78 (заправщики) и получил статус 409 авиаполк самолетов-заправщиков (апез).
.
После распада СССР 409 и 1006 тбап (аэродром Узин) вошли в состав ВВС Украины.
       182 гв. тбап - в состав ВВС России. В середине 90-х годов полк был перебазирован на аэродром Украинка (Дальний Восток).
       Самолеты Ту-95МС (23 ед.) 1006 тбап на аэродроме Узин стали предметом различных торгов между Россией и Украиной.
      В апреле 1998 года правительство Украины решило уничтожить Ту-95МС. Ил-78 (танкеры) 409 тбап стали использоваться для перевозки коммерческих грузов. Америка предложила Украине свои услуги по утилизации ракетоносцев Ту-95МС и уничтожению взлетно-посадочной полосы на аэродроме Узин.
       Так оканчивается история самой мошной военно-воздушной базы СССР.
===
Служили:
Карта сайта Написать Администратору