Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Главная Новости История Фотоальбомы Все выпускники Командование. Преподаватели Инструкторы. Аэродромы. Полки. Третий тост... Наше творчество Общение Гостевая книга Выпускник, заполни анкету Библиотека Наши друзья О сайте

Военный аэродром Канатово страница в работе

 

 

Страна: Украина
Регион: Кировоградская область
Город: Кропивницкий (до 2016 г. - Кировоград)

Принадлежность - МО

Код аэродрома ИКАО - UKBT; Код аэродрома RU - УКБТ; Позывной – Луковка
Координаты - N 48.55910° E 032.38820°
Превышение над уровнем моря - +200
Длина основной ВПП - 2500; Ширина основной ВПП - 60
Покрытие основной ВПП - твёрдое (железобетон)
Курс магнитный -  096/276 (098/278)

 

.

Кировоградского военного авиационного училища летчиков дальней авиации, переименованного затем в 60-е высшее авиационное училище летчиков ВВС.

Документами о создании данного учебного заведения были:

        - директива начальника Генерального штаба Советской Армии № орг 5/671522 от 15.02.1951 года;
        - приказ командующего дальней авиации № 0018 от 9.03.1951 г.


Назначенный на должность начальника училища генерал-майор авиации А. Г. Мельников издал приказ № 1 от 7 мая 1951 года.

Это училище просуществовало с 1951 по 1960 г. и готовило лётные кадры для Военно-Воздушных Сил Советской Армии. В связи с решением советского правительства о сокращении Вооружённых Сил СССР, в том числе и ВВС, училище прекратило свою деятельность. На его базе была создана Кировоградская школа высшей лётной подготовки Гражданской авиации.

.

В 50-х базировался 757 уап Кировоградского 60-го ВАУЛ.

 .

Ранее аэродром Канатово, расположенный вблизи Кропивницкого, был авиационной базой ВВС СССР. Обеспечивал учебный процесс 60-го ВАУЛ. После расформирования училища в 1960 году на аэродром был передислоцирован 190-й истребительный авиаполк (иап) из Буялыка. Полк последовательно имел на вооружении истребители МиГ-17 (с 1960 г.), МиГ-21 (с 1968 г.), МиГ-23 (с 1980 г.). В августе 1986 года 190-й иап был переброшен из Канатово в Демократическую Республику Афганистан.

10 июля 1987 года из состава ВВС Южной группы войск (Венгрия) на аэродром Канатово перебазировался 727-й гвардейский Черкасский ордена Богдана Хмельницкого бомбардировочный полк (бап), вооруженный самолетами Су-24М. Полк вошел в состав 32-й бомбардировочной авиационной дивизии 24-й воздушной армии Резерва Верховного Главного Командования. С 1992 года полк вошел в состав ВВС Украины, сохранив почетные наименования и награды, но сменив свой номер на 44-ый. В 2004 году 44-й бап ВВС Украины был расформирован, а из 30 бомбардировщиков Су-24М примерно 10-12 самолетов были включены в состав 7-го бап в Староконстантинове, а остальные переданы на базы хранения авиатехники в Николаеве, Белой Церкви, Луцке.

 

Осенью, по расформировании 60 ВАУЛ, на аэродром
Канатово прибыл истребительный авиационный полк на самолётах
МиГ-17 (Командир полка Ветров Николай Иванович, начальник
штаба Силаев). История полка началась в городе Елец в 1951
году, когда в военно-воздушных силах СССР шло массовое
освоение поступающей в военно-воздушные силы из авиационной
промышленности новой военной реактивной, истребительной
техники, требующей совершенно иных подходов к её боевому
применению и эксплуатации. После внедрения реактивных
истребителей МиГ-15, когда весь лётный и инженерно-технический
состав получил допуск к их эксплуатации на земле и в полёте,
полк в 1952 году был передислоцирован в Румынию, где продолжал
совершенствовать своё боевое мастерство. В 1958 году произошла
передислокация.

Самолёт МиГ-17

Полк переместили на аэродром Буялык, а затем Канатово. В
дальнейшем полком командовали Головлёв Георгий Константинович
(по 1965 год), Мартынюк Николай Калинкович, бывший до этого
начальником политотдела полка (по 1967 год) и Катасонов
Константин Николаевич, также из начальника политотдела полка
(по 1968 год). В 1968 году личный состав полка освоил новый,
сверхзвуковой реактивный истребитель МиГ-21.

Самолёт МиГ-21.

С этого времени по 1970 год полк возглавлял Хмелевской Леонид
Викторович, которого последовательно меняли Владимиров Юрий
Абрамович (по 1973), Боровиков Виталий Иванович (по 1976),
Полуэктов Валерий Иванович (по 1977), Урманов Борис Ахметович
(по 1979) и немного командиром полка в 1979 году пробыл
Бердников Владимир Фёдорович. В 1980 году полк был
перевооружён на новейшую по тем временам технику - самолёт
МиГ-23.

Самолёт МиГ-23.

С этого периода до 1982 года во главе полка стоял Кренделев
Анатолий Яковлевич. 1982 году полк возглавил Фурса Леонид
Петрович. К этому времени полк был одним из самых боеспособных
полков военно-воздушных сил Советского Союза, и когда началась
война в Афганистане, полк в полном составе был брошен в неё
для выполнения интернационального долга. Фактически полк через
всю войну прошёл без потерь, за исключением одного самолёта
МиГ-23, с которого катапультировался командир полка Фурса
Леонид Петрович.
В 1987 году командиром полка был назначен Назаров Борис
Калустович, при котором решением высших эшелонов власти в 1989
году полк был расформирован.
Непродолжительный период работы командиров полка (от одного до
пяти лет) является свидетельством того, что один из лучших
полков ВВС являлся кузницей генеральских кадров.
В дальнейшем генералами стали выходцы из полка: Мартынюк
Николай Калинкович, Носов Леонид Юрьевич, Эттингер Павел Игоревич, Ельчанинов Валерий Борисович, Владимиров Юрий
Абрамович, Кренделев Анатолий Яковлевич, Ермаков Михаил
Егорович, Онищенко и Фурса Леонид Петрович. И это только за
период пребывания полка на аэродроме Канатово, то есть за
неполные тридцать лет своей деятельности полк вырастил в своих
рядах для военно-воздушных сил 9 генералов! Некоторые из них
прошли славный путь. К примеру, Юрий Абрамович Владимиров в
1974 году возглавил Военно-воздушное соединение в
Ивано-Франковске, далее был заместителем командующего группы
Советских войск в Германии, а затем преподавал в
Военно-воздушной академии.
Начальники штаба полка, в руках которых находилась невидимая
нить управления, и которые служили делу стабилизации и
преемственности, менялись значительно реже

Так с 1964 года Иван Алексеевич Медведев занимал эту должность
десять лет. В 1974 году его сменил бывший заместитель
командира полка Вениамин Захарович Кривенко, а в 1982 году
Александр Алексеевич Почиталкин. Благодаря ветеранам полка
Корнееву Николаю Ивановичу, Русанову Игорю Кирилловичу,
Кривенко Вениамину Захаровичу, Шевченко Григорию Владимировичу
автору удалось в некоторой степени восстановить историю этой
славной воинской части, принявшей непосредственное участие в
афганской войне и так несправедливо расформированной в 1989
году.

 

16 июня 2014 года аэродром Канатово пережил второе рождение, и там вновь стала базироваться военная авиация.

Карта сайта Написать Администратору