Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

[12/08/2010] Благотворительность, меценатство, спонсорство

Тема скопирована с форума при сайте Борисоглебского ВВАУЛ http://www.bvvaul.ru/forum/viewtopic.php?t=1199
Я сделал это потому, что данная тема на форуме не предполагает интенсивного обсуждения, и по этой причине быстро уходит из списка "горячих" тем на главной странице сайта. В результате она может остаться вне внимания тех, кто не имеет возможность заходить на сайт регулярно. Для того, чтобы предоставить возможность ознакомиться с темой максимальному количеству посетителей сайта, я на некоторое время оставлю её в разделе "Новости".
Администратор.
===========================
.
     Могу предположить, что текст первой части сообщения при беглом взгляде на него покажется вам длинным и скучным. Могу вас понять, потому как сам не одобряю подобные посты. В таком случае можете прочитать его «по диагонали», или пропустить совсем, и сразу перейти ко II части. А вот если вас затронет содержание II части, тогда уже не будет лишним вернуться к I части, и прочитать её полностью.
.
I часть
 
     Меценатство, благотворительность, спонсорство – эти слова сегодня вошли в обиход многих людей, интересующихся общественной и культурной жизнью. Их смысл содержит много общего, но в то же время – немало различий.
     По словарю:
Меценат — покровитель науки, искусства, тот, кто бескорыстно помогает людям.
Филантроп (благотворитель) — ведущий благотворительную деятельность, оказывающий помощь нуждающимся.
Спонсор — тот, кто финансирует кого-то или какое-то мероприятие с целью рекламы.
.
     Не каждый из нас чётко разделяет эти понятия. Во всех значениях чаще всего употребляется слово «спонсор». Но под истинной благотворительностью мы понимаем безвозмездное оказание услуг кому-то. То есть, не предполагается, что даритель взамен получит адекватную коммерческую отдачу, прямую или имиджевую рекламу.
.

Меценатство в России: живы ли традиции прошлого?
 
     На протяжении нескольких веков складывались в России традиции благотворительности и меценатства. Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси.
     С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим».
     Начальная русская летопись гласила: «…повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение».
     Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках.
     Благотворительность, не рассчитанная на общественное признание, воспринималась как выражение христианской любви к ближнему.
.
     Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей, царей была характерна для России вплоть до середины XVI века, когда c чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства.
     После Стоглавого собора 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи.
Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконение благотворительности в рамках государственной политики.
     В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностью в ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной политики любые траты на помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью.
     Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам.
.
     В 1712 году был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях гошпиталей», в котором предписывалось «учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелых; также прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены».
     Основным источником финансирования всех этих учреждений при Петре I были частные пожертвования: царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования.
.
      При Екатерине II были созданы Приказы общественного призрения, учреждены воспитательные дома для детей-сирот. Широкую благотворительную деятельность вели практически все великие княгини.
     Наиболее прославилось своим меценатством русское купечество - известны целые династии, занимавшиеся благотворительной деятельностью: Морозовы, Рябушинские, Мамонтовы, Бахрушины, Третьяковы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие. Они строили школы и больницы, поддерживали людей искусства, создавали музеи.
.
     Для большинства меценатов XVIII-XIX вв. благотворительность стала практически образом жизни, чертой характера. Многие крупные банкиры и фабриканты были потомками купцов-старообрядцев и унаследовали от них особое отношение к богатству и предпринимательству. Исследователь московского купечества П. А. Бурышкин считал, что "само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета. Отчасти, именно по этой причине в купеческой среде необычайно были развиты коллекционерство, меценатство и благотворительность, на которые и смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела. "Богатство обязывает", - говорил банкир и предприниматель Павел Рябушинский, наставляя младших.
Принципиально важно то, что российские меценаты не только поддерживали деятелей культуры и искусства, но и заботились о том, чтобы культурные ценности были доступны широким слоям общества. Благотворительная деятельность по учреждению новых школ и училищ, строительству новых институтов и университетов, выделение субсидий на стипендии студентам, многочисленные фонды в помощь учащимся была в России XIX века делом обычным.
.
     XIX век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию.
     К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности.
     С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.
.
     Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология революции не допускала никаких форм благотворительности.
Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами.
     Большевики начали кампанию безжалостной критики «буржуазной филантропии», которая, по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскую сущность» российского предпринимательства.
     В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались.
     Так, в 1921 году писателю Максиму Горькому запретили организовать кампанию помощи голодающим в Поволжье, а международным благотворительным организациям не разрешили доставить голодающим продукты питания и медикаменты.
.
     В наши дни к благотворительности и меценатству сохраняется двусмысленное отношение. Одна из основных причин этого - столь же двусмысленное отношение к богатству и его обладателям в условиях все большего расслоения российского общества. Наряду с тем, что многие российские предприниматели считаются одними из самых богатых людей в мире, большинство их сограждан живут, мягко говоря, более чем скромно. При этом ни для кого не секрет полукриминальный характер формирования капиталов многих современных российских предпринимателей. К простой обиде за такую личную несправедливость примешивается и обида за Россию: вместо того, чтобы инвестировать средства в развитие отечественного производства, культуры и спорта, олигархи предпочитают вкладывать их в зарубежные футбольные клубы и автомобильные заводы.
     Тем не менее, благотворительность и меценатство становятся постепенно все более распространенным явлением. Создаются частные и корпоративные фонды для поддержки студентов, ученых и деятелей искусства, устраиваются гастроли театров и выступления знаменитых музыкантов, покупаются картины для музеев. Однако широкая публика об этом, во-первых, мало информирована, а, во-вторых, большинство актов благотворительности воспринимает с подозрением, в них усматривают лишь ловкий PR-ход для достижения неких корыстных целей.
.
     Надеюсь, что среди посетителей нашего сайта и форума не найдётся человек, который заподозрит Админа, разместившего данное сообщение, в каких-либо корыстных целях. Я сам в меру своих возможностей готов поддержать любое благое начинание. И первое из них предлагается вашему вниманию во II части сообщения.
___________________________
Для написания размещённого выше сообщения использовались источники:
http://kapital-rus.ru/index.php/articles/article/138903  
http://ngo.kirovnet.ru/mecenatstvo-sponsorstvo-blagotvoritelnost-xaos-licemerie-blagorodstvo  
http://mecenat-club.org/info/  
http://blagodarite.ru/post_1199524236.html
.
II часть
.
     Быть меценатом под силу только людям состоятельным. В нашей среде таких людей, считаные единицы. Заниматься или не заниматься меценатством решают только они сами, и вряд ли это желание будет сформировано под чьим-то целевым влиянием. Поэтому моё обращение не адресовано исключительно данным лицам.
.
     Я предлагаю принять участие в благотворительной акции. Здесь не столь важна сумма единичного взноса, сколь массовость участия, являющаяся положительный примером для других. Тем более, субъект, в чей адрес будут направлены пожертвования, рад любой, даже самой маленькой поступившей сумме.
.
     Перехожу непосредственно к делу.
     Настоящее обращение составлено по инициативе выпускника нашего училища 1986 года жителя Борисоглебска Логунова Сергея Николаевича.
     Обращение адресовано людям, судьба которых в той или иной степени связана с городом Борисоглебском, и заключается оно в призыве принять участие в сборе средств на завершение восстановления Храма Бориса и Глеба в городе Борисоглебске.
     Именно в честь этого храма в 1704 году город Павловск был переименован в Борисоглебск, и именно этот храм является одним из основным символов города, такими же как Герб и Знамя.
.
     Любой выпускник борисоглебского училища за четыре года учёбы пешком исходил Борисоглебск вдоль и поперёк. Наверняка, один из этих маршрутов пролегал и мимо церкви Бориса и Глеба. Для тех кто призабыл, где находится храм, я напомню.
     Если спускаться от училища по улице Советской, в конце улицы мы упрёмся в городской парк. Повернув налево по улице Садовой и пройдя вдоль парка метров 250 до того места, где улица изгибается влево, прямо перед собой мы увидим территорию за невысокой оградкой, на которой и располагается храм Бориса и Глеба:
.
     Предлагаю ознакомиться с некоторыми справочными данными (кто знаком – вспомнить):
.
БорҌсъ и Глебъ. БорисоглҌбскъ
 (Часть информации взята из Википедии — свободной энциклопедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Борис_и_Глеб )
.
     Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид; убиты в 1015 году) — русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.
 Увеличить
.
     Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей.
.
     День города в Борисоглебске отмечают 15 мая - в праздник в честь памяти святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
.
     Год основания города – 1698. Первоначально назван Павловском, но в 1704 году переименован в Борисоглебск – по названию построенной в том же году церкви в честь святых князей Бориса и Глеба.
.
     Сначала, в 1703 году в честь святых князей Бориса и Глеба была построена деревянная часовня, но потом часовня сгорела, а на её месте был возведён собор. Площадь возле собора была названа Соборной, и именно с этого места стал разрастаться город Борисоглебск:

.
     Согласно архивным данным в начале ХХ века в Борисоглебске было 17 храмов (на 25 тыс. жителей). После революции почти все они были разрушены, и большинство из них – до основания. Такая участь постигла самый величественный Сретенский храм, который был построен в 1901 году. В 1929 году он был закрыт, а в 1931 году полностью разобран на кирпичи…

Сейчас на том месте находится гостиница «Борисоглебск»
.
      Храму Бориса и Глеба повезло чуть больше: он был закрыт в 1937 году. Наверное, из-за того, что в честь этого храма был назван город, местные власти не стали его разрушать полностью: сняли кресты, и снесли колокольню и купол...
.
     У меня сейчас нет данных, когда началось восстановление храма. В 2006 году я увидел храм таким:

.
Эта фотография сделана мною в 2007 году:

.
..а эта – в 2008-м:

.
В 2009 и 2010 году я храм не фотографировал, но могу показать чужие снимки:
.

.
     Как можно проследить по фотографиям, работа по восстановлению храма не стоит на месте, но её темпы невысоки. Причина одна – недостаток финансирования.
.
     Нельзя сказать, что городские власти не принимают участия в деле восстановления храма, но необходимо принять во внимание, что их возможности ограничены. В городе мало предприятий, способных отчислять в городскую казну какие-то значительные суммы, а расходных статей городского бюджета много...
     В Борисоглебске уже восстановлены, отреставрированы и функционируют другие храмы. В восстановлении этих храмов принимали участие и прихожане. В отличие от других, у Храма Бориса и Глеба пока маленький приход, соответственно – и невелико количество пожертвований. Поэтому настоятель храма иерей Игорь через нашего выпускника Логунова Сергея и обращается за помощью к людям, которые на сегодняшний день не являются его прихожанами.
.
Прямая речь И. Логунова:
«...Восстановление храма – это помощь даже больше себе, чем городу! В ролике, я думаю, все наши это поймут. Помощь, она не столько важна в сумме перечисленного, сколько в участии. Отцу Игорю на самом деле тяжело, и даже один мешок цемента – это уже помощь!
И еще один момент: из городов Краснодар, Ростов, Волгоград, Волжский, Саратов, Пенза, Тамбов, Липецк, Воронеж, Курск, Москва и Подмосковье возможна курьерская доставка через наше предприятие. Мой мобильный телефон 9056594313, связь через нашего экспедитора и быстрая доставка в город.
Батюшка Игорь просит передавать записки о здравии и о упокоении!...»

.
     Так что, друзья, в истории возрождённого Храма останется запись, что в его восстановлении приняли участие выпускники Борисоглебского лётного училища, а во время несения служб будет и обращение к Богу с пожеланиями им здравия (хоть и не эту цель преследует большинство из нас, приняв решение внести свой взнос в восстановление Храма).
.
     Кто такое решение для себя принял, запишите реквизиты для перечисления пожертвований:
.
Приход борисоглебского храма города Борисоглебска Воронежской области
Банк получателя: Центрально-Черноземный банк СБ РФ
Борисоглебское отд. 193
Расчётный счёт 40703810813060100322
Корреспондентский счёт 30101810600000000681
Бик 042007681
КПП 360401001; ИНН 3604014749
Адрес: 397160 Воронежская область
г. Борисоглебск ул. Садовая 17 А

.
Дополнительно сообщено:
Реквизиты Борисоглебского отделения 193 СБ РФ:
Центрально-Черноземный банк СБ РФ г. Воронеж
Корр. счет 30101810600000000681
БИК 042007681
ОГРН 1027700132195 от 20/06/1991
ОКПО 09111971
Адрес банка: 397160, Воронежская обл., г. Борисоглебск, ул. Свободы, д. 176
р/с 40703810813060100322
Приход Борисоглебского Храма г. Борисоглебска Воронежской обл.
ИНН 3604014749
Назначение платежа: {VO70030} пожертвования в пользу храма Святых Бориса и Глеба г. Борисоглебска, без НДС, очередность платежа 6.
.
Настоятель храма св. благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба иерей Игорь Семенов
Телефон настоятеля: 8 (47354) 25202; моб.: +7(905)0509730
.
     О перечислении просьба информировать по телефону или СМС-кой Сергея Логунова.
Сергей Логунов: тел. рабочий: 8 (47354) 67597, 67571; тел. моб.: +7(905)6594313
.
     Первые взносы от наших выпускников уже сделаны. 7-8 августа этого года в Борисоглебске состоялась встреча выпускников 1980 года, посвящённая 30-летию выпуска из училища. Собравшиеся на встречу однокашники оказали посильную помощь в дело восстановлении храма.
Особая благодарность - Крохину Александру Михайловичу!
.
     В заключение своего обращения предлагаю посмотреть короткий, но душевный ролик о Борисоглебске и его храмах.
Скачать ролик можно здесь: http://files.mail.ru/54R4QK  (54,8 МБ)
.
Карта сайта Написать Администратору