Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Твеленев Михаил Степанович

Выпускник 1939 года
Герой Советского Союза (звание присвоено 23.02.1945 г.)
Заслуженный лётчик-испытатель СССР
20.07.1920 - 25.04.1985
.
Родился 20.07.1920 в селе Перевоз ныне Ржаксинского района Тамбовской области. В 1936 окончил 7 классов школы. С 1936 жил в Москве. В 1937 окончил ФЗУ. Работал слесарем-паровозником в железнодорожном депо в Москве. В 1938 окончил Железнодорожный аэроклуб г.Москвы.

В армии с января 1939. В 1939 окончил Борисоглебскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (Московский и Одесский ВО).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-октябре 1941 - лётчик 69-го истребительного авиационного полка (Южный фронт). 18.08.1941 был сбит зенитной артиллерией, при вынужденной посадке получил ранения и до ноября 1941 находился в сочинском госпитале. В апреле-июле 1942 - лётчик 792-го истребительного авиационного полка (Юго-Западный фронт). В июне 1942 на своём ЛаГГ-3 приземлился на вражеский территории и вывез сбитого лётчика Як-1. В июне 1943-мае 1945 - командир звена 9-го гвардейского истребительного авиационного полка (Южный, 4-й Украинский и 3-й Белорусский фронты). 4.10.1943 в воздушном бою ранен в левую ногу. Участвовал в обороне Одессы и Ростова-на-Дону, освобождении Донбасса и Крыма, в Берлинской операции. Совершил 310 боевых вылетов на И-16, ЛаГГ-3, Р-39 «Аэрокобра» и Ла-7, в 116 воздушных боях сбил лично 14 и в составе группы 28 самолётов противника.

В июле 1942-июне 1943 - командир звена 10-го учебно-тренировочного полка 8-й воздушной армии; готовил на ЛаГГ-3 и Як-1 лётчиков для действующей армии.

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС (Белорусский ВО). В 1950 окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы (г.Таганрог).

С февраля 1951 по июль 1965 - лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (1 Управление). Провёл госиспытания Ил-ЮМ (1953), МиГ-17ПФ (СП-7Ф) (1954), Ил-40 (1954), Ил-40П (1955-1956), Су-7 (1959-1960), Е-2 (1958), Е-5 (1958), МиГ-21 Ф-13 (1960); испытания Ил-10 на штопор, МиГ-17 на пикирование, Як-25Р со специальными подвесками на устойчивость, Су-7Б на малых высотах, отработку дозаправки истребителей МиГ-15. Участвовал в госиспытаниях Як-25Р (1953-1954), СМ-30 (1957), СМ-12 (1958), СМ-50 (1958).

С августа 1965 - в отставке. Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области. Умер 25.04.1985. Похоронен в деревне Леониха Щёлковского района.

.
Награждён орденом Ленина (23.02.1945), 5 орденами Красного Знамени (26.04.1943, 1.08. 1943, 2.02.1944, 16.05.1947, 29.04.1957), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03. 1985), 2 орденами Красной Звезды (5.11.1954, 9.03.1956), медалями.
В посёлке Чкаловский на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. 
.
Особые случаи: 18.08.1941 - вынужденная посадка на подбитом И-16.
.
Источники:
Андрей Симонов. «Заслуженные испытатели СССР». Москва. Авиамир. 2009
*****
.
...В начале 1942 г. полк получил наименование 9-го ГвИАП и был перевооружен самолетами Як-1, осенью 1942 г. участвовал в сражении за Сталинград; в 1943 г. был перевооружен самолетами Р-39 «Аэрокобра» и воевал на Южном фронте, участвовал в освобождении Крыма. К этому времени Твеленев был капитаном.
В начале лета 1944 г. полк вновь получил новые самолеты - на этот раз Ла-7, впоследствии летал на них над территорией Польши и Германии,
К сентябрю 1944 года командир звена 9-го ГвИАП ( 303-я ИАД, 1-я Воздушная Армия, 3-й Белорусский фронт ) гвардии старший лейтенант Твеленев совершил 290 боевых вылетов, участвовал в 110 воздушных боях, уничтожил лично 16 и в составе группы 28 самолетов противника.
.
В конце января 1945 года разгорелись ожесточенные бои в Восточной Пруссии. Именно там Михаил Твеленев провел один из своих последних боев. В районе Гольдана его группа встретила свыше 40 "Юнкерсов». До расположения советских войск оставалось всего несколько километров и наши истребители решительно ринулись на врага. Два «Юнкерса» сразу же были сбиты. Некоторые бомбардировщики, сбросив смертоносный груз куда попало, стали спасаться бегством. Но одна группа упорно продолжала пробиваться вперед. Наши истребители, выйдя из атаки, дружно навалились и на нее. И еще два «Юнкерса» рухнули на землю...
Налет вражеской группы был сорван.
.
23 февраля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, отважному летчику было присвоено звание Героя Советского Союза.
.
Продолжая активно летать, к маю 1945 года, он довел число боевых вылетов до 420, участвуя в 130 воздушных боях увеличил счет личных побед до 18.
Летал на самолетах Як-1, «Аэрокобра», Ла-7.
.
К концу войны Твеленев был произведен в майоры, имел на своем счету 420 боевых вылетов и сбил 46 самолетов (18 - в группе).
.
После войны Михаил Степанович остался на службе в ВВС.
В 1950 году окончил Высшие летно-тактические курсы.
С 1950 - на летно-испытательной работе в 1 испытательном отделе ГК НИИ ВВС. Ведущий летчик-испытатель СМ-30 (МиГ-19), участник войсковых испытаний самолета МиГ-21. Провел испытания Ил-10М на штопор. Участвовал в испытаниях Ил-40.
.
С 1966 года полковник Твеленев в запасе.
Жил в гор. Щелково Московской области.
Умер 25 апреля 1985 года.
Награжден орденами Ленина, Красного Знамени (пять), Отечественной войны 1-й Степени, Красной Звезды (дважды), медалями.
.
Источники информации:
1. Твеленев Михаил Степанович: [биогр. справка] // Герои Советского Союза: крат. биогр. слов.: в 2 т. / пред. редкол. И.Н. Шкадов.– М.: Воениздат, 1988.– Т. 2.- С. 565.
2. Зильманович Д.Я. На крыльях Родины: док. очерки / Д.Я. Зильманович.– Алма-Ата: Жалын, 1984.- 320 с.- Содерж.: Герой Советского Союза Твеленев Михаил Степанович: [биогр. справка].- С. 204-205; Вошедший в Легенду.- С. 205-213.
3. Зильманович Д.Я. Созвездие героев / Д.Я. Зильманович.– Ташкент: Ёш гвардия, 1985.– 221 с.: фот.– Содерж.: [Герой Советского Союза М.С. Твеленев].- С. 13, 14, 16, 35, 43, 137, 138-139, 140, 154, 166, 185-186, 190, 195, 206.
4. Герои Советского союза: Краткий биографический словарь. Т.2./ Пред.ред.коллегии И.Н.Шкадов. - М.: Воениздат, 1988 / 
5. Твеленев Михаил Степанович / Советские асы / 
6. М. Л. Попович. «Автограф в небе» - Человек из легенды 
http://www.testpilots.ru/tp/russia/nii_vvs/pilots/tvelenev.htm
Карта сайта Написать Администратору