Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Главная Новости История Фотоальбомы Все выпускники Командование. Преподаватели Инструкторы. Аэродромы. Полки. Третий тост... Наше творчество Общение Гостевая книга Выпускник, заполни анкету Библиотека Наши друзья О сайте
2. Размещение
Раздел сайта "Все выпускники", подраздел "Борисоглебский аэроклуб"
.
Борисоглебский аэроклуб имел две (как минимум) «производственные площадки»: учебный корпус и аэродром (лётное поле).
Учебные классы аэроклуба располагались в Борисоглебске, в доме № 14 по улице Советской (сегодняшний адрес дома).
.

Здание Борисоглебского аэроклуба в 1938 году.
.
В здании были шесть учебных классов, служебные помещения руководителей и специалистов аэроклуба. Во дворе дома имелись хозпостройки, а также размещались транспортные средства аэроклуба.
Вот как описывает аэроклуб Е.С. Николаев: «...Незаметно дошагал до светлого особняка по улице Советской. Скромная голубая с бронзовыми буквами вывеска – «Борисоглебский Городской Аэроклуб». Ниже – «Осоавиахим СССР». Массивная резная дверь, пять ступенек, коридор, направо табличка «Начальник штаба», прямо – дверь – «Начальник аэроклуба». Влево коридор, по бокам двери классов, заканчивается он выходом во двор. Во дворе гараж, подсобные помещения, щит с баграми, ломами, лопатами, ящик с песком...».
Сейчас в этом здании размещается Борисоглебская детская школа искусств № 1.
.
.
Возможно, довоенная внутренняя планировка дома сохранилась до сих пор.
.

Здание Борисоглебской детской школы искусств № 1 в наши дни
.
Об аэроклубе и его аэродроме в «Списке аэроклубов ОСОАВИАХИМа, утверждённых на 1939 год и их краткой характеристике» по состоянию на 22 марта 1939 года, найденном и опубликованным Ю.П. Ржевцевым, говорится следующее: «- Борисоглебский (организован в 1938 г.): категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, тренировка пилотов запаса – 12; аэродром 700х700 м, осваивает новый аэродром в 18 км от города. Ранее базировался на аэродроме ГВФ; строится ангар на 10 самолётов; имеет шесть учебных аудиторий; бензотара – в документе не указано; выполнение плана за 1938 год – 109 %».
Текст об аэродроме сегодня не совсем понятен:
- «Ранее базировался на аэродроме ГВФ».
Был ли в Борисоглебске аэродром ГВФ? Возможно, имеется в виду часть 1-го аэродрома Борисоглебской авиашколы? На моей памяти, в начале 1960-х, этот аэродром использовался для гражданских нужд. Рейсовый Ан-2 Аэрофлота садился на это поле и взлетал с него. Для приёма самолёта и пассажиров в северо-западном углу аэродрома был построен небольшой домик, в котором, к времени подлёта самолёта, появлялся специалист, осуществлявший радиосвязь с самолётом, приёмку и погрузку грузов, посадку пассажиров и т.д.
- (Сейчас имеется) «аэродром 700х700 метров».
- «Осваивает новый аэродром в 18 км от города».
Возможно, фразы «аэродром 700х700 метров» и «Осваивает новый аэродром в 18 км от города» относятся к одному и тому же объекту.
В воспоминаниях Е.С. Николаева упоминается только один аэродром в 1938 году: «Аэродром за городом. С запада лес и река, с севера и востока поля, на юг село, за ним в семи километрах – город». Под описание Е.С. Николаева подходит район, показанный на рисунке:
.

Возможное место размещения лётного поля Борисоглебского аэроклуба (красный круг)
.
Если аэродром находился к северу/северо-востоку от Борисоглебска между сёлами Чигорак и Богана, то на западе были лес и река Ворона, с севера и востока поля, на юге – село Чигорак, а за ним в семи-десяти километрах (смотря от того, между какими точками считать) – город Борисоглебск. Возможно, на бывшем аэродроме до сегодняшнего дня сохранились остатки строившегося в 1939 году ангара на 10 самолётов.

***

Перейти на страницу 3. Обучение

Карта сайта Написать Администратору