1. История Борисоглебского аэроклуба
Раздел сайта "Все выпускники", подраздел "Борисоглебский аэроклуб"
.
Борисоглебск – известный авиационный город. Многим известна слава Борисоглебского авиаучилища, выпустившего за время своей работы тысячи военных лётчиков. В тени этой славы затерялась память об ещё одном авиационном учебном заведении города – Борисоглебском аэроклубе ОСОАВИАХИМа, который функционировал с 1937 по 1942 год. Он был невелик, но, в ряду 182 советских аэроклубов, в предвоенные годы выполнил задачу обеспечения военных авиационных школ страны подготовленными курсантами-лётчиками.
.
Начало подготовке ОСОАВИАХИМом пилотов в Черноземье положил Воронежский аэроклуб — один из старейших в России, созданный 2 августа 1933 года. В то время Воронеж, население которого насчитывало 212 тысяч человек, являлся центром огромной Центрально-Чернозёмной области. В состав ЦЧО, а позже, с июня 1934 года – Воронежской области, входили города Борисоглебск (с населением 44 тыс. человек в 1931 году) и Липецк (34 тыс. человек в 1933 году). В двух этих городах были созданы филиалы Воронежского аэроклуба, ставшие затем самостоятельными организациями. Борисоглебский аэроклуб, по официальным данным, начал работу в 1938 году. Фактически первый набор курсантов-пилотов в Борисоглебском аэроклубе был проведён в начале 1937 года.
В этом же, 1937, году БАК начал обучение авиатехников. Было проведено два набора на эти курсы и два выпуска специалистов. Количество выпущенных авиатехников и их имена нам пока не известны (точнее, известны несколько имён: М.К. Архангельский, Е.С. Николаев...) В 1938 и последующих годах набор в группы авиатехников уже не проводился.
Курсанты-пилоты первого набора закончили обучение и были выпущены пилотами весной 1938 года, а второго набора – осенью того же года. Аэроклуб досрочно и на 100% выполнил задание по подготовке авиационных кадров на 1938 год. Начальник аэроклуба Н.Н. Сухинин и начлёт А.М. Могильниченко были награждены нагрудным знаком «За активную оборонную работу» – высшей наградой ОСОАВИАХИМа СССР.
.
Выпускные испытаний курсантов – полёты – проводились комиссией под руководством лётчика - представителя авиационной школы ВВС. В состав комиссии входили начальник и комиссар аэроклуба, а также представители НКВД, Горкома ВКП(б) и местного военкомата.
При выпуске курсантам-пилотам давались рекомендации по их дальнейшему использованию. Типовых рекомендаций было три:
– кандидат в школу ВВС. Курсанты с такой рекомендацией сразу направлялись на дальнейшее обучение в военные школы пилотов ВВС, как правило, те, представитель которых руководил приёмной комиссией;
– инструктор ОСОАВИАХИМа. Такие курсанты, как правило, направлялись в школы пилотов ОСОАВИАХИМа, а затем – на работу инструкторами-лётчиками в аэроклубы;
– пилот запаса. Такие курсанты не направлялись в организованном порядке в школы пилотов ВВС или ОСОАВИХИМа. Они могли продолжить авиационное образование на общих основаниях, самостоятельно. Однако для многих знакомство с полётами заканчивалось на этом этапе.
.

Свидетельство авиатехника, обучавшегося в Борисоглебском аэроклубе.
.
Свидетельство пилота (в качестве примера - пилота, обучавшегося в Пермском аэроклубе)
.
В Борисоглебском аэроклубе работал инструктор-планерист, однако сведения о наличии в аэроклубе планеров и подготовке пилотов-планеристов пока не найдены.
Нет сведений и о подготовке в БАК парашютистов. В воспоминаниях Е.С. Николаева говорится только о прыжках курсантов с парашютной вышки (37-метровая парашютная вышка была построена весной 1936 года у восточной стороны стадиона авиаучилища. В 1960-х ещё был виден её бетонный фундамент).
Выпуски обученных пилотов производились Борисоглебским аэроклубом в 1938 (два выпуска), 1939, 1940, 1941 и, вероятно, в 1942 годах. Найден (Ю.П. Ржевцевым в архиве ДОСААФ) только один официальный список выпускников – список первой очереди курсантов 1940 года.
.

Список первой очереди курсантов Борисоглебского аэроклуба 1940 года с рекомендациями
.

Дополнение к списку первой очереди курсантов БАК 1940 года – список курсантов, для которых рекомендация изменена с «Пилот запаса» на «Кандидат в школу ВВС»
.
В архиве Е.С. Николаева сохранились фотографии выпусков пилотов 1938 года. Кроме того, в интернете «гуляет» фотография выпускников - пилотов БАК 1939 года. По этим документам были составлены (приблизительные) списки выпускников и сотрудников за 1938-1939 гг. Таким образом стали известны имена примерно 165-170 пилотов, обученных в Борисоглебском аэроклубе в период 1938-1940 гг. и имена примерно 30 сотрудников аэроклуба в этот же период.
В 1938 году было выпущено примерно 65 пилотов; в 1939 – примерно 50 (при плане выпуска – 66), в первой очереди 1940 года – 50.
.
Известны несколько лётчиков-героев, чьи имена связаны с Борисоглебским аэроклубом:
1. Брехов Константин Владимирович, 05.10.1918–18.11.1987. Выпущен пилотом БАК в 1938. В ВОВ – лётчик-штурмовик. ГСС 01.05.1943.
2. Дунаев Николай Пантелеевич, 05.05.1918–21.03.1982 (81?). Выпущен пилотом БАК в 1938. В ВОВ – лётчик-истребитель. ГСС 02.09.1943.
3. Евсеев Евгений Архипович, 19.02.1919-25.08.1997. Выпущен пилотом БАК в 1939. В ВОВ – лётчик-истребитель. ГСС 08.02.1943.
4. Кумсков Виктор Алексеевич, 16.04.1921-28.11.2001. Выпущен пилотом в БАК 1940. В ВОВ – лётчик-штурмовик. ГСС 15.05.1946.
5. Прохоров Алексей Николаевич, 19.01.1923-27.05.2002. Выпущен пилотом БАК в 1940. В ВОВ – лётчик-штурмовик. Дважды Герой Советского Союза 19.04.1945 и 29.06.1945.
6. Середин Владимир Алексеевич, 09.02.1917-06.04.1945. Выпущен пилотом БАК в 1938. В ВОВ – лётчик-истребитель. ГСС 19.08.1944.
В список героев Борисоглебского аэроклуба следует включить также Ивана Дмитриевича Занина (21.06.1914–25.05.1961). Он не выпускник БАК, но работал в нём инструктором-лётчиком, а в 1939 году был и начальником аэроклуба. В ВОВ – лётчик-истребитель, лётчик-штурмовик. ГСС 18.08.1945.
Возможно, этот список неполон.
.
В соответствии с постановлением ГКО № 2103 от 26 июля 1942 г. большая часть аэроклубов оборонного общества была закрыта, а их постоянный состав и техника были переданы в ВВС. Работа Борисоглебского аэроклуба тоже была прекращена. Был ли произведён выпуск пилотов в этом году – неизвестно. Имён таких выпускников пока не обнаружено.
.
Таким образом, до войны БАК работал и готовил пилотов примерно в течение четырёх лет, и выпустил примерно, по грубой оценке, 200-260 пилотов.
После войны Борисоглебский аэроклуб возобновил свою деятельность примерно в 1946-1947 гг. Найдены имена первых послевоенных руководителей аэроклуба и имена одного-двух курсантов, завершивших обучение в БАК в 1949 году. Дата завершения работы аэроклуба неизвестна.
Возможно, сведения о Борисоглебском аэроклубе удастся дополнить с помощью заинтересованных людей, в том числе и тех, родственники которых работали или учились в довоенные времена в аэроклубе
***
Перейти на страницу 2. Размещение
|