Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Главная Новости История Фотоальбомы Все выпускники Командование. Преподаватели Инструкторы. Аэродромы. Полки. Третий тост... Наше творчество Общение Гостевая книга Выпускник, заполни анкету Библиотека Наши друзья О сайте
1. История Борисоглебского аэроклуба
Раздел сайта "Все выпускники", подраздел "Борисоглебский аэроклуб"
.
Борисоглебск – известный авиационный город. Многим известна слава Борисоглебского авиаучилища, выпустившего за время своей работы тысячи военных лётчиков. В тени этой славы затерялась память об ещё одном авиационном учебном заведении города – Борисоглебском аэроклубе ОСОАВИАХИМа, который функционировал с 1937 по 1942 год. Он был невелик, но, в ряду 182 советских аэроклубов, в предвоенные годы выполнил задачу обеспечения военных авиационных школ страны подготовленными курсантами-лётчиками.
.
Начало подготовке ОСОАВИАХИМом пилотов в Черноземье положил Воронежский аэроклуб — один из старейших в России, созданный 2 августа 1933 года. В то время Воронеж, население которого насчитывало 212 тысяч человек, являлся центром огромной Центрально-Чернозёмной области. В состав ЦЧО, а позже, с июня 1934 года – Воронежской области, входили города Борисоглебск (с населением 44 тыс. человек в 1931 году) и Липецк (34 тыс. человек в 1933 году). В двух этих городах были созданы филиалы Воронежского аэроклуба, ставшие затем самостоятельными организациями. Борисоглебский аэроклуб, по официальным данным, начал работу в 1938 году. Фактически первый набор курсантов-пилотов в Борисоглебском аэроклубе был проведён в начале 1937 года.
В этом же, 1937, году БАК начал обучение авиатехников. Было проведено два набора на эти курсы и два выпуска специалистов. Количество выпущенных авиатехников и их имена нам пока не известны (точнее, известны несколько имён: М.К. Архангельский, Е.С. Николаев...) В 1938 и последующих годах набор в группы авиатехников уже не проводился.
Курсанты-пилоты первого набора закончили обучение и были выпущены пилотами весной 1938 года, а второго набора – осенью того же года. Аэроклуб досрочно и на 100% выполнил задание по подготовке авиационных кадров на 1938 год. Начальник аэроклуба Н.Н. Сухинин и начлёт А.М. Могильниченко были награждены нагрудным знаком «За активную оборонную работу» – высшей наградой ОСОАВИАХИМа СССР.
.
Выпускные испытаний курсантов – полёты – проводились комиссией под руководством лётчика - представителя авиационной школы ВВС. В состав комиссии входили начальник и комиссар аэроклуба, а также представители НКВД, Горкома ВКП(б) и местного военкомата.
При выпуске курсантам-пилотам давались рекомендации по их дальнейшему использованию. Типовых рекомендаций было три:
– кандидат в школу ВВС. Курсанты с такой рекомендацией сразу направлялись на дальнейшее обучение в военные школы пилотов ВВС, как правило, те, представитель которых руководил приёмной комиссией;
– инструктор ОСОАВИАХИМа. Такие курсанты, как правило, направлялись в школы пилотов ОСОАВИАХИМа, а затем – на работу инструкторами-лётчиками в аэроклубы;
– пилот запаса. Такие курсанты не направлялись в организованном порядке в школы пилотов ВВС или ОСОАВИХИМа. Они могли продолжить авиационное образование на общих основаниях, самостоятельно. Однако для многих знакомство с полётами заканчивалось на этом этапе.
.

Свидетельство авиатехника, обучавшегося в Борисоглебском аэроклубе.
.

Свидетельство пилота (в качестве примера - пилота, обучавшегося в Пермском аэроклубе)
.
В Борисоглебском аэроклубе работал инструктор-планерист, однако сведения о наличии в аэроклубе планеров и подготовке пилотов-планеристов пока не найдены.
Нет сведений и о подготовке в БАК парашютистов. В воспоминаниях Е.С. Николаева говорится только о прыжках курсантов с парашютной вышки (37-метровая парашютная вышка была построена весной 1936 года у восточной стороны стадиона авиаучилища. В 1960-х ещё был виден её бетонный фундамент).
Выпуски обученных пилотов производились Борисоглебским аэроклубом в 1938 (два выпуска), 1939, 1940, 1941 и, вероятно, в 1942 годах. Найден (Ю.П. Ржевцевым в архиве ДОСААФ) только один официальный список выпускников – список первой очереди курсантов 1940 года.
.

Список первой очереди курсантов Борисоглебского аэроклуба 1940 года с рекомендациями
.
Дополнение к списку первой очереди курсантов БАК 1940 года – список курсантов, для которых рекомендация изменена с «Пилот запаса» на «Кандидат в школу ВВС»
.
В архиве Е.С. Николаева сохранились фотографии выпусков пилотов 1938 года. Кроме того, в интернете «гуляет» фотография выпускников - пилотов БАК 1939 года. По этим документам были составлены (приблизительные) списки выпускников и сотрудников за 1938-1939 гг. Таким образом стали известны имена примерно 165-170 пилотов, обученных в Борисоглебском аэроклубе в период 1938-1940 гг. и имена примерно 30 сотрудников аэроклуба в этот же период.
В 1938 году было выпущено примерно 65 пилотов; в 1939 – примерно 50 (при плане выпуска – 66), в первой очереди 1940 года – 50.
.
Известны несколько лётчиков-героев, чьи имена связаны с Борисоглебским аэроклубом:
1. Брехов Константин Владимирович, 05.10.1918–18.11.1987. Выпущен пилотом БАК в 1938. В ВОВ – лётчик-штурмовик. ГСС 01.05.1943.
2. Дунаев Николай Пантелеевич, 05.05.1918–21.03.1982 (81?). Выпущен пилотом БАК в 1938. В ВОВ – лётчик-истребитель. ГСС 02.09.1943.
3. Евсеев Евгений Архипович, 19.02.1919-25.08.1997. Выпущен пилотом БАК в 1939. В ВОВ – лётчик-истребитель. ГСС 08.02.1943.
4. Кумсков Виктор Алексеевич, 16.04.1921-28.11.2001. Выпущен пилотом в БАК 1940. В ВОВ – лётчик-штурмовик. ГСС 15.05.1946.
5. Прохоров Алексей Николаевич, 19.01.1923-27.05.2002. Выпущен пилотом БАК в 1940. В ВОВ – лётчик-штурмовик. Дважды Герой Советского Союза 19.04.1945 и 29.06.1945.
6. Середин Владимир Алексеевич, 09.02.1917-06.04.1945. Выпущен пилотом БАК в 1938. В ВОВ – лётчик-истребитель. ГСС 19.08.1944.
В список героев Борисоглебского аэроклуба следует включить также Ивана Дмитриевича Занина (21.06.1914–25.05.1961). Он не выпускник БАК, но работал в нём инструктором-лётчиком, а в 1939 году был и начальником аэроклуба. В ВОВ – лётчик-истребитель, лётчик-штурмовик. ГСС 18.08.1945.
Возможно, этот список неполон.
.
В соответствии с постановлением ГКО № 2103 от 26 июля 1942 г. большая часть аэроклубов оборонного общества была закрыта, а их постоянный состав и техника были переданы в ВВС. Работа Борисоглебского аэроклуба тоже была прекращена. Был ли произведён выпуск пилотов в этом году – неизвестно. Имён таких выпускников пока не обнаружено.
.
Таким образом, до войны  БАК работал и готовил пилотов примерно в течение четырёх лет, и выпустил примерно, по грубой оценке, 200-260 пилотов.
После войны Борисоглебский аэроклуб возобновил свою деятельность примерно в 1946-1947 гг. Найдены имена первых послевоенных руководителей аэроклуба и имена одного-двух курсантов, завершивших обучение в БАК в 1949 году. Дата завершения работы аэроклуба неизвестна.
Возможно, сведения о Борисоглебском аэроклубе удастся дополнить с помощью заинтересованных людей, в том числе и тех, родственники которых работали или учились в довоенные времена в аэроклубе

***

Перейти на страницу 2. Размещение

Карта сайта Написать Администратору