Список форумов www.bvvaul.ru www.bvvaul.ru
Cайт выпускников Борисоглебского ВВАУЛ
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Книги о лётчиках и об авиации

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов www.bvvaul.ru -> Авиация и космонавтика
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
root
Site Admin


Зарегистрирован: 12.12.2006
Сообщения: 3096
Откуда: bvvaul-76

СообщениеДобавлено: Пт Янв 04, 2019 19:52    Заголовок сообщения: Книги о лётчиках и об авиации Ответить с цитатой

Начал искать, в какой теме форума лучше разместить своё сообщение, но так и не нашёл соответствующей. По этой причине открываю новую тему - "Книги о лётчиках и об авиации"
===

В списках выпускников нашего училища есть участник Великой Отечественной войны генерал-майор авиации Пронин Александр Георгиевич, выпускник Борисоглебской ВШЛ 1938 года. Он прошёл всю войну в составе одной части - 124 иап (102 гвиап), находясь на разных должностях, и окончил войну командиром этого полка.
Дочь Александра Георгиевича Ирина в память о своём отце многие годы собирала информацию об истории данного полка и его личном составе. А 20-го января этого года в Киеве будет издано автобиографическое повествование, из которого его авторы генерал-майор авиации А. Король и военный историк А. Филь на основе своих исследований, воспоминаний, исторических и других документов, а также используя наработки Ирины Александровны создали интересную книгу:


Аннотация от авторов:

Во время Второй мировой войны украинец генерал-майор авиации Анатолий Король совершил 296 боевых вылетов и сбил в 56 воздушных поединках 8 самолетов противника. В основу автобиографической книги «Я — Король, цель вижу, атакую!», написанной в соавторстве с военным историком Александром Филем, вошли дневниковые записи летчика, его интервью, письма, адресованные бывшему командиру 102-го гвардейского Выборгского истребительного авиационного полка ПВО генерал-майору авиации Александру Пронину, а также архивные материалы.
Несомненно, интерес у читателя вызовут размещенные в книге собственноручно воспроизведенные лётчиком схемы воздушных поединков, из которых Анатолий Король выходил победителем:


Автобиографическое повествование изобилует уникальными фотографиями из личного архива генерал-майора авиации Александра Георгиевича Пронина, любезно предоставленные его дочерью, Ириной Мальцевой, которая проделала громадный объем работы в качестве консультанта книги. Издание иллюстрировано работами известного украинского художника-графика Валерия Руденко.


Автор проекта «Небо на всю жизнь» уверен, что книга не оставит равнодушными читателей и вызовет неподдельный интерес среди любителей истории Второй мировой войны и военных мемуаров.


Специально для посетителей сайта Борисоглебского ВВАУЛ авторы предоставили отрывки из двух глав ещё не изданной книги "Я - Король, цель вижу, атакую!":

1.
НА ПОСОШОК СО СТАЛИНЫМ…

В октябре 1943 года я на своем красавце — истребителе Як-1 — вылетел в Москву на Центральный аэродром, где дислоцировался 12-й гвардейский истребительный авиаполк. На Центральном аэродроме мне предстояло произвести плановую замену мотора. Передав боевую машину техникам, я временно остался «безлошадным». Командир 12-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии подполковник Константин Васильевич Маренков, в распоряжение которого я поступил, решил отправить меня на недельку в Дом отдыха для летчиков.
Здесь в Доме отдыха я случайно встретил бывшего командира 32-го гвардейского истребительного авиаполка и своего однокурсника гвардии полковника Василия Сталина. Сын вождя отдыхал там в компании летчиков. Уже после войны я узнал причину снятия Василия Сталина с должности командира полка. Оказывается, весной 1943 года сын Сталина с группой своих летчиков решил наловить рыбки для ухи. И вот летчики, во главе со своим командиром Василием Сталиным ничего лучшего не придумали, как использовать в качестве орудия лова «эрэс», то есть реактивный снаряд! Однако в процессе «рыбалки» что-то пошло не так, и снаряд разорвался, не долетев до воды…
В результате этой вот экстремальной рыбной ловли один летчик погиб, а другой получил тяжелое ранение. Зацепило и Васю — осколок попал тогда ему в ногу. Узнав об этом инциденте, Иосиф Виссарионович сразу же снял своего сына с должности командира 32-го гвардейского истребительного авиаполка, отправив при этом его в резерв.
Понятное дело, беспокойная, я бы даже сказал, гусарская натура Василия требовала выхода скопившейся энергии, поэтому сын Сталина довольно часто позволял себе устраивать со своими летчиками веселые пирушки. На такой вот банкет тогда, в октябре 1943 года, я случайно и попал. Василий Сталин был там, по-видимому, со своими друзьями. Скорее всего, это были офицеры из состава летной инспекции ВВС, которую полковник Сталин в то время возглавлял.
Увидев меня, сын вождя тут же приветливо кивнул мне. Оказалось, что Василий Иосифович не забыл мою раненную морду. Внимательно рассмотрев мое лицо, он тот же час громко представил меня своим друзьям: «Смотрите, вот этот длинный с битой мордой вместе со мной оканчивал летную школу в Каче в 41-м! Видите, мордочка у него уже значительно выправилась после вынужденной посадки. Так что давайте же, друзья, выпьем за его здоровье коньячка! А ну-ка, ребята, налейте моему однокашнику коньяку!»
В ответ на это предложение я ответил, что коньяка, мол, совсем не переношу. Однако Василия Иосифовича не остановило мое заявление. Он продолжал подзадоривать своих летчиков: «Братцы, ты смотри, энтот Король, понимаешь ли, не пьет коньяк!» И тут же Василий Сталин обратился к одному из своих летчиков: «Миша, а ну, налей-ка ему полный стакан! И пусть попробует только его не выпить!»
Понятное дело, мне ничего не оставалось, как поддаться настойчивым уговорам сына вождя и осушить полный стакан коньяку. Признаюсь, наша встреча тогда прошла весело и душевно. На следующий день полковник Василий Сталин со своими летчиками убыл в Главный Штаб ВВС. Но перед своим отъездом он не забыл пригласить меня в местное кафе, где мы с ним выпили, как принято по традиции, на посошок…
Знаю, что потом, уже спустя некоторое время, сын Иосифа Виссарионовича был назначен командиром 3-й гвардейской истребительной авиадивизии, которая дислоцировалась под Минском. А Великую Отечественную войну Василий Иосифович уже заканчивал в Берлине будучи командиром 286-й истребительной авиационной дивизии.


2.
О КОМАНДИРСКОЙ ГЛУПОСТИ

Cпустя два дня по прибытии в Москву я вместе с младшим лейтенантом Григорием Иванченко в составе звена младшего лейтенанта Анатолия Ускова убыл на аэродром под Ельней, в распоряжение командира бомбардировочного полка подполковника Голованова. Наш, 124-й ИАП, тогда находился в ожидании новой матчасти; мы же, первыми получив свои самолеты, были временно откомандированы в тот полк с задачей — прикрывать его бомбардировщики при взлете и посадке. В то время в районе Ельни как раз разворачивались боевые действия, переросшие в ожесточенные бои.
Наша тройка на новеньких истребителях МиГ-3 совершила благополучную посадку на местном грунтовом аэродроме. Но тут в один из дней на тамошние места обрушился такой сильный ливневый дождь, что взлетно-посадочная полоса раскисла и пришла в полную непригодность. Воспользовавшись неблагоприятными погодными условиями и плотной облачностью, которая достигала 7—8 баллов, над нашим аэродромом пролетел немецкий самолет-разведчик. Видимо, противник решил произвести фотосъемку нашего аэродрома.
Понятное дело, что погодные условия не позволяли нам хоть как-то воспрепятствовать действиям вражеского разведчика. Тем не менее, вопреки всякой логике подается команда «Воздух!». Это заместитель командира бомбардировочного полка отдает нам с Иванченко приказ: «Догнать и во что бы то ни стало уничтожить самолет противника!»
Мы с Григорием прекрасно знали, что взлет с аэродрома, сплошь покрытого лужами, да и сам полет в тяжелых метеорологических условиях, не имеет никакого смысла и вдобавок ко всему может привести к тяжелым и непоправимым последствиям. Именно это мы и попытались доказать заместителю подполковника Голованова.
Мы обратили внимание замкомполка на бомбардировщик, который стоял тут же на самом краю аэродрома, задравши хвост и упершись носом в раскисшую от дождя землю. Самолет буквально только что произвел посадку и чуть было не скапотировал. Кроме этого, мы убеждали настырного замкомполка, что наш вылет не принесет абсолютно никаких результатов, поскольку немецкий разведчик давно уже улетел восвояси, а искать его в облаках — дело гиблое и совсем бесперспективное. Однако наши аргументы по поводу невозможности взлететь, а тем паче — совершить посадку, не возымели на упертого «зама» ни малейшего действия и были ему, что называется, до лампочки. Он продолжал в категорической форме настаивать на выполнении своего приказа.
Делать было нечего, пришлось мне и младшему лейтенанту Григорию Иванченко подчиниться и запустить моторы. Натужно ревя, наши «миги» после затяжного разбега с огромным трудом оторвались от раскисшей взлетно-посадочной полосы.
Пробив облака и осмотревшись вокруг, мы, естественно, не обнаружили там никакого вражеского разведчика. Это было и так понятно, ведь не станет же немец ждать, пока его догонят и перехватят. Поэтому, побарражировав над аэродромом минут сорок пять, мы с напарником решили идти на посадку. Дважды мы проходили над аэродромом, выбирая место посуше, однако везде были видны сплошные лужи. Я, как ведущий, стал заходить на посадку первым.
И сегодня, по прошествии уже более семидесяти шести лет, помню то чувство мандража, которое охватило меня перед самой посадкой. В тот момент я отчетливо осознавал, что всего одно мое неверное движение или непродуманный маневр — и я запросто могу покалечиться или даже погибнуть.
Угроза практически неминуемого капотирования на совершенно раскисшем от нескончаемого ливня аэродроме предельно обострила чувства, но мысль все же продолжала работать четко: только максимальная внутренняя концентрация и мобилизация, а также чутье позволят мне сберечь самолет и свою жизнь. Почти идеально зайдя на посадку, я вскоре почувствовал под колесами разжиженную взлетно-посадочную полосу. Мой «миг» то ли скользя, то ли катясь по залитой лужами полосе, пару раз попытался взбрыкнуть и уткнуться носом в землю, но мне какими-то неимоверными усилиями удалось все же удержать его. Однако, уже в конце пробега, самолет все-таки скапотировал и лег строго на спину. Все произошло настолько быстро, что я даже не успел испугаться.
Оказавшись вниз головой, я попытался как можно скорее покинуть кабину самолета. Мысленно похвалив себя, за то что перед посадкой на всякий случай открыл фонарь, я попытался вылезти из кабины, однако мне мешал парашют. Мозг сверлила одна мысль: «Только бы не произошел пожар!» Отстегнув парашют, я снова повторил попытку, но, увы, зазор между кабиной и землей был настолько мал, что мне никак не удавалось протиснуться.
Как я ни старался, выбраться без посторонней помощи мне не удалось. На мое счастье, неподалеку работала группа техников, «колдовавших» над клюнувшим носом бомбардировщиком. Ребята быстро подбежали и наклонили мой «миг» на бок, увеличив тем самым щель между фонарем и землей. С большим трудом я покинул поврежденный самолет. Не успел я еще вылезти из кабины, как тут же стремительно скапотировал Иванченко, который зашел на посадку сразу после меня. И хотя он производил посадку под небольшим углом к земле, его это тоже не спасло от капотирования. Он, как и я, оказался заперт вниз головой в своей кабине.
Теперь уже я вместе со своими спасителями побежал выручать своего товарища. Позже, когда схлынуло первое возбуждение от случившегося, Жора рассказал, что увидел меня в плачевном, беспомощном положении, еще находясь в воздухе. В тот момент в его голове промелькнуло: «Что же будет со мной, если и мой «миг» вдруг скапотирует так же, как самолет ведущего?» И тут, как на грех, непрошеная мысль младшего лейтенанта Григория Иванченко материализовалась... После этого я крепко задумался, что же все-таки первично: материя или сознание?
Выруливая из философской паузы, замечу, кстати, что Григорий назван мною не Гришей, а Жорой вовсе не по ошибке или рассеянности, а по старой привычке — так мы звали своего друга-одессита между собой.
Что еще хотелось бы добавить к рассказу о нашей экстремальной посадке? Читатель, наверно, и сам догадывается, что испытали тогда мы с Иванченко, попав в летное происшествие, едва не стоившее нам обоим жизни. Думал ли заместитель командира бомбардировочного полка, посылая истребители в заведомо безуспешную погоню за вражеским разведчиком, что обрекает нас на бессмысленный риск? Учитывал ли, что пока мы взлетим и наберем необходимую высоту и скорость, самолет противника будет уже за несколько десятков километров от нашего аэродрома?..
Чего добился замкомполка, отдавая этот, скажем прямо, преступный приказ? Кроме самоутверждения в своих глазах и попытки возвеличиться в глазах подчиненных — ничего! Итог подобного командирского самодурства — потеря двух самолетов, стоимость которых исчислялась несколькими десятками тысяч рублей. И подобных случаев на войне тогда, как, впрочем, и сегодня, предостаточно! Я бы даже сказал — с избытком. Ведь многие командиры и начальники, отдавая совершенно неподготовленные и непродуманные приказы, даже не задумывались, что они могут привести к потере личного состава и материальной части. На что они полагались, на что надеялись? Скорее всего, на то самое извечное русское «авось» и на то, что война все спишет...
Замечу, что летный состав БАП, в который нас командировали, был укомплектован летчиками Гражданского воздушного флота, а значит, и тактическая подготовка этого полка, особенно по части применения истребительной авиации, мягко говоря, желала быть лучшей. Иными словами, получив истребители, командование бомбардировочного полка просто не смогло их разум­но использовать.
Вскоре командир полка подполковник Голованов, который до войны занимал должность командира Правительственной группы, написал письмо руководству Центрального аэродрома с просьбой выделить в распоряжение его полка два «мига», как говорится, прямо с завода.
Спустя некоторое время мы с Иванченко, вооруженные этим письмом, убыли в Москву. Там, на Центральном аэродроме, мы случайно встретили своего командира полка майора Полунина. Иван Петрович был чрезвычайно удивлен тем фактом, что в то время когда на фронте идут ожесточенные бои, мы, два летчика-истребителя, оказались в Москве. Мы ему подробно рассказали все как есть и показали письмо Голованова, адресованное руководству Центрального аэродрома. Полунин внимательно прочел письмо и тут же разорвал его, прокомментировав свои действия так: «Раз они не умеют правильно использовать летчиков-истребителей, пусть теперь ждут вас!.. А вы сами не теряйте времени: отправляйтесь в полк; мы скоро будем получать новые самолеты, а затем улетим на фронт!»
В Ельню мы с Жорой не вернулись, а убыли в полк, где уже собралось много наших однокашников. Вот так закончилась наша командировка…
Через пару дней весь наш 124-й ИАП получил новые самолеты МиГ-3 и перелетел на аэродром города Серпухова. Полк вошел в состав 6-го корпуса Противоздушной обороны города Москвы. Там мы продолжили переучивание на самолет МиГ-3. Преимущественно мы отрабатывали технику пилотирования в зоне, а также групповую слетанность в составе звена, которое в ту пору, напомню еще раз, состояло из трех самолетов.
Согласно инструкциям и наставлениям того времени летчик-истребитель должен был обладать навыками групповой слетанности, которая достигалась постоянными кропотливыми тренировками. Научиться летать в плотном строю было не так-то просто, поскольку самолет МиГ-3, как я уже говорил, был довольно сложной в управлении машиной. Об этом истребителе знающие летчики отзывались так: «Опытный летчик, садясь за штурвал этого самолета, становился средним летчиком, средний — малоопытным, а новичок и вовсе не мог на нем летать!»
Как бы там ни было, но при всем нашем стремлении и желании как можно лучше овладеть новым истребителем нам этого сделать не удалось. Вы спросите: «Почему?» Да дело в том, что летчикам банально не хватило практических навыков, или, попросту говоря, налёта...
===

Не знаю, когда книга может быть опубликована на сайте, и будет ли опубликована вообще, но после издания в натуральном (бумажном виде) приобрести её будет можно. Предварительная цена вполне доступная. Точная сумма, каким образом выполнить перевод денег и как получить книгу будет сообщено несколько позже, после издания книги. А сейчас желающих её приобрести прошу известить меня об этом. Или на данном форуме или по электронке yuri.u.kiev@gmail.com
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
komarow



Зарегистрирован: 28.04.2010
Сообщения: 1490

СообщениеДобавлено: Пн Янв 07, 2019 10:24    Заголовок сообщения: Re: Книги о лётчиках и об авиации Ответить с цитатой

Всем доброго времени суток !!!
Ушакову.
Ю.Н. если я не туда скинул извиняй. Тут на медне я в вечернее время посмотрел Героев - летчиков выходцев из Тульской области - выпускников нашего училища и вот двоих из почти трех десятков не нашел. Если все правильно ( а то помнишь, как несколько лет назад я ошибся ) то внеси их имена в наш список.
Всех со Святым Рождеством !!!!

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=2683

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=8954

Комаров Николай.
Да, а вот с Дважды Героем В. Зайцевым, я не знаю как поступишь, он проходил только курсы, ну сам прочитаешь.
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1238
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
root
Site Admin


Зарегистрирован: 12.12.2006
Сообщения: 3096
Откуда: bvvaul-76

СообщениеДобавлено: Пн Янв 07, 2019 16:12    Заголовок сообщения: Герои-выпускники нашего училища Ответить с цитатой

Николай Михайлович, добрый вечер,
На сайте ещё очень много страниц и разделов, нуждающихся в развитии или доработке, но страница Герои к ним не относится. Там осталось подправить форматирование, немного нумерацию, но относительно содержания - эта тема отработана очень качественно, и я не думаю, что мы кого-то упустили. А указанные Вами фамилии в списке Героев есть, и их персональные страницы на сайте созданы. Вот эта страница: http://www.bvvaul.ru/content/history/pride/heroes.php
Тем не менее, я благодарен Вам за неравнодушие к развитию сайта.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
komarow



Зарегистрирован: 28.04.2010
Сообщения: 1490

СообщениеДобавлено: Пн Янв 07, 2019 18:01    Заголовок сообщения: Re: Герои-выпускники нашего училища Ответить с цитатой

Добрый вечер, Юрий Николаевич. Опять я промахнулся - НУ - бывает.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов www.bvvaul.ru -> Авиация и космонавтика Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB