Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Шахт Эрнст Генрихович

Выпускник 1925 года
Герой Советского Союза (31.12.1936)
Генерал-майор авиации (04.06.1940)

.
Эрнст Хайнрих Шахт родился 14 апреля 1904 года в швейцарском городе Базеле, в рабочей семье: отец маляр, мать уборщица. Сам он с 14 лет пошёл по стопам отца – начал работать маляром, затем три года – подручным электромонтёра на заводе.
В 1918 году вступил в Коммунистический союз молодёжи Швейцарии, быстро выдвинулся и стал одним из вожаков рабочей молодёжи. В ноябре 1918 года принял активное участие во всеобщей политической забастовке. Позднее он занимался нелегальной переброской активистов движения за границу, дважды арестовывался и был судим.
В 1921 году Шахт стал техническим секретарём ЦК комсомола Швейцарии, его представителем в Берлинском бюро Коммунистического Интернационала молодёжи. Год он работает электромехаником в концерне «Сименс».
Весной 1922 г. над юношей нависла реальная угроза очередного ареста и длительного тюремного заключения. Чтобы избежать этого, по направлению Коммунистического Интернационала Молодёжи он должен был уехать в Советскую Россию.
Перед отъездом молодой коммунист позаботился о том, чтобы явиться к товарищам не с пустыми руками. По его призыву швейцарская молодежь собрала огромную партию продовольствия, одежды и медикаментов для голодающих Поволжья. С этим грузом в качестве сопровождающего Эрнст в апреле 1922 года приезжает в Советский Союз. И устраивается на работу в Международный Комитет помощи голодающим — простым электриком.
Несмотря на то, что знания русского языка ему не хватало, Эрнст жил как обыкновенный советский комсомолец: ударно трудился, вечерами корпел над книгами — хотел выучиться на инженера — или репетировал с друзьями номера агитбригады. Дружил с хорошей девушкой — физкультурницей и активисткой, участницей всероссийской программы ликвидации неграмотности. Имел опыт нескольких прыжков с парашютом в Тушинском аэроклубе. А когда прозвучал знаменитый призыв «Комсомолец — на самолет!» — сразу же подал заявление в комитет комсомола с просьбой отправить его учиться на лётчика.
.
В октябре 1923 года Эрнст Шахт по путёвке КИМа в составе специальной интернациональной группы отправляется в Борисоглебск и становится курсантом 2-й военной школы лётчиков КВФ.
Вспоминает генерал-полковник-инженер А.Н. Пономарёв: «В группе коминтерновцев, как их тогда называли, Эрнст... занимался в Борисоглебской школе лётчиков. Летать коминтерновцы учились на самолёте, который я обслуживал в должности старшего моториста-техника. С красивым, статным швейцарцем дружба у меня сложилась не сразу, хотя оба мы были комсомольцами и даже членами комсомольского бюро школы. А причиной тому было не только то, что Шахт говорил по-русски не слишком хорошо, но и то, что швейцарец на первых порах демонстративно пренебрегал «неквалифицированной» работой. Отрегулировать магнето, зазоры в свечах — это пожалуйста, а остальное, дескать, не дело лётчика. На это ты, техник, есть! Однако разве устоишь в стороне, когда твои товарищи работают, готовы взяться за любое дело, лишь бы летать?.. Школу Шахт окончил отлично...»
Однажды при выполнении тренировочного полёта Эрнст на старте повредил шасси. Самолёт ушёл в небо, а отломившееся правое колесо осталось на полосе... Лётчик заметил это только при подлёте к аэродрому, когда ему начали подавать знаки с земли. Как сесть без колеса? Покинуть кабину с парашютом? Тем не менее, курсант Шахт решил заходить посадку. Как только левое колесо самолёта коснулось земли, выключил мотор, потом применил реверсное торможение, чтобы сбросить скорость как можно быстрее. Прокатившись по инерции, машина стала замедлять ход, постепенно заваливаясь на правый бок, легко чиркнула крылом по земле и в развороте остановилась...
Техники смогли обследовать самолет и выяснить причину поломки. А значит, предотвратить аварии у других курсантов.
Шахт освоил немецкие «фоккеры», английские «мартинсайды», стрельбу по воздушным целям.
.
В 1924 году (согласно другим данным 19.01.1925) Эрнст с отличием окончил 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков. В выпускной аттестации отмечалось: «Военную школу окончил успешно. Личные качества хорошие. Решителен, инициативен, собран. Всегда летал с большим желанием».
 .
.
Решив продолжить военное образование, в 1925 году Эрнст Шахт оканчивает Серпуховскую высшую военную авиашколу воздушного боя, стрельбы и бомбометания.
С ноября 1925 по апрель 1926 года лётчик Шахт проходит службу в 1-й легкобомбардировочной эскадрилье, расквартированной в Липецке. По совместительству он работает в лётной школе, где в то время обучаются немецкие лётчики. Зарекомендовав себя как способный пилот, вскоре был назначен на должность старшего лётчика. В 1926 году коммунисты части принимают Э. Шахта в ряды ВКП(б).
Через некоторое время Э. Шахт получает направление в 35-й отдельный авиаотряд, который вскоре перевели в Среднеазиатский военный округ, в Ташкент.
В аттестации 1927 года наряду с такими важными чертами характера, как отзывчивость, сердечность, общительность, особенно подчёркиваются его командирские качества: «Выдержанный, дисциплинированный командир. Выдвижение на должность командира звена считаю нецелесообразным, так как продолжительное время тов. Шахт фактически нёс в отряде обязанности командира звена и зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Вполне достоин и заслуживает выдвижения во внеочередном порядке на должность командира отряда».
За участие в боевых действиях против басмачей Эрнст Шахт неоднократно отмечался командованием. 28 февраля 1928 года Приказом командующего войсками округа за № 49 «За выдающуюся работу в боевых условиях» Комиссией наград при РВС СССР он был награждён револьвером «Маузер» за № 355813 с надписью «Стойкому защитнику пролетарской революции».
26 ноября 1930 года за подвиги, совершённые при отражении нападений басмачей и их последующую ликвидацию Э.Г. Шахт был награждён орденом Красного Знамени.
Повышая своё воинское мастерство и образование, в 1931 году Эрнст Шахт окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии Генерального штаба. С ноября 1932 года он продолжает службу в должности командира резервного авиаотряда, обслуживающего Управление ВВС РККА, являясь постоянным пилотом начальника ВВС РККА Я.И. Алксниса.
25 мая 1936 года за выдающиеся успехи в овладении авиационной техникой и умелое руководство боевой и политической подготовкой вверенного соединения майор Э.Г. Шахт был награждён орденом Ленина.
.
С сентября 1936 по февраль 1937 года майор Э.Г. Шахт участвовал в национально-революционной войне в Испании. Первоначально на аэродроме Алькала-де-Энарес он обучает молодых республиканских лётчиков технике пилотирования и нанесению бомбовых ударов. Летать приходилось на устаревших и тихоходных самолётах «Бреге-19», «Ньюпор», «Потез-54».
В октябре 1936 г. в Картахену прибыл пароход «Старый большевик». На нём были доставлены первые советские скоростные бомбардировщики. За короткий срок были произведена сборка и облёт новой техники на аэродроме Альбасете. В результате в конце октября 1936 г. в войсках республиканской Испании появилась 1-я бомбардировочная эскадрилья скоростных бомбардировщиков под командованием Э.Г. Шахта.
В день, когда последний из доставленных из СССР самолётов был собран и приведен в боевую готовность, над аэродромом появился фашистский разведчик. Испанское командование отнеслось к данному факту спокойно, полагая, что наступающий вечер не позволит авиации противника что-либо предпринять. Однако Шахт так не считал. Он сразу же отбыл в штаб республиканских ВВС и добился срочного перебазирования эскадрильи на полевой аэродром Томельосо.
Эскадрилья улетела. На следующий день стало известно, что с наступлением темноты аэродром Альбасете был подвергнут массированной бомбардировке. Благодаря решительным действиям Эрнста Генриховича удалось сберечь новую технику и людей от неминуемой гибели.
В конце октября 1936 года эскадрилья бомбардировщиком «СБ» под командованием Шахта перелетела из Лос-Алькасареса на аэродром сосредоточения Альбасете, а затем, чтобы избежать бомбардировки, перебазировалась на полевой аэродром вблизи селения Томельосо.
В ускоренном темпе велось комплектование экипажей и переучивание почти половины лётного состава.
28 октября 1936 года эскадрилья под командованием Э. Шахта совершила первый боевой вылет на бомбардировку франкистских позиций. Бомбардировщики совершили налёт на аэродром в Талавере в 160 километрах западнее Мадрида. В результате было уничтожено 15 самолётов мятежников. Поднятые по тревоге истребители не смогли догнать бомбардировщики.
Несмотря на большой опыт, руководить подразделением Эрнсту Шахту было нелегко. Рассказывает писатель М.П. Сухачёв: «От природы скромный, даже застенчивый, он с трудом познавал русский язык и, несмотря на то, что прожил в СССР четырнадцать лет, говорил с сильным акцентом. Это становилось особенно заметным, когда Шахт волновался. Путая русские слова с немецкими, он спешил скорее произнести всю фразу, как правило, заканчивал её на немецком языке. Сознавая за собой этот недостаток, Шахт хотел иметь такого помощника, который бы схватывал его мысль, развивал её, облекая в необходимую словесную форму. В Прокофьеве он видел того человека, в котором нуждался: уравновешенного, делового. Шахту даже нравилось, что Гавриил такой же, как он, немногословный. Постепенно он переложил вопросы организации боевых действий эскадрильи на Прокофьева, оставив за собой право их контроля и вождения группы».
Участвуя в национально-революционной войне испанского народа, Эрнст Шахт проявил себя как один из выдающихся авиационных командиров и новаторов в деле применения бомбардировочной авиации. Рассчитав, что бомбардировщик СБ даже с полной нагрузкой может уйти от любого вражеского самолёта, Шахт предложил использовать эти скоростные качества и совершать налёты на вражеские аэродромы без сопровождения истребителей. Это являлось революционным новшеством в авиации того времени.
В первых же полётах выявился ряд существенных недостатков СБ, которые пришлось устранять на месте. Начали бронировать место пилота и стрелка, увеличивать бомбовую нагрузку. Особенно не устраивали поставленные на самолёт вместо скорострельных ШКАСов устаревшие 7,62-мм пулемёты ДА, они не обеспечивали должной огневой защиты при нападении истребителей врага. Для исправления ситуации Шахту пришлось даже обменять выделенную ему легковую машину на 4 ШКАСа, использовавшихся где-то в качестве зенитных пулемётов. Он же и поднял вопрос о переоборудовании места стрелка-радиста, так как в полёте при открытой кабине его голова, если он занимал боевое положение или следил за обстановкой в воздухе, обдувалась мощными потоками воздуха.
К концу 1936 года эскадрильей Э. Шахта было совершено большое количество боевых вылетов: уничтожены самолёты на аэродроме Севилья, железнодорожные составы с живой силой и техникой франкистов на станциях Мерида, Бадахос. Почти ежедневной бомбардировке подвергались рвавшиеся к Мадриду войска мятежников. Самолётов в строю оставалось всё меньше, на одной машине в течение дня совершали по несколько вылетов разные экипажи. Несмотря на все трудности и потери, лётчики 1-й бомбардировочной эскадрильи были полны решимости продолжать борьбу с фашизмом.
Представляя майора Э.Г. Шахта к очередной награде, командование отмечало, что он «руководитель и участник всех боёв и операций, выполненных эскадрильей СБ как непосредственно над полем боя, так и в глубоком тылу противника. Своими смелыми нападениями на аэродромы и метким огнём вывел из строя десятки самолётов противника, в том числе несколько тяжёлых бомбардировщиков».
О Шахте в документах отмечалось: «Храбрый командир. Руководитель и участник всех боёв, выполненных эскадрильей СБ на поле боя и в глубоком тылу противника. Своими смелыми нападениями на аэродромы противника и метким огнём вывел из строя десятки вражеских самолётов, в том числе 20 тяжёлых бомбовозов».
.
За образцовое выполнение специальных и труднейших заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм постановлением ЦИК СССР от 31 декабря 1936 года майору Эрнсту Генриховичу Шахту было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Он был как раз в Валенсии, когда объявили о награждении. Шахт вспоминал: «Мне звонили ночью. Было собрание, и все мы возмущались, что наш лётчик Несмеянов награждён орденом Ленина, когда он летал 4 раза, а другой, как Линде, который работал гораздо лучше, награждён орденом Красного Знамени...» В беседе с Алкснисом, отчитываясь после командировки, он ставит вопрос о порядке награждения: «Над Мадридом наш стрелок сбил истребителя, я представил экипаж к награждению, а тут получилось, что поощряли всех, и за что конкретно – не чувствуется. Один летал 50 часов, а другой 9 часов».
.
По состоянию на 7 января 1937 года в эскадрилье Шахта из 30 самолётов в строю осталось 16. Три находились в ремонте, девять самолётов были сбиты в воздушных боях, два СБ разбились в авариях, но позже были восстановлены. Десять советских лётчиков эскадрильи Шахта к тому моменту погибли или находились в плену. Среди испанских лётчиков эскадрильи числилось погибшими девять человек.
В феврале 1937 года майор Э.Г. Шахт передал командование 1-й бомбардировочной эскадрильей И.И. Проскурову и вернулся в Советский Союз. 27 февраля 1937 года в Кремле ему был вручён второй орден Ленина и Грамота Героя Советского Союза.
.
Медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза тогда ещё не было, она была учреждена 1 августа 1939 г. После её учреждения Э. Шахт получил «Золотую Звезду» за № 15. Он стал первым немцем, удостоенным такой высокой награды. От имени награждённых Эрнст благодарит Коммунистическую партию и советское правительство за высокую оценку воинского труда, говорит о чувстве великой гордости, которое владеет им и его товарищами, защитниками первой страны социализма.
- Легко отдавать жизнь за социалистическую Родину, - заканчивает речь майор Шахт. – Но мы не будем умирать, мы будем побеждать!
.
В апреле 1937 г. состоялась беседа между лётчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА.
Присутствовавший на встрече майор Э. Шахт поделился своим опытом и высказал ряд замечаний по модернизации участвовавших в боях самолётов: «Большинство наших атак на южном участке фронта было со стороны солнца, всегда с тыла противника под 90°... За последнее время мы Получили много заданий на разведку аэродромов, скоплений войск и т.д. Моё мнение что СБ как разведчик не годен. Мы летали впустую. Мы летали звеном, но это не годится, так как один самолёт ведёт, а ведомые должны за ним держаться. Если идёт противник, то в бой вступить нельзя. Лучше всего производить разведку на 1500-1800 м, но скорость 170-180 км — большая, ни лётчик, ни летнаб не могут определить, что на земле — скопление войск, танки или что другое, даже замаскированные самолёты нельзя определить, а вниз не видно. С высоты 2000 м не разобрать — идёт ли колонна или автомашина. Аэродром обнаружить можно, но тип самолётов на них — нельзя. Разведка войск — простое отбытие номера. Фотоаппаратов нет. Только 3-го числа я получил из Валенсии фотоаппарат английский, очень маленький, небольшой вес, простой в обращении и очень хороший. Их купили во Франции и Англии и доставили нам, но при мне ещё не установили, так как не нашли места — кому дать: стрелку, но он не видит вниз, а у штурмана и так много работы — стрельба, бомбометание. По части бомбометания и оборудования. 6 бомб очень мало, да ещё фугасных, так как осколочных у нас нет крупного калибра. А если брать 25 кг и лететь в тыл противника — этого не достаточно. От фугасного огня больше дыма, толку мало. От 100 кг фугасной бомбы воронка 4×5 м получается, а сверху висели провода и столбы стояли, и всё осталось цело... От 100 и 50 кг бомб впечатление не важное. Мы очень много бросали, но зря. Воронки глубокие получаются, а всё стоит на месте. Я дал задание инженеру по вооружению Лещинскому установить бомбодержатели ещё для 4 бомб. В конце декабря мне привезли один экземпляр этого бомбодержателя. Я испытал его, летая на фронт. Действовал по земным войскам и аэродромам. Эти 4 бомбы 10 кг сделали больше дела, чем все остальные. Очень простое управление, но эффекта больше... Вопрос связи самолёта с землёй. Связь, как правило, на скорости свыше 240 км отказывает... СПУ свыше 240 км очень плохо слышно, остаются одни сигналы маневрированием на любой высоте. Настолько большой шум, что ничего не разобрать. На боевом курсе, когда атакуют истребители, связь хоть и работает, но ничего не слышно. Ещё хуже связь с задним стрелком. Приходилось применять кустарный способ, сигнальные огни, но он себя не оправдывал... Я с первого же полёта поставил вопрос о том, что стрелок не может защищать только свою шкуру. Для этого я ввёл перекрёстный огонь — правый пеленг обстреливает истребителей, которые идут с левой стороны, а левый пеленг — обстреливает правую сторону. Это в том случае, если идут клином. Испанцы этого не выдерживали, и нашим приходилось защищать и себя и других, поэтому попаданий мы имели очень много от истребителей противника... Единственная машина, которая показала себя с хорошей стороны, — это СБ. У них таких самолётов нет. Если сделать лучше бензобаки и снять ленты, то это будет очень хорошая машина, даже в том случае, что атака вперёд недостаточна, так как передняя атака очень короткая. Связь нужна лучше. Бомбовую нагрузку нужно пересмотреть».
.
4 июля 1937 года Народный комиссар обороны СССР приказом по личному составу армии за 0667/п присвоил Э. Шахту воинское звание «комбриг». Ранее, в июне 1937 года, он был назначен начальником 13-й Высшей лётно-тактической школы, расположенной в Липецке. Здесь проходили обучение в основном командиры отрядов, которым предстояло возглавить эскадрильи. Система обучения была построена продуманно. Школа давала знания, необходимые будущим комэскам.
.
Дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации В.И. Раков вспоминает: «Когда потом, во время боевых действий, приходилось готовить и проводить операции различных авиационных групп, мне всегда с благодарностью вспоминалась наша школа, вырастившая много хороших боевых командиров. Возглавлял Высшую лётно-тактическую школу комбриг Э.Г. Шахт, Герой Советского Союза, участник войны в Испании. Он располагал к себе удивительной простотой в обращении. Несмотря на относительную молодость, Шахт пользовался большим авторитетом у слушателей и у преподавателей».
В 1938 году школа под руководством комбрига Э.Г. Шахта была преобразована в Высшие авиационные курсы усовершенствования.
В 1940 году комбриг Шахт окончил курсы высшего начальствующего состава при Военной академии Генерального штаба. Он получает под своё командование расквартированный в Рязани 167-й резервный авиаполк, где отрабатывает методику «слепых» полётов.
4 июня 1940 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР Э.Г. Шахту было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации». В ноябре 1940 года он назначается на должность Помощника командующего Военно-воздушными силами Орловского Военного округа по военно-учебным заведениям.
.
Весной 1941 года руководство страны во главе с И.В. Сталиным уделяло повышенное внимание состоянию дел в Военно-воздушных силах РККА. Основанием для этого было как резко возросшее количество аварий и авиапроисшествий, так и наметившееся техническое отставание используемых самолётов. Этому были посвящены несколько заседаний Политбюро и Военного совета страны. В результате были сняты со своих постов и арестованы ряд прославленных генералов: А.Д. Локтионов, Я.В. Смушкевич, П.В. Рычагов (все трое в разное время возглавляли ВВС РККА), П.И. Пумпур и другие. Органы НКВД готовили новое «громкое разоблачение очередной военно-шпионской организации».
10 мая 1941 года Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР было принято решение о снятии генерал-лейтенанта П.И. Пумпура с поста командующего ВВС Московского военного округа как не справившегося со своими обязанностями и не обеспечившего руководство боевой подготовкой частей ВВС округа.
Позднее, 27 мая 1941 года, руководство страны вновь вернулось к вопросу о Пумпуре, обвинив его в неправильном подборе кадров: «Тов. Пумпур неоднократно настаивал перед ГУ ВВС КА о назначении в качестве заместителя командующего ВВС МВО генерал-майора авиации Шахта, который, как выяснилось при проверке, не может пользоваться доверием и является подозрительным человеком (немец по национальности, подданство СССР принял в 1936 году; в период пребывания немцев в г. Липецке, с ноября 1925 г. по апрель 1926 года, служа в 1-й легкобомбардировочной эскадрилье, по совместительству работал представителем при немецкой школе в г. Липецке; был постоянным пилотом Я.И. Алксниса и командиром авиаотряда, об-служивавшего Управление ВВС при Я.И. Алкснисе. Органам НКВД было дано задание «тщательно проверить Шахта».
Уже через три дня, 30 мая 1941 года, Э.Г. Шахт был арестован как германский шпион и участник антисоветского военного заговора. Держали Эрнста на Лубянке. Ему было предъявлено две организации. 31 июля 1941 года была арестована Эмма Фишер, жена Шахта, обвинение по 58-й статье сразу по трём пунктам: пункт 1 «б» — измена Родине, пункт 6 — шпионаж и пункт 11 — те же действия, совершённые в составе. Её, как и мужа, обвинили в шпионаже на германскую разведку. Вину свою и мужа Эмма Фишер не признала.
Следствие добивалось от Шахта признания своей личной вины и выдачи имён «сообщников». Началась бесконечная череда допросов: 2 июня он длился 5 часов, 4 июня — 18 часов, 8 июня — 12 часов. Помимо длительных допросов к Шахту были применены всевозможные методы давления: от лишения сна до побоев. Эрнст категорически отрицал все предъявляемые обвинения.
Уже после начала войны, в июле 1941 года, Э. Шахта вместе с группой других арестованных военачальников привезли в г. Энгельс, столицу АССР и немцев Поволжья. Допросы и избиения продолжились. Шахт по-прежнему всё отрицал. Но ему обещали: сознаешься — как опытный лётчик получишь возможность выехать на фронт, служить хотя бы в штрафбате... 25 декабря 1941 года Э.Г. Шахт признал себя виновным.
29 января 1942 года народный комиссар внутренних дел СССР Л.П. Берия направил И.В. Сталину список 46 арестованных, «числящихся за НКВД СССР. В нём находились 17 генералов и некоторые крупные работники обороной промышленности, арестованные в мае-июне 1941 года. Все они обвинялись во вредительстве и заговоре. Вождь наложил короткую и ёмкую резолюцию: «Расстрелять всех поименованных в списке. И. Сталин».
Под № 14 в списке значился генерал-майор авиации Шахт Эрнст Генрих Шахт: «Уличается, как германский шпион показаниями Линде, Втанд (от показаний отказались) и Левина. Показаниями Юсупова уличается, как участник антисоветского военного заговора. Сознался, что с 1922 г. являлся немецким шпионом. С 1936 г. членом антисоветского военного заговора. Связан с немецкими агентами Мейером, Фон-Волье и Мундт. Передавал немцам шпионские сведения о советском самолётостроении. По заговору был связан с Лавровым и Гайдукевичем».
Приговор Особого совещания при НКВД СССР от 13 февраля 1942 года привели в исполнение 23 февраля 1942 года. Была расстреляна и жена Э. Шахта, так и не признавшая своей вины.
.
26 ноября 1955 года определением Военной коллегии Верховного Суда СССР Герой Советского Союза генерал-майор авиации Эрнст Генрихович Шахт был посмертно полностью реабилитирован за отсутствием в его действиях состава преступления. 2 апреля 1960 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР он был восстановлен в правах и наградах. Его Золотая Звезда за № 15 находилась на хранении в кладовой Президиума Верховного Совета СССР.
.
Место захоронения героя неизвестно. На Введенском кладбище в Москве установлен кенотаф — «ложная могила», чтобы друзья и родные могли по-клониться памяти Героя.
.
 Эрнст Шахт с дочерьми
.
Награды:
• Орден Ленина – 25.05.1936
• Орден Ленина – 31.12.1936
• Орден Красного Знамени – 26.11.1930
• Почётное огнестрельное оружие – 28.02.1928
.
Источники:
Биография из книги «Судьбы «Борисоглебских соколов». Авторы Е.С. Косинов, С.И. Косинов. г. Воронеж, 2020 год.
Дополнительные источники:
***
.
Информация с сайта «Люди» (Дата публикации на сайте: 28.03.2007)
.
Родился в семье рабочего. Немец. Начал работать с четырнадцати лет. Сначала был маляром, а потом подручным электромонтера на заводе. Преследовался за революционную деятельность и в 1922 г. эмигрировал в СССР.
5В РККА с 1923 г. В 1924 г. окончил 2-ю военную школу летчиков КВФ в Борисоглебске, а затем Серпуховскую высшую военную авиашколу воздушного боя, стрельбы и бомбометания. Затем командовал авиаотрядом, обслуживавшим Управление ВВС РККА. Член ВКП(б) с 1926 г.
Вспоминает генерал-полковник-инженер Пономарев: «В группе коминтерновцев, как их тогда называли, Эрнст… занимался в Борисоглебской школе летчиков. Летать коминтерновцы учились на самолете, который я обслуживал в должности старшего моториста (техника самолета). С красивым, статным швейцарцем дружба у меня сложилась не сразу, хотя оба мы были комсомольцами и даже членами комсомольского бюро школы. А причиной тому было не только то, что Шахт плохо говорил по-русски, но и то, что швейцарец на первых порах демонстративно пренебрегал «неквалифицированной» работой. Отрегулировать магнето, зазоры в свечах - это пожалуйста, а остальное, дескать, не дело летчика. Однако разве устоишь в стороне, когда твои товарищи работают, готовы взяться за любое дело, лишь бы летать?..
Школу Шахт окончил отлично, служил в Средней Азии, хорошо воевал с басмачами и заслужил орден Красного Знамени, именное оружие. Затем некоторое время он был шеф-пилотом у начальника ВВС Алксниса, возглавил курсы усовершенствования летного состава. А потом - Китай, где интернационалист-швейцарец дрался в небе на стороне революционных войск.
За эти бои Шахт был отмечен орденом Ленина».
В 1931 г. окончил КУКС при Военной Воздушной академии.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с сентября 1936 по февраль 1937 г. Сначала он обучал испанских летчиков на аэродроме Алькала-де-Энарес, а с октября 1936 г. командовал 1-й эскадрильей скоростных бомбардировщиков СБ, которая базировалась на аэродроме Томельосо.
Штурманом эскадрильи был назначен старший лейтенант Прокофьев.
Рассказывает писатель Сухачев: «От природы скромный, даже застенчивый, он с трудом познавал русский язык и, несмотря на то, что прожил в СССР четырнадцать лет, говорил с сильным акцентом. Это становилось особенно заметным, когда Шахт волновался. Путая русские слова с немецкими, он спешил скорее произнести всю фразу, как правило, заканчивал ее на немецком языке. Сознавая за собой этот недостаток, Шахт хотел иметь такого помощника, который бы схватывал его мысль, развивал ее, облекая в необходимую словесную форму. В Прокофьеве он видел того человека, в котором нуждался: уравновешенного, делового. Шахту даже нравилось, что Гавриил такой же, как он, немногословный. Постепенно он переложил вопросы организации боевых действий эскадрильи на Прокофьева, оставив за собой право их контроля и вождения группы».
28.10.36 г. эскадрилья под его командованием совершила первый боевой вылет.
12.11.36 г. эскадрилья Шахта (12 СБ) пыталась нанести удар по аэродрому Авила. Вылет закончился трагедией. На маршруте погода стала портиться. Не достигнув цели, самолеты звеньями стали разворачиваться на обратный курс. Но двум экипажам не суждено было вернуться, их машины врезались в гору на своей территории.
7.12.36 г. семь СБ, ведомые Э. Шахтом, атаковали аэродром в Севилье. В районе цели огнем зенитной артиллерии бомбардировщик с испанским экипажем (Крессенсио Рамос Перес (Crescencio Ramos Perez), Мигель Мулет Аломар (Miguel Mulct Alomar) и В. Мартин (V. Martin) был подбит. Когда у цели группа снизила скорость, ее нагнали 11 истребителей противника. Согласно воспоминаниям штурмана Г. Прокофьева, при приближении противника никто не нарушил строя. Бой был неравный. Первым получил многочисленные пробоины самолет Рамоса. Ближайшие к нему экипажи увидели прощальный жест летчика, после чего машина пошла в пике. Весь экипаж бомбардировщика погиб, но, возможно, принимая удар на себя, он спас других. Остальные самолеты прибавили газу и оторвались от противника, но три из них, поврежденные более других, до аэродрома не долетели, совершив вынужденные посадки на своей территории, один при этом сгорел.
За время боев группа скоростных бомбардировщиков потеряла половину своего состава.
В начале февраля загранкомандировка Шахта завершилась, и он вернулся в СССР.
Рассказывает Пономарев: «Среди многих товарищей, которым я помогал во Франции, оказался и Эрнст Шахт...
Пламенный антифашист, он, конечно же, одним из первых оказался и в Испании. На аэродроме Алькала-де-Энарес обучал молодых республиканских летчиков, затем, собрав из них эскадрилью, громил вражеские позиции. Его бомбардировщики только на аэродромах уничтожили 130 самолетов мятежников.
В то время республиканская авиация уже располагала советскими самолетами СБ. Скорость их достигала 430 километров в час, германские истребители не всегда могли угнаться за ними. Имея бомбовую нагрузку до 500 килограммов, они наносили мощные удары по противнику...
- Куда теперь? - спросил я его, когда мы снова встретились с ним в Париже.
- На Родину! - воскликнул Эрнст. - Теперь и старики мои туда переехали.
Да, Советский Союз стал второй родиной этого замечательного человека. Он самоотверженно служил ей до последних дней своей жизни».
31.12.1936 Шахт был удостоен звания Герой Советского Союза. После учреждения медали «Золотая Звезда», как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 15.
В представлении его к званию Герой Советского Союза указывалось: «Один из выдающихся наших авиационных командиров, руководитель и участник всех боев и операций, выполненных самолетами СБ. Своими смелыми нападениями на аэродромы противника в его глубоком тылу и метким огнем вывел из строя десятки самолетов противника, в том числе не менее 20 тяжелых бомбовозов. Действия СБ и лично тов. Шахта по живой силе противника были не менее успешны и всегда отличались большой смелостью».
В апреле 1937 г. состоялась беседа между летчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА:
«ШАХТ: Большинство наших атак на южном участке фронта было со стороны солнца, всегда с тыла противника под 90°…
За последнее время мы получили много заданий на разведку аэродромов, скоплений войск и т.д. Мое мнение, что СБ как разведчик негоден. Мы летали впустую. Мы летали звеном, но это не годится, так как один самолет ведет, а ведомые должны за ним держаться. Если идет противник, то в бой вступить нельзя. Лучше всего производить разведку на 1500-1800 м, но скорость 170-180 км - большая, ни летчик, ни летнаб не могут определить, что на земле - скопление войск, танки или что другое, даже замаскированные самолеты нельзя определить, а вниз не видно. С высоты 2000 м не разобрать - идет ли колонна или автомашины. Аэродром обнаружить можно, но тип самолетов на них нельзя.
Разведка войск - простое отбытие номера. Фотоаппаратов нет. Только 3-го числа я получил из Валенсии фотоаппарат английский, очень маленький, небольшой вес, простой в обращении и очень хороший. Их купили во Франции и Англии и доставили нам, но при мне еще не установили, так как не нашли места - кому дать: стрелку, но он не видит вниз, а у штурмана и так много работы - стрельба, бомбометание.
По части бомбометания и оборудования. 6 бомб - очень мало, да еще фугасных, так как осколочных у нас нет крупного калибра. А если брать 25 кг и лететь в тыл противника - этого недостаточно. От фугасного огня больше дыма, толку мало. От 100 кг фугасной бомбы воронка 4х5 м получается, а сверху висели провода и столбы стояли, и все осталось цело. Один испанский экипаж сбросил на своей территории бомбы, а доложил, что на территории противника.
От 100 и 50 кг бомб впечатление неважное. Мы очень много бросали, но зря. Воронки глубокие получаются, а все стоит на месте.
Я дал задание инженеру по вооружению Лещинскому установить бомбодержатели еще для 4 бомб. В конце декабря мне привезли один экземпляр этого бомбодержателя. Я испытал его, летая на фронт. Действовал по земным войскам и аэродромам. Эти 4 бомбы 10 кг сделали больше дела, чем все остальные. Очень простое управление, но эффекта больше…
Вопрос связи самолета с землей. Связь, как правило, на скорости свыше 240 км отказывает.
АЛКСНИС: Это внутри экипажа.
ШАХТ: СПУ свыше 240 км очень плохо слышно, остаются одни сигналы маневрированием на любой высоте. Настолько большой шум, что ничего не разобрать. На боевом курсе, когда атакуют истребители, связь хоть и работает, но ничего не слышно. Еще хуже связь с задним стрелком. Приходилось применять кустарный способ - сигнальные огни, но он себя не оправдывал…
Я с первого же полета поставил вопрос о том, что стрелок не может защищать только свою шкуру. Для этого я ввел перекрестный огонь - правый пеленг обстреливает истребителей, которые идут с левой стороны, а левый пеленг - обстреливает правую сторону. Это в том случае, если идут клином. Испанцы этого не выдерживали, и нашим приходилось защищать и себя и других, поэтому попаданий мы имели очень много от истребителей противника…
Юнкерса летают часто безнаказанно, так как сообщают нам, что летят Юнкерса, истребители вылетят, ходят, ходят, а Юнкерсов нет, а как только истребители уйдут, Юнкерса и бомбят Мадрид...
Последний вопрос - над Мадридом наш стрелок сбил истребителя, я представил экипаж к награждению, а тут получилось, что поощряли всех, и за что конкретно - не чувствуется. Один летал 50 часов, а другой 9 часов. Я был как раз в Валенсии, когда объявили о награждении. Мне звонили ночью. Было собрание, и все мы возмущались, что наш летчик Несмеянов награжден орденом Ленина, когда он летал 4 раза, а другой, как Линде, который работал гораздо лучше, награжден орденом Красного Знамени...
Единственная машина, которая показала себя с хорошей стороны, — это СБ. У них таких самолетов нет. Если сделать лучше бензобаки и снять ленты, то это будет очень хорошая машина, даже в том случае, что атака вперед недостаточна, так как передняя атака очень короткая. Связь нужна лучше. Бомбовую нагрузку нужно пересмотреть…
После того как мы имели попадания в фюзеляж, мы сделали стальное сиденье с вырезом для головы… Об этом нужно сказать конструкторам, пусть они подумают над этим. Затем нужен надежный компас.
В середине аэродрома я сделал огород, чтобы замаскировать аэродром…
Служба связи и наблюдения у них поставлена очень хорошо. Никаких опозданий у них нет. А у нас, наоборот, никакой связи. Сработанность истребителей и бомбардировщиков плохая. Не было случая, чтобы мы действовали одновременно - истребители приходят обязательно с опозданием...
Задание на вылет я давал утром. Если я вечером получал задание, я летный состав не будил. Поднимал только начальника штаба и своего штурмана и лично разрабатывал задание. А утром его давал летному составу. Если давать задание с вечера, то летный состав плохо отдыхает, не спит, видят сны, как говорят, «психуют». Ко мне приезжали Смушкевич и Златоцветов. Они приказали давать задание с вечера. Я один раз выполнил их приказание, а потом отказался от этого. Нужно, чтобы летчик шел на задание со свежими силами, отдохнувший».
4.07.37 г. Шахту было присвоено воинское звание комбриг.
Вскоре он был назначен начальником Липецкой высшей летно-тактической школы. Впоследствии, в 1938 г., она была переформирована в Высшие авиационные курсы усовершенствования. В этой школе обучались в основном командиры отрядов, которые представлялись к назначению командирами эскадрилий.
Вспоминает генерал-майор авиации Раков: «Возглавлял Высшую летно-тактическую школу комбриг Э.Г. Шахт, Герой Советского Союза, участник войны в Испании. Он располагал к себе удивительной простотой в обращении. Несмотря на относительную молодость, Шахт пользовался большим авторитетом и у слушателей и у преподавателей».
В 1940 г. он окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба, затем командовал резервным авиаполком в Рязани. Отрабатывал методику «слепых» полетов.
4.06.40 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
9.04.41 г. состоялось совещание Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны во главе со Сталиным по вопросу возросшей аварийности в ВВС РККА.
По результатам этого совещания начальник Управления ВВС Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Рычагов и еще ряд авиационных военачальников, в основном участников народно-революционной войны в Испании, были сняты с должностей.
15.05.41 г. немецкий самолет «юнкерс» Ju.52 вторгся в советское воздушное пространство, совершенно безнаказанно пролетел по маршруту Белосток - Минск - Смоленск - Москва, и, никем незамеченный, благополучно приземлился на Центральном аэродроме им. Фрунзе в Москве возле стадиона «Динамо».
Это стало последней каплей и генералы-«испанцы» пошли под арест.
В документах «Особой папки» Политбюро хранится постановление, утвержденное 27.05.41 г., обвинявшее генерал-лейтенанта авиации Пумпура в неправильном подборе кадров: «Тов. Пумпур неоднократно настаивал… о назначении в качестве заместителя командующего ВВС МВО генерал-майора авиации Шахта, который, как выяснилось при проверке, не может пользоваться доверием и является подозрительным человеком». Политбюро поручило руководителю военной контрразведки А.Н. Михееву «тщательно проверить Шахта».
30.05.41 г. помощник командующего ВВС Орловского военного округа по вузам Герой Советского Союза генерал-майор авиации Шахт был арестован.
Следствием по делу Шахта руководил начальник Следчасти по особо важным делам НКВД Влодзимирский. Он и провел очную ставку Шахта с бывшим заместителем командующего ВВС Ленинградского военного округа генерал-майором авиации Левиным, уже давшим признательные показания.
Выписка из протокола очной ставки Левина и Шахта от 28.07.41 г.:
«В.: (к Левину) Что вы знаете о Шахте?
О.: Шахта я знаю с 1933 или 1934 г. В то время он был командиром эскадрильи Особого назначения при Алкснисе. Кроме того, знаю Шахта как германского шпиона.
В.: (к Шахту) Вы признаете, что являлись агентом германской разведки?
О.: Да, я уже показывал на следствии о своей шпионской работе в пользу германской разведки.
В.: (к Шахту) Были ли вы связаны с Левиным по шпионской работе в пользу немецкой разведки?
О.: С Левиным по шпионской работе на немецкую разведку я связи не имел.
В.: (к Шахту) В таком случае, откуда Левин знает о том, что вы являетесь германским шпионом?
О.: Удивлен, откуда ему это могло быть известно.
В.: (к Левину) Каким путем вы узнали, что Шахт шпион?
О.: В 1934 г. Шахт установил со мной связь по паролю, который был мне дан при моей вербовке немецкой разведкой в Берлине. В дальнейшем я передал Шахту ряд шпионских материалов по авиации.
В.: (к Шахту) Теперь вы начнете давать показания о связях с Левиным, не дожидаясь дальнейшего изобличения?
О.: Показания Левина я отрицаю. По шпионской работе я с ним не связывался.
В.: (к Левину) Расскажите подробно, когда и при каких обстоятельствах установил с вами Шахт шпионскую связь?».
Далее Левин повторяет собственноручные «признательные» показания от 15.07.41 г.: «Я был завербован в германскую разведку в начале 1924 г. Однажды мне позвонили из полицей-президиума, чтобы я зашел. Думая, что дело идет о визе или прописке, я туда пошел. В комнате толстяк в штатском попросил мой паспорт. Я дал... Тогда он сказал, что должен задержать меня, так как я раньше был в Германии и бежал из концентрационного лагеря военнопленных. Я возмущенно, категорически отрицал. Он настаивал. После ряда препирательств он вышел, оставив меня одного в комнате, где я сидел один часа 2.
Затем он вернулся с еще одним в штатском… Другой штатский… сказал, что они располагают на меня компрометирующими материалами. Они могут в любой момент эти материалы передать в руки Советского правительства… и сказал, что ничего передано не будет, если я соглашусь иногда оказывать полицей-президиуму небольшие услуги, и что беспокоить они меня будут редко. Он заявил, чтобы я подумал, и они оба ушли. Я опять сидел часа 2—1,5 один и тут только почувствовал, что я в их руках.
По возвращении он спросил, согласен ли я? Я согласился…
После этого мне возвратили паспорт, и я ушел. Да, он еще сказал, что в случае если иногда ко мне будут обращаться люди со словами «от полицей-президиума» чтобы я не удивлялся. О задержании меня в полицей-президиуме я доложил своему начальству, а так же в Полпредство, но только первую часть разговора, что меня приняли за сбежавшего из концентрационного лагеря.
В 1934 г. примерно в мае месяце я был на аэродроме в эскадрильи Особого назначения. Ко мне подошел командир эскадрильи Шахт и после некоторых несущественных разговоров сказал мне что он в курсе дела моей связи с полицей-президиумом, и что ему надо иметь от меня официальную справку-документ о количестве учебных заведений ВВС и главное количестве обучавшихся там курсантов и сколько выпущено в 1932 и 33 гг. Справки такие имелись и были мною переданы на аэродроме же на следующий день, равно как и итоговый доклад за 1933 г. характеризующий состояние школ. Через дня два он мне вернул документы. В 1935 г. он потребовал мой доклад об итогах работы года. Передача происходила там же.
В 1936 г. он уехал в Испанию, но предупредил меня, что во время его отсутствия ко мне может обращаться его жена, которая в курсе дела. Он сказал также, что в пределах возможного необходимо проводить вредительскую работу в школах направленную на ослабление качества и темпов работы школ. В конце 1936 г., встретив меня на лестнице дома, где мы проживали, жена Шахта предложила мне спуститься пройтись по улице и поговорить. Мы пошли в садик на Страстной бульвар. Тут она мне сказала, что необходимо получить от меня очередные данные о состоянии школ. В начале 1937 г. я передал ей этот свой доклад после совещания начальников школ. Передача произошла на лестнице дома, где живем. В 1938 г. я вновь передал жене Шахта сведения о количестве выпущенных кадров из школ. Это было примерно в апреле— мае месяце. Сведения были мне возвращены через пару дней. В 1938 г. передача состоялась на лестнице нашего дома, а в 1940 г. в Петровском парке. Это было примерно в ноябре. В декабре 1940 г. я получил новое назначение. Об этом рассказал жене Шахта, когда заходила к нам звонить по телефону.
Перед отъездом в Липецк Шахт заходил ко мне, и мы условились встретиться поговорить, и 13 декабря в 11 часов вечера мы встретились в Петровском парке».
После этого дело «пошло»:
«В.: (к Шахту) Имеет ли смысл ваше дальнейшее запирательство?
О.: Да, я вижу, что дальше скрывать правду мне не удастся. Я действительно был связан с Левиным по шпионской работе в пользу немецкой разведки с 1934 г. Я просто убит. О своих дальнейших связях и практической работе я дам показания на следствии, а поэтому прошу очную ставку прервать.
Но прекращение ставки на этом месте не входит пока в план Влодзимирского:
«В.: (к Левину) До какого времени вы были связаны с Шахтом по шпионской работе?
О.: Я передавал Шахту шпионские материалы до его отъезда в Испанию в 1936 г. Перед отъездом Шахт назвал мне одно, о котором я дал показания на следствии, и предложил передавать этому лицу шпионские данные на время его отсутствия. Так продолжались до декабря 1940 г. Примерно 20.12.40 - около 23 часов я встретился с Шахтом в Петровском парке.
Шахт дал задание, касающееся ВВС. Я это задание выполнил и привез необходимые материалы в парк. В 1941 г., во время командировки в Москву, Шахта в Москве не видел, но ко мне снова являлось то лицо.
О. (Шахт): Я не мог встретиться с Левиным 20.12.40, т. к. находился в это время в Сочи.
В.: (к Левину) Не путаете ли вы дату встречи?
О.: Я не могу ручаться за точность даты».
Вот только теперь очная ставка прерывается.
31.07.41 г. была арестована Эмма Фишер, жена Шахта. Все обвинения она отвергла. Но это уже не имело значения.
Выписка из протокола допроса Фишер от 5.09.41 г.:
«В.: Следствие требует, чтобы вы правдиво рассказали о своей шпионской деятельности.
О.: Я шпионской деятельностью не занималась.
В.: Вы несправдивы. Вы упрямо скрываете свою шпионскую деятельность и голо отрицаете связь с иностранной разведкой.
О.: Я отрицаю свои связи с какой-либо иностранной разведкой.
В.: В числе своих знакомых вы назвали Левина и его жену. Какие взаимоотношения у вас были с Левиными?
О.: Да, подтверждаю, что с Левиным и его женой я была знакома с конца 1933 г. Более близкие отношения установились с момента отъезда мужа в Испанию. Они бывали у нас, мы у них.
В.: С Левиным вы были связаны по шпионской работе?
О.: Нет, не была.
В.: А с мужем?
О.: И с мужем по шпионской работе связана не была.
В.: Ваш муж признался, что он еще до переезда в СССР был завербован и до дня ареста проводил работу, и вы ему в этом помогали.
О.: Об этом мне ничего не известно.
В.: Левин в своих показаниях уличил Вас.
О.: Левин этого показать не может, т.к. с ним связана не была. Лично с Левиным, без его жены у меня не было ни одной встречи.
В.: Вы говорите неправду. Левин 16.08.41 говорил в показаниях, что вы получали от него шпионские материалы. Как вы это отрицаете?
О.: Левин говорит неправду».
29.01.42 г. Берия направил Сталину список 46 арестованных, «числящихся за НКВД СССР». Против каждой фамилии Берия указал год рождения, партийность, дату ареста и занимаемую до ареста должность. Кроме того, в нескольких строчках формулировалась вина арестованного.
О генерал-майоре авиации Шахте указывалось, что он «уличается, как германский шпион показаниями Линде, Втанд (от показаний отказались) и Левина. Показаниями Юсупова уличается, как участник антисоветского военного заговора. Сознался, что с 1922 г. являлся немецким шпионом. С 1936 г. членом антисоветского военного заговора. Связан с немецкими агентами Мейером, Фон-Волье и Мундт. Передавал немцам шпионские сведения о советском самолетостроении».
Верховный главнокомандующий наложил окончательную резолюцию: «Расстрелять всех поименованных в списке. И. Сталин».
13.2.42 г. постановлением Особого совещания НКВД СССР генерал-майор авиации Шахт был приговорен к высшей мере наказания и 23.02.42 г. расстрелян. Была расстреляна и его жена, так и не признавшая ничего из того, в чем ее обвиняли.
Был реабилитирован в 1955 г.
.
***
Взято из форума АВИА.РУ:
Летчики Липецкого авиацентра несколько лет вынашивают идею обновить площадь Авиаторов. По задумке военных, возле мемориального комплекса в память погибшим летчикам, должны появиться бюсты всех начальников, руководивших липецкой авиашколой в разное время, носивших высокое звание Героев Советского Союза и России. Их девять: Эрнст Шахт, Константин Вершинин, Евгений Николаенко, Евгений Ерлыкин, Владимир Судец, Феодосий Котляр, Александр Куманичкин, Владимир Луцкий, Суламбек Асканов.
Имя комбрига Эрнста Шахта, первого в СССР иностранца - Героя Советского Союза возглавившего в 1937 году липецкую высшую летно-тактическую школу, в годы советской власти было незаслуженно забыто.
.
Воздушные предвестники беды
В XX веке «хулиганство» немецких летчиков в российском небе дважды предварили трагические события в нашей стране. Их словно связывает какая-то мистическая связь. В мае 1987 года немец Матиас Руст взлетев с аэродрома в Финляндии на легком самолете «Сесна», минуя ПВО Советского Союза, приземлился в Москве на Красной площади. С этим «визитом вежливости» многие связывают начало преобразований в СССР окончившиеся распадом великой советской Империи. Тогда, ответственность за беспрепятственный полет немца понесли министр обороны СССР Сергей Соколов и командующий ПВО страны Александр Колдунов. Генсек Михаил Горбачев обеих отправил на досрочную пенсию.
Но у Руста были и раньше столь же зловещие предшественники. В мае 1941-го, немецкий самолет «Юнкерс» вторгся в советское воздушное пространство и беспрепятственно пролетел по маршруту Белосток – Минск – Смоленск – Москва. Никем не замеченный «Юнкерс» благополучно приземлился на Центральном аэродроме им. Фрунзе в Москве, возле стадиона «Динамо». Как известно, месяц спустя, 22 июня 1941-го началась Великая отечественная война.
Последствия того перелета оказались несравнимыми с шалостью Руста. Вся верхушка ВВС была расстреляна. В числе казненных оказался и начальник Липецкой высшей летно-тактической школы, антифашист, первый иностранец удостоившийся звания Героя Советского Союза – Эрнст Генрихович Шахт.
.
Эмиграция в Советскую Россию
Уроженец Базеля - города нейтральной Швейцарии, Эрнст Шахт состоял в рядах Коммунистического союза молодёжи (КСМ) Швейцарии. В Берлине он оказался по поручению КСМ, представлять свою организацию при Берлинском бюро Коммунистического Интернационала молодёжи (КИМ).
Веймарская республика, возникшая на руинах потерпевшей поражение Германской империи, переживала нелегкие времена. В стране царил хаос. Немецкая нация, жизнь которой регламентировалась Версальским договором, испытывала страшное, униженное состояние, утратив национальное самосознание. Экономика была разрушена, в стране царила жуткая инфляция. Пользуясь народной растерянностью и чувством безысходности, на этой почве прорастали первые ростки будущего германского нацизма. В начале 20-х годов в Германии уже орудовали штурмовики капитана Эрнста Рёма, водимые новым фюрером Адольфом Гитлером.
Немецкие коммунисты, в числе который был и Эрнст Шахт, подвергались постоянным нападкам, преследованиям и обвинениям в пособничестве врагам Германии со стороны гитлеровских соратников. Сам Эрнст Шахт, несмотря на юный возраст, несколько раз подвергался аресту в Германии.
.
В 1922 году молодые немецкие коммунисты Эрнст Шахт и его супруга Маргарита Фишер уезжают из Берлина в Советскую Россию и остаются здесь навсегда.
На службе второй Родине
Восемнадцатилетних немцев, разделяющих государственную идеологию только что созданного СССР, в молодой республике приняли радушно. В 1923 году Эрнст Шахт стал бойцом Красной армии и поступил в Борисоглебскую летную школу.
Окончив с отличием школу летчиков в Борисоглебске а затем и высшую военную школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания в Серпухове, Шахт получил команду отправляться в Среднюю Азию, бить басмачей, за что в последствии был награжден орденом Красного знамени и именным оружием.
После получения боевого опыта Эрнст Шахт стал шеф-пилотом у начальника ВВС Красной Армии Якова Алксниса. Но работа личного «извозчика» командования не устраивала молодого, горячего бойца и он настоял на отправке его на помощь революционерам в Китай, где шла гражданская война. За бои в небе Китая на стороне революционных сил интернационалист Шахт получил орден Ленина и по возвращении оттуда продолжил обучение. На этот раз в Военно-воздушной Академии.
В 1936 году Эрнст Шахт снова проявил себя как высококлассный военный летчик. СССР в то время оказывало интернациональную помощь испанцам в национально-революционной войне против режима Франко.
.
Эрнст Шахт воевал в Испании в 1936-37 годах в составе интербригад. Сначала он обучал молодых республиканских летчиков на аэродроме Алькала-де-Энарес а затем командовал эскадрильей скоростных бомбардировщиков СБ, базировавшихся на аэродроме Томельосо. В результате воздушных операций эскадрильи бомбардировщиков Шахта «франкистская» авиация понесла огромные потери – 132 военных самолета уничтоженных прямо на аэродромах.
За бои в Испании, Эрнст Шахт был удостоин звания Герой Советского Союза. Он стал первым иностранцем в СССР, получившим эту высокую награду.
Летом 1937-го Эрнсту шахту было присвоено звание – комбриг, и он получил назначение начальником Липецкой высшей летно-тактической школы. В Липецкой летной школе в то время обучались командиры отрядов, представлявшиеся к назначению командирами эскадрилий. Также в Липецке специалисты обучали испанских летчиков.
Липецкую высшую авиашколу Шахт возглавлял до 1939 года и после окончания академических курсов при Военной академии Генштаба командовал резервным авиаполком в Рязани. В то же время ему было присвоено звание генерал-майора авиации. Последним же местом службы шахта стал Орловский военный округ, где Шахт занимал должность помощника командира ВВС.
.
Немецкий шпион
Тучи над командованием советских ВВС сгустились весной 1941 года.
9 апреля состоялось заседание Политбюро ЦК ВКП (б), Совнаркома СССР и руководящего состава наркомата обороны во главе со Сталиным по «вопросу возросшей аварийности в военно-воздушных силах РККА»…
По результатам этого совещания начальник Управления ВВС Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Рычагов и еще ряд авиационных начальников, многие из которых участвовали в испанской войне и имели боевой опыт, были сняты с должностей.
Последней же каплей для Сталина стал беспрепятственный перелет немецкого «Юнкерса» через полстраны и его наглая посадка в Москве. После этого вопиющего случая почти вся «верхушка» ВВС страны оказалась под арестом. 25 мая 1941-го НКВД по личному распоряжению Берии арестовало Эрнста Шахта. Ему было предъявлено обвинение в шпионаже в пользу Германии. Летом того же года, как немецкую шпионку арестовали и супругу Шахта, которая с двумя дочерьми – Светланой и Риттой находилась в эвакуации, в Нижнем Новгороде.
Таким образом, накануне войны советская авиация, да и РККА оказалась обезглавлена. Главным образом армия и военно-воздушные силы лишилась командиров имевших боевой опыт, что потом скажется в первые дни войны, принесшие колоссальные потери. Вина за эти потери, также легла на плечи арестованного «генералитета» как на шпионов, всячески подрывавших вооруженные силы и советские устои и являвшиеся участниками антисоветского заговора.
.
1 января 1942 года Берия направил Сталину список из 46 арестованных военачальников, на который Верховный главнокомандующий наложил свою окончательную резолюцию: «Расстрелять всех поименованных в списке. И. Сталин».
Эрнста Шахта расстреляли 23 февраля 1942 года. Немногим позже, в апреле 1942-го, как немецкая шпионка была расстреляна и его жена – Маргарита Фишер.
Реабилитировали супругов, признав недоказанность и надуманность обвинений в шпионаже в пользу Германии после смерти Сталина, в 1955 году.
В феврале 2007 года в Липецке побывала съемочная группа из Швейцарии, которая снимала фильм об их легендарном земляке, советском комбриге – Эрнсте Шахте.
Евгений Сокольский, газета МГ, Липецк, январь, 2008
Карта сайта Написать Администратору