Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Ершов Александр Михайлович

Выпускник 1940 года
Лётчик-испытатель III класса (1948)
.
    Родился 17 апреля 1923 года в Киеве. С 1937 года жил в Москве.
В 1939 году окончил Дзержинский аэроклуб г. Москвы.
    В армии с 1939 года. В 1940 году окончил Борисоглебскую ВАШЛ и оставлен в ней летчиком-инструктором. На всех соревнованиях инструкторов по пилотажу и воздушной стрельбе неизменно занимал призовые места. Всё это время подавал рапорты – просился на фронт. Но получил долгожданное направление только в феврале 1945 года, когда до окончания войны оставалось неполных три месяца.
    Заместитель командира АЭ 233-го истребительного авиационного полка (1-й Белорусский фронт). Выполнил 71 боевой вылет.
19 февраля 1945 г. у г. Кюстрин (Польша) таранил FW-190. Произвёл посадку на своём аэродроме.
До конца военных действий он успел сбить 15 (10) самолетов противника – цифра, которой мог похвастать далеко не каждый лётчик-истребитель, провоевавший всю войну.
    В 1945-1946 гг. – лётчик-испытатель
НИИ ВВС. В 1946-1948 – летчик-испытатель НИИ-1; провёл испытания двигателей РД-10 и ТР-1 на самолётах (1947).
    В 1949 окончил курсы лётчиков-испытателей при ШЛИ.
    С марта 1948 – на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
    Провёл испытания по исследованию распределения аэродинамических нагрузок в полёте на МиГ-9 (1948) и Ла-15 (1949). Участвовал в испытаниях автопилота истребителя; радиооборудования; провёл исследования в области больших М и перегрузок на МиГ-15, Як-15, Як-19.
.
    Александр Ершов погиб 17 апреля 1950 года, в день своего рождения, в испытательном полёте на реактивном истребителе Ла-15.
    Это была летающая лаборатория № 52210415, отличавшаяся дренированными консолями крыла и хвостового оперения и предназначенная для исследования распределения давления на их поверхностей. Через 5 минут после взлёта с аэродрома ЛИИ прервалась радиосвязь с лётчиком и самолёт врезался в землю.
    Причины катастрофы остались невыясненными. Никаких тревожных сообщений по радио от лётчика не было. Свидетелей тоже не оказалось. Просто самолёт не вернулся с задания. Были предприняты активные поиски, обнаружили воронку с перемешанными обломками вдребезги разбитого самолёта. Уже гораздо позднее выяснилось, что причиной катастрофы оказался новый, ранее незнакомый вид вибраций.
    К сожалению, катастрофа А. Ершова была использована для отставки командира 2 испытательного отряда ЛИИ
М.Л. Галлая, «как лица, непосредственно отвечающее за безопасность испытательных полётов».
Ершов жил в г. Москве.
Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
.
Награждён тремя орденами Красного Знамени, медалями.
.
Источники:
Карта сайта Написать Администратору