Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Числов Александр Михайлович

Выпускник 1938 года
Герой Советского Союза
14.03.1915 - 24.08.2009
.
Александр Михайлович Числов родился 14 марта 1915 года в селе Луговая Пролейка Быковского района Саратовской губернии (Волгоградской области) в крестьянской семье.
В 1930 году окончил 7 классов средней школы и Сталинградский аэроклуб. Работал на Сталинградском заводе «Баррикады».
В Красной Армии с 1938 года. В октябре 1938 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года в составе 12 иап. С декабря 1942 года по май 1944 года воевал в составе 63 гиап 3 гиад, с мая 1944 года и до конца войны – в составе 32-го гвардейского иап. Участвовал в боях на Крымском, Калининском, Северо-Западном, Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 1-м и 3-м Белорусских фронтах.
К июлю 1943 года командир эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3 гиад 1 гиак капитан А. М. Числов совершил 300 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 15 самолетов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, гвардии капитану Числову Александру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза.
  
С мая 1944 года майор Числов А.М. служил в 32 гиап, за время службы в котором сбил лично 1 самолет противника. Всего за время войны совершил 340 боевых вылетов, в которых лично сбил 21 самолет противника и 2 – в группе.
Герой Советского Союза майор Числов А. М. принял участие в параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года
После войны Александр Михайлович продолжал служить в ВВС.
Служил начальником воздушно-стрелковой подготовки 63-го гвардейского истребительного авиационного полка. В июне 1956 года по состоянию здоровья полковник Числов А. М. был уволен в запас.
Жил в Волгограде.
С 1961 года по 1979 год работал начальником спасательной станции Тракторозаводского района. Вел активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Умер 24 августа 2009 г.
Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Киева", "За победу над Германией", "За взятие Берлина" и другими. Его имя помещено на мемориальной доске на здании Волгоградского обкома ДОСААФ.
Источник:
- Бодрихин Николай «Советские асы: очерки о советских лётчиках», Москва 1998. – 272 с.
-
http://militera.lib.ru/h/isaev_sm/03.html 
***
Воспоминания Числова Александра Михайловича
на сайте "Я помню"
Впервые опубликовано 26.12.2010 01:01
...Разное пишут... Один пишет, что у меня 335 боевых вылетов, а у меня их более 600... Корреспондент школы нашей... Не помню уже фамилию... Принёс книгу, говорит, проверьте. В общем, ошибок там было очень много...
- Вот мы и хотим, чтобы таких ошибок меньше было...
Правильно... Нас-то остаётся очень мало... Я уже не знаю, кто жив, кто нет... В Волгоградской области нас осталось тольк о двое их 90...
- Лётчиков?
Героев.
- Давайте начнём. Как попали в авиацию, расскажите, пожалуйста.
Ну как? Работал на "Баррикадах", открылся аэроклуб, местный, я после работы ходил. Аэроклуб был там, где сейчас Алюминиевый Завод. Ну и окончил его, выпустили меня. На другой день мне дали 6 курсантов, и я их учил. Позже приехал представитель из Борисоглебска, ну и говорит: "Кто желает в вленные лётчики?".
1938 год, в декабре месяце меня зачислили в школу. Надо было учиться 4 или 4,5 года. Но поступил приказ - как можно более быстрее подготовить лётчиков к войне. Нас отобрали, мы сдали экзамен по лётному делу, и по теории... Нас сформировали в одну группу, и стали усиленно обучать. Сначала на У-2, потом пересели на И-16. Летали днём и ночью, очень часто. Закончили в... Сентябре, кажется.
Закончил, послали меня в Киевский ВО, в 12 иап.
Вот там я и был, подо Львовом Ивано-Франковск, город такой... Нас начали бомбить, мы - огрызаться... В основном летали на перехват. Так как у нас практика хорошая была, вопрос "как сбить?" у нас не стоял... Благодаря тому, что у нас был комполка Павел Тереньич Коробков, участник боёв в Испании, мы подготовлены были к боевым действиям хорошо. В первый же день прилетали бомбардировщики. Командир говорит: "Ройте окопы, каждый у своего самолёта. Завтра вылетаю я один. Покажу, как надо их сбивать". Ну и показал.
Поступила информация: "Три бомбардировщика Ю-87, идут на ваш аэродром". Он взлетает на И-15, он на нём и в Испании был, и пошёл навстречу бомбардировщикам. Ещё темно было, только занималась заря. Увидел их, развернулся под ними, одного - хоп, он в 10 км от аэродрома упал. Второго - хоп, тот упал около аэродрома. Остался последний. Он атакует, раз неудачно, два - неудачно. Потом появился дым, и немец планирует, тяги нет, мотор стоит. И где-то в двух километрах от аэродрома сел. Ну мы пилотов этого самолёта взяли. Привели к комполка, начали допрос. Пилот говорит по-русски.
- Где научились русскому языку?
- У вас.
(Он был то ли в Москве, то ли в Киеве, в лётных частях...)
В конце допроса Павел Терентич спрашивает:
- Скажи прямо: вы нас победите?
- Нет. Но вас, дураков, воевать научим.
После этого командир собрал нас. Мы же как - семь-восемь лётчиков наших самолётов увидели одного немца, и все на него наваливаются, каждый хочет сбить... А это неправильно. Коробков говорит: "Если вы хотите, чтобы был результат, работайте в паре". И после этого дело пошло.
А вообще, не были мы подготовлены к войне конечно, тяжелые потери были.
Ну вот, с этим полком я дошёл до Крыма.
В Крыму была операция, там разбомбили всё, расколотили, нас переправили на другую сторону, Керчь мы сдали...
А потом я попал в тренировочный полк... Где мы проходили учёбу и ждали самолёты. Но после формирования нас перебросили на Калининский фронт. В связи с тем, что наш 1-й гвардейский корпус был в резерве Ставки, нас бросали туда, где начиналась какая-либо операция. Очень был сильный корпус. Я прошёл семь фронтов с ним.
Если кратко, у меня 21 сбитый самолёт, 600 боевых вылетов...
- А групповые?
Знаете... Вообще-то я сбил больше, чем записано. Но это было как... Приходит лётчик, зелёный, день летает, два летает, неделю летает - результата нет. Становится жалко его. И вот, два сбил, один ему отдаёшь. По моим подсчётам, 33 самолёта у меня, около того. Но что записали, то записали. Не вырубишь топором.
Полком, которым я командовал...
- 32 гвиап?
Да...нет, 63 гвиап... 32 гиап был в нашей дивизии, а третий полк... Я не помню уже... 160 иап, по- моему... С Дальнего Востока, его перебазировали... Как полетят - так блудят, как полетят - так блудят... Вот нам приказали, их водить на фронт. Полк за это время сбил 296 самолётов.
- Вы практически всю войну пролетали на Ла-5. Что можете сказать о нём?
Мы их не особо различали - ранние, поздние... Ну, скорость чуть больше, ну приборов больше... По скорости: если И-16 давал 300-320 км/ч, то Лавочкин - 600-620... Мессеров догоняли, особенно в наборе высоты... Он легче был, чем "Фоккер". Но если тот пойдёт в пике, мы отставали... Маневренность великолепная была. По крену, тангажу...
- А вот говорят, что, особенно молодых лётчиков, отвлекало в бою управление различными режимами полёта - переключение наддува, корректора, и т.д.
Да ну... ерунда. Ты всё на автомате делаешь, учили этому хорошо. Я, например, трудностей здесь не ощущал. Не думаешь о всяких корректорах, просто руки сами переключают.
Вообще, очень многое решало в бою, в каком положении ты находишься. Выше или ниже, от солнца заходишь или нет... Вот на этом мы их, кстати, и ловили. Зайти так, чтобы противник не видел.
- Радиостанция как работала?
Сперва ни к херу, потом, через какое-то время, добились нормальной работы... С хрипотой, но разобрать можно было... А потом пошли хорошие станции...
- Вооружения у Ла-5 было достаточно?
Вполне. Две пушки, если удачно зашёл, то можешь поразить с первой очереди.
- Живучий был?
Да. Выдерживал попадания 20-мм немецких. Это, конечно, если в крыло или хвост. Только дыры оставались...
- Стреляли с каких дистанций в основном? С коротких, в упор, или со средних?
Ну почему? Всё зависело от обстоятельств. Пальнул, смотришь - стрелок голову повесил. Вот, подходишь и бьёшь в упор. А вообще у меня манера была такая: вот идёт самолёт, я в наборе, выше него на 300 метров, потом так, "на ноже", чтобы только кромку было видно, а не весь самолёт, идёшь на него, выворачиваешь, когда до него 200-250 метров, быстро берёшь упреждение и бьёшь. Так работал по бомбардировшикам.
- У вас 5 сбитых "Хейнкелей". Немногие лётчики могут похвастаться таким результатом. Крепкий самолёт был? Сложно было сбить?
И "Хейнкель", и "Юнкерс" крепкие самолёты были, сложно было сбить. Металлические. Это раз. Во-вторых, у нас баки - жесть, и всё, а у них одна резина, вторая резина, третий слой - смыкающийся, да ещё материалом обшит. И бак у них с нйтральным газом, и если снаряд взорвался, бак не загорится. А у нас - нет.
Броня у нас на Лавочкине была только за спиной. Остальное всё открыто. Правда, впереди мотор, он ещё защищал. Чем хорош Лавочкин: два цилиндра выведут из строя, и мы всё равно приходили домой. А Як - пулька попала, вода вытекла с радиатора, и всё...
- В Крыму на чём летали? На ЛаГГах, на И-16?
Нет. Сперва были И-16, потом нам дали... Микояна... Самолёт не пошёл... Тяжёлый... Пять пушек было... зачем так много ставить было... Не повернёшь, не развернёшь...
- Тяжелый был в управлении?
Ну, как и все, но сама масса большая...
- На взлёте и посадке как был?
Заднее колесо - держи ухо востро: капотировал. Вообще, сложный самолёт.
- Как МиГ в сравнении с "Мессерами"?
Да вы знаете, что Лавочкин, что Як, что Мессер... Что этот, как его, фокке... вульф, да... Не сильно отличались. Наш быстрее его на 20-30 км... А в остальном - кто лучше владел самолётом, тот и пан. А то придёт, бывало лётчик - боится и отстать, боится всего... Такое поступало пополнение... А у меня манера такая комплектовал восьмёрку: четыре лётчика старых, четыре молодых. Втягивали их. А однажды даже с командиром полка сильно поругались. Дали мне молодых, говорит - лети. Я - ну и что получится? Ну и вот: из боя из 8-ми самолётов шесть не вернулись, упали. Некоторые и после боя не смогли выйти на аэродром... Мандраж.
- Как оцениваете немецких пилотов? По уровню подготовки - сильные, или наоборот, слабые встречались?
Встречался со всякими. На калининском фронте наших стали лупить, а я был в это время в отпуске. Вернулся, говорят - тут вот такой-то лётчик (уже и фамилии их знали) всё озорует. Займись им. Ну, я взлетел, и мы с ним 20 минут вели бой. И разошлись миром. Ни он меня не взял, ни я его. То он мне в хвост зайдёт, то я ему. Так зайти мало, надо сблизиться, потому как если с 500 метров бить - результата не будет. Нужно ещё Вынести точку упреждения...
- Он на чём был?
"Фокке-вульф". Ждёшь, как и где его подловить, иногда так завернёшь, что темнеет в глазах, ничего не видишь. Перегрузки большие были.
- Вы воевали против сильных и знаменитых лётчиков-  51-я эскадра "Мёльдерс", 54-я - "Зелёные сердца". Потом против них же под Курском. Такой вопрос - а Вас когда-нибудь сбивали?
Однажды сбивали, заклинило двигатель. А я над вражеской территорией. Высотёнка была, я тяну... Сел на линии фронта. Вылез - всё нормально. Немцы оттуда бьют, наши отсюда... Под мотор ляжешь, и лежишь. Вдруг вижу - ползут двое. Пистолет вытащил, готовлюсь встречать. Гляжу - наши. "Ну что, лётчик, ползать умеешь?" - "Умею". Вот и поползли.
А один раз, тоже на пузо садился. Было задание идти на фронт. Почему-то парой мы пошли, не помню уже сейчас, почему. Набрали 3-4 тысячи. Гляжу - идут "Мессеры", 9 штук. А мы на Ла-5 были. Пришлось обороняться: кружились, кружились. Потому их самолёты и спереди, и сзади, и сверху. И у меня кончился бензин. Я делаю обманный маневр - сваливаю самолёт в штопор. У самой земли вывел, сел. Быстро выбежал, в канаву лёг - а они по самолёту долбят.
- По боям на Курской дуге. Бой 19 июля против "Юнкерсов" помните? Там, где вы ранены были.
Там как вышло. Разогнали мы их, бой закончили, они ушли к себе, а мы кружим над своими частями дальше. Вижу - идут двухмоторники. Я на него, ну он мне и дал... Попал в козырёк, спереди. Снаряд разорвался, колено мне повредил и всё лицо. Фонарь разлетелся на мелкие части, и вот... А тот взорвался. Я передал по радио, что ранен, а у нас на фронте дежурил генерал Белецкий, командир корпуса. Он дал команду: "Петров, сопроводи Числова". Всё закончилось благополучно. Я выполнил посадку, и меня сразу отправили в госпиталь. Ранение оказалось не серьёзное, всё пинцетом повычищали, повырезали... Дней через пять я уже опять летал.
Так и было: кручусь у него на хвосте, а у пульки какой эффект, что это за стрельба? А он, гад, как даст...
У меня несколько случаев было - попадали в фюзеляж, то лист вырвет мне, то крыло изрешетит. Самолёт кренится, но... летим... Справлялись. Садились.
Вообще, конечно, очень тяжело было, особенно первые два года... Машин у нас не было, только полуторка - ЗиС, в грязь они не идут... Самолёты были тоже... Не самолёты.
Сильно здорово выручала нас артиллерия... Бог войны. Здорово сдерживала натиск наступления.
А вот зенитная артиллерия у нас была хреновая. Стояли мы в Крыму. Немецуие самолёты идут волна за волной. А у наших там было столько зенитной артиллерии натыкано... Аж облако чёрное от разрывов стоит... Стреляют, но ре-е-едко кого-то сбивают. А вот когда наши идут к ним, хоп - разрывы спереди, хоп - сзади, хоп - третья пристрелка, и всё... Приборы хорошие у них были. Сама система хорошая...
Трудно было... Но для меня, например, главное то, что я подготовил лётчика, который летал без ног...
- Спасибо большое за интервью, не будем вас утомлять.
Не за что. И вам спасибо, что пришли...
Интервью и лит. обработка: Е. Величко
Интервью редактировал Ю. Ушаков
***
.
24.08.2009 ушел из жизни Герой Советского Союза полковник авиации в отставке Александр Михайлович Числов.
Информацию прислал Полуйко Николай Алексеевич
* * *
.
Свою боевую деятельность Александр Числов начал командиром звена в составе 12-го истребительного авиационного полка 110-й авиадивизии и прошёл с ним боевой путь от города Станислава (ныне Ивано-Франковск) до Керчи.
После Керченской операции и до самой Победы воевал в составе 169-го (с марта 1943 года - 63-го гвардейского) истребительного авиационного полка 210-й (3-й гвардейской) истребительной авиадивизии 1-го гвардейского истребительного авиакорпуса заместителем командира, штурманом эскадрильи (1942 год), командиром эскадрильи (1942-1943 гг.), штурманом полка, заместителем командира полка (1943 год). С декабря 1943 года - командир полка.
...8 декабря 1942 года прикрывая боевые порядки наших наземных войск в районе Батурино - Дубровка (южнее города Белый), группа самолётов, ведомая командиром 2-й эскадрильи 169-го истребительного авиаполка Старшим лейтенантом Числовым встретила звено бомбардировщиков Не-111 в сопровождении 12 истребителей Ме-109. В результате завязавшегося воздушного боя лейтенант Гражданинов сбил два Ме-109 и при возвращении домой - FW-189. Старший лейтенант Числов - один "Хейнкель-111".
...С середины февраля 1943 года командование 6-й Воздушной армии усилило авиационную поддержку войск 34-й армии, преследовавшей отступающего врага. В то же время заметно повысилась и активность немецкой авиации, особенно истребителей, которые группами по 8-12 самолётов прикрывали свои отступающие части и противодействовали нашим штурмовикам и бомбардировщикам.
Напряжённый воздушный бой 21 февраля провели лётчики 169-го истребительного авиаполка. Шесть Ла-5 под командованием командира эскадрильи капитана А. М. Числова вылетела в район Залучье для прикрытия наземных войск. Над полем боя наша группа вступила в воздушные бои последовательно с тремя группами истребителей противника. В результате враг потерял 6 самолётов, из которых 3 сбил заместитель командира эскадрильи старший лейтенант П. А. Гражданинов. Но в одном из боёв один наш лётчик погиб, а другой был тяжело ранен.
Вечером, анализируя воздушный бой группы капитана Числова, командование полка пришло к выводу, что истребители противника воздушный бой вели тактически грамотно, широко используя внезапность и нарушение боевого порядка в группах наших истребителей. Так, после первой атаки "Лавочкиных", группа Ме-109 развернулась и стала уходить. Гражданинов преследовал врага. Но его ведомый младший лейтенант П.Т. Баландин на развороте отстал и немедленно был атакован врагом. Его самолёт вспыхнул, обгоревший лётчик выбросился с парашютом.
В бою ведомый капитана Числова старший сержант А.М. Давыдов заметил, как противник атакует одного из наших лётчиков. Он решил отогнать врага. Капитан Числов остался без ведомого и тут же был внезапно атаковал противником. С повреждённой плоскостью самолёт Числова вышел из боя. Так же был сбит и старший лейтенант М.Е. Воробьёв...
Незадолго до начала наступления войск Брянского фронта летом 1943 года дивизии 1-го ИАК получили лётчиков с самолётами для укомплектования и восполнения боевых потерь. 63-й ГвИАП (бывший 169-й ИАП) пополнился целой эскадрильей. Привёл её штурман полка Герой Советского Союза гвардии майор А.А. Федотов. Приземлившись он подошёл к капитану А. М. Числову, руководившему посадкой, и спросил:
- Какой самолёт сел лучше других?
Числов, не задумываясь, ответил:
- Если не считать твоего, то лучшую посадку произвёл самолёт с бортовым номером "42".
- Так это же лётчик без ног - лейтенант Маресьев! - воскликнул Федотов.
Числов сказанному не поверил, а Федотов загадочно улыбнулся. Через несколько минут к КП подъехала грузовая машина. Она привезла прибывших лётчиков. Федотов незаметно поманил Числова:
- Смотри вон за тем лётчиком, с чёрной шевелюрой. Обрати внимание, как он будет слазить с машины.
Как только грузовик остановился, лётчики быстро соскочили через борт, остался в машине только тот, на которого указал Федотов. Он медленно перебросил через борт одну ногу, осторожно поставил её на колесо, затем перенёс другую, затем поочерёдно опустил ноги на землю. Числову бросилось в глаза то, что все лётчики были в сапогах, а черноволосый - в ботинках и брюках навыпуск.
Так в полку познакомились с Алексеем Петровичем Маресьевым. В составе 63-го ГвИАП он воевал почти до конца войны, стал Героем Советского Союза, штурманом полка. Первоклассый лётчик, он в первых же воздушных схватках одержал несколько побед. Маресьев летал столько же, сколько все остальные лётчики, не раз выручал из беды своих боевых товарищей. Но всё это случилось не сразу. Вспоминает Алексей Петрович:
"...В 1943 году я, безногий лётчик Маресьев прибыл в полк истребителей. Я мог летать, и это было уже счастье. Но меня старались беречь: "Алексей, тебе прикрывать аэродром". Ребята уходили на задания, а я летал, аэродром стерёг. Затем ребята возвращались возбуждённые боем, на избитых машинах, чтобы завтра снова уйти в бой, а я опять оставался стеречь аэродром. И мне стало невмоготу от этой жалости ко мне. Я хотел драться, как все. Мне, как всем, присвоили Гвардейское звание. "Раз так - сказал я как-то командиру сволей эскадрильи, - хочу вместе со всеми летать". Сашка Числов, мой командир, молчит, ломает папиросу в пальцах. Мучительная для меня минута - не надеется или щадит меня. И вдруг: "Алексей, будешь летать со мной..."
Надо пояснить, почему я всю жизнь буду помнить эти пять Сашкиных слов. Летали тогда парами, и Сашка, командир эскадрильи, мог бы выбрать себе любого хорошего, проверенного лётчика, который в воздушном бою будет надёжным напарником - ведь речь шла о жизни и смерти.
На другой день мы вместе с ним поднялись и встретили группу "Мессеров". Не буду рассказывать, как всё было... С Сашкой мы потом много летали. Он к концу войны более 20 самолётов сбил. Я тоже к своему прежнему списку прибавил 7..."
24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, командиру эскадрильи 63-го ГвИАП гвардии капитану Александру Михайловичу Числову было присвоено звание Героя Советского Союза.
...В 5 часов утра 12 июля 1943 года на всех аэродромах 1-го ИАК состоялись митинги, посвящённые началу наступления войск Брянского фронта. Началась боевая работа. За первые два дня, 12 и 13 июля, напряжение было исключительно большим. За эти дни части корпуса произвели 500 самолёто - вылетов, провели 60 групповых воздушных боёв, уничтожили 122 самолёта противника, из них 95 истребителей; свои потери составили 29 лётчиков и 45 самолётов. В эти дни отличились многие лётчики корпуса, сбив по 2-3 вражеских самолёта. Был среди них и Александр Числов.
19 июля 1943 года шестёрка истребителей под командованием Числова получила задание встретить немецкие бомбардировщики на подходе к позициям советских войск. Завязался бой. Рухнул на землю один "Юнкерс", за ним другой... Остальные бомбардировщики поспешили ретироваться с поля боя. Но на подходе была уже вторая группа. Советские истребители вновь ринулись на противника. Действуя дерзко, навязывая свою волю врагу, не выпуская из рук инициативу, Гвардейцы в жестоком, неравном бою вышли победителями. Гвардии капитан А.М. Числов сбил один Ju-87 и Ме-110, его ведомый гвардии старший сержант Макаров - два FW-190, гвардии старший лейтенант Маресьев сбил один Ju-87, гвардии старший лейтенант Воронько - один Ме-110. В бою гвардии капитан Числов получил лёгкое ранение.
С декабря 1943 года 1-й ГвИАК, прикрывая наступающие советские войска и обеспечивая действия штурмовиков, содействовал 11-й гвардейской армии в успешном завершении разгрома вражеской группировки и освобождении города Городок.
В январе враг предпринял отчаянные попытки восстановить утраченное положение. Его авиация активно поддерживала свои войска, пытавшиеся перейти в наступление. Поэтому в воздухе не прекращались жаркие бои. В отдельные дни напряжение достигало таких размеров, когда в воздухе одновременно патрулировало до 40 наших истребителей. Здесь, на подступах к Витебску, в начале 1944 года нашла широкое применение имевшаяся в корпусе радиолокационная станция "Редут". Она стала уверенно выдавать данные о полётах авиации противника.
Так, 8 января, примерно в 12 часов была вызвана и наведена на бомбардировщики противника эскадрилья 63-го ГвИАП под командованием Героя Советского Союза гвардии капитана А.М. Числова. В районе Городка Числов встретил 18 пикировщиков Ju-87 под прикрытием истребителей FW-190. Завязался ожесточённый воздушный бой. Действуя смело и решительно, наши лётчики сбили 7 самолётов противника, не потеряв ни одного своего. Командир 3-й ГвИАД по радио объявил благодарность лётчикам за успешные и решительные действия и приказал Числову вести группу на свой аэродром.
Войну лётчики 63-го гвардейского ордена Кутузова 3-й степени Виленского истребительного авиационного полка закончили уже на новейших Ла-7. К маю 1945 года гвардии капитан А. М. Числов довёл число боевых вылетов до 635, большинство из них, на Як-1 и Ла-5. В воздушных схватках одержал 34 победы - 21 вражеский самолёт сбил лично и 13 - в группе с товарищами.
После войны Александр Михайлович продолжал командовать 63-м гвардейским авиаполком. После переоснащения на реактивную технику в 1955-1956 годах выполнял обязанности начальника воздушно-стрелковой подготовки полка. В июне 1956 года по состоянию здоровья был уволен в запас.
Переехал с семьей в Сталинград (Волгоград).
С 1961 по 1979 год работал начальником спасательной станции Тракторозаводского района.
Трижды избирался депутатом районного Совета депутатов трудящихся.
Вёл активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи.
Источник: http://officer.wmsite.ru/news/ushel-iz-zhizni-geroj-sovetskogo
***
"Правда Волгограда"
Прекрасный человек, офицер, боевой летчик, посвятивший свою жизнь авиации – так говорили об Александре Михайловиче в Волгограде.

Он родился 14 марта 1915 года в селе Луговая Пролейка Быковского района нашей области и, еще будучи мальчишкой, знал, что его жизнь будет неразрывно связана со служением Родине. Для себя он выбрал воздушную стихию — закончил Борисоглебскую летную школу в 1938 году.

Но небо над головой не всегда было мирным. Военным летчиком Александр Михайлович прошел суровые годы Великой Отечественной войны с первого до последнего дня. Он защищал небо над страной на семи военных фронтах. Командовал полком. Сделал 635 вылетов и лично сбил 21 вражеский самолет. А в 1943 году был удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны Александр Михайлович вернулся в Волгоград. С 1956 года жил и работал в Тракторозаводском районе.
Сегодня, 24 августа 2009 года, сердце героя остановилось, не дождавшись своей 95-й весны...
***
С сайта "Виртуальная Кача":
Дата: мая 6, 2010 Автор: Руслан Михальчук
Мемориальная доска Герою Советского Союза лётчику Числову А. М.
4 мая 2010 года в Волгограде по адресу: ул. академика Павлова 8, на доме, в котором проживал Герой Советского Союза полковник авиации Числов Александр Михайлович установлена и торжественно открыта мемориальная доска.
.
Карта сайта Написать Администратору