|
Артамонов Владимир Иванович
Выпускник 1931 года
Герой Советского Союза Дата указа о присвоении звания - 17.11.1939 (медаль № 160)
.
Родился 7 (20) ноября 1906 года в станице Требия Магнитной волости Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (ныне посёлок Требиятский Нагайбакского района Челябинской области). По национальности русский. С 1908 года жил в селе Верхний Авзян (ныне Белорецкого района Республики Башкортостан), в 1915–1924 годах – в селе Узян (ныне Белорецкого района), где в 1918 году окончил 4 класса школы.
В 1919–1920 годах работал рассыльным в Узянском ревкоме, в 1920–1923 годах – телефонистом в конторе Узянского металлургического завода. В 1923–1924 годах сплавлял по реке Белая чугун Авзяно-Петровского металлургического завода, был делопроизводителем Узянского волостного комитета партии.
В 1924–1928 годах работал в Тамьян-Катайском кантонном комитете комсомола в городе Белорецк (ныне райцентр Республики Башкортостан).
В армии с ноября 1928 года. До января 1929 года служил красноармейцем караульной роты в Качинской военной авиационной школе лётчиков. В апреле 1929 года окончил школу авиамотористов и до ноября 1929 года служил авиамотористом в Качинской военной авиационной школе лётчиков.
В декабре 1930 года окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в ноябре 1931 года – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. В ноябре 1931 – июле 1933 – лётчик-инструктор Борисоглебской военной авиационной школы лётчиков.
В июле 1933 – июне 1936 – командир корабля 116-й тяжёлобомбардировочной авиаэскадрильи (город Воронеж, с сентября 1933 – город Нерчинск ныне Забайкальского края), в июне 1936 – октябре 1937 – командир неотдельного отряда и лётчик-инспектор по технике пилотирования и теории полёта 50-й тяжёлобомбардировочной авиаэскадрильи (в Забайкальском военном округе; село Домна ныне Читинского района Забайкальского края). Летал на ТБ-3.
В октябре 1937 – марте 1938 – командир 53-го отдельного разведывательного авиаотряда (в Забайкальском военном округе; село Домна ныне Читинского района Забайкальского края).
С марта 1938 – командир авиаэскадрильи 38-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (в Забайкальском военном округе; село Домна ныне Читинского района Забайкальского края). Летал на СБ.
Участник боёв на реке Халхин-Гол: в мае – сентябре 1939 – командир авиаэскадрильи и помощник командира 38-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Совершил несколько боевых вылетов на бомбардировщике СБ.
За мужество и героизм, проявленные в боях с японскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года капитану Артамонову Владимиру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В марте 1940 года окончил оперативные курсы при Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. В марте – июле 1940 года находился в загранкомандировке в Германии по поводу закупки немецких самолётов.
В июле – августе 1940 – старший лётчик-инспектор Управления боевой подготовки ВВС Красной Армии, с августа 1940 – лётчик-инспектор по бомбардировочной авиации Главного управления ВВС Красной Армии.
С марта 1941 года из выпускников авиашкол формировал 288-й бомбардировочный авиационный полк, во главе которого осенью 1941 года вылетел на фронт.
Участник Великой Отечественной войны: в сентябре – декабре 1941 – командир 288-го бомбардировочного авиационного полка, в декабре 1941 – мае 1942 – командир 209-го бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Южном (сентябрь – декабрь 1941), Юго-Западном (декабрь 1941 – апрель 1942) и Брянском (апрель – май 1942) фронтах. Участвовал в Донбасско-Ростовской и Ростовской наступательной операциях, оборонительных боях на тимском направлении. Совершил 7 боевых вылетов на Су-2.
В августе 1942 – январе 1943 – старший инспектор по бомбардировочной авиации и начальник бомбардировочного отдела Инспекции ВВС Красной Армии, с января 1943 – помощник и старший помощник генерала-инспектора ВВС Красной Армии по бомбардировочной авиации.
Летом 1944 года выезжал в 6-й смешанный авиационный корпус (1-й Белорусский фронт) и 4-й бомбардировочный авиационный корпус (1-й Украинский фронт), где личным примером обучал лётчиков бомбометанию с пикирования. Участвовал в Бобруйской и Львовско-Сандомирской операциях. Совершил 5 боевых вылетов на Пе-2.
Всего за время войны совершил 12 боевых вылетов (7 – на бомбардировщике Су-2 и 5 – на бомбардировщике Пе-2) для нанесения бомбовых ударов по живой силе и технике противника.
.
29 сентября 1944 года самолёт В-25С под его управлением, на котором в Москву из командировки на Дальний Восток возвращались инспекторы ВВС, потерпел катастрофу в районе посёлка Хилок (ныне город Забайкальского края). Некоторые члены экипажа, в числе которых был и В.И. Артамонов, выжили при посадке самолёта на лес, но позже умерли от голода.
В 1946 году погибшие члены экипажа были похоронены в братской могиле на площади Ленина в городе Чита, а в 1986 году перезахоронены в сквере возле школы № 15 в Чите. В 1994 году останки погибшего экипажа были перезахоронены на Донском кладбище в Москве.
.
Установлен на Донском кладбище у колумбария № 16 в Москве.
.
Полковник (1944). Награждён орденом Ленина (17.11.1939), 2 орденами Красного Знамени (29.08.1939; 31.07.1944), Отечественной войны 2-й степени (7.08.1943), Красной Звезды (3.11.1944, посмертно), монгольским орденом Боевого Красного Знамени (1939).
.
Его именем названы улица и переулок в городе Белорецк, улицы – в сёлах Верхний Авзян и Узян. В городе Белорецк на Аллее Героев и в селе Верхний Авзян во дворе школы, носящей его имя, установлены бюсты В.И. Артамонова. В Чите на месте первоначального захоронения во дворе школы № 15 установлен кенотаф.
.
Биография предоставлена А.А. Симоновым
Источник:
***
Версия катастрофы самолета В-25-С «Митчелл» произошедшей 29 сентября 1944 года и судьба его экипажа
Данная версия смоделирована и предположена бывшим военным летчиком-истребителем Вяткиным Сергеем Геннадьевичем, обнаружившим 17 июля 2009 года останки погибшего 29 сентября 1944 года экипажа при посадке самолёта.
.
Самолёт (десятитонный бомбардировщик) В-25-С, управляемый подполковником Крамаренко И.Г. (уточнение: В-25С пилотировал сам В.И. Артамонов, И.Г. Крамаренко был штурманом), следовал из военного аэродрома Черемушки, что под Читой в Улан-Удэ (ППМ), т.е. с востока на запад. На борту находились три полковника: Герой Советского Союза Артамонов В.И., Наумов А.П., и Поморцев П.К., два подполковника: Богданов П.А. и Крамаренко И.Г., техник-лейтенант (старший) Гец А.Д., старшина Жирнов и сержант Казаченко (другие мне неизвестны).
Пройдя 9 км от траверза города Хилок на запад, до которого по прямой было 20 км (согласно карты Генерального штаба системы координат 1942 года) и, находясь над высотой 1504 м Яблоневого хребта, у самолета отказывает один двигатель. Перед этим по левому борту почти под крылом экипаж наблюдал местность, не покрытую лесом, так называемую в народе «Бугры» (от точки падения они примерно в 5-6 км). До долины Хилка по правому борту - минимум 14 км (Верхний Хилкосон). Понимая, что на одном двигателе далеко тяжелый бомбардировщик не протянет, экипажем было принято решение идти на вынужденную посадку. А так как слева просматривалась не лесистая местность, было принято решение садиться в районе «Бугров». Левым разворотом самолет пошел на обратный курс. В развороте, видимо, отказал второй двигатель, что сопровождалось катастрофическим падением скорости и высоты. Поняв, что до «долины Бугров» они тоже не дотянут, принимается решение садиться на лес. Вот почему они произвели посадку с севера-запада на юго-восток (практически с обратным курсом). Они не теряли ориентировку и пространственное положение, как в своем отчете предположил первый проверяющий майор Рябинин. Глиссада самолета была рассчитана профессионально, но, к сожалению, на высоте примерно 4-5 м, практически на выдерживании, самолет левым крылом сбивает дерево диаметром 38-40 см. Как следует из отчетов, на крыле остается большая вмятина. Самолет частично теряет скорость и резко клюет носом. Посадка была бы почти идеальной, не ударься самолет крылом об это дерево. Сбив его, самолёт увеличил угол снижения, тем самым изменив в процессе выдерживания глиссаду. Через 5-7 м после удара о дерево самолет носовой частью фюзеляжа врезается в землю под углом примерно 30 градусов, и начинает вспахивать ее. Прочная конструкция планера-бомбардировщика выдерживает и удар о дерево, и зарывание в землю под достаточно губительным углом. Через 3-4 м сопротивление земли не позволяет выдерживать прежнюю траекторию движения, а скорость ещё остаётся большой, и самолет через «голову» переворачивается на спину. От удара отрывается хвостовая часть фюзеляжа и отлетает вперед, видимо срываются и двигатели, кабина беспощадно грызет землю (на глубине 20-25 см множество различных фрагментов кабины: осколки фонаря, приборы, наушники, патроны передних пулеметов, замки парашютов). 2 метра такого движения в перевернутом состоянии, и самолет замирает. Разрушений самолета в воздухе не было! Взрыва на земле не было! Горения после посадки не было! Часть экипажа погибла сразу, и вот эту-то найденную часть, оставшиеся в живых во главе с полковником Артамоновым В. И. похоронили примерно в 40 м от самолета.
Версия, чьи останки и вещи были найдены группой Вяткина С.Г.
17 июля 2009 года Вяткин С.Г., Литвинюк М.А., Корогва В. М. при работе на месте катастрофы с металлодетектором обнаружили воинское захоронение. Сначала на глубине 15-20 см обнаружили монтировку не отечественного производства, которой, видимо, копалась могила; далее прибором на глубине 25-30 см обнаружили гильзу крупнокалиберного 12,6 мм (?) пулемета без снаряда, но с сегментом пулеметной ленты. Далее на глубине примерно 40 см обнаружили фрагменты черепа, челюсти, позвоночника, зуб и др. Здесь же лежал юфтевый сапог. Видимо, один положенный снаряд от хвостового пулемета на фрагменты черепа предполагал для нас подсказку, что данные останки являются того человека, кто находился в кабине стрелка-радиста у крупнокалиберного пулемета. Прибор продолжал реагировать на металл. На глубине 70-75 см. обнаруживаем круглый дюралевый фрагмент самолета (возможно технологический люк) диаметром 1 м. с двумя ребрами жесткости. Под ним оказался второй ярус останков экипажа, что подтверждается при эксгумации экспертами 18 июля 2009 года в присутствии сотрудников милиции, прокуратуры, под руководством Главы Хилокского района Дядина П.А.
Что обнаружено в основном захоронении.
Погоны полковника, погоны подполковника, погоны лейтенанта (возможно старшего, плохо видно), погоны сержанта, два ремня портупейных (бляхи, звезды), два плечевых портупейных ремня, складной нож, три расчески, десять монет достоинством: 1, 3, 5, 20 коп., зажигалка, фрагменты двух фуражек старшего офицерского состава (шитые звезды, кокарды), костяной осколок наперстка для шитья, ларингофоны, штекера разъемные (папа-мама) для подсоединения к бортовой радиостанции, фрагменты кожаных коричневых летных курток (две?), фрагменты кожаных черных курток (плащей?), хромовые сапоги (и, возможно, часть яловых) общим количеством на 4-5 человек, пистолет системы ТК (6,35 мм) в кобуре (на черных текстолитовых щечках ручки ТОЗ), печать, ставящаяся на секретные документы.
Вывод, кто похоронен?!
Управлял самолетом подполковник Крамаренко Иван Георгиевич, погоны подполковника найдены, и найдены ларингофоны, разъемные штекера и фрагменты летной куртки. Поскольку полковник Артамонов В.И. был жив, значит из оставшихся двух полковников по номеру пистолета и секретной печати легко определить, чьи полковничьи погоны найдены - Наумова А.П. или Поморцева П.К. Техник-лейтенант значится один, следовательно, найденные лейтенантские погоны принадлежат Гец А.Д. Поскольку черемушкинский старшина был Жирнов, значит, погоны сержанта принадлежат Казаченко. Следовательно, гильза от пулемета 12,6 мм лежала на останках старшины Жирнова, который, возможно и находился в кабине воздушного стрелка радиста. Найденный пистолет ТК явно и 100-процентно свидетельствует, что захоронение произвел оставшийся в живых экипаж, поскольку ни мародеры, ни, тем более, НКВДэшники, и прочие альтруисты пистолет полковника не захоронили бы.
29 сентября 2009 года, в черный юбилейный год 65-летия катастрофы самолета наконец-то, с Божьей помощью, экипаж прибудет в КПМ затянувшегося своего полета и произведет посадку на последнем своем аэродроме, где не будет его никто беспокоить, а только благодарные потомки будут постоянно навещать и класть на могилу цветы.
20 июля 2009 года, С.Г. Вяткин
От Администратора.
За предоставленную информацию мы благодарны поисковой группе "Хилок":
руководитель Вяткин С.Г.
члены: Литвинюк М. А.и Корогва В.М.
|