Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Мясников Александр Федорович

Выпускник 1935 года
.
Материал о Мясникове А.Ф. предоставил сын Александра Фёдоровича - Мясников Юрий Александрович. Он же прислал дополнительную информацию о выпускниках 1935 года, а также информацию о части борисоглебских выпускников - лётчиков ВВС Балтфлота.
09.09.1909 - 11.09.1942

.
Родился 09.09.1909 в д. Овинец Мошенского района Новгородской области в крестьянской семье.
В 1917–1921 гг. учился в Овинецкой начальной школе.
.
1921–1928 гг. помогал родителям в сельскохозяйственных работах, а в зимнее время года работал подмастерьем у кустаря-сапожника.
.
С ноября 1928 г. по апрель 1929 г. работал избачом.
.
В апреле 1929 г. был одним из организаторов колхоза в д. Овинец. Так как родители в колхоз не вступили, настоял на выделении из родительского хозяйства своей доли. Полученные лошадь и корову первым привел на еще пустой колхозный двор.
.
С апреля 1929 г. по сентябрь 1930 г. работал рядовым членом колхоза. При этом в зимний период времени исполнял обязанности счетовода в Кобожском кусте колхозов.
.
В РККА с 01.10.1930 г.
.
В 1933 г. окончил Ленинградское пехотное училище, мл. лейтенант. 
.
В 1935 г. окончил 2-ю ВКШЛ им. «Осоавиахима» (г. Борисоглебск). Обучался с 28.10.1933 по 04.11.1935. Фотографию группы курсантов можно посмотреть здесь 
.
14.12.1935 назначен командиром звена 3-й истребительной авиаэскадрильи ВВС Краснознаменного Балтийского флота.
.
С 25.09.1938 - командир 4-й эскадрильи 13-го авиационного истребительного полка ВВС КБФ, ст. лейтенант.
.
С октября 1939 г. - капитан.
.
Участник советско-финляндской войны , командир 4-й аэ 13 иап. Совершил 35 боевых вылетов, сбил 1 самолет противника.
.
С 13.11.1940 слушатель командного отделения Высших курсов усовершенствования начальствующего состава ВВС КБФ.
.
С 10.07.1941 в должности командира эскадрильи находился в распоряжении командующего ВВС КБФ – перегонял самолеты с авиазаводов в ВВС Черноморского Флота. 
.
Участник Великой Отечественной войны с августа 1941 г.
В этом месяце Мясников сменил несколько должностей и частей: 06.08.1941 г. капитан Мясников принял командование 1-й эскадрильей 13 иап. 09.08.1941 г. за незначительный дисциплинарный проступок понижен в звании и должности до командира звена. В середине августа 1941 г. прикомандирован к 71 иап (ст. лейтенант, командир звена). Но уже 19.08.1941 г. воевал в составе 13 коаэ.
.
.
С 09.09.1941 г. в составе 5 иап: командир звена, с октября 1941 г. командир 2-й АЭ, капитан (10.11.1941), майор (18.06.1942).
3 ГвИАП. Капитан Мясников А.Ф., капитан, ГСС Костылев Г.Д., комиссар полка Исакович. Лето 1942 г.
.
3 ГвИАП. Командир эскадрильи капитан Мясников Александр Фёдорович и комиссар полка Исакович на аэродроме. Февраль 1942 г.
.
С 10.07.1942 - заместитель командира 3-го гиап (бывшего 5-го иап). 
.
11.09.1942 погиб в воздушном бою.
.
Всего совершил 315 боевых вылетов, в 70 воздушных боях сбил 3 самолета противника лично и 15 в группе.
.
Награжден орденами Ленина (16.06.1942), Красного Знамени (07.02.1940, 24.11.1941).
.
Имя увековечено на мемориале «Борки».
.
Место падения самолета и останки пилота были обнаружены ленинградскими поисковиками летом 2003 г. Останки летчика с воинскими почестями торжественно похоронены в с. Мошенское Новгородской области рядом с могилой жены.
.
Его именем в январе 2004 г. названа одна из улиц в п. Невская Дубровка, где на доме No. 4 установлена мемориальная доска. В сентябре 2004 г. на доме, где он родился, также установлена мемориальная доска.
.
Ленинградские поисковики восстановили найденный на месте падения самолет «Харрикейн», на котором погиб майор Мясников. В 2008 году этот самолет выставлен в Музее техники Вадима Задорожного ( Московская область, Красногорский район, пос. Архангельское. Сайт: http://www.automuseum.ru/news/?id=439&pg=0 ).
---------------------------------
Отрывок из книги Мясникова Ю. А. «315-й боевой вылет майора Александра Мясникова», изд-во «Нефть и газ», 2004. (Книга по частям выложена на сайте www.spread-wings.ru):
.
...«До сентября 1939 года в Советском Союзе всеобщей воинской обязанности не было. В армию, авиацию и на флот призывали лишь некоторых молодых людей, причем лишь тех, кому исполнился 21 год. Призывная комиссия Мошенского района обратила внимание на толкового грамотного парня, активного комсомольца и предложила ему стать кадровым военным, то есть пойти учиться в военное училище. Так 1-го октября 1930 года простой деревенский парень с формальным образованием в объеме четырех классов начальной школы стал курсантом знаменитой Ленинградской Краснознаменной пехотной школы имени Склянского.
Впереди три года трудной, напряженной учебы. Классные занятия, где курсанты изучали теорию военного дела, сменялись выходами в поле. Там было особенно трудно. Каждое занятие и тактические учения проводились в ус-ловиях, приближенных к боевым. А это значит, что ни на время года и суток, ни на состояние погоды скидки не делались, не допускалось поблажки или условности в действиях курсантов. А частые походы, а марш-броски, пеший переход Ленинград – Новгород. Сколько за это время пролито пота, сколько километров исхожено на ногах и исползано на животе. Всегда и во всем здесь придерживались суворовского правила: «Тяжело в ученьи – легко в бою».
В 1931 году курсанта А. Мясникова приняли в ВКП(б).
По окончании школы в октябре 1933 года младший лейтенант Александр Мясников и несколько других выпускников, к большому удивлению, не обнаружили своих фамилий в приказе о назначении в пехотные части. Оказывается, небольшую группу лучших выпускников решено было направить в авиационное училище.
.
В тридцатые годы начался быстрый рост нашей авиации. Для нее требовались многочисленные командные кадры. Одна из форм подготовки была следующая. Во 2-й Краснознаменной Военной школе летчиков им. «Осоавиахима», была создана особая группа, которая укомплектовывалась лучшими выпускниками пехотных (и возможно, других) училищ. Это облегчало работу преподавателей и инструкторов по подготовке будущих летчиков, которые по окончании школы получали звание «лейтенант» и назначались командирами звеньев. За два года занятий курсанты осваивали несколько типов самолетов. В 1933 – 1935 годах это были разведчик «Р-5», истребители «И-3», «И-4» и «И-5».
.
В летной школе Мясников подружился с однокурсником Леонидом Белоусовым, который окончил Одесское пехотное училище им. И. Э. Якира.
Учебу Мясников и Белоусов завершили в ноябре 1935 года с хорошими показателями. Друзей направили служить в 61-ю истребительную авиабригаду ВВС Краснознаменного Балтийского флота, базировавшуюся под Ленинградом.
.
Лейтенанта А. Мясникова 14 декабря 1935 года назначили командиром звена 3-й эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка, лейтенанта Л. Белоусова – командиром звена другой эскадрильи этой же части. Квартиры молодые командиры, будучи уже женатыми людьми, получили на одной лестничной площадке жилого дома в поселке Котлы Кингисеппского района, где и прожили до весны 1940 года.
.
Через положенный срок А. Мясникову присвоили очередное воинское звание – старший лейтенант, назначили заместителем командира эскадрильи, затем 25 сентября 1938 – командиром 4-й эскадрильи 13-го Авиационного истребительного полка. В 1939 году незадолго до финской войны он стал капитаном»...
.
Фотоальбом из архива семьи Мясникова А. Ф. можно посмотреть здесь
Карта сайта Написать Администратору