Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Папков Владимир Васильевич

Год выпуска не установлен (после 1930-го)
.
Папков Владимир Васильевич родился 28 июня 1908 года в Москве. По национальности русский. Член КПСС с 1939 года.
Окончил 8 классов средней школы.
Работал счетоводом.
В РККА с октября 1930 года. Служил красноармейцем, командиром взвода в артиллерийском полку Московского военного округа.
Окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени В.П. Чкалова и курсы командиров звеньев.
Служил на Дальнем Востоке командиром звена, начальником химической службы полка, адьютантом эскадрильи.
Участник Великой Отечественной войны с марта 1943 года.
Награждён орденом Красного Знамени.
Командир 402-го истребительного авиационного полка (265-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) подполковник Папков В.В. 29 апреля 1943 года у станицы Абинская Краснодарского края в воздушном бою на самолёте Як-1 уничтожил два истребителя противника FW-190. Израсходовав боеприпасы, третий таранил, спасая своего товарища. Погиб в этом бою.
Оперативная сводка № 10 штаб 265 ИАД Старонижестеблиевская 29.04.43 г. к 20.00 карта 100 000 – 41 г.
"...402 ИАП в течение дня провел 3 воздушных боя с группами до 20 бомбардировщиков противника под прикрытием истребителей. Истребители в основном Ме-109 группами 4-6-8 эшелонировались с большими интервалами на высоте. В бою в 12.30 на Н=3500 м 8 Як-1 атаковали 18 Ю-88, которые прикрывали пары Ме-109. Во время атаки 8 Як-1 были неожиданно атакованы с большой высоты 12 Ме-109. Метод сопровождения бомбардировщиков истребителями на большой дистанции с дежурной парой для наблюдения, разведки и вызова поддержки по радио, немцами широко применялся в боях истекшего дня.
В результате боя сбито 12 самолетов противника, из них: 3 Ме-109, 5 Ю-87, 3 Ю-88, 1 Фв-189.
Сбили: 2 Ю-87 и 1 Ме-109 мл. лейтенант Горин, Ю-87 упали на территории противника и Ме-109 на нашей территории; 1 Ю-88 лейтенант Новиков, упал севернее Крымская; 1 Ю-88 майор Папков; 1 Ю-87 лейтенант Гаврилин, упал восточнее Крымская на нашей территории; 1 Ме-109 и 1 Ю-87 лейтенант Павлушкин; 1 Ю-87 мл. лейтенант Бойко; 1 Ю-87 ст. лейтенант Рубахин; 1 Ме-109 лейтенант Балашов; 1 Фв-189 мл. лейтенант Макаров, подтверждают с земли и экипажи групп.
Не возвратились с задания: командир полка Майор Папков и пилот мл. лейтенант Бойко..."
.
Самолёт В. Папкова упал примерно в двух километрах к юго-востоку от села Варнавинского. В 43-м году эта местность была покрыта болотом, где стеной стояли заросли камыша. Пылающий «Як» погрузился в тину болота и ушел на большую глубину. Рассказывали старожилы, что жители близлежащих хуторов Перепеловского и Новошкольного наблюдали как падал сбитый советский самолет. Даже пытались искать, но не нашли. Появилась легенда о том, что Папков и Бойко дезертировали и перелетели на территорию Турции. Так или иначе, но честное имя летчиков было опорочено.
После войны заболоченные территории в окрестностях села Варнавинского постепенно осушались и вводились в сельхозоборот. В 1952 г. трактористы колхоза «Победитель» Н. Турица и В. Алейник во время вспашки поля обратили внимание на конусообразную воронку с отверстием на дне, которое они сначала приняли за лисью нору. В тот момент к ним подошли два жителя станицы Абинской Н.Н. Тараненко и А.Ф. Капинус. По одной версии они охотились, по другой собирали металлолом, оставшийся после войны. По крайней мере, именно сбором цветного металла для нужд советского государства Николай Тараненко объяснял обстоятельства находки истребителя матери Папкова Екатерине Семеновне в своем письме от 21 января 1953 г.
Мужчины стали раскапывать воронку и вскоре показался хвост истребителя Як-1. Через несколько дней отрыли и кабину «яка». Болотная среда хорошо законсервировала самолет и пилота, да и со дня гибели прошло всего лишь девять с небольшим лет. Н. Тараненко рассказывал о том, что в кабине они обнаружили прекрасно сохранившееся тело летчика в кожаном реглане с майорскими погонами и пистолетом ТТ. Достав планшет с документами, узнали имя летчика и адрес его родных. Оружие, деньги, документы и самолет предали в райвоенкомат. Для передачи родственникам оставили карманные часы и клочок фронтовой газеты за июль 1942 г. в котором была завернута прядь детских волос. Всё находилось в отличной сохранности.
После проведения военкоматом обязательных формальностей, майора Владимира Васильевича Папкова похоронили в центре села Варнавинского возле братской могилы. Вскоре приехал отец героя Василий Никитович Папков и перевез останки сына в Подмосковье в город Балашиху, где и поныне покоится его прах на кладбище микрорайона Салтыковка рядом с женой. 6 февраля 1953 г. Амурский областной военкомат на основании найденных документов исключил майора Папкова из списков пропавших без вести и постановил считать его погибшим 29 апреля 1943 г. в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Теперь семья могла рассчитывать на получение пенсии, но самое главное были уничтожены всякие домыслы о возможном предательстве и восстановлено честное имя.
В школе № 31 села Варнавинского поисковая работа ведется с 1967 года. В разные годы возглавляли отряд «Красные следопыты» пионервожатая Надежда Хвостикова, учителя Александра Сергеевна Перелехова и Сергей Иванович Мельниченко. Сегодня продолжает работу Рита Григорьевна Моисеева, которая установила связь с однополчанами В. В. Папкова, собрала ценные документы по истории 402 аиваполка.
Еще в советское время на месте гибели Папкова был установлен скромный обелиск с фотографией не очень хорошего качества.
.
Дочь героя Лариса Владимировна, впервые посетив место гибели отца, привезла с собой новую фотографию, а также те самые реликвии, обнаруженные с телом летчика – прядь ее детских волос с фрагментом фронтовой газеты и часы, на которых застыло время далекой весны 43-го года.
.
Источники:
Карта сайта Написать Администратору