Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Гаврилов Владимир Яковлевич

Выпускник 1936 года
Герой Советского Союза Дата указа: 01.05.1943 (медаль № 975)
 
16.04.1908 - 30.03.1992
.
Родился 16 апреля 1908 года в поселке Северный Рудник ныне в черте города Дзержинск Донецкой области Украины в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1929 года.
По окончании школы ФЗУ работал токарем.
.
В Красной Армии с 1928 года.
В 1931 году окончил военную оружейно-техническую школу, в октябре 1936 года — Борисоглебскую военно-авиационную школу летчиков. Накануне войны заочно окончил 2 курса Военно-воздушной инженерной академии.
.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
.
Первый командир 804-го бомбардировочного авиационного полка (293-я бомбардировочная авиационная дивизия, 1-й бомбардировочный авиационный корпус, 3-я воздушная армия, Калининский фронт). Майор Владимир Гаврилов с середины ноября 1942 года по февраль 1943 года совершил 17 боевых вылетов, неоднократно лично водил летчиков на боевые задания.
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, майору Владимиру Яковлевичу Гаврилову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 975).
.
После войны отважный летчик окончил Военную академию Генштаба.
Командовал авиационным соединением.
Работал преподавателем Военно-политической академии имени В. И. Ленина.
Полковник в отставке В. Я. Гаврилов жил в городе-герое Москве, где и скончался 30 марта 1992 года. Похоронен в Москве, на Головинском кладбище.
.
Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 3-й степени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.
.
Источники:
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=3365
http://www.rulex.ru/rpg/persons/201/201616.htm
***
Дополнительную информацию о Гаврилове В.Я. предоставил техник лаборатории технических средств обучения Тульского артиллерийского инженерного института Кучинский Юрий Николаевич. Он также прислал все фотографии, которыми иллюстрирована настоящая страница.
.
Герой Советского Союза Владимир Яковлевич Гаврилов - выпускник Тульской оружейно-технической школы имени Тульского пролетариата (ТОТШ, так назывался наш институт в 30-ые годы прошлого столетия) 1931 года. Он окончил ТОТШ с отличием и год преподавал в ней теорию стрелкового оружия.
Слева направо: Бондаренко, Гаврилов В.Я., Метёлкин, Барабанов.
Кучинский Ю.Н.: Это выпускная фотография Гаврилова. Он очень узнаваем. В кожанке. В то время кожанки носили, в основном, лётчики. И, вероятно, Владимир уже тогда знал, кем он станет в будущем. На всякий случай указываю фамилии других выпускников, изображённых на фото. Проверьте: может быть кто-то из них тоже поступал с Гавриловым в Борисоглебское училище лётчиков.
.
Краткая информация о Тульском артиллерийском инженерном институте (ТАИИ).
.
ТАИИ восемь раз менял своё название. Его основное предназначение - подготовка технических кадров для русской, советской, российской армий в области ракетно-артиллерийского вооружения..
.
Основан Указом государя-императора Александра II 15 июля 1869 года в Туле и назывался тогда Тульской оружейной школой (ТОШ). Технический вуз. Готовили оружейных мастеров для русской армии.
.
Самый выдающийся наш выпускник Иринарх Андреевич Комарицкий. Выдающийся конструктор стрелкового оружия, выпускник  ТОШ 1913 года. Изобретатель АВИАЦИОННОГО скорострельного пулемёта системы Шпитального-Комарицкого образца 1932 года  ШКАС. Что такое ШКАС лётчики знают. Устанавливался на все типы и виды советских самолётов. Самый массовый пулемёт в те годы, самый скорострельный.
Для сравнения: ШКАС - 1800 в/мин, MG-15 (Германия) - 1200, Кольт-Браунинг (США) - 1100. Некоторые умники из Википедии называют его капризным. Чушь и глупость. Самый надёжный пулемёт всех времён и народов. Более того, ШКАС уже в те годы стал образцом-аналогом для разработки последующих авиационных пулемётов, пушек и бикалиберных авиационных систем.
Кроме того, Комарицкий усовершенствовал крепление штыка к винтовке Мосина. И разработал дисковый магазин к ППШ и ППД.
.
Наиболее выдающийся период нашей истории - это участие батальона курсантов в боях за город Мценск в октябре 1941 года. Тульских курсантов не постигла суровая участь подольских и московских курсантов под Малоярославцем и Можайском соответственно. Но тульские курсанты выполнили и боевую задачу, и свой воинский долг.
.
В послевоенные годы училище продолжало подготовку не только инженерных, но и командных кадров. Готовили командиров ракетных комплексов.
.
В числе наших выпускников 2 Героя Советского Союза, 2 Героя Российской Федерации.
Один из Героев России Александр Рязанцев в составе легендарной 6 роты 104 гвардейского парашютно-десантного полка 29 февраля 2000 года принял бой у чеченского селения Улус-Керт против 1500 бандитов. В ходе боя, лишившись обеих ног, продолжал корректировку огня  артиллерийской батареи. А после гибели командира батальона Марка Евтюхина вызвал огонь на себя. Звания Героя России удостоен посмертно.
.
В 2010 году Тульский артиллерийский инженерный институт был закрыт...
Сайт ТАИИ: http://www.taii.ru/artuxa/
По этим ссылкам можно посмотреть видеосюжеты об истории ТАИИ:
.
Проработав год в ТОТШ, Гаврилов В.Я. в 1932 году поступает в Борисоглебскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1935 году.
.
Приведённые ниже фотографии сделаны с реальных газет. Эти газеты висели в Музее боевой славы нашего института под стеклом и сохранили свой вид почти идеально.
Первая - вырезка из газеты "За Советскую Родину" датирована 23 февраля 1943 года, вторая - из газеты "Ленинец" от 22 февраля 1961 года. И в нынешние дни описанные в них подвиги Гаврилова Владимира Яковлевича не могут оставить нас равнодушными:
 
***
История полка, которым командовал Гаврилов В.Я.
.
727 (44*) Гвардейский Черкасский ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени бомбардировочный авиационный полк.
Полк имеет славное героическое прошлое.
Он был сформирован 25 сентября 1941 года в Липецком авиационном учебном центре на базе летно-технического состава 52 скоростного бомбардировочного полка, базировавшегося на аэродроме Овруч и понесшего большие потери в первые дни войны.
Согласно приказа Верховного Главнокомандующего присвоено наименование: "804 бомбардировочный авиационный полк". Формирование полка было поручено капитану Гаврилову В. Я.
С целью переучивания на самолет Пе-2 полк 24.06.1942 года был введен в состав 23-й запасной БАД, 7-й запасной авиационной бригады Забайкальского Военного Округа (аэродром Белая).
После окончания переучивания летного и технического состава полк в полном составе (две авиационной эскадрильи) был перебазирован с аэродрома Белая на аэродром Тушино, и 14.09.1942 года вошел в состав (20 самолетов Пе-2) 293 БАД 1-го бомбардировочного авиационного корпуса резерва ГК.
Свои первые боевые вылеты в составе 14 экипажей пикирующих бомбардировщиков были выполнены под командованием командира полка майора Гаврилова В. Я.
С 23 ноября 1942 года полк выполнял полёты на Калининском фронте с полевого аэродрома Будово. Уже в первый день боевой работы был уничтожен штаб Велико-Лукской группировки противника, склады ГСМ армейского значения, и две батареи тяжелой артиллерии в окрестностях города Великие Луки.
Начались боевые будни полка… Полк принимал участие в прорыве блокады Ленинграда, разгроме врага под Великими Луками, "Демьяновском" плацдарме, под Старою Руссой, в Курской битве, освобождении Украины, Польши, Чехословакии, в Берлинской операции.
Полк входил в состав корпуса, которым командовал прославленный лётчик дважды Герой Советского Союза генерал-майор Полбин И. С. Приказом Главнокомандующего ВВС 30.07.1966 года дважды Герой Советского Союза генерал-майор Полбин Иван Семенович навечно зачислен в списки первой авиационной эскадрильи.
Полк дорого заплатил за Побед: шесть раз пополнялся лётным составом в годы войны. 90 летчиков, штурманов, стрелков-радистов погибли в боевых действиях. Из первоначального состава летных экипажей День Победы встретили только 13 человек.
За время Великой Отечественной войны полк выполнил 6800 боевых вылетов, сбросив на врага более 6000 тонн бомб.
Полком уничтожено и выведено из строя :
*"живой силы" противника - около 30 тысяч человек.
**танков - 350 единиц.
***автомашин - больше 1000.
*****12 паровозов и более 800 вагонов, 1 бронепоезд.
******10 железнодорожных мостов.
*******уничтожено на аэродромах и сбито в воздушных боях 100 самолетов.
Родина высоко оценила своих защитников. За время войны высокими государственными наградами отмечены 389 лиц лётного и технического состава.
Командиру полка майору Гаврилову В. Я., командирам звеньев старшим лейтенантам Данилову А. В. и Тагильцеву В. М. присвоено высокое звание "Герой Советского Союза."
14 декабря 1943 года за отличные боевые действия в операции по разгрому противника и освобождение города Черкассы приказом Верховного ГК полку присвоено почетное наименование "Черкасский."
За проявленное мужество, героизм и стойкость при проведении операции по расширению плацдарма на реке Днепр, уничтожению танковых группировок и железнодорожных эшелонов с живой силой и техникой в районе города Кировоград приказом НКО СССР № 017 от 5 февраля 1944 года полку вручено Гвардейское Красное знамя.
За большой вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков 26 апреля 1945 года полк награжден орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени.
После окончания войны полк в составе 8–й Гвардейской БАД 6-го бомбардировочного АвК перебазировался с территории Германии в Австрию, и вошел в состав ЦГВ.
На базе 804 Гв. БАП в июле 1946 года был сформирован 161-й Гв. БАП, и доукомплектован 4-й АЭ - личным составом расформированного 1-го штурмового АвК, а материальная часть доукомплектована самолетами 4 АвК.
10 апреля 1949 года 161 Гв. БАП был переименован в 727 Гв. БАП.
С 1953 года полк перешел на 3-х эскадрильский состав, и в период с 20.4 по 20.5.1953 года в составе 28 экипажей переучился на самолет "Ил-28", и приступил к выполнению плана БП на новом типе самолета.
В период 1953 по 1956 годы полк базировался на аэродроме Тёкель (Венгрия), а с ноября 1956 по июль 1960 года - на аэродроме Кунмадараш.
Далее полк был перебазирован на аэродром Дебрецен, где и находился до июля 1987 года.
В ноябре 1975 года полк принял на вооружение самолет Як-28, а еще через пять лет (1980), командованию полка была поставлена задача - пройти теоретическое и практическое переучивание на самолет Су-24.
Все это время полк организационно входил в состав 24 ВА ВГК (Винница) и 32 БАД (Старо-Константинов), а с 1992 года вошёл в состав 5-й ВА (Одесса).
В период с апреля 1998 года по ноябрь 2000 года полк входил в состав 13-й Гв. ТБАД (Полтава).
Воины-гвардейцы достойно продолжали славные традиции своих отцов и дедов.. На протяжении многих лет полк занимал одно из первых мест среди частей ВВС. Учения "Щит-84", "Гранит-85", освоение новой модификации самолета – Су-24М, выполняющего дозаправку топливом в воздухе… это далеко не полный перечень тех задач, которые решал личный состав 727 Гвардейского полка в те
годы.
В июле 1987 года полк был в полном составе был выведен из Венгрии, и перебазирован аэродром Канатово (город Кировоград, Украина). Этот аэродром стал последним местом дислокации полка - 30.10.2004 полк был расформирован 
Несмотря на тяжелое положение ВВС (после 1991 года), неоднократную ротацию лётного состава, 727 Гв. БАП до конца решал ответственные задачи с высоким качеством, оставаясь наиболее боеспособным авиационным полком в Украине.
В период с 1992 года до момента расформирования полка ежегодно личный состав принимал участие во всех ЛТУ ВВС, и все задания выполнял с отличным качеством, на практике демонстрируя боевые возможности ФБА. А основа высокого профессионализма летного состава из поколения в поколение передавалась от ветеранов полка - лётчиков "старой советской школы".
"Млечный путь", "Чистое небо", "Козацкая степь","Осень" "Си Бриз", участие в воздушных парадах над Киевом - это далеко не полный перечень тех мероприятий, в которых уже в составе Вооруженных Сил Украины, и всегда личный состав полка занимал одно из ведущих мест, а лётный состав всегда демонстрировал высокий уровень воздушной выучки и профессионального мастерства.
В соответсвии с планом сокращения Вооружённых Сил полк был расформирован 30 октября 2004 года…
.
Командовали полком с 1941 по 2004 год:
1941-1943 гг.  - капитан Гаврилов В. Я.
1943-1944 гг.  - майор Данилов П. Г.
1944-1947 гг.  - гв. майор Семенов А. М.
1947-1948 гг.  - гв. п/п-к Лисов М. Л.
1948-1949 гг.  - гв. майор Стратулатов Н. Г.
1949-1950 гг.  - гв. п/п-к Николаев П. В.
1950-1951 гг.  - гв. майор Шепелев Н. К.
1951-1953 гг.  - гв. п/п-к Боробико Е. К.
1953-1956 гг.  - гв. п/п-к Крылов М. М.
1956-1959 гг.  - гв. п/п-к Мечетов С. А.
1959-1963 гг.  - гв. п/п-к Шутов Н. В.
1963-1967 гг.  - гв. п/п-к Слинько И. А.
1967-1970 гг.  - гв. п-к Молоканов В. И.
1970-1973 гг.  - гв. п-к Ребров И. В.
1973-1976 гг.  - гв. п-к Степанов В. А.
1976-1978 гг.  - гв. п-к Баганов Ю. Б.
1978-1981 гг.  - гв. п-к Орлов В. Я.
1981-1983 гг.  - гв. п-к Постоев А. И.
1983-1984 гг.  - гв. п-к Лазебный В. Н.
1984-1988 гг.  - гв. п-к Корчагин Г. М.
1988-1994 гг.  - гв. п-к Нидзий Н. А.
1994-1995 гг.  - гв. п/п-к Ушаков Ю. Н.
1995-1996 гг.  - гв. п-к Веселый В. В.
1996-2001 гг.  - гв. п-к Сытник Ю. Б.
2001-2004 гг.  - гв. п-к Жибров А. В.
.
РS.
1. Украинское наименование полка с 1997 года  - 44-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк 
2. После расформирования документы полка сданы в архив МО Украины, г. Киев.
.
Историю полка поведал гв. полковник запаса Жибров Александр Владимирович, г. Кировоград http://shilling2006.narod.ru/  
Карта сайта Написать Администратору