Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Клещёв Иван Иванович

Выпускник 1937 года
Герой Советского Союза Дата указа: 05.05.1942 (медаль № 569)
.

.
Клещёв Иван Иванович родился 26 декабря 1918 года в селе Курячовка Курячовской волости Старобельского уезда Харьковской губернии (ныне Марковского района Луганской области Украины). По национальности украинец.
В 1932 году окончил 6 классов школы в родном селе, в 1933 году – 1 курс Луганского педагогического техникума.
В 1933-1934 годах работал слесарем на Луганском паровозостроительном заводе, в 1934-1935 – арматурщиком на Новочеркасском паровозостроительном заводе.
В октябре-декабре 1935 года обучался в Ростовском физкультурном техникуме. В 1935-1936 годах работал арматурщиком на Ростовском рыбзаводе.
В 1936 году окончил Ростовский аэроклуб.
.
В Красной Армии с апреля 1937 года. В ноябре 1937 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком в истребительных авиаполках (в Белорусском и Забайкальском военных округах).
.
Участник боёв на реке Халхин-Гол: в июле-августе 1939 – командир звена 56-го истребительного авиационного полка. Выполнил 70 боевых вылетов на истребителе И-16, участвовал в 12 воздушных боях, лично сбил 1 самолёт (по другим данным – лично 4 и в составе группы 2 самолёта) противника.
12 августа 1939 года во время лобовой атаки столкнулся с истребителем противника и сбил его. При этом на высоте 1.000 метров был выброшен из своего разрушившегося самолёта, получив переломы левой ноги и правой руки, а также травму головы. Парашют раскрылся от удара. На земле был подобран бойцами 9-й мотоброневой бригады и отправлен в госпиталь.
После выздоровления продолжал службу в ВВС командиром звена и помощником командира авиаэскадрильи истребительного авиаполка (в Среднеазиатском военном округе).
В июне 1941 года окончил Липецкие курсы усовершенствования командного состава ВВС. Продолжал службу в ВВС заместителем командира авиаэскадрильи истребительного авиаполка (в Ленинградском военном округе).
.
Участник Великой Отечественной войны: в июне-сентябре 1941 – заместитель командира авиаэскадрильи 199-го истребительного авиационного полка (Северный фронт и ПВО Ярославля). На истребителях И-153 и МиГ-3 осуществлял воздушное прикрытие Ленинграда, Ярославля и Рыбинска. В октябре 1941–мае 1942 – командир авиаэскадрильи 521-го истребительного авиационного полка (Калининский фронт). На истребителях ЛаГГ-3 и Як-1 участвовал в Московской битве и Ржевско-Вяземской операции.
За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1942 года майору Клещёву Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
.
.
В мае-сентябре 1942 – командир 434-го истребительного авиационного полка (Юго-Западный и Сталинградский фронты). На истребителях Як-1 и Як-7Б участвовал в оборонительных боях на купянском направлении и Сталинградской битве. 19 сентября 1942 года был сбит в воздушном бою и покинул горящий самолёт с парашютом. Получил тяжёлые ожоги и до начала ноября 1942 года находился на излечении в московском госпитале.
В ноябре 1942 – лётчик-инспектор отдела истребительной авиации Инспекции ВВС Красной Армии. 22 ноября 1942 года назначен заместителем командира 269-й истребительной авиационной дивизии, находившейся в Резерве Верховного Главнокомандования.
Всего за время войны выполнил 510 боевых вылетов (76 – на И-153, 8 – на МиГ-3, 300 – на Як-1, 120 – на ЛаГГ-3 и 6 –на Як-7Б), в воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 10 (по другим данным – лично 16 и в составе группы 15) самолётов противника.
.
Погиб 31 декабря 1942 года на аэродроме Рассказово в авиакатастрофе на истребителе Як-9 при перелёте из Саратова в Москву. Похоронен в городе Рассказово Тамбовской области.
.
.
Майор (1941). Награждён орденом Ленина (5.05.1942), двумя орденами Красного Знамени (17.11.1939; 18.12.1941), орденом Отечественной войны II степени (17.10.1942).
Именем Героя названы улицы в городах Новочеркасск (Ростовская область) и Рассказово (Тамбовская область).
***
.
Известный авиаконструктор А.С. Яковлев в своей книге «Цель жизни» писал: «Я знаю много асов: Покрышкина, Кожедуба, Клещёва...» Наверное, не случайно конструктор истребителей Як поставил Ивана Клещева в один ряд с самыми знаменитыми советскими асами.
.
Иван Клещёв родился 26 января 1918 года в селе Курячовка Марковского района Луганской области в шахтёрской семье. После окончания средней школы работал на заводе, учился в педагогическом техникуме. В Красной Армии с 1937 года. Окончил Ворошиловоградскую авиационную школу лётчиков-истребителей (ошибка - окончил Борисоглебскую ВШЛ). Участник боев в районе озера Хасан в 1938 году. В конце июня 1939 года командир звена старший лейтенант Клещёв прибыл на Халкин-Гол и воевал в составе 56-го истребительного авиационного полка, в воздушных боях лично сбил один самолёт противника.
.
На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Сначала воевал на И-16 в составе 199 иап. Затем с октября 1941 года по апрель 1942 года командир эскадрильи 521 иап капитан Клещёв воевал на Калининском фронте. Трезвый расчёт и высокое лётное мастерство позволяли Ивану Клещёву одерживать убедительные победы в воздушных боях. Так, например, 10 февраля 1942 года восьмёрка истребителей, ведомая Клещёвым, встретилась с тридцатью самолётами противника. Итог воздушного боя: 4 сбитых самолёта противника, наша группа потерь не имела.
.
Вспоминал бывший техник звена 521 иап ныне подполковник запаса Степан Петрович Ивлев: «...Иван Клещёв одерживал одну за другой яркие победы в самых жарких воздушных схватках, используя при этом многообразие тактических приемов и редкостное мастерство. Отличался он и веселым, общительным характером.
Однажды он получил приказ провести разведку войск противника в районе Ржева. Капитан Клещёв в паре с ведомым младшим лейтенантом Карначенком вылетел на задание, благополучно произвёл фотосъёмку и взял курс на свой аэродром. Вскоре они увидели группу пикировщиков Ю-87, бомбивших наши войска. И хотя разведчикам не разрешалось вступать в воздушные бои, Клещёв не смог удержаться. Облака помогли ему выполнить атаку и короткой очередью сбить один «юнкерс». В это время его ведомый открыл огонь по второму. Но длинные очереди лётчика Карначенка не достигали цели. Ведущий пары внимательно наблюдал за действиями своего ведомого, а затем, чуть довернув самолёт, расстрелял и этот «юнкерс». Огонь наших истребителей вызвал смятение в строю противника. Атака бомбардировщиков была сорвана. Сочтя благоразумным в повторные атаки не ввязываться, Клещёв и Карначенок благополучно вернулись на свой аэродром. Второй сбитый в этом бою «юнкерс» Клещёв записал на счёт своего ведомого, объяснив Николаю Карначенку: «Ты ведь стрелял по нему, значит, так или иначе повредил, а мне осталось лишь поставить точку!»
.
В полку все знали эту «слабость» Ивана Клещева помогать молодым летчикам, что, как он считал, побуждало их к победам. При этом он обычно говорил: «А, пустяки! Какая разница, на кого записать? Важно, что еще одним стервятником стало меньше!»
.
Иван Клещёв творчески развивал тактику воздушного боя, активно применял новые приёмы. «В нашем полку, – вспоминал А.Я. Баклан, – первым начал вести бой на вертикалях командир эскадрильи капитан Клещёв. Его примеру последовали Бабков, Алкидов, Карначенок. Постепенно создалась своеобразная группа пилотов-новаторов».
.
К середине марта 1942 года майор Клещёв выполнил 220 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы – 13 самолётов противника. 5 мая 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагом, Ивану Ивановичу Клещёву было присвоено звание Героя Советского Союза.
.
Клещёв Иван Иванович
.
В мае 1942 года майор Клещёв был назначен командиром особого 434-го истребительного авиационного полка. После укомплектования, переучивания на истребитель Як-1 и напряжённой боевой подготовки полк вылетел на фронт. С 13 июня по 6 июля 1942 года лётчики 434 иап вели напряжённые воздушные бои на Юго-Западном фронте. Командир полка лично водил в бой свой полк и подавал пример высокой воздушной выучки. За три недели боёв майор Клещёв выполнил 32 боевых вылета и лично сбил 3 самолёта противника.
.
С 15 июля по 3 августа полк после пополнения личным составом и техникой на самолётах Як-7б принимал участие в боевых действиях под Сталинградом. Основной «работой» полка стало прикрытие Пе-2 150-го бомбардировочного авиационного полка подполковника И.С. Полбина, а также переправ через Дон в районе Калача. Как и на Юго-Западном фронте майор Клещёв многократно водил в бой своих лётчиков и менее чем за три недели боёв лично сбил 4 самолёта противника.
.
После очередного пополнения личным составом и боевой техникой с 14 сентября по 3 октября 1942 года 434 иап вновь воевал под Сталинградом. Первый боевой вылет полк выполнил 14 сентября, во время которого его командир майор Клещёв сбил в Ме-109. 19 сентября в воздушном бою он сбил два истребителя противника, доведя общее число побед в сентябрьских боях до пяти. Но в этом бою его самолёт был подбит и загорелся. Раненый лётчик выпрыгнул с парашютом. «При этом у него оторвалась золотая звезда Героя. – вспоминал участник того боя Герой Советского Союза заслуженный лётчик-испытатель СССР Степан Анастасович Микоян. – Сильно обгоревшего, его отправили в госпиталь. Василий Сталин прислал самолёт Клещёва отвезли в Москву в Кремлёвскую больницу. После его выздоровления Калинин в Кремле вручил ему новую золотую звезду взамен утерянной. Наверное, это был единственный подобный случай».
.
В командование 434-м авиаполком вступил майор А.Ф. Семёнов. Александр Федорович вспоминал: «Заменить такого командира как Иван Клещёв было непросто. У всего личного состава полка он пользовался безграничным авторитетом. У него были свои устоявшиеся взгляды на нормы поведения авиационного командира. Коротко их можно сформулировать так: пока ты сам летаешь – ты не только командир, но и воздушный боец, а прекратишь полёты и личное участие в воздушных боях – сразу утратишь моральное право называться лётчиком и перестанешь быть настоящим авиационным командиром. В своей командирской деятельности И.И. Клещёв неизменно проявлял новаторство, инициативу, особенно в области управления истребителями и совершенствовании приёмов борьбы с вражеской авиацией. Одним из первых он наладил надежную связь между самолётами и землёй. Ему же в первую очередь принадлежит инициатива эшелонирования боевых порядков истребителей по высоте и налаживания взаимодействия лётчиков в паре» .
.
Высокую оценку  Ивану Клещёву дал в своих воспоминаниях маршал авиации С.И. Руденко, в то время командующий 16-й воздушной армией: «Особенно выделялись высокой выучкой, дерзостью и храбростью лётчики 434-го истребительного авиационного полка под командованием майора И.И. Клещёва. Командир полка майор Клещёв был мастером огня и маневра, умело руководил подчинёнными в бою».
.
Ожоги, полученные Иваном Клещёвым в бою 19 сентября 1942 года, оказались серьёзными и потребовали длительного лечения. После выписки из госпиталя Герой Советского Союза майор Клещёв продолжил службу в Инспекции ВВС. Инспекторы-лётчики большую часть своего времени проводили в строевых частях, помогая фронтовым лётчикам повысить боевую квалификацию. Служебные дела в конце декабря 1942 года привели Ивана Клещёва на аэродром Рассказово, где базировался 6-й запасной авиационный полк. 31 декабря 1942 года опытный воздушный боец Иван Иванович Клещёв погиб в авиационной катастрофе. Обстоятельства гибели выдающегося лётчика-истребителя долгое время были доподлинно неизвестны. Пропаганда не могла допустить смерть боевого лётчика не в бою. Официально сообщалось, что Герой Советского Союза майор Клещёв был сбит зенитной артиллерией противника. В других источниках говорилось, что он погиб в авиакатастрофе на транспортном самолёте. Такая информация встречается и поныне в некоторых изданиях.
.
Рассказывает С.А. Микоян: «В конце декабря Клещёв полетел на Як-9 в командировку на аэродром Рассказово. Ещё за день до того, как надо было возвращаться в Москву, начался и не прекращался обложной снегопад. Лететь было нельзя. Но 31 декабря он не выдержал и всё-таки полетел. Пройдя немного по маршруту, видимо, понял, что пройти в район Москвы не сможет, и вернулся. Стал планировать на посадку на свой аэродром, но из-за падающего снега и белой поверхности поля не смог определить высоту в самый критический момент посадки, когда нужно вывести самолёт из планирования. Самолёт ударился в землю и разрушился. Многие потом говорили, что, мол, погиб он из-за Зои Фёдоровой (известная в то время киноактриса) – спешил к ней на встречу Нового года. По-моему, его желание возвратиться домой к Новому году вполне понятно, независимо от того, кто его ждал. Я слышал потом, что были предложения переименовать Рассказово, где его похоронили, в Клещёво, но этого не произошло. К сожалению, ему не присвоили и звания дважды Героя, хотя после Сталинграда на его счету было уже 24 сбитых лично самолёта и 32 в группе. Я думаю, что если бы он не погиб так нелепо, то превзошёл бы и Покрышкина и Кожедуба».
.
К моменту своей гибели Иван Иванович Клещёв выполнил около 380 боевых вылетов и провёл около 50 воздушных боёв. В литературе число побед И.И. Клещёва разнится и приводятся данные от 35 до 54 самолётов противника! Наиболее достоверной представляется цифра, приведённая Михаилом Быковым, – 16 самолётов лично и 15 – в группе.
.
Герой Советского Союза Иван Иванович Клещёв похоронен в городе Рассказово Тамбовской области.
.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды) и Отечественной войны I степени, медалями.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Уточнения и дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору