Свистунов Анатолий Иванович
Выпускник 1941 года
Герой Советского Союза
Родился 1 февраля 1920 года в селе Плахино ныне Захаровского района Рязанской области в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы.
В 1938 году получил специальность токаря, окончив школу ФЗУ, ныне ГПТУ № 3 города Москвы. Работал токарем на заводе имени Лихачёва.
С декабря 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.
С мая 1942 года сержант А. И. Свистунов в действующей армии. В составе 508-го ИАП (213-го Гвардейского ИАП) сражался на Воронежском, 2-м и 1-м Украинском фронтах.
К 1 мая 1945 года - командир эскадрильи 213-го Гвардейского истребительного авиационного полка (22-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии капитан А. И. Свистунов совершил 274 боевых вылета, в 65 воздушных боях сбил лично 14 и в группе 21 самолёт противника.
27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. 26 апреля 1946 года погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в городе Вене (Австрия).
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.
* * *
Свою боевую деятельность Анатолий Свистунов начал летом 1942 года на Воронежском фронте. Там он совершил 85 боевых вылетов, участвовал в 20 воздушных боях, в которых уничтожил 1 вражеский самолёт, около 300 солдат и офицеров противника. За проявленное при этом мужество 8 марта 1943 года лётчик был награждён орденом Красной Звезды.
Храбро сражался он и в крупных сражениях летом 1943 года на Белгородском направлении: 48 раз вылетал на боевые задания, выполняя их с присущей ему доблестью. 22 вражеских самолёта врезались в землю от метких ударов Свистунова и пилотов его эскадрильи, 6 из них - на личном счету Анатолия. Храбрость и мужество лётчика были отмечены орденом Красного Знамени (Указ от 11 августа 1943 года).
Не имея в начале войны боевого опыта, он быстро освоил тактику ведения воздушного боя и к концу войны стал одним из опытнейших воздушных бойцов не только в своём 213-м гвардейском авиационном полку, но и в 22-й гвардейской авиационной дивизии. "Лётчики в бой с гвардии капитаном Свистуновым идут смело" - писал в наградном листе командир полка.
Лётное мастерство, настойчивость в достижении победы над врагом отличали Свистунова, и эти качества служили примером для всех пилотов его эскадрильи.
31 мая 1944 года, прикрывая наши войска на Ясско-Кишинёвском направлении, Свистунов и его группа встретилась с 15 вражескими самолётами, шедшими на штурмовку наших наземных войск. Несмотря на численное превосходство врага, Свистунов ступил в бой. Умелыми маневрами группа отважного командира рассеяла немецкие самолёты и не дала им возможности провести прицельное бомбометание. В этом бою Анатолий сбил один вражеский бомбардировщик.
Обладая высоким мастерством ведения воздушного боя гвардии капитан А. И. Свистунов в течение двухдневных боёв под Яссами и Кишинёвом сбил 3 вражеские машины. Его первая эскадрилья не потеряла ни одного самолёта. За боевые заслуги награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
Командуя эскадрильей, Свистунов умело и настойчиво передавал опыт своей боевой работы молодым лётчикам. Он вырастил десятки отличных воздушных бойцов, которые вскоре, как и их командир, стали настоящими асами.
Всего за период с 1 мая 1942 года по 1 мая 1945 года Анатолий Иванович Свистунов произвёл 274 боевых вылета, из них: на прикрытие наших наземных войск - 155, на штурмовку войск противника - 25, на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков - 28, на разведку - 25, на отражение налётов и перехват вражеских самолётов - 38, остальные - на "свободную охоту". Он провёл 65 воздушных боёв, в которых лично сбил 14 самолётов, в паре - 3 и в составе группы - 18.
За отличное выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу гвардии капитану А. И. Свистунову вскоре после окончания войны было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Участник Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве.
26 апреля 1946 года погиб в авиационной катастрофе, во время проведения лётно-тактических учений. Похоронен на Центральном кладбище Вены (Австрия).
Список всех известных побед Гвардии капитана А. И. Свистунова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )
№
п / п |
Д а т а |
Сбитые
самолёты |
Место воздушного боя
( одержанной победы ) |
Свои
самолёты |
1 |
11.08.1942 г. |
1 Ме-109 ( в группе - 1 / 7 ) |
Семилукские Выселки |
ЛаГГ-3, Як-7,
"Аэрокобра".
|
2 |
1 Ме-109 ( в группе - 1 / 7 ) |
Костенки |
3 |
22.05.1943 г. |
1 Ju-88 |
аэродром Грязное |
4 |
03.06.1943 г. |
1 Ме-109 |
Томаровка |
5 |
05.07.1943 г. |
1 Ju-88 |
Бутово |
6 |
06.07.1943 г. |
1 Ju-87 |
Яковлево - Лучки |
7 |
1 Ме-109 |
Яковлево - Лучки |
8 |
07.07.1943 г. |
6 Ju-87 ( в группе - 6 / 12 ) |
Беленихино - Верхопенье |
9 |
2 Ме-109 ( в группе - 2 / 12 ) |
Беленихино - Верхопенье |
10 |
08.07.1943 г. |
1 Ме-109 |
Сухо-Солотино |
11 |
5 Ju-87 ( в группе - 5 / 8 ) |
Сухо-Солотино - Грязное |
12 |
2 Не-111 ( в группе - 2 / 6 ) |
Покровка |
13 |
22.10.1943 г. |
2 Не-111 ( в группе - 2 / 9 ) |
Лиховка |
14 |
25.10.1943 г. |
1 Ju-88 ( в паре - 1 / 2 ) |
р-н Кировограда |
15 |
15.12.1943 г. |
1 Ме-109 |
р-н Кировограда |
16 |
25.04.1944 г. |
1 Ju-87 |
Балабанешти |
17 |
03.05.1944 г. |
1 Ме-109 |
Бутя |
18 |
05.05.1944 г. |
1 Hs-123 |
р-н г. Яссы |
19 |
08.05.1944 г. |
1 Hе-111 ( в паре - 1 / 2 ) |
сев. Быковец |
20 |
30.05.1944 г. |
1 Hе-111 |
юж. Яссы |
21 |
1 FW-190 |
Кырпиций |
22 |
31.05.1944 г. |
1 Не-111 |
Яссы |
Всего сбитых самолётов - 14 + 21 [ 13 + 21 ]; боевых вылетов - около 280.
|
*****
Герой Советского Союза Анатолий Свистунов (выпускник 1941 г.)
Родился 1 февраля 1920 г. в Плахино Рязанской обл.
В армию призван в 1940 г., через год окончил Борисоглебскую ВШЛ.
В мае 1942 г. получил назначение на Воронежский фронт, где к марту 1943 г. выполнил 85 боевых вылетов, участвовал в 20 боях с самолетами противника и одержал первую победу.
Летом участвовал в Курском сражении, за время которой совершил 48 боевых вылетов и сбил 6 самолетов.
Позднее воевал на 2-м Украинском фронте, участвовал в Яссо-Кишиневской операции и одержал еще три победы.
Заканчивал войну в Германии, на 1-м Украинском фронте, был капитаном и командиром эскадрильи 213-го ГвИАП (ранее - 508-й ИАП). К этому времени имел на своем счету 274 вылета, участвовал в 68 боях и одержал 35 побед (21 - в группе).
Когда наступил мир, остался в ВВС.
26 апреля 1946 г. погиб в авиакатастрофе. Похоронен в Вене.
Награды: ГСС (27 июня 1945 г.); ОЛ; ОКЗн, дважды; ООВ 1-й степени; ОКЗв.
.
Информация предоставлена Михайловым Д. В., выпускником БВВАУЛ 1989 г.
|