Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Ковтун Каpп Иванович

Герой Советского Союза
Дата указа: 31.12.1936

15.05.1908 - 13.11.1936

Родился 15 мая 1908 года в поселке Шаpко-Бакумовка, ныне Панинского района Воpонежской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 4 класса.
Работал по найму, был членом и председателем сельсовета.

В Красной Аpмии с 1930 года. Член ВКП(б) с 1931 года. Окончил Воpошиловгpадскую военную школу пилотов в 1933 году и курсы командиров звеньев в 1934 году.

Участник национально-революционной войны в Испании 1936-39 годов. Лейтенант К. И. Ковтун, командуя отрядом истребителей на Центpальном фронте, прикрывал Мадpид от налётов авиации противника. В ожесточенных боях сбил пять самолётов. Погиб 13 ноября 1936 года при отражении налёта на Мадрид большой группы Ju-52, сопровождаемых истребителями. Похоронен в 12 километрах от Мадрида, на сельском кладбище. На надгробной плите указан его псевдоним "Ян".

Звание Героя Советского Союза лейтенанту Ковтуну Каpпу Ивановичу присвоено посмертно 31 декабря 1936 года.

Награждён орденом Ленина.
*****
13 ноября 1936 года два истребителя И-15 - "курносые", так любя называли их испанцы, один из которых пилотировал Костя Ковтун (так звали его друзья), проводили воздушную разведку в окрестностях Мадрида. Неожиданно их атаковала группа "Хейнкелей". Завязался явно неравный воздушный бой. В горячке боя летчик Ковтун не сразу заметил, что остался один, ведомый покинул поле брани, оправдываясь тем, что "полетел за помощью".

Мог ли фанерный истребитель долго противостоять десятке современных машин? Ответ напрашивается сам собой - долго не мог.... Но, тем не менее, изрешеченный пулями "курносый" записал на свой боевой счет еще одну - пятую в той войне победу.... Раненый летчик выкинулся из пылающей машины, однако управлять парашютом уже не мог. Сильный ветер сносил его на вражеские позиции. Наземные части республиканцев видевшие все перипетии воздушного боя, попытались отбить раненого пилота. Попытка ничем не закончилась...

Утром 15 ноября, на аэродроме Алькала де Энарес была объявлена боевая тревога. На небольшой высоте не спеша пролетел бомбардировщик с опознавательными знаками мятежников. И в небе расцвел ярко белый парашют, который медленно приближался к земле. Когда советские летчики вскрыли ящик привязанный к стропам, то обнаружили в нем изрубленные на куски человеческие тела и залитую кровью записку "Подарок от генерал Франко".

Пилоты опознали останки. Это были их товарищи - лейтенант Костя Ковтун и Владимир Бочаров (который тоже был сбит, и попал в плен в тот же день 13 ноября). Похоронили Костю Ковтуна в 12 километрах от Мадрида, на сельском кладбище. На плите написали его псевдоним "Ян"

А далее началось самое позорное. Когда лейтенанту К. Ковтуну посмертно присвоили звание Героя Советского Союза и посмертно наградили орденом Ленина, то его жене порекомендовали.... помолчать, и не рассказывать где и при каких обстоятельствах погиб её муж... Время было такое - "неговорливое".

Со своей стороны официальные историки испанских событий слегка переписали прошедшие события. Вдруг оказалось, что на "место в ящике" претендуют едва ли не пять погибших в Испании советских добровольцев.

В конце концов, по чей то команде советская пресса остановилась на одном - Примо Джибелли - итальянец. - Появились и свидетели гибели отважного лейтенанта, которые взахлёб рассказывали в газетах и в книгах, что "летчик Ковтун не застегнул нагрудный замок лямок и попросту вывалился из парашюта и упал на мадридскую мостовую"...

После очередной такой публикации, в середине 60-х годов был проведён беспрецедентный и скандальный судебный процесс по статье "клевета", в результате которого было установлено, чьи же тела были в злосчастном ящике. Однако, до сих пор доминирует официальная версия смерти Кости Ковтуна...

Александр Штолько - внук К.И. Ковтуна

Источник: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=347
*****
Родился в поселке Шаpко-Бакумовка Панинского pайона Воронежской области, в семье крестьянина. Русский. Окончил 4 класса. Батрачил. Затем был председателем сельсовета.

В РККА с 1930 г. Член ВКП(б) с 1931 г. В 1933 г. окончил Луганскую военную школу летчиков им. Пролетариата Донбасса, а в 1934 г. - курсы командиров звеньев в Борисоглебске. Был командиром звена 109-й эскадрильи 36-й истребительной авиабригады.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 13.10.36 по 13.11.36 гг. Прибыл в Испанию на пароходе «Карл Лепин» в составе группы советских летчиков под командованием капитана Рычагова.

Командовал отрядом истребителей И-15 на Центральном фронте, прикрывал Мадрид от налетов авиации противника. В воздушных боях сбил 5 самолетов противника.

13.11.36 г. он погиб при отражении воздушного налета на Мадрид.

В этот день произошли самые ожесточенные бои в истории воздушной войны в Испании. Утром прокладывать дорогу своим войскам, ведущим бои в Мадриде, отправились 5 «юнкерсов» и 3 «ромео» под прикрытием 14 «фиатов». На перехват поднялись 16 И-15 во главе с Рычаговым… Советские летчики заявили о 6 сбитых истребителях, три из которых упали на республиканскую территорию… Противник заявил о победах над 6 «кертиссами». В действительности было сбито 2 И-15.

Вспоминает генерал-майор авиации Захаров: «У многих летчиков старшего поколения, которые учились летать без парашютов, выработался определенный стереотип: боязнь покинуть машину... Летчики… в любых обстоятельствах предпочитали самолет посадить, чем выброситься с парашютом. Тут, конечно, проявлялись и опыт, и разумный риск, и желание спасти самолет, но подсознательно действовал и этот самый стереотип: вне машины иной летчик чувствовал себя беспомощным. Даже в поврежденной машине ему находиться легче, безопаснее - так он считал... Некоторые с большим трудом привыкали к дополнительным ремням, лямкам - казалось, что ремни стесняют движения. Один из лучших летчиков эскадрильи Костя Ковтун надевал парашют, как он говорил, «для блезира»: карабин на груди не застегивал.

- Какой же смысл летать с парашютом и не застегивать карабин? - спросил я.

- Никакого - засмеялся Костя. Потом покосился по сторонам и доверительно сообщил: - И в парашюте никакого смысла. Учились без него, летали без него, и дальше так будем летать...

- Ну, а все-таки? - пристал я. - Все равно ты теперь обязан летать с парашютом. Так уж застегивай карабин!

- Пробовал, - отмахнулся Костя. – Сидишь, как связанный. Воздуха не хватает...

Костя был человек плотный, даже грузноватый - ему, может быть, лямки и в самом деле мешали, но главное, конечно, заключалось в другом. Надо было преодолеть себя, сбить, так сказать, динамический стереотип…

13 ноября над Мадридом была подожжена машина Кости Ковтуна. Вообще-то Ковтуна звали Карпом, но он не любил это имя, и, сколько я помню, товарищи всегда звали его Костей. Итак, при выходе из атаки на бомбардировщики наше звено было атаковано истребителями их прикрытия. Костина машина загорелась, и я перешел с места левого ведомого вправо, чтобы прикрыть его. Я видел, как целый и невредимый Костя вылез из кабины. Видел, как он прыгнул, открыл парашют. Видел, как его перевернуло вниз головой, и как он выскользнул из ножных лямок. Очевидно, летчик по привычке не застегнул на груди карабин. Пустой парашют ветер понес в сторону позиций мятежников. А живой еще Костя Ковтун падал на мадридскую мостовую. Я ходил за ним по спирали до самых крыш».

31.12.36 г. лейтенанту Ковтуну Карпу Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Похоронен в Испании на деревенском кладбище в 12 км от аэродрома Алькала-де-Энарес.
*****
Карта сайта Написать Администратору