Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Мушкарев Иван Иванович

Пенсионер собрал настоящий самолет
20.10.2004 Марина ЛЕВЧЕНКО
Ресурс: Чебоксарская Жизнь - запрещенная газета
Адрес:
http://kp.21dom.ru/article.php/258
.
Теперь бывший плотник из Козловского района Иван Мушкарев летает на нем над своей деревней Солдыбаево.
.
Родом из детства
По профессии Иван Иванович плотник, но в армии попал в Военно-воздушные силы, закончил авиаучилище имени Чкалова в Борисоглебске и, став авиамехаником, до конца службы проработал на Миг-15. Дослужился до старшего авиамеханика.
Потом вернулся домой, попытался устроиться в чебоксарском аэропорту механиком. Две недели проработал, но не было прописки, и пришлось уволиться. Поехал обратно домой, в деревню, где стал работать в колхозе разнорабочим и потихоньку лелеять мечту о собственном самолете.
С детства Ваня строил модели самолетов и запускал в воздух. Покупал в магазине авиамодельный набор - папиросную бумагу, рейки, резину, гвозди, шурупы, клей с инструкцией.
- Семь рублей стоил, до сих пор помню, - говорит Иван Иванович. - Сейчас такие уже не продают.
Тогда же выписал журнал «Крылья родины», изучал книгу «Самолеты строим сами» и начал собирать детали для самолета. Шасси, стойки, винт самолета сварил сам - они металлические. Корпус, фюзеляж, каркас крыла вырезал из дерева, а оперение еще и полотном пришлось обшить. Дело кропотливое, долгое.
Авиаконструктор - самоучка
Первый самолет получился двукрылый - биплан. Строил его Мушкарев пять лет.
- Когда я за него замуж вышла, он уже над своим первым самолетом корпел, - улыбается супруга Зоя Павловна. - Мы уж 44 года вместе.
Достроил, пришлось испытывать. Специалистов рядом никого, только на себя и надеялся, что все правильно сделал. Сначала испытатель высоко не поднимался, лишь подлеты делал - на 20 - 50 метров. По-настоящему летать начал зимой. Скорость у самолета - 75 километров в час.
- Не боялись, когда в первый раз в воздух поднялись, могли ведь упасть и разбиться? - спрашиваю летчика.
- Было тревожно, конечно, - признается Иван Иванович. Но надеялся на лучшее.
Зимой еще и на Волгу ездил. Там на льду разгоняться можно, сколько хочешь. Пробег-то немаленький нужен - 250 - 300 шагов. Дома, за огородами, такого простора нет. Тем более, в последнее время участки людям раздали: кто сено сеет, кто овес. Потопчешь - проблем не оберешься. Только зимой и раздолье. Вместо колес тогда крепятся к стойке шасси лыжи - специальные, широкие, длинные - и вперед!
.
От винта!
Сейчас биплан уже развалился, а Иван Иванович проводит испытание второго, однокрылого - «Штурман-2». Его он строил последние четыре года. Взял со старого самолета шасси, подмоторную рамку, хвостовое колесо, мотор «Днепр». У биплана крыло было низкое, летом за траву цеплялось. Один раз даже чуть не опрокинулся.
А еще у него есть учебный планер «Школьник». Весит всего 80 килограммов. Зимой крыло снимается, можно ездить, как на аэросанях. И бензина меньше тратится. Иван хочет научить летать и местную детвору.
На крыло для планера тратиться не пришлось. Взял с самолета и поставил. Оно у него взаимозаменяемое. А то столько денег на свое увлечение потратил!
- Почти что без штанов остался, - шутит Иван Иванович. - Только чтобы одно крыло покрасить, три банки краски нужно.
.
На крыльях мечты
Супруга порой ворчит. Зато рада, что руки у мужа золотые, дом сам построил - и себе, и сыну. Сын, правда, авиацией не увлекся - шофером работает. А вот у внука Радика глаза горят, как только о самолете заговоришь. Сначала дед подсунул ему книжки, чтоб тот всю теорию изучил, потом уже начал сажать за штурвал. Мальчишка сейчас учится в 9 классе, уже научился делать пробежку и подлет. Скоро школу заканчивать, надо ехать учиться. На него дед возлагает большие надежды.
Есть у Ивана Ивановича одна мечта - слетать на собственном самолете в Борисоглебск, где служил. Это недалеко - километров 700 всего. Надо только разрешение на вылет получить и дополнительный бак поставить, чтоб дозаправляться в пути.
- Если б взяли, обратно пошел бы служить, - признается он. - Еще года на три. Каждую ночь во сне вижу, как я там, среди самолетов.
А потом своего крылатого друга он собирается сдать в музей. Только пока не знает, в какой. А для себя Иван Мушкарев будет строить другой самолет…
Марина ЛЕВЧЕНКО.
Фото автора. Источник: http://kp.21dom.ru/print.php/258
Карта сайта Написать Администратору