Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Шевяков Юрий Алексеевич

Выпускник 1952 года
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (28.08.1974)
.
.
Родился 25 декабря 1929 года в городе Усмань ныне Липецкой области.
Детство и юность провёл в Воронеже, Уфе, Перми, Ташкенте, Омске, Симферополе, Астрахани.
После окончания в 1949 г. Астраханского аэроклуба работал грузчиком, молотобойцем, шкипером.
.
В армии с 1949 года. В 1952 году, окончив обучение в знаменитом Борисоглебском военном авиационном училище лётчиков, работал в нем лётчиком-инструктором.
.
.
Выйдя в запас в 1957 году переехал в Жуковский и поступил в Школу лётчиков-испытателей.
С 1958 года в течение 12 лет, Юрий Алексеевич был лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института, испытав в том числе и ряд навигационных систем автоматического захода на посадку, средства спасения, двигатели на Ту-22. Участвовал в испытаниях самолётов Су-7, Су-9, Су-11, МиГ-19, МиГ-21. Также проводил исследования устойчивости и управляемости сверхзвуковых истребителей и бомбардировщиков при имитации случаев заклинивания руля высоты.
Параллельно с испытательной работой был лётчиком-инструктором Школы лётчиков-испытателей, а в течение трёх лет (1967-1970 гг.) и заместителем начальника Школы по лётной части. Герой Советского Союза заслуженный лётчик-испытатель СССР Валерий Евгеньевич Меницкий в книге своих воспоминаний «Моя небесная жизнь: Воспоминания летчика-испытателя», рассказывая о своей учёбе в Школе лётчиков-испытателей вспоминает и о строгом и требовательном наставнике — Юрии Алексеевиче Шевякове. «...Когда Шевяков корил меня за лихачество, он был отчасти прав. У меня действительно всегда было стремление попробовать себя, испытать, пролететь на предельно малой высоте... Потому что пилотаж осуществлялся на высоте не менее 1000 метров, а острота полёта чувствуется только у земли. Федотов тоже понимал, что какие-то инструкции иногда просто мешают, стремился от них уйти, но тогда ещё не было повального увлечения пилотажем. Его демонстрировали в основном только приезжающему начальству, и занимались им по преимуществу строевые лётчики. А здесь подход должен быть однозначным: пилотажем строевых машин должны заниматься только военные лётчики, потому что мы готовим материальную часть для них, а не для себя. Но в то же время лётчики-испытатели обязательно должны летать на пилотаж, в том числе, и на малых высотах, чтобы первыми на опытной технике проверить все нюансы такого полёта...», − спустя годы вспоминал В.Е. Меницкий.
.
С 1970 года Юрий Алексеевич работал лётчиком-испытателем ОКБ А.С. Яковлева. За 16 лет он испытал целую линейку самолётов Як, в том числе подняв в небо и осуществив испытания Як-38/2, головного Як-42, сертификационные испытания Як-40 на соответствие американским нормам FAR-25 и английским нормам BKAR.
.
 Шевяков Юрий Алексеевич с коллегами
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1974 года Юрию Алексеевичу Шевякову было присвоено почётное звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».
В 1981 году лётчик установил четыре (из которых три — вторым пилотом) мировых авиационных рекорда дальности и скороподъёмности на Як-42.
.
После ухода с испытательной работы в 1986 году в течение 11 лет работал инженером в лётно-испытательном комплексе ОКБ имени А.С. Яковлева.
Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями.
.
Умер Юрий Алексеевич Шевяков 23 сентября 1998 года. Похоронен на Быковском мемориальном кладбище.
Сын Юрия Алексеевича — Михаил Юрьевич Шевяков пошёл по стопам отца и стал заслуженным лётчиком-испытателем Российской Федерации.
Адрес в городе, связанный с юбиляром: улица Амет-хан Султана, д. 9.
.
Источники:
Дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору