Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Логинов Пётр Ермолаевич

Выпускник 1928 года по линии "Разведчики". Оставлен на переучивание на лётчика-истребителя
Выпускник 1929 года по линии "Истребители"
Лётчик-испытатель II класса (1943), майор (1944)
.
Родился 26 (13 по старому стилю) июля 1908 года (при призыве в армию приписал себя один год) в Санкт-Петербурге в семье "чернорабочего пенсионера" (на самом деле происхождение являлось не рабочим, а аристократическим).
В 1916 году пошел учиться в начальную школу. Сразу после революции семья выехала в Сибирь, где проживала в разных губерниях вплоть до смерти отца, Ермолая Ивановича. Сразу после этого, в 1922 году переехал в Саратов на учебу, куда впоследствии перевез всю семью. В тот же год вступил в ВЛКСМ, откуда был вскоре исключен "за индивидуализм".
С 1923 г. работал токарем по металлу в мастерских Автопромторга. В 1925 г. окончил школу повышенного типа.
В армии с июля 1926 г. 29 сентября 1927 года совершил первый самостоятельный полет на самолете У-1. В 1927 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС.
В 1928 году окончил Борисоглебскую ВШЛ. До мая 1929 года оставлен переучиваться на лётчика-истребителя. 24 мая 1929 года был выпущен из ВШЛ по линии "Истребители". До середины 1929 года оставался в ВШЛ на должности инструктора.
Служил в строевых частях ВВС (истребительная авиация). 6 августа 1929 года назначен на должность младшего летчика 15-й авиационной им. ЦИК СССР эскадрильи. 25 марта 1930 года назначен на должность старшего летчика. 28 ноября 1930 года назначен на должность командира звена. В начале января 1931 года назначен на должность командира 2 авиаотряда.
На протяжении всего этого периода неоднократно и разнообразно поощрялся командованием за "высокую боеготовность", "хорошую технику пилотирования", "высокую технику полета", "отличные показатели в стрельбе по воздушным целям", "высокие результаты стрельбы по щитам, конусам и бомбометанию в одиночку и звеном", "высокие летно-боевые качества и умелое руководство", "отличные ночные посадки и результаты в технике пилотирования", "ударную работу, обеспечивающую безаварийность эскадрильи", "создание в авиабригаде класса техники пилотирования и аварийности" и т.д.
Все это привело к тому, что в 1932 году был назначен представлять авиаэскадрилью на майском Московском авиационном параде. С этого момента участвовал во всех авиапарадах. После прибытия в часть назначен на должность командира 1 авиаотряда и вступает в ВКП(б). В конце следующего года переведен в 24 авиаэскадрилью на должность командира и представлен "по выслуге и способностям" к выдвижению в средний и старший командный состав.
На показе новейшей авиационной техники в начале 1936 года продемонстрировал такой класс владения новейшей техникой, что по запросу ГУАП НКТП был демобилизован и передан в распоряжение последнего в качестве летчика-испытателя завода № 1 НКАП (г. Москва).
С 1936 по 1940 гг. – лётчик-испытатель а/завода № 1 (г.Москва); испытывал серийные Р-5ССС, Р-Z, И-15бис, ДИ-6, И-153, МиГ-1.
30.06.1937 года поднимает в высотном буксировочном полете планер "Г-9" с летчиком-планеристом В.П.Федоровым на высоту 12.105 метров, в 1938 г. занимается серией испытательных полетов с высотными герметичными кабинами. 25.01.1940 впервые в стране выполнил полёт на самолёте с включением ПВРД (И-15бис с двумя ДМ-2). Провёл испытания штурмовика Ш конструкции С.А.Кочеригина (1938), И-153ТК (1939), И-15бис с ПВРД (1940), И-153 с ПВРД (1940). 27 октября 1940 года летчик П.Е.Логинов на И-153 с ПВРД ДМ-4 на высоте 2000 метров развил скорость 439 километров в час, нарастив ее за счет ускорителей на 51 км/час.
С 1940 г. – лётчик-испытатель ОКБ Н.Н.Поликарпова. Выполнил первый полёт и провёл испытания И-185 с мотором М-81 (11.01.1941).
В ходе испытаний случалось всякое - заклинивания моторов, перекашивания управления, заливание выброшенным под давлением маслом лица и глаз, но Логинов совершал успешные посадки и спасал опытные машины. Но однажды при вынужденной посадке самолет перевернулся и летчик более четырех часов подряд провисел в кабине вверх ногами, пока самолет откопали.
В августе 1941 г. (в ЛИИ) участвовал в проведении испытаний ЛаГГ-3 на штопор.
С эвакуацией АЗ № 51 в Новосибирск работы еще оказывается больше, но он рвется на фронт... Единственная надежда на повтор своей выходки почти десятилетней давности оказывается верным решением - и, выполнив посадку в притирку к трибуне после впечатляющего пилотажа на очередной экспериментальной машине он выскакивает на крыло перед Сталиным, сразу пообещавшим выполнить любую просьбу лихого пилота. Но после слов Шахурина, наркома авиапрома "испытывать и так почти некому, обратно с фронта отзывают для этого лучших из лучших..." Верховный Главнокомандующий, оказавшись в затруднении, решает вопрос максимально просто: испытал машину на заводе - сам будешь вести и фронтовые испытания, заодно и строевых пилотов подготовишь.
 
Первым таким самолетом оказывается самый передовой истребитель того времени - И-185. Под руководством Логинова готовится состав строевой части, осенью 1942 г.  организовывается знаменитый "террор в воздухе" на Калининском фронте.
С 1943/4 – лётчик-испытатель а/завода № 381 (г. Москва); испытывал серийные Ла-5ФН.
С 1944 г. вновь в армии. Участник Великой Отечественной войны: в 1944 г. проходил боевую стажировку в должности лётчика 19-го истребительного авиационного полка (1-й Белорусский фронт).
19 июля 1944 года не вернулся с боевого задания (погиб в воздушном бою) в районе посёлка Штунь ныне Любомльского района Волынской области (Украина).
"19.7.44 года, 12.40 - 13.55, пара - майор Логинов и старший лейтенант Петров, вылетали на свободную охоту в район Любомль... В районе цели задержались и в 13.35 на H=700 метров, южнее 10 километров Любомль - П. Штунь были атакованы сзади под ракурсом 3/4 6-ю ФВ-190... После выхода из боевого разворота Петров оказался на 500 - 600 метров выше противника и нижнего слоя облачности, Логинова не заметил, но делая вираж с набором высоты видел два горящих самолета (правая плоскость), которые скользили влево... Старший лейтенант Петров парашютистов из горящих самолетов после переворота не наблюдал, так как сам был скован оставшимися 4-мя истребителями противника... Предположительно, ведущий, майор Логинов, пошел в атаку, прикрывая ведомого, и был сбит истребителями противника...
Помощник командира 19-го ИАПКП капитан Титоренко."
Жил в Москве. Мемориальный знак установлен в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Карта сайта Написать Администратору