Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Гроцкий Владимир Иванович

Выпускник 1954 года
Старший лётчик-испытатель III класса (1961), майор (1962)
.
.
Владимир Иванович Гроцкий родился 18 июля 1932 года в крестьянской семье, в селе Красный Яр Балаховского района Саратовской области. Отец Иван Афанасьевич (1900-1967), мать Анна Яковлевна (1900-1907).
В годы коллективизации Гроцких, как зажиточных крестьян, было решено выслать в Сибирь. Иван Афанасьевич узнал об этом от старшего брата. Той же ночью вся семья, в которой было четверо маленьких детей, бежала из родных мест. Чтобы следы их затерялись, отец посадил всех в лодку, которую привязал к барже, так они и уплыли по Волге подальше от Саратова. Остановились в Кинешме. Почему именно в Кинешме – это теперь уже узнать невозможно. Сначала Гроцкие попали в Корнилово - видимо, Иван Афанасьевич познакомился с кем-то из местных жителей. А уже через несколько лет купили дом в Заволжске, на Фибре, под горой. Там и прожили всю свою жизнь.
В семье было 13 детей. Владимир был четвёртым ребёнком. С детства он отличался самостоятельностью и вспыльчивостью. Мать говорила, что удержать его на одном месте было невозможно. По земле он ходить не любил, всё время рвался вверх: на заборы, деревья, крыши.
В 1939 году  пошёл в начальную школу. В школе учился хорошо, посещал кружки и секции, особенно любил физкультуру. После школы, как и многие его сверстники, решил стать военным.
В июне 1951 года Владимир получает аттестат об окончании средней школы, а через два месяца по направлению Фрунзенского РВК убывает для поступления в лётное училище. После успешной сдачи вступительных экзаменов его зачисляют курсантом Борисоглебского военного авиационного училища лётчиков.
.
.
За три года учебы освоил самолеты Як-18, Як-11 и современный для того времени истребитель МиГ-19.
По окончании училища с присвоением первого офицерского звания лейтенант в декабре 1954 года направлен для прохождения дальнейшей службы в строевую часть - истребительный авиационный полк.
Вскоре после окончания училища Владимир Гроцкий познакомился со своей будущей женой Азой. В 1956 году в их семье родился сын Михаил. Семья жила в городе Ахтубинск Астраханской области. Во время отпусков Гроцкие приезжали в Заволжск к родителям.
.
Братья Гроцкие (Владимир справа), жена и сын
.
Одним из направлений боевой подготовки в полку было совершенствование лётного мастерства молодых лётчиков. Владимир летает много и охотно, всегда уверенно выполняет полёты.
.
Гроцкий В.И. в нижнем ряду (присел) рядом Ю. А, Гагариным
.
В полку В.И. Гроцкий прослужил 4 года. За это время его повышают в должности, присваивают воинское звание старший лейтенант. Он осваивает поступивший на вооружение полка новый самолёт - истребитель-бомбардировщик Су-7Б. Молодого, перспективного лётчика командование замечает. Вскоре ему предлагают перевестись в авиационный испытательный полк НИИ ВВС. Владимир соглашается. 17 января 1959 года его назначают на должность старшего лётчика-испытателя испытательной авиационной эскадрильи истребителей авиационного полка войсковой части НИИ ВВС.
.
Новый лётный коллектив принял Владимира хорошо. С самого начала службы в испытательном полку старший лейтенант В.И. Гроцкий начинает быстро вникать в специфику лётно-испытательной работы, осваивает новый для него истребитель МиГ-21. В мае 1959 года ему присваивают очередное воинское звание «капитан», а через год он получает классную квалификацию - «Военный лётчик II класса». Вскоре, в феврале 1961 года, Владимира переводят и назначают на должность лётчика–испытателя авиационной испытательной эскадрильи службы летных испытаний войсковой части 18374.
В 1963 году на самолете Су-7Б испытывался новый прицел для бомбометания с кабрирования - ПБК-1. Это был совершенно новый вид бомбометания для истребителей-бомбардировщиков. При таком методе, разработанном главным образом для ядерных бомб, самолет идет на цель на бреющем полете и затем выполняет вертикальный маневр - горку, если он не дошел до цели, или полупетлю, если он прошел через нее. В верхней точке сбрасываются бомбы, и они, описав гиперболическую траекторию, падают вблизи цели. Такой метод позволяет скрытно подойти к цели на бреющем полете и затрудняет средствам ПВО противника стрельбу по самолету. После сброса самолет со снижением на максимальной скорости переходит снова на бреющий полет, чтобы уйти от воздействия ударной взрывной волны.
Испытательные полёты выполняли Вадим Петров и Владимир Гроцкий. В один несчастный день утром после полёта Петрова второй полёт выполнял Гроцкий. Произошла катастрофа. Самолёт разбился, летчик погиб. Вот что пишет об этой трагедии в своих «Воспоминаниях военного лётчика-испытателя» Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР генерал-лейтенант авиации в отставке С.А. Микоян: 
«...Испытательные полеты выполняли Вадим Петров и Владимир Гроцкий.
В один несчастный день утром после полёта Петрова второй полёт выполнял Гроцкий.
Самолёт шёл к цели со скоростью 1050 км/час на высоте менее 100 метров. Неожиданно у него стали выпускаться посадочные закрылки (могло произойти замыкание в цепи или лётчик случайно нажал кнопку их выпуска). Скорость полёта почти в два раза превышала предельно допустимую по прочности для выпущенных закрылков, поэтому большой кусок закрылка отломился и ударил по половинке стабилизатора, отбив её (она упала на землю вслед за куском закрылка). Дальше произошло что-то невероятное: самолет упал почти тут же после падения половинки стабилизатора, хотя, имея большую скорость, должен был пролететь дальше по инерции.
На самолёте были подвешены три бомбы, но их в обломках не нашли, а «ушки» их подвески оказались разорванными. Ведущий инженер по испытаниям В. Комлюхин что-то посчитал на бумажке и пошёл вперёд по направлению полёта самолёта. Примерно в трёх километрах он нашёл все три оторвавшиеся бомбы. Выяснили, что ушки рассчитаны на силу до 3000 кг. Вес бомбы 100 кг, значит, перегрузка была около 30! Неужели на самолёте могла возникнуть такая большая перегрузка? Расчётная разрушающая перегрузка всего 12!
Причиной оказалась поломка половины стабилизатора. Дело в том, что при полёте на предельной приборной скорости создаётся сильный кабрирующий момент – самолёт стремится поднять нос и уйти вверх. Лётчик удерживает его в горизонтальном полёте почти полной отдачей ручки от себя. Аэродинамические расчёты показали, что при отломленной одной половине управляемого стабилизатора оставшаяся половина не могла удержать самолёт в горизонтальном полёте, - он «вздыбился», как бы встал поперёк направления движения и резко затормозился. Стальные лонжероны его крыла переломились, как спички, ещё до удара о землю. Мощные стойки шасси, похожие на стволы тяжёлых гаубиц, сорвав замки, рывком выпустились и скрутились под действием силы инерции колёс. А бомбы сорвались с подвески. При такой перегрузке лётчик погиб, очевидно, ещё в воздухе».

.
Самолёт Су-7Б по результатам расследования этой катастрофы подвергся серьёзным конструктивным доработкам, повышающим его надёжность.
.
Во время последнего полёта в Ахтубинске у сына гостила мать, приехавшая из Заволжска. Она перевезла его останки в Заволжск. Мать неоднократно просила сына уйти из опасной профессии, но Владимир говорил, что «на земле не хватает воздуха, тянет в небо».         
Тело В. Гроцкого везли в Заволжск на самолёте через Горький. Самолётов было несколько. Вместе с матерью на похороны прилетели его друзья и сослуживцы. Из Кинешмы прислали солдат, которые дали последний салют в память о погибшем лётчике.
.

Отец не смог оправиться после гибели сына, скончался в 1967 году. Ещё один сын умер от ран во время Великой Отечественной войны. Другие дети этой большой семьи разъехались из Заволжска. Сейчас в живых остались только две сестры. Валентина Ивановна Полеваева живет в Кирове. Она всю жизнь проработала учителем математики. У неё хранится основной семейный архив. Несколько лет назад сёстры Валентина и Надежда ездили в Москву к вдове Владимира Ивановича Гроцкого. Она всю жизнь занималась музыкой. Сын тоже пошёл по её стопам.

.
Имя Владимира Ивановича Гроцкого навечно занесено в скорбный список испытателей, не вернувшихся из полёта.
В апреле 2014 года Решением Совета депутатов города Заволжска одна из улиц города получила имя летчика В.И. Гроцкого.
.
Источники:
Собрал материалы Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору