Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Буданов Альберт Константинович

Выпускник 1947 года
Лётчик инструктор Борисоглебского ВВАУЛ в 1948-1952 гг.
Лётчик-испытатель, полковник (1970)
.
Родился 7 мая 1926 года в городе Новочеркасск ныне Ростовской области.
В 1944 г. окончил спецшколу ВВС.
В армии с июля 1944 г. В 1944 г. окончил 9-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков (ВАШПОЛ), в 1944-1945 гг. учился в Борисоглебском ВАУЛ.
В 1947 г. окончил Сталинградское ВАУЛ (г. Новосибирск), в 1948 г. – Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу ВВС (г. Грозный).
В 1948-1952 гг. – лётчик-инструктор Борисоглебского ВАУЛ.
Ветераны училища лётчики Буданов и Маленкин. Борисоглебск, 1956 год
.
В 1952-1956 гг. – лётчик-испытатель 625-го отдельного учебно-испытательного авиационного полка Военно-воздушной академии (ВВА) имени А.Ф. Можайского (г. Ленинград). В 1956-1959 гг. – лётчик-испытатель 211-й отдельной смешанной учебно-испытательной авиационной эскадрильи ВВА имени А.Ф. Можайского.
С декабря 1959 г. на лётно-испытательной работе в НИИ-15 (с февраля 1961 г. – 3-е Управление ГК НИИ ВВС). Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях.
.
Погиб 14 ноября 1970 года при выполнении испытательного полёта на МиГ-21.
Жил в посёлке Приморский (в черте города Феодосия, Крым). Похоронен в Феодосии.
 
Могила Буданова А.К. в Феодосии
.
Награждён орденами и медалями.
.
Источники:
Музей Борисоглебского ВВАУЛ
Фотографии и статья из газеты предоставлены дочерью Буданова А.К. Альбиной
***
.
Информационный ресурс независимого общественно-политического издания "Газета ВРЕМЯ"
Астраханская область город Ахтубинск
МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА №28 (804) ОТ 10 ИЮЛЯ 2008 ГОДА
.
СТАРШИЙ ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ ПОЛКОВНИК БУДАНОВ АЛЬБЕРТ КОНСТАНТИНОВИЧ
.
Альберт родился в русской семье в г.Новочеркасске Ростовской области 7 мая 1926 года, в год Красного (огненного) Тигра и в огненном знаке зодиака «Овен» крепким, здоровым малышом.
Родители были очень рады рождению сына и связывали с ним осуществление своих надежд. Очень заботились о нем (пылинки с него сдували) и обеспечивали ему комфортное детство. А Альберт радовал родителей своей хорошей учебой в школе. Благодаря богатому воображению изучаемые предметы давались ему легко. И он переходит из класса в класс и строит планы своей будущей профессии… Но все планы сорвала война – Великая Отечественная война.
Война огненным катком прошла по нашей земле, деформировав мечты и юность молодых людей, как Альберт. Они поняли, что прежде всего надо защитить свою Родину от фашистов. Но чтобы победить, надо серьезно учиться военному делу. И Альберт поступает в Сталинградскую спецшколу ВВС № 7, где все свои способности мобилизовал на овладение военным делом. Здесь он в 1944 году закончил 10 классов средней школы. Прямо из этой школы 15 июля 1944 года добровольцем был призван в Вооруженные силы и направлен на учебу в 9-ю Военную Авиационную школу пилотов первоначального обучения. Профессию бить врага с воздуха Альберт принял всей своей душой, и это способствовало его хорошей учебе. Военную присягу принял 18 октября 1944 года. Но учили мало, всего три месяца. Идет война. Всех курсантов направили в Сталинградское военное авиационное училище летчиков, Западно-Сибирского Военного округа.
Здесь курсант Буданов А.К. проявляет удивительную способность приспосабливаться к любым обстоятельствам, возможно, благодаря своей интуиции, общительности, чрезвычайной активности и самоуверенности. Наделенный аналитическим складом ума, сильной волей, он не может не быть лидером. Он при любых обстоятельствах стремится к этой роли. Альберт легко усваивает преподаваемый материал и охотно разъясняет своим курсантам. Особенно ценны его рассуждения и наблюдения после выполненного учебного полета на истребителе Ла-5.
Наша победа над фашизмом в мае 1945 года дала возможность курсантам летного училища пройти полный курс обучения и выпустить хорошо обученных военных лётчиков-истребителей.
По окончании училища в 1947 году всем курсантам присвоили первичное офицерское звание «лейтенант» и направили в строевые части, кроме Буданова А.К.
Молодого лейтенанта Буданова А.К. за его положительное лидерство в процессе учебы в лётном училище направили на дальнейшую учебу в «Высшую офицерскую авиационную инструкторскую школу ВВС».
и по окончанию ее полного курса обучения был направлен для прохождения дальнейшей службы в свое родное Сталинградское военное авиаучилище летчиков на должность летчика-инструктора 808-го учебного авиополка.
Для лейтенанта Буданова А.К. это была знакомая приятная работа, и он полностью посвящает себя ей. Его старания не остаются незамеченными, вскоре ему присваивают звание «старший лейтенант» и назначают на должность командира звена.
За три года службы в родном лётном училище Альберт много летал, освоил все имеющиеся в училище типы самолетов и среди них новый реактивный истребитель. Популярность его в училище как специалиста выросла. И вскоре ему предложили поработать в Ленинградской Краснознаменной Военно-Воздушной инженерной Академии (ЛКВВИА) имени А.Ф.Можайского, Ленинградский военный округ.
Старший лейтенант Буданов А.К. согласился. И командование 76 ВА своим приказом от 30.09.1952г. назначает его на должность начальника связи, он же летчик-испытатель истребительной АЭ 625-го отдельного Учебно-Испытательного Авиационного полка ЛКВВИА.
Альберт очень доволен этим назначением и прилагает все усилия, чтобы оправдать доверие командования. Его активность, общительность способствуют уверенному «входу» в новый коллектив, который не только принял его «как своего», но и помог ему быстро «войти в строй» и приступить к выполнению своих функциональных обязанностей. Чёткое их выполнение стало для него главным, и он с учебно-испытательная АЭ. Почти всех понизили в должностях. Капитан Буданов А.К. стал лётчиком-испытателем звена истребителей. Он спокойно перенёс реорганизацию, продолжая честно служить, однако стал больше внимания уделять семье и подыскивать более перспективное для себя место службы.
И вот в 1959 году его приказом Главкома ВВС переводят в Крым и назначают на такую же должность в 986-ой отдельный авиаполк спецназначения научно-исследовательского института № 15 ВВС.
На новом месте службы коллектив Альберта принял хорошо. Работа знакома, самолеты тоже. Он по характеру не может не быть лидером и постепенно им становится. В 1960г. ему присваивают очередное воинское звание «майор». Семье крымский климат и ранние овощи и фрукты очень понравились.
В феврале 1961 года НИИ-15 переименован в 3-е управление в/ч 15650, проводящее испытания самолётов по морской тематике.
Майор Буданов А.К., как прежде, активен, инициативен в работе и в службе. В 1963 году ему присваивают очередное воинское звание «подполковник», а в 1970г. – звание «полковник».
За 10 лет службы в этом полку полковник Буданов А.К. освоил все самолёты морской тематики и имел большой налет.
И вот 14 ноября 1970 года полковник Буданов А.К. не вернулся из полёта на самолёте Миг-21ПФ.
В этот день он выполнял полёт в составе группы, где отрабатывали слетанность при выполнении фигур высшего пилотажа. После роспуска строя группы он первым пошел на посадку на аэродром Кировское. Однако при заходе на посадку на 2-м развороте потерял скорость, свалился в штопор, столкновение с землёй стало неизбежным. Средств спасения в этой ситуации не было. Лётчик погиб.
Так внезапно оборвалась жизнь опытного, в расцвете сил лётчика-испытателя Буданова Альберта Константиновича. Похоронен он на городском кладбище г. Феодосии.
Имя Буданова Альберта Константиновича навечно занесено в скорбный список испытателей, не вернувшихся из полёта.
.
Фотографии и статья из издания "Газета ВРЕМЯ"  предоставлены дочерью Буданова А. К. Альбиной
Карта сайта Написать Администратору