Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Рыбалка Виталий Викторович

Выпускник 1941 года
Генерал-лейтенант авиации
 
Составитель книги "Крылья Родины". Автор книги "Командующие воздушными армиями"
.
Родился 14 апреля 1923 года в городе Харькове (Украина). В 1940 г. окончил 10 классов школы.
В армии с декабря 1940 г. В 1941 г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков.

Участник Великой Отечественной войны: в октябре 1941 г. - мае 1945 г. – летчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 122-го истребительного авиационного полка. Воевал на Западном, 1-м и 2-м Украинских фронтах.
 В.В. Рыбалка, 1943 г.
Совершил более 300 боевых вылетов на истребителях МиГ-3, Як-1, Як-7 и Як-9, в 48 воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 7 самолетов противника.

В 1949 г. окончил Военно-воздушную академию (Монино). Командовал полком, дивизией, корпусом. В 1957-1961 гг. – заместитель командующего 29-й воздушной армией по ПВО. В 1963 г. окончил Военную академию Генштаба. В 1963-1964 гг. 1-й заместитель командующего 73-й воздушной армией. С апреля 1964 г. по июнь 1970 г. командовал 73-й воздушной армией. В 1970-1979 гг. – консультант Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. Генерал-лейтенант авиации (1965 г.), военный летчик 1-го класса (1952 г).

С марта 1979 г. в запасе. Жил в Москве. Работал начальником гражданской обороны Центра космической связи.
 В.В. Рыбалка, 2000 г.
.
Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
Биография взята из книги "КОМАНДУЮЩИЕ ВОЗДУШНЫМИ АРМИЯМИ", автор - В.В.Рыбалка. Издательство патриот, Москва 2006 г.
Информацию предоставил Михайлов Д. В., выпускник 1989 г.
***
Видеоролик о ВВ.Рыбалка:

***

В небе и на земле
.
Виталий Викторович РЫБАЛКА родился 14 апреля 1923 года. Коренной москвич, он провел детство в Орликовом переулке, учился в школе № 7 в Скорняжном переулке (сейчас в этом кирпичном доме располагается Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Красносельский», а Виталий Викторович является членом его попечительского совета).
Еще в школе Виталий увлекся делом, с которым прочно и навсегда связал свою судьбу - авиацией, в 30-е годы это увлечение было среди советских юношей и девушек повальным. Окрепшее советское государство, готовясь к решительной схватке с германским фашизмом, активно поощряло интерес молодежи к технике, которой предстояло сыграть решающую роль в грядущей войне. С этой целью в стране была создана специальная организация – Осоавиахим. Под его эгидой в каждом московском районе был создан свой аэроклуб, и в 1939 году девятиклассник Виталий Рыбалка записался в аэроклуб Бауманского района. После года занятий он получил право на самостоятельное пилотирование самолета У-2. По традиции все осоавиахимовские аэроклубы находились под пристальным вниманием авиационных училищ, которые искали здесь молодых людей, желающих и способных стать классными летчиками.

Летом 1940 года приехавший из Борисоглебского летного училища капитан узнал, что семнадцатилетний, только что окончивший школу Виталий Рыбалка, по своим качествам более всего подходит для истребительной авиации. Так Виталий стал курсантом Борисоглебского летного училища и пересел с неторопливого У-2 на серьезную боевую машину И-16, которая великолепно проявила себя во время гражданской войны в Испании. Так как у него уже было право на самостоятельные полеты, Виталию не пришлось начинать свое обучение в училище с нуля. Как человек с серьезной подготовкой он был назначен инструктором-общественником.
 
Начало Великой Отечественной войны застало Виталия Рыбалку на стадии выпуска. Вскоре последовал приказ: отобрать среди курсантов группу выпускников и срочно переучить их для полетов на новых истребителях МиГ-3. На этом истребителе Виталий Викторович летал до 1943 года, после чего его самолетами стали машины конструктора Яковлева - ЯКи. Больших проблем с переучиванием на новую машину не возникло, как говорили сами летчики, кто летал на И-16, мог потом летать на любом истребителе. Из Борисоглебского училища Виталий Рыбалка вышел в августе 1941 года сержантом.
Начало боевого пути Виталия Викторовича практически совпало с началом Битвы за Москву. Первые боевые вылеты, первые боевые задания. Об одном из них Виталий Викторович вспоминает с особым волнением – о знаменитом Параде на Красной площади 7 ноября 1941 года. В тяжелейший период Московской битвы, когда казалось, что врагу для овладения столицей не хватает последнего, решающего усилия, Советское правительство приняло важнейшее решение: перед отправкой на фронт провести прибывшие с востока страны части парадом по главной площади страны, чтобы показать народу и всему миру, что СССР жив и не сдается, находит силы отмечать свои, ставшие священными, праздники. Менее известно, что помимо наземного парада над Красной площадью должны были пролететь строем и 300 военных самолетов, в том числе и 122-й истребительный полк, в котором всю войну прошел Виталий Викторович. Только неблагоприятные метеоусловия помешали проведению воздушного парада, о чем 8 ноября сообщила газета «Правда». Тем не менее, подготовка к Параду воспринималась всеми летчиками как ответственейшее боевое задание.
К этому моменту на боевом счету сержанта Рыбалки уже числился один сбитый вражеский самолет. Возвращаясь с боевого задания, он встретился с вражеским бомбардировщиком, и на высоте 300 м состоялся короткий бой, из которого советский летчик вышел победителем. Это был первый и последний сбитый им за войну бомбардировщик, остальные 13 выигранных Виталием Рыбалкой воздушных дуэлей состоялись с истребителями врага.
Истребительная авиация в годы войны выполняла самые разные задачи: свободный поиск, патрулирование, перехват немецких бомбардировщиков, штурмовые налеты на позиции врага. «Коньком» Виталия Витальевича было сопровождение своих штурмовиков и бомбардировщиков и охрана их от истребителей противника. Успешным боевым вылетом считался тот, когда охраняемые самолеты не только выполняли задание, но и без потерь возвращались на свой аэродром. Сбитые вражеские самолеты считались при этом делом второстепенным. И вот таких успешных боевых вылетов у Виталия Рыбалки за годы войны набралось более 300. Ему довелось сопровождать более 80 Героев Советского Союза, со многими из которых у него на долгие годы сохранилась крепкая фронтовая дружба.
22 ноября 1941 года, во время атаки фашисткой автоколонны, самолет Виталия Викторовича был подбит огнем немецкой зенитки. Каким-то чудом летчик остался жив, упал далеко за линией фронта, после чего почти две недели пробирался к своим без еды, карты и компаса, теплой одежды, с обмороженными ногами. Силы уже почти совсем оставили его, когда в ночь на 5 декабря его нашли советские разведчики. Думая, что он попал в руки фашистов, Виталий Викторович уже собирался открыть огонь, но спасительным паролем стала забористая русская брань, которая и уберегла его от трагической ошибки.
За Московскую битву Виталий Рыбалка получил награду, которой гордится больше всего - медаль «За отвагу». После этого Виталий Рыбалка воевал в небе Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Чехословакии. После освобождения Венгрии 122-й авиационный полк получил почетное наименование «Будапештский». Виталий Викторович к этому времени был уже майором.
После войны была учеба в Военно-воздушной академии в Монино, командование истребительным авиационным полком в Чечне, потом дивизией и корпусом на Дальнем Востоке. Снова учеба - в Академии Генерального штаба, командование 73-й воздушной армией Туркестанского военного округа. Кстати, в этом году исполняется 55 лет с того дня, когда В.В. Рыбалке было присвоено звание генерала. В течение всех этих послевоенных лет он занимался испытанием новых типов самолетов, одним из первых сел за штурвал реактивного аппарата. Отвечал за разработку методики, организацию и руководство авиационного обеспечения пусков и посадок космических аппаратов и управляемых космических кораблей с человеком на борту. После увольнения из рядов Вооруженных сил он участвовал в организации Московской Олимпиады 1980 года.
Виталий Викторович активно работает в ветеранских организациях Красносельского района, является членом Комиссии по патриотическому воспитанию молодежи, регулярно встречается с учащимися красносельских школ. Занимается исследованиями по истории отечественной авиации.
Является составителем книги «Крылья Родины», кавалером орденов Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Александра Невского, Отечественной войны I степени. Удостоен многих других отечественных и иностранных наград.
Павел ПОЛИТОВ
Карта сайта Написать Администратору