Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Добыш Фёдор Иванович

В 1934 году окончил школу командиров звеньев в Борисоглебске
Генерал-полковник авиации
 
Командир 1-й гвардейской бомбардировочной дивизии полковник Ф.И. Добыш на фоне своего самолёта Пе-2.
05.III.1906 - 29.XI.1980.
.
Родился 20 февраля (5 марта) в д. Коханово Могилёвской губернии в семье крестьянина-бедняка.
В 1917 г. окончил церковно-приходскую школу. В 1925-1926 гг. работал на строительстве и лесоскладе в Донбассе, в 1926-1928 гг. - на заводе жидкого кислорода на Днепрострое. В 1927 г. окончил профтехшколу, в 1928 г. - 1 курс Смоленского электротехнического института.
.
В армии с 1928 г. В 1931 г. окончил Белорусскую объединённую военную школу. До 1933 г. служил в пехоте (Белорусский ВО). В 1934 г. окончил Борисоглебскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (Белорусский ВО) командиром отряда, помощник и командир авиаполка.
.
В 1937-1938 гг. участвовал в боевых действиях в Китае в должности командира звена. Совершил 6 боевых вылетов на бомбардировщике С Б. Участник Советско-финляндской войны: командир 31-го скоростного бомбардировочного авиационного полка; совершил несколько боевых вылетов на СБ.
.
Участник Великой Отечественной войны: командир 31-го (с декабря 1941 г. - 4-го гвардейского) бомбардировочного авиационного полка (Западный и Волховский фронты); командир 263-й (с марта 1943 - 1-й гвардейской) бомбардировочной авиационной дивизии (Калининский, Волховский, Северо-Западный, Воронеж-
ский, Степной, 2-й и 1-й Украинские фронты). Лично совершил несколько десятков боевых вылетов на СБ и Пе-2.
.
После войны командир авиадивизии, авиакорпуса. В 1951 г. окончил Военную академию Генштаба. В 1951-1952 гг. - помощник командующего 57-й воздушной армией, в 1952-1955 гг. — заместитель командующего 24-й воздушной армией. С 1955 по 1960 г. командующий 50-й воздушной армией Дальней авиации. В 1960-1972 гг. - командующий 50-й ракетной армией.
.
Награждён четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
.
Источник:
Авиационная энциклопедия в лицах.
Материал отыскал Голубев И.Ю. 
***
.
С ноября 1937 по июнь 1938 г. принимал участие в боях в небе Китая в качестве командира бомбардировочного авиаотряда. В советско-финляндской войне - командир эскадрильи. Участвовал в Великой Отечественной войне в качестве командира 4-го гвардейского авиаполка, затем 1-й гвардейской бомбардировочной Кировоградской дивизии на Ленинградском, Волховском, Северо-Западном, Калининском, Воронежском, Степном (в битве на Курской дуге), 1-м и 7-м Украинском фронтах. Участник Парада Победы в Москве.
В послевоенные годы - командующий ВА. После войны окончил академию Генерального штаба ВС СССР (1958), и занимал различные командные должности в Советской Армии. С 1960 г. - в РВСН: командующий РА (1960-1972 гг.). Внёс большой вклад в становление и развитие РВСН, обеспечение боевой готовности РА, воспитание офицерских кадров и создание л. с. нормальных условий жизни и быта.
.
 
Командир 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии гвардии полковник Добыш Федор Иванович (в центре) ставит боевую задачу экипажу на фоне своего самолета Пе-2. Справа – будущий Герой Советского Союза старший штурман дивизии майор Помазунов Александр Иванович, слева – стрелок-радист Коваль. На фюзеляже бомбардировщика нарисованы знак «Гвардия» и звериный оскал.
Время съемки: 1944
.
Источники: 
Сайт Энциклопедия "Космонавтика"  http://www.rtc.ru/encyk/biogr-book/05D/0841.shtml
***
.
Первый ракетный командарм
.
17 декабря 1959 года, ровно полвека тому назад, в СССР был создан новый вид Вооруженных Сил – ракетные войска стратегического назначения. Многие из создателей советского ракетно-ядерного щита до самого последнего времени были надежно спрятаны за плотной ширмой секретности. Один из них – наш соотечественник, генерал-полковник Федор Иванович Добыш, о деятельности которого всегда и везде писалась только утвержденная соответствующими органами фраза: «Занимал ряд ответственных должностей». А ведь это был человек удивительной судьбы. Лишь ему было суждено трижды войти в военную историю в качестве первопроходца. Он командовал полком, который стал в советской авиации первым гвардейским бомбардировочным. Затем Добыш возглавил и первую в истории ВВС гвардейскую бомбардировочную авиадивизию. Ему выпала высокая честь сформировать и возглавить первую в истории ракетных войск стратегического назначения ракетную армию...
.
16 лет Федор Иванович простоял в самом ответственном – ядерном – карауле...
.
Паренек с Могилёвщины
Сегодня трудно сказать, слышал ли шелест крыльев судьбы Федор Добыш, когда 17 декабря 1934 года после окончания летной школы прибыл в Смоленск и был назначен на свою первую летную должность командира корабля. Думаю, такие совпадения едва ли бывают случайными, но ровно через 25 лет – 17 декабря 1959 года, когда будут созданы ракетные войска стратегического назначения, – Федору Ивановичу доверят формировать здесь же, в Смоленске, первую в истории РВСН ракетную армию...
.
А начиналась его славная биография в бедной деревушке Коханово Чериковского уезда, что на Могилевщине. Большая крестьянская семья Добышей, в которой, кроме Федора, было еще шесть детишек, от зари до зари трудилась в поле и кормилась, как и все односельчане, только от земли-матушки. О небе никто и не помышлял. В 1924 году, едва Федору исполнилось 18, родные отправили его на заработки в Климовичи, где ему, окончившему еще до революции сельскую церковно-приходскую школу, удалось устроиться подручным столяра в местном коммунхозе... В 1928 году Федор поступает в Смоленский электротехнический институт, но учиться ему в нем, увы, не довелось. Его призывают в армию, и с 5 ноября он уже красноармеец полковой школы 4-го стрелкового полка 2-й Белорусской дивизии в городе Борисове. В 1929 году его принимают в партию и избирают членом Борисовского горсовета. За успешное окончание полковой школы Федора Добыша направляют на учебу в Минск, в пехотное отделение Объединенной Белорусской военной школы им. ЦИК БССР.
.
Со временем, несомненно, и вырос бы в крупного пехотного военачальника Федор Иванович Добыш, но его ждал новый, совершенно неожиданный поворот в судьбе. В те годы в армии начинался эксперимент по переводу в авиацию командиров и политработников из наземных войск. Предложили стать авиатором и Добышу. И он сделал решительный, самый главный выбор, определивший всю его дальнейшую жизнь и судьбу.
.
В петлицах «птичка»
20 февраля 1933 года командир пехотной роты Федор Добыш стал слушателем 2-й Краснознаменной военной школы имени Осоавиахима в Борисоглебске. В этой школе решили попробовать доселе неслыханное – готовить из пехотных командиров не просто летчиков, а сразу командиров звеньев!
.
В третий набор этой элитной, образцовой авиашколы, которой руководил тогда легендарный Зиновий Померанцев (будущий начальник Военно-воздушной академии), посчастливилось попасть и Федору Добышу. Выпускался он из авиашколы на двухместном легком бомбардировщике Р-5. В выпускной аттестации начальник авиашколы Померанцев рекомендовал назначить его на должность командира звена в легкобомбардировочную эскадрилью, посчитав необходимым отметить: «Природные летные качества – хорошие, усвоение летной программы – легкое, ориентирование – отличное, воздушная стрельба с У-2 – отличная, активно занимался легкой атлетикой, за что имеет ряд поощрений».
.
17 декабря 1934 года военный летчик Федор Добыш получил свое первое назначение – командиром самолета-разведчика Р-6 4-й дальнеразведывательной эскадрильи Белорусского военного округа, которая размещалась на Смоленском аэродроме.
.
В декабре 1936 года старший лейтенант Добыш возглавил авиационный отряд 11-й скоростной бомбардировочной эскадрильи Белорусского военного округа и, переучившись на бомбардировщик СБ, выводит свой отряд в передовые.
В мире в это время было неспокойно. Вовсю полыхала война в Испании, а 7 июля 1937 года с провокации на мосту Лугоуцяо близ Пекина началась широкомасштабная агрессия Японии против Китая... В ходе совершенно секретной операции «Зет» уже 10 октября в Китай были отправлены две эскадрильи лучших советских летчиков бомбардировочной и истребительной авиации. Среди них был и Добыш. 2 декабря 1937 года в составе девятки бомбардировщиков СБ капитана И.Козлова он с Нанкинского аэродрома совершил свой первый боевой вылет на Шанхай. В следующих вылетах он бомбит железнодорожный узел Цзинань, мосты через реку Хуанхэ. В одном из полетов у ведущего группы бомбардировщиков Федора Добыша начал глохнуть правый мотор. О вынужденной посадке речь идти не могла – кругом горы. Надо было немедленно возвращаться на свой аэродром. Но Добыш все же долетел до стоящих на реке Янцзы японских кораблей, отбомбился по ним вместе со всей группой и благополучно вернулся, совершив посадку на одном двигателе. Как сообщила разведка, советские летчики тогда повредили и потопили шесть японских кораблей.
.
Кроме участия в боевых действиях, летчики обучали китайских пилотов летному ремеслу, передавали им свой богатый опыт. Летать в Китае было очень сложно – радиосвязи никакой, средства навигации – самые примитивные. Отсутствие кислородного оборудования крайне затрудняло полеты на больших высотах. Воевали летчики в Китае тайно и даже в секретных личных делах наших героических парней эта война всегда называлась «государственной командировкой». Кстати, в этой «командировке» погибло более 200 советских авиаторов... Девятнадцать летчиков стали Героями Советского Союза. Среди них брестчанин А.Благовещенский и уроженец Могилевщины Е.Николаенко. За время «командировки» Добыш совершил шесть результативных боевых вылетов, за что был награжден орденом Красного Знамени.
.
1 января 1939 года майор Добыш возглавил легендарный 31-й скоростной бомбардировочный полк, золотыми буквами вписанный в историю советских ВВС.
.
Крута под крылом высота
28 сентября 1939-го майор Добыш перебазировал свой полк в Болбасово, под Оршей, где еще 2 месяца он находился в полной готовности. 25 ноября снова вернулся на аэродром в Смоленск. Но, увы, ненадолго. Началась война с Финляндией, которая с самого начала пошла не по сценарию Кремля. Наши войска несли большие потери. На усиление 16-й скоростной авиабригады ВВС Северо-Западного фронта, упорно штурмовавшего на Карельском перешейке «линию Маннергейма», 26 декабря 1939 года на аэродром «Чернево» был срочно переброшен полк Добыша. 5 января 1940 года в сложнейших метеоусловиях (а других там почти не было – из 104 дней войны только 25 с ясной погодой) Федор Иванович лично повел своих летчиков в бой. Воевал его полк до самого конца войны, воевал геройски, сбросив на врага 11.807 бомб и сбив в воздушных боях 17 финских истребителей.
.
Командирский хлеб Добыша отнюдь не всегда был мягким, как это может показаться на первый взгляд. И у него в полку были аварии и поломки, и получал он за них по первое число по партийной и дисциплинарной линии. Но факт остается фактом: ни один экипаж у него не погиб в авиакатастрофе.
.
Мастера пикирующих ударов
Начало войны 44 экипажа полка Добыша встретили без паники и растерянности. Умело уходя из-под бомбежек, они не потеряли на аэродроме ни одного самолета. В 7 часов утра 23 июня в полном составе полк нанес мощный удар по противнику в районе города Таураге, а на следующий день первыми из советских летчиков бомбили территорию рейха – город Тильзит в Восточной Пруссии! Решительный и везучий полк Добыша в эти невыносимо тяжкие первые дни войны становится главной ударной силой командования Северо-Западного фронта. Но их скоростные бомбардировщики СБ скоростными, увы, были только по названию. Неповоротливые, не способные бомбить с пикирования и уже безнадежно устаревшие, да еще и летавшие на бомбардировку без истребительного прикрытия, они каждый день гибли в отчаянных воздушных боях с «Мессершмиттами». Несмотря на это, оставшиеся в живых экипажи вновь поднимались в небо и вновь прорывались к целям через стаи немецких истребителей и частокол зениток.
.
15 июля 1941 года обескровленный, потерявший в боях все свои самолеты, полк подполковника Добыша был выведен в тыл – на переформирование и переучивание на пикирующие бомбардировщики Пе-2.
.
9 сентября в составе 55-й смешанной авиадивизии Добыш со своими геройскими парнями возвращается на Северо-Западный фронт, и фрицы вновь ощутят на себе мощные удары 31-го полка теперь уже пикирующих бомбардировщиков. Всего через 3 месяца боев полк Федора Добыша станет известен всей стране. 6 декабря 1941 года в советских ВВС родилась гвардия – приказом наркома обороны шесть лучших авиационных полков, проявивших особое мужество и геройство в горестном, трагичном сорок первом, получили гвардейские звания. Этой высочайшей чести первыми были удостоены четыре истребительных, один штурмовой и один бомбардировочный полк – 31-й полк гвардии подполковника Добыша. С этого дня он стал называться 4-м гвардейским бомбардировочным, открыв собой славный список гвардейцев в советской бомбардировочной авиации.
Во главе полка Фёдор Иванович летает на боевые задания до июня 1942 года, когда руководством Вооруженных Сил будет принято решение о создании 1-го бомбардировочного корпуса Резерва Верховного Главнокомандования в составе двух дивизий пикирующих бомбардировщиков. Одну из дивизий – 263-ю – поручили формировать гвардии полковнику Добышу.
.
22 октября 1942 года его дивизия прибывает на Калининский фронт и участвует в кровопролитной Ржевско-Сычевской операции, в штурме города и крепости Великие Луки. В начале 1943 года решением Ставки Верховного Главнокомандования она перебрасывается на Волховский фронт и участвует в тяжелейшей операции по прорыву блокады Ленинграда. Бомбами и большой кровью удалось пробить коридор шириной всего в 11 километров и восстановить сухопутную связь многострадальной северной столицы со страной. Ветераны рассказывали, что Федор Иванович очень гордился медалью «За оборону Ленинграда» и всегда со слезами на глазах вспоминал о боях за этот город.
.
На Воронежском фронте дивизия принимает участие в Курской битве. 1-м бомбардировочным корпусом, в который входила дивизия Добыша, командовал тогда легендарный мастер пикирующих ударов Герой Советского Союза генерал Иван Полбин. Пе-2 позволял пикировать с углом до 90 (!) градусов, но обычно бомбили с 70, при этом приборная скорость возрастала до 550 км в час, а потеря высоты, «просадка» на выводе составляла 800 – 900 метров! Перегрузка в 4, а то и в 6 единиц безжалостно «плющила» экипаж, хотя бывали случаи, что на Пе-2 приходилось терпеть и 8 – 11 единиц! Самолет и тот едва выдерживал, а каково было экипажу! Многое здесь зависело не только от летчика, но и от исправности тормозных решеток и автомата вывода из пикирования. Поэтому любителей бомбить с пикирования среди пилотов было не так уж и много. Но генерал Полбин личным примером добился, что весь его корпус стал пикирующим. Рискованная игра стоила свеч, ведь при пикировании экипаж гарантированно поражал цель размером всего 3 х 5 метров! Под Курском и Прохоровкой эти снайперские удары по танкам оказались весьма кстати.
.
После освобождения Харькова была Полтава, затем Кременчуг, бои на Днепровском плацдарме, в ходе которых ведущими группы бомбардировщиков Полбиным и Добышем была впервые применена знаменитая «вертушка» – бомбометание с пикирования с замкнутого круга, когда самолеты делали без перерыва 4 – 6 заходов на цель. «Вертушка», словно дисковая пила, вращалась над врагом и, меняя направление, буквально под ноль «вырезала» его боевые порядки.
.
Большинство командиров авиационных дивизий в годы войны летали на боевые задания очень редко, а многие и вовсе не летали. Федор Иванович Добыш всю войну был со своими гвардейцами в небе и личным примером показывал, как надо бить врага. Причем в небе Добыш не прятался за спины своих летчиков. Пе-2 комдива с нарисованными акульей пастью и огромным гвардейским значком немцы отлично знали и упорно, но безуспешно охотились за ним всю войну.
.
9 мая гвардии полковник Добыш провел на последнем своем фронтовом аэродроме Жагань торжественный митинг, поздравил своих летчиков-героев с Победой и... поставил очередную боевую задачу – нанесение ударов по немцам в районе столицы Чехословакии – Праги. Зачехлила свои легендарные «пешки» 1-я гвардейская дивизия лишь 11 мая 1945 года.
.
24 июня 1945 года гвардии полковнику Федору Добышу, прошедшему войну, как говорится, от звонка до звонка, выпала высокая честь командовать сводной ротой летчиков 1-го Украинского фронта на Параде Победы. Впереди была мирная жизнь, которая, однако, очень скоро поставила перед Федором Добышем настоящие боевые задачи.
.
Во главе стратегических сил
В декабре 1955 года генерал-майор авиации Добыш назначается на должность командующего 50-й воздушной армией дальней авиации, штаб которой находился в Смоленске. Это была единственная тогда в Вооруженных Силах СССР армия стратегического назначения, в составе которой на аэродроме «Болбасово» под Оршей находилась 160-я дивизия – первая авиадивизия носителей ядерного оружия в составе двух тяжелых бомбардировочных полков на самолетах Ту-4А. Вскоре в ее составе в Барановичах появилась еще одна – 45-я Гомельская стратегическая дивизия носителей, но уже на первых тяжелых реактивных бомбардировщиках Ту-16А. Создавались части стратегической авиации в ответ на планы США по ядерному нападению на Советский Союз. И только бомбардировщики Добыша могли тогда «достать» США, являясь единственным средством стратегического сдерживания. Других средств доставки ядерного оружия у Советского Союза просто не было. Такова была трагическая логика «холодной войны»...
.
«Дотянуться» советским летчикам можно было только через Северный полюс. Поэтому открывать ворота в Арктику, штурмовать полюс, осваивать аэродромы на Крайнем Севере, за полярным кругом, в тундре и на льдах довелось именно летчикам генерала Добыша. Все это делалось в режиме чрезвычайной секретности, и поэтому в те времена практически никто не знал ни о Северной группе войск, ни об Оперативной группе авиации в Арктике, ни об атомных бомбардировках Новой Земли...
.
В авиационном стратегическом противостоянии гвардейцы Добыша выстояли, но в двери уже вовсю стучался призрак ракетно-ядерной войны. В 1958 году генерал-лейтенант Добыш получил совершенно секретную директиву командующего дальней авиации о формировании в составе 50-й армии ракетных частей. В октябре в обстановке строжайшей тайны на базе 362-го тяжелого бомбардировочного полка на аэродроме «Сеща» был создан первый ракетный полк, а в ноябре в Тарту из 454-го авиаполка – еще один. К концу года генерал Добыш сформировал в своей армии еще 5 ракетных полков и 3 принял из других армий. В каждом из полков было тогда по 4 эскадрильи баллистических ракет Р-2.
.
Когда 17 декабря 1959 года советским правительством было принято решение о создании ракетных войск стратегического назначения, на базе 50-й воздушной армии сформировали 50-ю ракетную армию. Исполняющим обязанности первого командующего первой в истории РВСН ракетной армии был назначен генерал-лейтенант авиации Федор Добыш, который был окончательно утвержден на этом важнейшем стратегическом посту в ноябре 1960 года. К этому времени в 50-ю РА вошли уже 6 дивизий, на вооружение армии поступили ракеты средней дальности Р-5М и Р-12.
.
Под руководством генерала Добыша была развернута мощная северо-западная группировка ракет стратегического назначения. Беспокойное хозяйство Добыша было огромным, к 1963 году 50-я армия имела на вооружении 351 пусковую установку ракет Р-12, Р-14 и Р-5М. Диву даешься, как умудрялся управлять этой мощью из своего подземного командного пункта, который находился в 60 километрах от Смоленска у поселка Гусино, генерал Добыш.
.
Все 12 лет, когда Федор Иванович командовал 50-й армией, она была лучшей, передовой в ракетных войсках. Именно его 344-му ракетному полку из Приекуле было доверено участвовать в 1962 году в рискованном и ответственном мероприятии «Тюльпан» – проведении двух пусков ракет Р-14 с реальными термоядерными боезарядами из района под Читой по полигону на Новой Земле. Ракеты летели над территорией страны, и если бы случился какой-то сбой, последствия были бы пострашнее Чернобыля. В 1965 – 1968 годах боевые расчеты 50-й армии провели на полигоне Капустин Яр 175 успешных учебно-боевых пусков ракет Р-12 и Р-14. К стратегической операции «Анадырь» на Кубе от армии Добыша привлекался 79-й ракетный полк из Плунге и 1-й ракетный дивизион 428-го ракетного полка из Сморгони. В его ракетной армии проходили испытания и первые подвижные пусковые установки на гусеничном шасси танков Т-10 с ракетами РТ-15 – прообраз нынешних «Тополей», внедрялась первая аппаратура автоматизированного управления ракетными частями «Сигнал». В 1970 году на вооружение 50-й армии поступили и тяжелые межконтинентальные ракеты УР-100 и Р-16.
.
В 1972 году «стратегический генерал» Добыш ушел на пенсию. В истории ракетных войск он единственный, кто командовал армией 12 лет...
.
29 ноября 1980 года генерал-полковника Федора Ивановича Добыша не стало. Скромные похороны состоялись на Кунцевском кладбище в Москве, а в некрологе в «Красной Звезде» появилась все та же, сопровождавшая его всю жизнь, ни о чем не говорящая фраза: «Занимал ряд ответственных должностей». Сегодня гриф секретности с его имени снят, но есть ли в Беларуси улица или мемориальная доска, посвященная нашему легендарному земляку? Увы...
***
Произведение Добыша Ф. И. "КУРС НА ВОСТОК" http://avia.lib.ru/bibl/1009/09.html
Карта сайта Написать Администратору