Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Каштанкин Виктор Николаевич

В 1936 году окончил в Борисоглебске школу командиров звеньев
Герой Советского Союза Дата указа 31.05.1945
06.02.1910-23.03.1944 
.
Каштанкин Виктор Николаевич – помощник командира 7-го гвардейского штурмового авиационного полка (9-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота), гвардии майор.
.
Родился 6 февраля 1910 года в селе Большие Ключищи ныне Ульяновского района Ульяновской области в семье железнодорожника. Русский. С детства работал по хозяйству, а когда ему исполнилось 16 лет, стал водить по полям трактор.
.
С 1927 года жил в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург), работал учеником токаря на машиностроительном заводе имени Карла Маркса.
.
В 1929 году был призван на службу в ВМФ. В 1930 году стал курсантом Военно-теоретической школы летчиков ВВС РККА. После окончания в 1932 году этой школы был направлен в Ейское морское авиационное училище. Училище дало молодому пилоту хорошую подготовку. Старшие начальники отмечали в его характеристиках: штурманская и стрелковая подготовка отличная; может летать в сложных метеорологических условиях; летает грамотно, уверенно, оперативно-тактическая подготовка хорошая. Как одного из лучших летчиков в 1936 году его направили в авиашколу командиров звеньев.
.
Затем В.Н.Каштанкин в составе авиации Балтийского флота принимал участие в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. Первый боевой вылет он совершил в день начала советско-финляндского конфликта 30 ноября 1939 года. В другие дни - по нескольку вылетов, иногда до пяти в сутки. Был награжден орденом Красного Знамени.
.
В феврале 1941 года капитан Каштанкин был назначен командиром авиаэскадрильи морских ближних разведчиков - гидросамолетов МБР-2, базировавшихся на полуострове Ханко.
.
В первые же дни войны начались боевые вылеты. Аэродром постоянно обстреливали с финской территории. Тогда командование решило оставить на Ханко истребители для защиты неба, а другие самолеты перебазировать ближе к главной базе флота — Таллинну, потом – на остров Эзель. На гидропланах МБР-2 летчики бомбили вражеские транспорты в Балтийском море, вели разведку, разгромили аэродром противника. Вскоре капитан Каштанкин потопил вражеский транспорт.
.
Через некоторое время, успешно выполнив боевое задание, группа самолетов во главе с капитаном Каштанкиным возвращалась к своему аэродрому. Штурман самолета заметил на воде крупный транспорт противника. Однако боеприпасы были уже израсходованы. Каштанкин приказал радисту вызвать бомбардировщики, приказал группе следовать на свой аэродром, но сам не ушел от транспорта, летал в отдалении, передавал по рации об изменении курса. Бомбардировщики не заставили себя долго ждать. Они ударили по транспорту и потопили его.
.
Были и такие задания, на которые капитан Каштанкин вызывался сам. Так была сфотографирована батарея противника, укрытая в каменистом извилистом береге, которая не давала свободно проходить нашим кораблям. Для отвлечения внимания зенитчиков к батарее вылетела демонстративная группа истребителей. По ним враг и открыл интенсивный огонь. По батарее ударил наш крейсер. В это время Каштанкин вынырнул из-за облаков к позициям врага. Вокруг его самолета замелькали шапки разрывов — артиллеристы поняли наш маневр, но летчик уже успел засечь тяжелые орудия.
.
В первой половине августа 1941 года гитлеровцы повели мощное наступление на Ленинград. К концу месяца противнику удалось выйти на ближние подступы к городу.
.
В одном из разведывательных полетов на фотографирование железнодорожной станции самолет Каштанкина был подбит зенитной артиллерией, но летчик, выполнив задание, довел поврежденную машину до своего аэродрома. В одном из последующих вылетов он был ранен. Через несколько недель вернулся в строй. Его эскадрилья летала на бомбежку дальнобойных орудий, обстреливавших Ленинград.
.
В ноябре 1941 года эскадрилья по решению командования была расформирована, а капитан Каштанкин был отправлен в запасной полк для освоения штурмовика Ил-2. Закончив учебу, капитан Каштанкин был назначен перегонщиком самолетов и стал перегонять самолеты Ил-2 с завода – изготовителя в окруженный врагом Севастополь. Иногда приходилось под огнем и садиться, и заруливать в укрытия, и улетать на транспортных самолетах за новыми Илами. Летчиками – перегонщиками владело одно стремление: быстрее доставить машины героическому городу, не потерять ни одной из них в трудном и опасном пути, на котором не раз их подстерегали вражеские истребители.
.
После падения Севастополя в июне 1942 года капитан Каштанкин стал командовать отдельной штурмовой авиаэскадрильей на Южном фронте. Летчики наносили удары по наземным войскам противника, скоплениям судов в портах Керченского и Таманского полуостровов. За короткое время эскадрилья капитана Каштанкина потопила 12 транспортов, уничтожила 63 самолета и немало другой вражеской техники и живой силы.
.
В передовице газеты «Красный флот» было написано: «Наиболее эффективно действуют по аэродромам наши самолеты-штурмовики. Подразделение, которым командует капитан Каштанкин, только за один вылет бомбами и пулеметно-пушечным огнем уничтожило и повредило на земле свыше 20 вражеских самолетов... За короткий срок они разрушили несколько переправ, сожгли много танков, истребили сотни гитлеровцев...»
.
В одном из полетов на штурмовку самолет Каштанкина был подбит, а сам он тяжело ранен, однако вернулся на подбитой машине на аэродром.
.
Из госпиталя он вышел осенью 1942 года и был направлен в запасной полк. В марте 1943 года ему было присвоено звание майора. Вскоре он получил назначение на Тихоокеанский флот. На его рапорт о посылке на фронт ответили, что его боевой опыт принадлежит не ему одному, его надо передавать молодежи, помогать осваивать новые машины, которые только начали получать дальневосточники.
.
Каштанкин был назначен командиром 37-го полка ВВС Тихоокеанского флота. Началась напряженная учеба. Много часов он провел в воздухе, летал с каждым командиром эскадрильи и командиром звена. Часть майора Каштанкина была на Тихоокеанском флоте на хорошем счету. Летчики отличались высокой подготовкой, подразделения — слетанностью. Он готовил пилотов с учетом изменений в технике и тактике, воспитывал у них решительность, самоотверженность, мужество.
.
Во время службы на Дальнем Востоке Каштанкин не терял надежды вернуться на фронт. Решив, что такое время пришло, он подал рапорт генералу, своему начальнику. В январе 1944 года его просьбу удовлетворили. Майора Каштанкина направили в распоряжение командования ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Он получил назначение в стоявший под Ленинградом 7-й гвардейский штурмовой авиационный полк помощником командира по летной подготовке.
.
Каштанкин вернулся в только что освобожденный от блокады Ленинград в начале 1944 года. На новом месте службы Каштанкин с головой ушел в боевую работу. Он многократно водил на штурмовку группы Илов. Его действия в воздухе были примером для летчиков. Он стремился выходить на цели поточнее, поразить их с первого захода, умело использовал облачность и характер местности. Как помощник командира полка он был требователен к людям, заботился о них, учил умело действовать в бою.
.
В те дни летчики поддерживали пехоту, наносили удары по вражеским позициям. Гитлеровская авиация стала активнее противодействовать налетам, поэтому все чаще штурмовики летали с истребителями прикрытия.
.
6 марта 1944 года во главе группы из 8 самолетов Ил-2 гвардии майор Каштанкин произвел боевой вылет на штурмовку артиллерийско-минометных позиций противника на северо-западной окраине города Нарва. Несмотря на заградительный зенитный огонь, бомбоштурмовым ударом в группе уничтожил 5 дзотов, подавил огонь 3 минометных батарей.
.
Еще более удачными были действия летчиков-штурмовиков 18 марта в районе бухты Кясму Лахт. Здесь наши разведчики обнаружили большое скопление кораблей и судов. 7-й гвардейский авиаполк повел на задание сам командир гвардии майор Мазуренко. Каштанкин возглавлял группу Илов. При штурмовке летчики потопили три транспорта, один из которых уничтожил Каштанкин.
.
23 марта 1944 года воздушная разведка обнаружила в Нарвском заливе две группы кораблей противника общей численностью до полутора десятков вымпелов. Группе самолетов 7-го гвардейского авиационного полка было приказано атаковать противника. Вел семерку командир полка Герой Советского Союза гвардии майор Мазуренко. Каштанкин был ведущим одной из пар. Воздушным стрелком у него был гвардии младший сержант Кузнецов.
.
Во время штурмовки в самолет Каштанкина врезался вражеский снаряд. Самолет загорелся. Каштанкин развернул горящую машину и круто спикировал на вражеский сторожевой корабль, врезавшись в его самую середину. Прогремел взрыв, и сторожевик со всем экипажем пошел ко дну.
.
Жестоко отомстили летчики врагу за гибель боевых товарищей. Фашистский конвой был разгромлен наголову. Всего в этом бою балтийские летчики уничтожили два транспорта, два сторожевых корабля и сторожевой катер, сбили 7 вражеских самолетов.
.
В наградном листе было указано, что гвардии майор Каштанкин совершил 36 боевых вылетов на штурмовку войск противника. Уничтожил и повредил в группе 3 вражеских транспорта, сторожевой катер, 3 миномётных батареи, 7 дзотов.
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии майору Каштанкину Виктору Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
.
Награжден орденами Ленина, Красного Знамени.
.
Именем Героя была названа школа в родном селе.
.
Карта сайта Написать Администратору