Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Лавицкий Николай Ефимович

Выпускник 1939 года
Герой Советского Союза. Дата указа: 24.08.1943 (медаль № 1133)

07.12.1919-10.03.1944 
.
Лавицкий Николай Ефимович - командир звена 45-го истребительного авиационного полка 216-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта, лейтенант.

Родился 7 декабря 1919 года в деревне Слобода Монастырщинского района Смоленской области. Русский. Член ВКП(б) с 1942 года. Окончил 8 классов и аэроклуб. Работал продавцом универмага в Свердловском районе Москвы.

В 1939 году призван в ряды Красной Армии. Был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу, которую окончил в 1939 году.

В боях Великой Отечественной войны с декабря 1941 года. Свою первую победу Н.Е. Лавицкий одержал 30 декабря 1941 года в районе Феодосии. Этот бой был замечателен тем, что на своей "Чайке", на биплане, ему удалось сбить современнейшую по тем временам машину - истребитель Ме-109F.

В апреле 1942 года лейтенант Н.Е. Лавицкий был переведён в 45-й истребительный авиационный полк. 11 июня в бою с большой группой самолётов противника он уничтожил истребитель Ме-109, который рухнул в районе Балаклавы. 29 июня 1942 года, во время свободного патрулирования, сбил бомбардировщик Ju-87.

Летая на самолёте Як-1 Н.Е. Лавицкий в составе 45-го истребительного авиационного полка сражался в Крыму и на юге Украины. В боях за Крым уничтожил 60 автомашин, 2 зенитно-пулемётные установки, батарею зенитных орудий и до 200 солдат и офицеров врага. Только во время героической обороны Севастополя отважный лётчик сбил 4 немецких самолёта. В одном из боёв в его машину угодил крупный осколок зенитного снаряда, но истребитель ещё держался в воздухе. Н.Е. Лавицкий продолжал выполнять задание и штурмовыми ударами уничтожил несколько орудий противника.

В октябре 1942 года лётчики полка отбыли на переформирование в город Орджоникидзе, где освоили американские истребители P-40 "Киттихаук". В феврале 1943 года 45-й истребительный авиационный полк вернулся на фронт и старший лейтенант Н.Е. Лавицкий был назначен командиром звена. Весной 1943 года начались новые воздушные схватки, теперь уже в небе Северного Кавказа. 22 марта в районе станции Анастасиевская звено Н.Е. Лавицкого встретило 20 немецких самолётов. Лётчики приняли бой и сбили 6 вражеских машин. Лично командир звена сбил 2 самолёта.

15 апреля 1943 года около 60 вражеских бомбардировщиков под прикрытием 25 истребителей пытались нанести удар по боевым порядкам наших войск. Восемь наших лётчиков смело атаковали врага и в завязавшемся бою уничтожили 1 истребитель и 5 бомбардировщиков. Неприятельская атака была сорвана. Н.Е. Лавицкий сбил один бомбардировщик.

К июлю 1943 года лейтенант Н.Е. Лавицкий совершил 185 боевых вылетов. В 66 воздушных боях лично сбил 11 и в составе группы 1 самолёт противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками лейтенанту Николаю Ефимовичу Лавицкому присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1133).

В начале марта 1944 года группа лётчиков во главе с гвардии капитаном Н.Е. Лавицким убыла в глубокий тыл, в Закавказье, откуда должна была перегнать для пополнения полков дивизии новую партию самолётов. 10 марта 1944 года группа Н.Е. Лавицкого, собравшись после взлёта в боевой порядок, взяла курс на запад. И вдруг в самолёте Н.Е. Лавицкого возникли неполадки в моторе. Аварийная обстановка быстро нарастала: упала тяга, самолёт, теряя скорость, пошёл на снижение. В кабине появился предательский едкий дым. А внизу - Гудермес, небольшой кавказский городок. Взглянув на землю, Н.Е. Лавицкий увидел впереди крупную железнодорожную станцию и множество цистерн с бензином.

Значит, надо отвернуть, а то случится беда... Покинуть самолёт, выбросившись на парашюте, уже невозможно - поздно. Плавный отворот - только бы не упасть на составы! В кабине огонь - жжёт руки, лицо. Неимоверными усилиями воли и мускулов Н.Е. Лавицкий отвернул самолёт от железнодорожных составов, выровнял его, но тут же без скорости упал на вспаханное поле, рядом с железной дорогой. Николай Ефимович Лавицкий все-таки пытался вылезти из горящей машины, но не успел — оглушительный взрыв потряс воздух... К этому времени отважный лётчик провёл более 100 воздушных боёв, сбил 23 самолёта лично и 2 в паре с ведомым.

После войны останки Николая Ефимовича Лавицкого перезахоронили в парке города Мариуполь Донецкой области (Украина), где на берегу Азовского моря воздвигли памятник Герою.

Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Aлександра Невского, орденом Отечественной Войны 1-й степени, медалями.

Имя Героя носят улица в городе Гудермес и школа в селе Шиловичи Духовщинского района Смоленской области, где он учился. На родине создан музей Героя.
.
*****
ЛАВИЦКИЙ Николай Ефимович
(информация предоставлена Михайловым Д. В., выпускником БВВАУЛ 1989 г.)
Родился 7 декабря 1919 г. в д. Слобода Смоленской обл. Учился летать в Смоленском аэроклубе, в 1939 г. призван в армию. До конца этого года окончил Борисоглебскую ВШЛ.
В декабре направлен в Крым. Участвовал в обороне Севастополя и сбил 4 самолета. Получил звание лейтенанта, летом 1942 г. служил в 45-м ИАП, летал на Як-1, участвовал в боях на Кавказе. В октябре полк был отозван под Орджоникидзе и укомплектован самолетами Р-40, вернулся к боевым действиям. В феврале 1943 г. на Северо-Кавказском фронте Лавицкий стал старшим лейтенантом и командиром звена. Во время боев на Кубани в июле 1943 г. сбил 12 самолетов (1 - в труппе), совершив 185 боевых вылетов. Произошло очередное перевооружение полка - на этот раз самолетами Р-39 «Аэрокобра». Полк вел боевые действия на Южном фронте - над территорией Донбасса, в августе стал называться 100-м ГвИАП. Лавицкий в это время был переведен в 16-й ГвИАП, в составе которого в начале 1944 г. стал капитаном, воевал на 4-м Украинском фронте. 10 марта 1944 г. одержал две последние победы, доведя их общий счет до 26 (2 - в группе) и приняв участие более чем в 100 боях. В этот же день в районе Жданова он был подбит и погиб.
Награды: ГСС и ОЛ (24 августа 1943 г.); ОКЗн, дважды; орден Александра Невского; ООВ 1-й степени.
Группа ведущих лётчиков 6-го ИАК.
Слева направо: Н. Лавицкий (выпускник1939 г.), А. Покрышкин, Д. Глинка, И. Дзусов, Г. Речкалов, И. Бабак.
Карта сайта Написать Администратору