Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Скрипко Николай Семёнович

Инструктор, командир отряда, командир АЭ в Борисоглебской ВШЛ с 1928 по 1933 год
Маршал авиации
 
.
Николай Семёнович Скрипко́ родился 5 декабря (по ст. стилю 22 ноября) 1902 г. в селе Больдераа Лифляндской губернии, ныне микрорайон Болдерая в черте города Рига, Латвия.
В Красной Армии с 1919 года. В гражданскую войну воевал рядовым в пехоте, затем младшим командиром в артиллерии на Дальнем Востоке, воевал против войск атамана Г. М. Семёнова, японских интервентов, войск белых правительств на Дальнем Востоке. Участвовал в штурме Спасска и в Владивостокской наступательной операции, за что награждён орденом Красного Знамени.
.
Межвоенный период
После окончания войны продолжал служить на Дальнем Востоке, был начальником службы связи и разведки гаубичного артиллерийского дивизиона. В 1923 году на военных учениях совершил вылет на самолёте в качестве наблюдателя, после чего решил перейти на службу в авиацию. В 1924 году добился такого перевода и направлен на учёбу в Ленинградскую военно-теоретическую авиационную школу. Окончил её в 1925 году и для освоения управления самолётом направлен в 1-ю военную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова (так тогда называлась знаменитая Качинская авиационная школа), окончил её в 1927 году. Служил младшим лётчиком в 36-й легкобомбардировочной авиационной эскадрилье 7-й авиационной бригады в Кировограде.
С 1928 года - в Борисоглебскской 2-й авиационной школе лётчиков: инструктор, командир учебных звена, отряда и эскадрильи. С 1934 года - начальник отдела по подготовке лётчиков авиационной школы в Оренбурге, затем командир созданной на базе этого отдела учебной авиационной бригады ВВС Приволжского военного округа.
В 1938 году окончил Высшую лётно-тактическую школу в Ленинграде и назначен командиром 13-го легкобомбардировочного авиационного полка в Среднеазиатском военном округе, затем переформированного в 34-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. С января 1940 года был помощником командира и командиром 35-й авиационной бригады в Киевском военном округе. Летом 1940 года короткое время командовал 16-й смешанной авиационной дивизией в том же округе. С ноября 1940 года - командир 3-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса в составе ВВС Западного Особого военного округа, дислоцированного в Смоленске, полковник.
.
Великая Отечественная война
В Великой Отечественной войне - с первого дня. Корпус совершал боевые вылеты в поддержку войск Западного фронта, неся значительные потери из-за отсутствия истребительного сопровождения и применения устаревших типов бомбардировщиков. Однако и в этих условиях Скрипко удалось добиться значительных боевых результатов путём применения ряда новаторских боевых приёмов. Также он без согласования с высшим командованием отдел приказ об установке дополнительных бортовых пулемётов в задней нижней полусфере бомбардировщиков, а ввиду отсутствия штатных пулемётчиков - укомплектовал их офицерами и солдатами наземных и штабных подразделений. В результате резко снизились собственные потери, а также огнём из этих пулемётов было сбито за короткий срок свыше 20 истребителей противника, пытавшихся атаковать бомбардировщики со стороны незащищённых, как им казалось, секторов.
Полковник Скрипко был направлен на повышение и назначен командующим ВВС 5-й армии Юго-Западного фронта, затем заместитель командующего ВВС Юго-Западного фронта генерала Ф. А. Астахова. С марта 1942 года - заместитель командующего Авиацией дальнего действия генерала А. Е. Голованова. Занимал эту должность до декабря 1944 года, когда Авиация дальнего действия была переформирована в 18-ю воздушную армию, а сам Скрипко стал первым заместителем командующего 18-й воздушной армией.
За годы войны четырежды повышался в воинских званиях: генерал-майор авиации (9.11.1941), генерал-лейтенант авиации (21.07.1942), генерал-полковник авиации (13.03.1944), маршал авиации (19.08.1944).
.
Послевоенный период
В 1946 году 18-я воздушная армия была расформирована, маршал Скрипко назначен первым заместителем командующего Дальней авиацией. В 1950 году он окончил Высшие академические курсы при Высшей Военной академии имени К. Е. Ворошилова. С 1950 года - командующий Транспортно-десантной авиацией. В 1953 году - помощник командующего Воздушно-десантными войсками по транспортно-десантной авиации. С 1953 года - командующий Транспортно-десантной авиацией Воздушно-десантных войск.
Анализируя многочисленные проблемы в десантировании крупных воздушно-десантных соединений и возрастание роли последних в словиях современной войны, Скрипко пришёл к выводу о необходимости создания нового рода авиации и активно добивался рассмотрения поданных им соответствующих предложений. Руководство Министерства обороны СССР согласилось с его доводами, в 1955 году в СССР была создана Военно-транспортная авиация, а маршал авиации Скрипко стал её первым командующим. Возглавлял Военно-транспортную авиацию 14 лет, по существу, стал её родоначальником в современном виде. С августа 1969 года - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР 6 созыва. Автор книги "По целям ближним и дальним". Его имя носит Ил-76МД в Иваново.
.
Жил в Москве. Член ВКП(б) с 1927 года, член Центральной Ревизионной Комиссии КПСС в 1961—1966 годах. Автор мемуаров
Николай Семёнович Скрипко умер 5 декабря 1987 г. в Москве.
.
Источники:
Карта сайта Написать Администратору