Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Никонов Анатолий Николаевич

Начальник Борисоглебского ВВАУЛ в 1969-1976 гг.
Генерал-майор авиации
Под руководством Никонова А.Н. была проведена огромная работа по формированию структур и штатов училища, вводу в строй инфраструктуры училищных аэродромов, доведено от начала до окончания обучения три первых его выпуска.
.
Биографию для публикации на сайте предоставила Землякова Светлана Анатольевна, дочь Никонова А.Н.
.
Никонов Анатолий Николаевич родился 6 августа 1923 года в деревне Губино Орехово-Зуевского района Московской области в семье главного механика торфопредприятия Никонова Николая Викторовича. В семье было четверо сыновей и одна дочь, все сыновья впоследствии стали военными лётчиками. Старший сын Виктор погиб в годы Великой Отечественной войны при выполнении боевого задания на Курской дуге.
.
С 1930 по 1937 гг. учился в   Губинской семилетней школе.
С 1937 по 1939 гг. обучался  в Торфяном  техникуме в г. Орехово-Зуево,  одновременно - в 1938-1939 гг. - учился в Орехово-Зуевском аэроклубе, и по окончании был направлен Горвоенкоматом в Качинскую лётную школу.
С декабря 1939 по декабрь 1940 гг. учился в Качинском Краснознаменном Военном Авиационном училище летчиков им. Мясникова.
Из выпускной аттестации курсанта Никонова А.Н.: « Лётную подготовку усвоил отлично: взлёт - 5, набор высоты - 5, развороты - 5, маршрут - 5, расчёт - 5, посадка - 5, мелкие и глубокие виражи - 5, боевые развороты - 5, перевороты -5, бочки - 5, петли - 5, спираль - 5, скольжение - 5, штопор - 5».
.
С декабря 1940 по апрель 1943 г. служил лётчиком-инструктором в ККВАУЛ им. Мясникова.
Из служебной характеристики 1942 г. на инструктора-пилота Качинской авиашколы Никонова А.Н.: «После окончания Качинской авиашколы как одного из отличных курсантов-выпускников оставлен инструктором-пилотом школы». «...Пилотирует смело, уверенно и правильно преподносит курсантам. Методикой обучения курсантов владеет отлично. За 1942 г. выпустил из школы на самолёте И-16 - 7 курсантов, на самолете Харрикейн - 9 курсантов».
С апреля 1943 г. по ноябрь 1944 г. командирован в Учебно-тренировочный отдел при ВУЗ ВВС для обучения курсантов-поляков при польском ИАП  «Варшава».
Из лётно-строевой характеристики на инструктора-лётчика 1-го УТО ВВС КА (16.11.1944)
«Тов. Никонов в дни Великой Отечественной войны свои патриотические чувства показывает в практической самоотверженной работе по подготовке лётчиков-истребителей, подготовив в 1941 г. - 12 летчиков на самолете УТИ-4,  в 1942 г. - 5 лётчиков на УТИ -4,   13 - на самолёте Хаукер-Харрикейн.  В 1943 г. на самолёте Харрикейн - 8 лётчиков, на Як-1 - 7 лётчиков в Качинской авиашколе и 5 лётчиков в УТО.
За всю свою работу тов. Никонов происшествий не имел, лётчиков выпустил с отличными показателями. 20 лётчиков, обученных в 1943 г. - есть боевой счёт тов. Никонова, дающий право претендовать на правительственную награду, согласно приказа № 0410 Народного Комиссара Обороны».
.
За успехи в подготовке лётных кадров награжден орденом «Красная звезда» 21.02.1945.
Всего за период Отечественной войны обучил и подготовил для фронта 45 лётчиков.
.
С ноября 1944 г. по январь 1945 г. служил в должности командира звена ККВАУЛ.
С января 1945 г. по апрель 1946 г. переведён на должность штурмана АЭ ККВАУЛ.
Из аттестации на командира звена ККВАУЛ  Никонова А.Н.:  «…Летать любит. Личная техника пилотирования отличная. В сложных условиях полёта спокоен и принимает правильные и грамотные решения. В воздушном бою настойчив, решителен, вынослив, инициативен. Благодаря  правильной постановке задач и настойчивой требовательности при выполнении штурманских полётов добился того, что в период обучения не было ни одного случая потери ориентировки».
.
С 1946 г. по 1948 г. служил командиром звена ККВАУЛ.
С 1948 г. по 1951 г. – назначен на должность заместителя командира авиационной эскадрильи ККВАУЛ.
Из служебной характеристики на заместителя командира АЭ капитана Никонова А.Н.: «…Умеет мобилизовать личный состав на выполнение поставленной задачи, в результате чего АЭ в 1951 г. подготовила лётчиков-истребителей с отличным и хорошим качеством без аварий и катастроф.
Курсантов обучает грамотно, используя опыт Великой Отечественной войны».
С 1952 по 1955 г. – слушатель командного факультета Краснознамённой Военно-воздушной академии. 
Из личного дела: «Решением Государственной аттестационной комиссии от 29 окт. 1955 г. Никонову А.Н. присвоена квалификация офицера ВВС с высшим командно-штабным образованием».
После окончания академии с ноября 1955 г. по апрель 1958 г. – назначен заместителем начальника 810 авиационного полка  Чугуевского военного авиационного училища лётчиков.
С апреля 1958 г. по январь 1965 г. служил в должности командира 812 авиационного полка Чугуевского ВВАУЛ.
Из служебной характеристики на командира полка подполковника Никонова А.Н. «...Как лётчик подготовлен отлично. Личная техника пилотирования и боевое применение на самолёте Миг-15бис отработаны отлично. Лётную нагрузку переносит легко. Имеет звание «Военный лётчик III класса».
Приказом Министерства обороны СССР от 26.12.1959. присвоена квалификация «Военный лётчик-инструктор I класса».
С января 1965 г. по октябрь 1969 г. служил заместителем начальника Харьковского ВВАУЛ по лётной подготовке.
Из аттестации Никонова А.Н. «...9 января 1965 г. как один из опытных и подготовленных командиров был назначен на должность замеситтеля начальника училища по лётной подготовке».  «…Имеет богатый опыт лётной работы в училищах, а отсюда обладает хорошей методикой обучения постоянного, а особенно переменного состава. Как лётчик подготовлен отлично». «…Лично проверил в воздухе технику пилотирования и методику обучения у 59 лётчиков и проверил 47 курсантов. Большую работу проделал по переучиванию личного состава 812 УАП на новую авиационную технику, самолет Як-28.  Лично руководит методической работой в училище и полках, готовит и проводит занятия с руководителями полётов, следит за их практической подготовкой. Выявляет, обобщает и анализирует причины предпосылок, порождающие лётные происшествия и разрабатывает мероприятия по их предупреждению».
«...В 1964 г. одним из первых в училище переучился на сверхзвуковой самолёт Як-28 и провёл большую работу по комплектованию 812 УАП лётным составом и переучиванию его на сверхзвуковые самолёты.  Летает грамотно, смело и уверенно, этому учит своих подчинённых.  Свой богатый опыт и знания умело передает подчинённым, отдаёт все свои силы и способности делу подготовки высококвалифицированных лётчиков».
        За период лётной работы летал на самолётах УТ-2, УТИ-4, Як-1, Як-3, Як-7у, Як-7б, Як-9, Як-11, Як-18, Харрикейн, Як-12, Л-29, УТИ МиГ-15, МиГ-17, Як-28у, Як-28б. Имеет общий налёт 3822 часов. Из них на реактивных самолётах - 1431 часов (сентябрь 1969 г.), МиГ-21, Л-29, Ан-14 (октябрь 1976 г.)
С октября 1969 г.  по октябрь 1976 г. служил начальником Борисоглебского ВВАУЛ.
4 ноября 1973 г. присвоено звание генерал-майор авиации.
Из аттестации 1976 г. генерал-майора авиации Никонова А.Н. «...За прошедшие четыре года внёс большой вклад в формирование и становление училища. В училище сформировано четыре авиационных полка с подразделениями обеспечения. Училище произвело три выпуска лётчиков-инженеров. Проводится большая работа по подготовке на класс постоянного личного состава. За 9 месяцев 1976 г. в училище подготовлено 92 лётчика I класса и 116 лётчиков II класса».
.
Четыре учебных авиационных полка, восемь аэродромов (Борисоглебск, Жердевка, Поворино, Бутурлиновка, Таловая, Ряжск, Старо-Юрьево, Первомайск) были сформированы и введены в эксплуатацию практически «с нуля». До 1970 г. в училище не было ни одного аэродрома с искусственным покрытием. Лётно-технический состав всех подразделений был сформирован из молодых выпускников (1970 г. выпуска) Ейского и Барнаульского ВВАУЛ. 85% руководящего состава от командира звена и выше выполняли свои обязанности по должности впервые. Несмотря на эти обстоятельства учебный процесс был организован и налажен с учётом требований к высшему техническому обучению военных лётчиков и в период становления училища 1969-1973 гг. в училище не было ни одного серьёзного лётного происшествия (из воспоминаний  Полуйко Н.А., заместителя начальника БВВАУЛ по лётной подготовке в 1970-1973 гг. - книга "Твердь").
 В 1970-1971 гг. в Борисоглебске построен и введен в эксплуатацию аэродром с бетонным покрытием, возведены аэродромные здания, осуществлены мероприятия по организации полётов.
 Построены жилые дома для лётно-технического состава на ул. Чкалова и на ул. Аэродромная, куда были переселены в том числе и семьи Балашовского полка, которые на тот момент проживали в помещениях штаба и санчасти на территории военного гарнизона.
 Построены здания казармы, госпиталя, столовой, сделан плац на территории бывшего аэродрома. Возведён монумент героям-лётчикам, павшим в годы ВОВ. Монумент сооружён по инициативе командования училища на средства, собранные всеми военнослужащими и гражданскими лицами, работавшими в то время в училище, без привлечения сторонних строительных организаций по проекту лётчика-инструктора БВВАУЛ старшего лейтенанта Руцкого А.В. Строительство велось с марта 1973 г. по 19 августа 1973 г. Открытие состоялось в День авиации.
По результатам напряжённой работы командования, всех отделов и служб в 1975 году училищу было возвращено звание Ордена Ленина Краснознамённое им. В.П. Чкалова.
.
В октябре 1976 года по состоянию здоровья Никонов Анатолий Николаевич освобождён от занимаемой должности.
С октября 1976 г. по март 1978 г. - заместитель командующего ВВС по тылу Московского военного округа.
7 марта 1978 года уволен с действительной военной службы в запас по статье 59 п. «А» (по возрасту).
С 1978 г. по 22 декабря 1981 г. работал инженером на Борисоглебском авиационном ремонтном заводе.
.
22 декабря 1981 года умер на рабочем месте от инфаркта.
Похоронен на кладбище г. Борисоглебска (место 12233).
.
Никонов А.Н. награждён двумя орденами Красной Звезды и множеством медалей СССР.
.
Биографию предоставила Светлана Анатольевна Землякова (Никонова), дочь Никонова А.Н.
Данные ЗАГС и похоронного бюро предоставил Тарнакин Олег
Фотографию могилы прислал Черкасов Юрий
Карта сайта Написать Администратору