Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Савченко Александр Петрович

Выпускник 1940 года
Герой Совесткого Союза

.
Родился 15 июля 1919 года на станции Алмазная, ныне город Ворошиловградской области, в семье рабочего. Окончил 8 классов средней школы. Затем работал слесарем на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
С июня 1941 года младший лейтенант А.П. Савченко в действующей армии. По сентябрь 1941 года сражался в составе 191-го иап. Летая на И-16, защищал Ленинград. К концу сентября 1941 года выполнил 65 боевых вылетов и сбил 16 самолётов (из них 9 в группе), был награждён орденом Красного Знамени и получил звание лейтенанта. 
В марте 1942 года переведён в 127-й иап, также имевший И-16. Там стал уже старшим лейтенантом и в декабре принял под командование эскадрилью.
Летом 1943 года воевал на Центральном фронте, участвовал в Курском сражении.
К июлю 1943 года командир эскадрильи 127-го истребительного авиационного полка (282-я истребительная авиадивизия, 6-й смешанный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт) капитан А. П. Савченко совершил 424 боевых вылета, провёл 64 воздушных боя, в которых лично сбил 11 и в группе 15 самолётов противника.
4 февраля 1944 за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего совершил 493 успешных боевых вылета, в 80 воздушных боях сбил 15 самолётов лично и 16 - в группе с товарищами.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Высшие лётно-тактические курсы офицерского состава. С 1954 года подполковник А.П. Савченко в запасе. Жил в городе Ростов-на-Дону, работал инженером в тресте "Стройконструкция".
.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (дважды); медалями. Его имя носит Васьковская средняя школа в Архангельской области.
 * * *
.
С Александром Петровичем Савченко известный лётчик-истребитель Владимир Васильевич Пузейкин познакомился в начале войны. Тогда его авиаполк перевели под Ленинград для прикрытия "Воздушного моста", связывавшего блокированный фашистами город с Большой землёй. Вот что он пишет о тех днях.

"Помню, прибыло пополнение - несколько лётчиков из другой части. Среди них и Саша Савченко. Молоденький, худенький парнишка производил впечатление школьника, надевшего военную форму. На самом же деле это был бесстрашный воздушный боец. В этом мы сумели убедиться с первых же дней его пребывания в полку.
На похвалу за умелое и смелое выполнение боевого задания он отделался шуткой:
- Мечта летать родилась вместе со мной!
В этой шутке крылся глубокий смысл - в Александре Савченко чувствовался прирождённый лётчик".

Родина Саши - станция Алмазная Ворошиловградской области. После 8 классов он поступил в Кадиевское горнопромышленное училище, одновременно занимался в аэроклубе. Успешно окончив то и другое, начал работать на шахте. В 1939 году по комсомольской путёвке был направлен в школу лётчиков.

Время тогда было тревожное. Уже полыхал огонь Второй Мировой войны. Срок учёбы сокращался. За несколько месяцев курсанты овладели теорией и практикой пилотирования современного по тому времени военного самолёта. И вот они уже стоят в строю выпускников. В новой форме - "кубики" и крылышки в петлицах.

Начальник школы полковник В.П. Ухов зачитал приказ Народного комиссара обороны о присвоении выпускникам школы военных лётчиков звания младших лейтенантов и назначении их на должности. Особо были отмечены те, кто окончил школу на "отлично". Среди них - Саша Савченко. Им было предоставлено право выбора места службы. Младший лейтенант А. Савченко выбрал Ленинградский военный округ.

Позади остались отпуск в Москве, встречи и расставание с родными и близкими. Впереди - служба в истребительном авиационном полку. И всего несколько дней до начала Великой Отечественной...

С первых же дней войны полк включился в боевую работу. Александру хорошо запомнился день, когда ему довелось участвовать в налёте 3-мя истребительными авиаполками на аэродром противника. Там находилось несколько десятков фашистских самолётов различных типов. Аэродром располагался в 30 километрах за линией фронта, который проходил по реке Луге.

Два полка, один на самолётах И-153, другой на самолётах И-16, составляли ударную группу. Их действия прикрывали "ЛаГГи" третьего полка.

В 4 часа утра 3 советских истребительных авиационных полка перелетели линию фронта. Несмотря на жестокий обстрел зенитной артиллерией, летели как на параде - в колонне девяток. И лишь перед атакой перестроились в пеленг.

Александр впервые участвовал в таком полёте. Он не думал об опасности, да и не представлял себе ясно, чему подвергается в воздушном бою каждый из лётчиков. Все его внимание было направлено на выполнение боевой задачи. Савченко чётко держался в строю, внимательно следил за действиями командира.

Вот и аэродром. По сигналу командира Александр, как и все лётчики, открыл огонь по вражеским самолётам. Он видел огненные трассы наших истребителей, видел и разрывы зенитных снарядов. Но главное - как горят фашистские машины. И ему хотелось бить по ним снова и снова.

При выходе из пикирования после 3-го захода он почувствовал резкий толчок и услышал какой-то треск. Поняв, что самолёт подбит, Александр прекратил атаку и взял курс на свою территорию. Мотор работал с перебоями. Хорошо, что рядом нет самолётов противника. Впрочем, если с того аэродрома, на который был совершен налёт, то их и не должно быть - аэродром был буквально разгромлен.

Мотор по-прежнему работал с перебоями, а до земли оставалось всего несколько десятков метров. Если мотор сдаст, придётся садиться на территории, занятой врагом. Но вот показалась светлая лента: река Луга - линия фронта. Александр облегчённо вздохнул. Теперь не страшно и падать. Ведь внизу свои. Если что - помогут.

Александр пристально всматривался вниз, зная, что где-то поблизости находится аэродром авиаторов-балтийцев. Он увидел его невдалеке от Финского залива и с ходу пошёл на посадку. У самой земли мотор заглох. Но теперь это было не страшно: ведь внизу свои!

Самолёт благополучно приземлился, и Саша попал в объятия морских лётчиков и их боевых друзей - авиационных техников. Осматривая самолёт, они удивлённо пожимали плечами: как он только долетел до аэродрома? Хвостовое оперение побито, повреждены мотор и бензопровод, перебит трос правой "ноги". Александр не представлял, какой он нанёс противнику урон, но ему было очень жаль своего "Ишачка".

Позже стало известно, что при налёте на вражеский аэродром советские лётчики полностью уничтожили до 30 немецких самолётов. Наши полки потерь не имели. Неплохая плата за повреждённого "Ишачка"!

В тот жаркий июльский день 1941 года в лётной книжке Александра Савченко появилась первая запись о боевом вылете.

Случилось так, что Александра вскоре перевели в другой истребительный авиационный полк, базировавшийся северо-западнее Ленинграда, в звено лейтенанта Николая Кузнецова. В этом звене служил и лейтенант Николай Савченков. Местные острословы называли Николая "Савченко большой", а Александра - "Савченко маленький".

Саша не обижался. Ничего не поделаешь, он действительно был меньше Николая: по росту, по весу - и скорее походил на полкового воспитанника, нежели на боевого лётчика. Впрочем, эти несколько "заниженные" данные нисколько не мешали ему воевать наравне со всеми лётчиками полка - умело, храбро, мужественно. Как и другим пилотам, в августе - cентябре 1941 года, когда враг бросал на Ленинград всё новые и новые силы, ему приходилось вылетать по 4-5 раз в день для отражения налётов фашистской авиации. А каждый вылет - это жестокий воздушный бой.

Такой бой, например, произошёл 2 сентября 1941 года. Утром по сигналу ракеты с командного пункта авиаполка в воздух поднялись 2 звена истребителей. Одно из них возглавлял старший лейтенант Г.С. Жуйков, другое - лейтенант Н. Кузнецов. Александр Савченко был ведомым у Николая Савченкова.

В районе станции Мга наши истребители вступили в бой с фашистскими бомбардировщиками Ju-87 и Do-17, бомбившими советские войска.

Звено Жуйкова атаковало "Юнкерсы", звено Кузнецова - "Дорнье". Александр догнал один из бомбардировщиков и с 200-300 метров открыл огонь из 2-х пушек. На выходе из второй атаки он увидел, как "Дорнье" резко накренился, перевернулся и понёсся к земле. Вслед за ним были сбиты 3 "Юнкерса".

В тот день адъютант эскадрильи внёс в лётную книжку "Савченко маленького" запись не только о боевом вылете, но и о его первой победе в воздухе. А через несколько дней в ней появилась такая же вторая запись.
* * *
.
Чтобы сломить волю защитников Ленинграда, враг подвергал их позиции жестоким артиллерийским обстрелам. В небе то и дело появлялись большие группы бомбардировщиков. Советские авиаторы боролись с ними в воздухе, совершали налёты на места их базирования.

8 сентября 1941 года 191-й истребительный авиационный полк получил задачу уничтожить самолёты противника на вражеском аэродроме. Александр Савченко снова летел ведомым у "Савченко большого". Полёт проходил на небольшой высоте. Линию фронта преодолели на бреющем.

К аэродрому зашли на небольшой высоте с востока. Фашистские зенитчики открыли огонь. Но было поздно. Прямо на них пикировали специально выделенные для этого истребители, расстреливали их пулемётно - пушечным огнём. Другие истребители занялись уничтожением вражеских машин. Взлететь фашистские самолёты не смогли, так как ввиду позднего часа немецкие лётчики давно завершили свой "рабочий день". К тому же появление советской авиации было столь неожиданным, что никто не успел объявить тревогу.

По примеру ведущего Александр начал переводить свой самолёт в пикирование для атаки наземной цели, но в этот момент заметил приблизившийся к аэродрому самолёт Hs-126. Видя неблагополучно сложившуюся на аэродроме обстановку, вражеский лётчик решил за лучшее убраться с этого места. Но тут его заметил Александр Савченко и бросился за ним вдогонку. Николай Савченков уже вывел свой самолёт из пикирования и стал прикрывать товарища.

Советскому лётчику трудно было атаковать летящий на малой высоте фашистский самолёт. Поэтому он посылал из пушек своего "Ишачка" одну очередь за другой. Какая-то из них достигла цели - подбитый фашистский самолёт рухнул на лес.

Так в лётной книжке младшего лейтенанта Александра Савченко появилась запись о 2-м сбитом им самолёте. А через 3 дня - ещё об одном. Впрочем, об этом, 3-м самолёте можно прочесть не только в лётной книжке А.П. Савченко.

В тот день, 10 сентября, противник сосредоточил на Красносельском направлении на фронте в 15 километров около 200 танков и более 300 самолётов. Используя сильные истребительные заслоны, "Юнкерсы" и "Хейнкели" совершали массированные налёты, яростно бомбили боевые порядки наших войск и дороги, ведущие к линии фронта.

Авиация, защищавшая небо Ленинграда, работала с огромным напряжением. Наши лётчики поднимались в воздух почти без передышки. Инженерно-технический состав трудился днём и ночью, восстанавливая боевую технику. Об обстановке, сложившейся в тот день под Ленинградом, пишет в книге "В небе Ленинграда" Главный маршал авиации А.А. Новиков.

"В этот день в районе Коломенского и Ропши произошли 2 воздушных боя, которые навсегда останутся одной из ярчайших героических страниц в истории ленинградской авиации.

Под Коломенском пятёрка истребителей из 195-го ИАП вступила в схватку с 50 немецкими бомбардировщиками, шедшими под сильным прикрытием "Мессеров". Наши лётчики уничтожили 5 вражеских самолётов и не допустили организованной бомбёжки наших войск.

Сходная ситуация сложилась под Ропшей. Здесь дорогу к фронту 60 вражеским бомбардировщикам преградили 4 истребителя из 191-го ИАП. В жестокой схватке советские лётчики сбили 6 самолётов. Героями её были старший лейтенант Г.С. Жуйков, младшие лейтенанты В.А. Плавский, А.П. Савченко и Г.А. Мамыкин".

Среди 6 сбитых фашистских самолётов, упоминаемых в этих записках, один приходится на долю Александра Савченко. Это была его 3-я победа.

Такие победы давались нелегко. Враг превосходил нас числом, у него было больше опыта. Каждый боевой день был настолько насыщен схватками в воздухе, что после возвращения на аэродром хотелось броситься под крыло самолёта и забыться на час-другой.

Но и на земле у лётчиков шла напряжённая работа. Разбирались перипетии боя, тщательно анализировались действия истребителей. А тут ещё фронтовые корреспонденты, фотографы, заставлявшие отвечать на многочисленные вопросы, рассказывать о схватках в воздухе. Конечно, они делали своё, тоже очень нужное на войне дело - рассказывали об опыте лучших, учили тому, что нужно для победы над жестоким и коварным врагом.

Тогда в авиационных полках часто можно было увидеть художника А. Н. Яр-Кравченко. В любое время дня Анатолий Никифорович мог появиться на стоянке самолётов, на командном пункте, в общежитии или в столовой. Художник делал наброски и зарисовки лучших представителей лётного и технического состава. Собранные воедино, они были изданы в виде альбома газетой "Атака". В нём можно было увидеть портреты героев-лётчиков, защищавших Ленинград, - Петра Харитонова, Николая Кузнецова, Владимира Плавского, Вячеслава Жигулина, Германа Мамыкина и многих других. Были здесь и Николай Савченков и Александр Савченко.

Об этих и подобных им героических защитниках Ленинграда Главный маршал авиации А.А. Новиков писал:
"Я сравнивал немецких лётчиков с нашими, советскими, и думал о том, что если бы такое же испытание при аналогичной ситуации обрушилось на гитлеровцев, то они не продержались бы и месяца. У наших же лётчиков, чем труднее им становилось, тем твёрже делалась их воля и тем злее они воевали. Прошло всего 3 месяца ! Срок невеликий даже на войне. Но в этот период среди воздушных защитников города Ленина выросла и сформировалась целая когорта блестящих бойцов, мастеров своего дела, которых смело можно назвать героями среди героев".
* * * * *
.
В начале сентября 1941 года немецкие войска замкнули кольцо окружения вокруг Ленинграда. Положение наших войск, защищавших город на Неве, и мирного населения значительно ухудшилось. Советское правительство, командование Ленинградского фронта принимали меры для организации снабжения Ленинграда. Летали транспортные самолёты. По Ладожскому озеру шли к городу суда и баржи.

Эти жизненно важные для города на Неве артерии подвергались нападению авиационного противника. С ним вели непрерывные схватки наши истребители. Не раз в схватках с фашистскими лётчиками участвовало и звено истребителей в составе Николая Савченкова [Савченков Николай Иванович, служил в составе 191-го и 157-го ИАП, сбил 7 самолётов лично и 14 в группе], Николая Кузнецова и Александра Савченко.
.
Н.И. Савченков
.
Как-то, сопровождая транспортные самолёты, наши лётчики увидели: над Ладожским озером 2 пары "Мессеров" расстреливали наши суда с войсками, шедшими в Ленинград. Командир звена старший лейтенант Николай Кузнецов решил атаковать противника. Но вражеские лётчики уже заметили советские самолёты и упредили их в атаке.

- Коля Савченков, - рассказывал потом Александр, - открыл огонь по ведущему. Фашист прекратил атаку и стал выводить самолёт из пикирования с набором высоты. Тут я его и прихватил! Дал 2 длинные очереди - и фашист пошёл в воду. Остальные, видя такое дело, драпанули.

Может показаться, что победы над воздушным противником давались легко. Конечно, наши лётчики их сбивали. Но и сами нередко попадали в довольно сложное положение. Однажды "Мессеры" прихватили Александра Савченко над Пулковскими высотами и долго гонялись за ним, не давая возможности оторваться. Савченко проявил настоящее мастерство, стараясь вырваться из огненного кольца. Спасла его отличная техника пилотирования. Он закладывал такие виражи, что самолёт, казалось, не выдержит.
Александр оторвался, но остался без горючего. Дотянуть до своего аэродрома он уже не смог и буквально упал на пашню, посадив "Ишачка" на фюзеляж.

В другой раз вылетели, снова звеном, на разведку противника вдоль дороги Кингисепп - Гатчина. Маршрут был рассчитан на предельный запас горючего с посадкой на любом ближайшем к линии фронта аэродроме.
Полёт до Кингисеппа прошёл нормально. Но как только наши лётчики, набрав высоту, легли на обратный курс, появились фашистские истребители. Недостаток горючего не позволял звену Кузнецова ввязаться в бой. И оторваться было сложно, так как противник имел преимущество в скорости и беспрерывно атаковал наши истребители. В этой сложной обстановке советские лётчики проявили настоящее мужество и мастерство. Отстреливаясь от наседавшего противника, они настойчиво тянули к линии фронта, опасаясь совершить вынужденную посадку на территории, занятой врагом.
Наконец, линия фронта позади. Фашистские самолёты отстали. Без разрешения, с ходу, наши пошли на посадку на первый попавшийся аэродром. На приземлившиеся самолёты жалко было смотреть: на крыльях и хвостовом оперении болтались куски перкаля. Да и лётчики выглядели немногим лучше своих самолётов...
* * * * *
.
Все эти подробности боевой деятельности Александра Петровича Савченко, командир 127-й истребительного авиационного полка майор В.В. Пузейкин узнал из его рассказов, когда тот пришёл в его часть для дальнейшего, как в армии говорят, прохождения службы.
В его лётной книжке было записано: "За время войны с германским фашизмом в период с 26 июля 1941 года по 30 сентября 1941 года произвёл 65 боевых вылетов. Провёл 34 воздушных боя. В воздушных боях на подступах к Ленинграду сбил лично 7 фашистских самолётов, а также в группе с товарищами ещё 9 самолётов противника".
Эта запись, как и орден Красного Знамени, которым Александр Савченко был награждён в октябре 1941 года, говорила о мужестве молодого лётчика.

Александр, как и другие пилоты, прибывшие в 127-й иап вместе с ним, сразу же включился в боевую работу по сопровождению транспортных самолётов в Ленинград и из него.

В конце марта 1942 года части нашей 54-й Армии предприняли наступление на участке Волховского фронта, прорвав оборону противника западней Киришей. Противник, бросив все имеющиеся резервы, остановил наши войска, когда им оставалось пройти лишь 30 км до позиций 2-й ударной армии. В те дни особенно успешно прикрывали войска 54-й армии лётчики 127-го иап.

Так 20 марта группа из 7 истребителей, в состав которой входил и Александр Савченко, перехватила 9 бомбардировщиков Ju-88, прикрываемых 6 истребителями Ме-109. В упорном бою наши лётчики сбили 3 "Юнкерса" и 2 "Мессера". На следующий день эта же группа вела бой уже с 15 истребителями Ме-109 и бомбардировщиками Ju-88. Ещё 2 "Юнкерса" и 4 "Мессера" были повержены наземь. Все наши лётчики вернулись на базу невредимыми.

Группа лётчиков 127-го иап. Четвёртый справа - А.П. Савченко. 1941 год.
.
20 марта 1942 года обеспечение боевого вылета было поручено 5 лётчикам: Ивану Белову, Константину Трещеву, Александру Савченко, Владимиру Плавскому и Петру Бондарцу. Вёл группу Лейтенант И. Белов.

При перелёте через линию фронта на высоте 4000 метров появились 2 "Мессера". Имея преимущество в высоте, они буквально свалились на наши машины. Едва завязался бой, появилась ещё пара немецких истребителей, сопровождавших десятку бомбардировщиков. Лейтенанты Белов и Плавский решительно атаковали группу фашистских бомбардировщиков. Остальные наши самолёты дрались с "Мессерами". Бой длился полчаса. Фашисты недосчитались 5 самолётов. Все наши лётчики благополучно возвратились на аэродром.

На другой день, 21 марта, авиаторам была поставлена задача прикрыть от вражеских атак с воздуха наши наземные войска в районе Шала, Зенино, Кондуя, Погостье. На этот раз было решено поднять в воздух 7 истребителей И-16. В составе группы кроме 5 участников боя 20 Марта находились лейтенанты Иван Петренко и Борис Горшихин.
В этот день пришлось вступить в схватку с 8 бомбардировщиками Ju-88 и 15 истребителями Ме-109. Бой был жестоким. Как и накануне, все советские лётчики возвратились на свою базу. А враг недосчитался 6 самолётов.

Все участники этих 2-х воздушных боёв были награждены орденами. Им присвоили очередные воинские звания - "старший лейтенант".

Командующий 13-й Воздушной армией, в которую входил 127-й авиаполк, генерал С.Д. Рыбальченко издал приказ, в котором говорилось: "Действия мужественной семёрки, руководствовавшейся суворовским правилом воевать не числом, а умением, ставлю в пример всем лётчикам Ленинградского фронта".
В этих 2-х воздушных боях на долю лейтенанта А. П. Савченко пришлось 2 сбитых им фашистских самолёта. Свой второй орден Красного Знамени он получил в Кремле, когда полк получил передышку и ожидал пополнения новой боевой техникой. После пополнения 127-й истребительный полк снова стал участвовать в боях. И после каждого увеличивался счёт сбитых самолётов противника.

Рос счёт и у Александра Савченко. Помнится воздушный бой 12 декабря 1942 года. Савченко в то время уже командовал эскадрильей.
Накануне, 11 декабря, лётчики его эскадрильи сбили 3 "Юнкерса". 12 декабря 1942 года старший лейтенант Савченко получил задачу завязать эскадрильей бой с "Мессерами", обстреливавшими наших пехотинцев. Наземная радиостанция навела эскадрилью в составе 9 самолётов в нужный район. Немецких машин было около 20. Считая себя в безопасности, они вели огонь по нашим позициям. Приблизившись к противнику, Савченко подал команду своему заместителю дейтенанту Тараскину шестёркой атаковать немецкие многоцелевые самолёты Ме-110, а сам стал прикрывать их своим звеном от атак группы Ме-109.
Шестёрка Тараскина дружно атаковала противника. После первой атаки один Ме-110 врезался в снег в расположении наших войск. За ним, оставляя за собой шлейф чёрного дыма, последовал ещё один "Мессершмитт". Фашистские лётчики прекратили обстрел наших стрелковых позиций и повернули к линии фронта.
Шестёрка Тараскина повторила атаку - и ещё один Ме-110, охваченный огнём, упал на землю.
О том, что произошло дальше, рассказал после возвращения из боя сам Савченко:
- Бой, собственно, уже окончился. Шестёрка Тараскина приблизилась к нам, собираемся домой, и вдруг слышу по радио: "Командир, берегись! Фашист бьёт по тебе!" Оглянулся. Вижу: со стороны солнца на большой высоте прямо в лоб несётся "Мессер". Открыл по мне огонь из всех точек. Расстояние быстро сокращается. Всё решали доли секунды. Нажал гашетки. Чувствую, оружие стреляет. Вот-вот должны столкнуться. Сами понимаете, уходить вверх или вниз - верная смерть. Даю правую ногу вперёд, скольжу вправо, огня не прекращаю. Немец проскакивает мимо меня буквально в 5-10 метрах, переворачивается и отвесно идёт к земле. Видно, всё-таки прошил я его!
Наверное, крепкий орешек достался Александру Савченко в тот раз. Обычно нервы у фашистских лётчиков при лобовом сближении быстро сдавали. Они отворачивали в сторону, боясь нашего тарана. В этот же раз изрядно досталось и нашему лётчику. Техник Васильев, осматривая самолёт командира эскадрильи, то и дело восклицал:

- Ну и ну! Вот это да! Все лопасти винта пробиты. Чудом вы, товарищ старший лейтенант, остались живы - пули прошли над Вашей головой в 20-30 сантиметрах !

Да, это был тяжёлый воздушный бой. И всё же эскадрилья Савченко в тот день сбила 6 самолётов противника, не потеряв ни одного своего.

Через несколько дней после того памятного боя комэска Савченко принимали в партию. А ещё через несколько дней пришло сообщение о награждении его 3-м орденом Красного Знамени.

Росло боевое мастерство воинов 127-го истребительного авиационного полка. Росло боевое мастерство и Александра Савченко. Рос и счёт сбитых им и его эскадрильей фашистских самолётов.

И все его товарищи очень обрадовались, когда в начале 1944 года услышали по радио о том, что Александру Петровичу Савченко присвоено звание Героя Советского Союза.
 
Список всех известных побед капитана А.П. Савченко:
(Из книги М. Ю. Быкова "Победы сталинских соколов". Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год)
 

п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
1 03.09.1941 г. 1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 ) вост. ст. Владимирская И-16, Як-1,

Як-7, Як-9.

2 06.09.1941 г. 1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 ) сев. Лезье
3 1  Do-215  ( в группе - 1 / 4 ) Ивановское
4 08.09.1941 г. 1  Hs-126 аэродром Троицкое
5 10.09.1941 г. 1  Ме-109 Красное Село
6 12.09.1941 г. 1  "Хе-113" вост. Александровка
7 21.09.1941 г. 1  Ju-87 Пушкин - Горелово
8 24.09.1941 г. 1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 ) юж. окр. Шлиссельбург
9 20.03.1942 г. 1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 ) юж. Макарьевская Пустынь
10 21.03.1942 г. 1  Ме-109 высоты 44,8 - 37,7  ( Ленингр. фронт )
11 28.11.1942 г. 1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 ) юго - зап. Наумов
12 11.12.1942 г. 1  Ju-87 Сысойкин
13 1  Ме-109 Жарков
14 07.07.1943 г. 1  FW-190 Снова
15 02.08.1943 г. 1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 ) Колки
16 05.09.1943 г. 1  FW-190 Шалыгино
17 28.10.1943 г. 1  FW-190 Требеевка
18 01.09.1944 г. 1  FW-190 юго - зап. Радзимин

      Всего сбитых самолётов - 15 + 16  [ 11 + 7 ];  боевых вылетов - 493;  воздушных боёв - 80.
.
Карта сайта Написать Администратору