Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Хмельницкий Матвей Иванович

Выпускник 1938 года
.
.
Хмельницкий Матвей Иванович родился 7 августа 1918 года в д. Выгода Смолевичской волости Борисовского уезда Минской губернии (ныне не существует, территория Пекалинского сельсовета Смолевичского района Минской области Республики Беларусь). По национальности белорус. Социальное положение и происхождение — рабочий из крестьян.
В 1936 году окончил 8 классов школы. Проходил обучение в Минском аэроклубе.
Профессия — чернорабочий. Холост.
.
В рядах Красной армии с 1938 года, поступил в лётную школу.
16.10.1938 окончил 2-ю Краснознамённую военную школу лётчиков в г. Борисоглебске с присвоением воинского звания младший лейтенант.
.
.
После выпуска назначен младшим лётчиком в распоряжение командующего ВВС Киевского особого ВО (приказ НКО СССР № 02034).
27.12.1938 назначен младшим лётчиком 12-го иап ВВС Киевского особого ВО.
08.11.1939 назначен командиром звена 55-го иап ВВС Киевского особого ВО. Летал на самолётах И-16, И-15бис, И-153.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 в составе 55 иап 20 сад ВВС Одесского ВО/Южного фронта.
.
Из истории 55 иап
55 истребительный авиаполк сформирован в период с 12.09.1939 по 19.01.1940 в Киевском особом ВО (г. Кировоград) на основе 43, 2, 12 и 17 иап.
С 28.08.1940 дислоцировался на аэродроме Семёновка пос. Сенгурены на окраине г. Бельцы. На этом аэродроме шло строительство бетонных полос и других сооружений, но к началу войны строительные работы не были закончены. В мае-июне 1941 года учебной базой полка стал полевой аэродром Маяки в Красноокнянском р-не Одесской области. Близ Унген у границы была оборудована запасная полевая аэродромная площадка Пырлица. Полк также использовал аэродромы и других полков 20 сад.
Перед войной на вооружении полка состояли истребители И-153 и И-16. В мае 1941 года в полк прибыли 2 МиГ-3 и до конца месяца 4 лётчика переучились на новую технику.
К 22.06.1941 имел на вооружении 54 И-153 и И-16 (в том числе 15 неисправных), а также 62 самолёта МиГ-3, на которых могли летать 22 лётчика из 70-ти.
К началу войны полк располагался частично на аэродроме Маяки и Есиповка Фрунзенского района Одесской области, частично на аэродроме Бельцы. Звено В. Фигичева, командир аэ Ф. Атрашкевич и командир полка В. Иванов на МиГ-3 находились на аэродромной площадке Пырлица, а звено А. Покрышкина на МиГ-3 на аэродроме соседнего полка у Григорополя (на перелёте из Маяк в Бельцы).
22.06.1941 наиболее подготовленная 1-я эскадрилья Ф.В. Атрашкевича была рассредоточена: звено старшего лейтенанта А.И. Покрышкина находилось на аэродроме в Григориополе и прибыло в Маяки после первых налётов противника. Звено В.А. Фигичева в Пырлице. В Бельцах находилось 5 рядовых лётчиков во главе с командиром звена Мироновым и адъютантом эскадрильи Овчинниковым.
22.06.1941 в результате налёта немецких бомбардировщиков на аэродроме в Бельцах погибло 2 человека, сгорел склад ГСМ, повреждено три МиГ-3. К концу дня лётчики полка одержал 10 побед. Погибло три лётчика.
.
Всего за два с половиной месяца войны младший лейтенант Хмельницкий М.И. успел выполнить свыше 120 боевых вылетов, участвовал во многих воздушных боях, в которых уничтожил четыре вражеских самолёта, нанес врагу большие потери в боевой технике и живой силе. Летал на МиГ-3.
.
 МиГ-3
.
7 сентября 1941 младший лётчик 55-го иап младший лейтенант Хмельницкий Матвей Иванович в составе пары истребителей МиГ-3 вылетел на разведку в район Любимовка – Мало-Каховка – Черноморовка. В воздушном бою с четверкой Ме-109 в районе города Аскания Нова сбил один истребитель, но сам был подожжён и сбит.
Похоронен в г. Аскания Нова Херсонской области Украинской ССР.
Исключён из списков Вооружённых Сил Союза ССР приказом ГУК ВС СССР № 02226 от 15.10.1947 как убитый в бою 07.09.1941 младший лётчик 55-го иап младший лейтенант Хмельницкий М.И.
Вторично исключён из списков Вооружённых Сил Союза ССР приказом ГУК ВС СССР № 0570 от 31.05.1948 как убитый в бою 07.09.1941 командир звена 55-го иап младший лейтенант Хмельницкий М.И.
Отец Хмельницкий Иван Захарович проживал в Смолевичском районе Минской области Белорусской ССР.
.
На территории Минского аэроклуба ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца (аэродром Липки) расположен мемориал в честь выпускников аэроклуба. Торжественное открытие мемориала состоялось 20 июня 2018 года.
.
.
.
***
.
Из мемуаров Карповича В.П. "На «Ишаках» и «МиГах»!"
.
...Матвей Иванович Хмельницкий родился в 1918 году в городе Смолевичи Минской области. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Служил в частях ВВС, летал на самолетах И-16, И-15бис, И-153 и в канун войны освоил новый истребитель МиГ-3, на котором и принял участие в боях с первого дня войны. Всего за два с половиной месяца войны он успел совершить свыше 120 боевых вылетов, участвовал во многих воздушных боях, в которых уничтожил четыре вражеских самолета, нанес врагу большие потери в боевой технике и живой силе.
Вторая пара «мигов» вела воздушную разведку в районе Любимовка — Мало-Каховка — Черноморовка. Выполнив задание, разведчики возвращались на свой аэродром. Матвей Хмельницкий, будучи в паре ведомым летчиком, находился по отношению к ведущему сзади и выше. В районе Аскания-Нова, уже над своей территорией, его «миг» был атакован четверкой вражеских истребителей и сбит — самолет сгорел, летчик погиб. Когда ведущий летчик произвел посадку без ведомого, потерю его объяснил тем, что Матвей Хмельницкий отстал от него в районе Аскания-Нова, что он не видел истребителей противника и воздушного боя. Воздушный бой с земли наблюдали артиллеристы и пехотинцы, они же собрали останки летчика и с помощью колхозников похоронили на кладбище Аскания-Нова. Обстоятельства гибели Матвея Хмельницкого, по рассказам очевидцев, заключались в следующем.
Когда пара «мессов» ринулась на одиночный советский самолет, летчик своевременно заметил опасность и резким боевым разворотом ушел из-под огня истребителей противника. Заметив впереди и несколько выше себя еще пару Me-109, Хмельницкий, долго не раздумывая, атаковал их. Огненная трасса прошила одного «месса», и он, объятый дымом, пошел к земле. Увлекшись атакой, Матвей не заметил, как первая пара «мессов» развернулась и со стороны солнца вторично атаковала его самолет. По-видимому, вражеская очередь поразила пилота, и «миг», охваченный пламенем, вместе с летчиком упал на землю и сгорел...
***
...Александр Макарович дал нам первые навыки в управлении самолетом, мы узнали, что это такое и почему он летает, крепко полюбили этот вид спорта, красоту неба, красоту природы, наблюдаемой с высоты. Некоторые пилоты нашей группы стали спортсменами самолетного и парашютного спорта, а многим посчастливилось получить путевку в большую военную авиацию. Это было прекрасное время надежд и стремлений в будущее, и оно никогда не забудется.
Александр Макарович внешне ничем не отличался от других инструкторов, но для нас он был самым лучшим. Во всем его облике и манере держаться с [90] учлетами было что-то неуловимо доброе: в меру суровый и требовательный, спокойный, внимательный во время полета и на земле, своевременно замечающий ошибки и реагирующий на их исправление, уверенный в успехе своей работы, тактичный во взаимоотношениях.
Он окончил Борисоглебское военное авиационное училище летчиков-истребителей, служил в Белоруссии в 21-м истребительном авиаполку Оршанской бригады. С первого дня принял участие в Великой Отечественной войне, сражался на Северо-Западном, Калининском, 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах, пройдя большой путь от младшего летчика до заместителя командира авиадивизии. В 1954 году после тяжелой операции по состоянию здоровья был вынужден уволиться из рядов Советской Армии.
А мы, его питомцы — Николай Шутт, Александр Лобанов, Матвей Хмельницкий, Андрей Дроздов, Степан Комлев, я и многие другие, — отобранные для поступления в военное авиационное училище летчиков, к декабрю тридцать седьмого года всей группой были в полной готовности к отправке. Минский аэроклуб направил нас в Борисоглебское военное авиационное училище летчиков, куда мы прибыли в середине декабря 1937 года...
.
Портал "Память народа"
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Помощь в поиске сведений оказал Байбаков Владимир Владимирович
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=94024.msg584860#msg584860
Изначальную информацию помог отыскать Кочегаров Константин Юрьевич 
Карта сайта Написать Администратору