Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Назаров Александр Аристархович

Выпускник 1929 года
.
Родился 10 июля 1909 года в г. Борисоглебске Воронежской области. Родители проживали в Новой Слободке г. Борисоглебска. Социальное происхождение - из рабочих.
До поступление в лётную школу получил среднее образование.
Окончил обучение во 2-й ВШЛ по линии "Разведчики" 11 ноября 1929 г. (1 и 2 учебные эскадрильи).
С 1931 года работал в
системе ГВФ. Общий налёт 4.299 часов 53 мин., в т.ч. ночной налёт 46 часов 07 мин.
Проживал в г. Тюмень, ул. Республики д. № 24.
Семья: жена Назарова Роза Моисеевна, сын Назаров Станислав Александрович.
===
Погиб 22 октября 1941 года  в авиакатастрофе самолёта ПС-7 Обского авиаотряда в районе Дуброво-Чернокорово.
.
Для справки. ПС-7 - модифицированный вариант самолёта Р-6 (АНТ-7), который эксплуатировался в Гражданском воздуш­ном флоте с 1935 года. Данная модификация имела общую закрытую кабину на 9 человек. Имел сухопутный и поплавковый варианты. Использовался для грузовых и пассажирских перевозок.
.
Подробности авиакатастрофы (из материалов расследования)
Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 октября 1941 г.
Время:  09:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Свердловская область, Сухоложский район, 1,5 км от села Чернокорова
Тип ВС:  ПС-7
Регистрация ВС:  СССР-Л3751
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Обский отдельный авиаотряд ГВФ
.
20 октября 1941 года командир Обского отдельного авиаотряда ГВФ дал диспетчеру а/п Тюмень распоряжение подготовить самолёт ПС-7 Л-3751 к полету в г. Свердловск для доставки работников Обского отряда и работников ВОХР на заседание партийной комиссии при политотделе Управления воздушной магистрали Москва–Иркутск на 21 октября на 13 часов. Пилотировать самолёт до Свердловска командир отряда решил сам.
21 октября из-за позднего времени вылет не состоялся и был назначен на 6 часов утра 22 октября. Утром 22 октября самолёт был подготовлен к полёту и выпущен в рейс технической бригадой в составе сменного инженера, авиатехника и авиамоториста.
Пилот посадил на борт самолёта 7 служебных пассажиров. За бортмеханика был назначен в полёт сменный инженер. Третьим членом экипажа был бортрадист.
Приняв от техбригады самолёт, не подписав карту технического обслуживания (предполётного осмотра, составленную 04.10.41), пилот в 08:05 вылетел в Свердловск.
Метеорологическая обстановка по маршруту Тюмень–Свердловск была вполне удовлетворительной: высота облачности 600-1000 м, видимость 4-10 км, температура воздуха -7 - -9°С. Несмотря на благоприятные метеоусловия, командир отряда производил полёт по всему маршруту на высоте ниже 100 м. Через 1 час 10 минут в районе станции Дубровная сдал обороты левый мотор, в результате чего самолёт развернуло и накренило влево. В положении левого крена, с большим углом пикирования, самолёт левым крылом ударился о дерево и, развернувшись на 180°, упал на землю в 1,5 км от села Чернокорова Сухоложского района Свердловской области (110 км от а/п Свердловск). Угол падения был не менее 70°. Несмотря на выключенное зажигание, самолёт загорелся и полностью сгорел. Командир корабля, бортмеханик и 7 пассажиров погибли на месте. Бортрадист получил тяжёлые ранения и ожоги и скончался в больнице на третьи сутки.
Выводы комиссии, расследовавшей АП:
1) Основной причиной катастрофы является отказ работы левого мотора. Истинную причину отказа мотора вследствие разрушения его при ударе о землю и пожара выявить не удалось.
2) Косвенной причиной катастрофы явилась слабая дисциплина в отряде:
- Командир отряда систематически допускал полёты на недопустимо низкой высоте, беря препятствия горками. Полёт 22 октября 1941 г. был выполнен с аналогичными нарушениями «Наставления»;
- Диспетчер-дежурный аэропорта, вопреки инструкциям, допустил перегрузку самолёта на 160 кг;
- Радиослужба в а/п Тюмень работала плохо. Радиостанция аэропорта, как правило, за самолетами, находящимися в воздухе, не следила, в частности, не следила она и за полётом самолёта ПС-7 Л-3751 22 октября;
- Инструкции по технической эксплуатации в части оформления документами на обслуживание самолётов систематически нарушалась. Так, 04.10.41 самолёт ПС-7 Л-3751 был осмотрен технической бригадой по форме № 4, а карта оформлена по форме № 3. Перед полётом 22.10.41 карта предполётного осмотра самолёта сменным инженером не оформлялась и пилоту для росписи не предоставлялась. Бензозаправочное имущество и тара в аэропорту находятся в грязном состоянии, что не исключает возможности попадания грязи и воды в бензобаки самолёта. Лаборатория по ГСМ не работает. Техник ГСМ продолжительное время находилась в аппарате Управления, в результате контроль над горючим, выдача паспортов ГСМ на Б-3 не производились. При обслуживании самолёта Л-3751 21-22 октября 1941 г. перед вылетом в рейс авиатехник после опробования моторов не вскрывал капотов, не осматривал моторы и не сливал бензин из отстойников бензобаков.
Виновники:
Прямых виновников вследствие гибели экипажа и самолёта вскрыть не удалось. Косвенными виновниками катастрофы самолёта являются:
- авиатехник, допустивший преступно-халатное отношение к своим служебным обязанностям при обслуживании самолёта перед вылетом;
- сменный инженер, допустивший бесконтрольность и халатность в предполетном обслуживании самолёта;
- диспетчер-дежурный аэропорта, выпустивший самолёт в рейс с перегрузкой в 160 кг;
- ст. инженер аэропорта, не обеспечивший правильную организацию обслуживания самолётов и оформления документации.
Погибли в авиакатастрофе:
1. Назаров Александр Аристархович, 1909 г.р., командир Авиаотряда;
2. Строчилин Федор Михайлович, 1906 г.р., инженер аэропорта в Обкоме Авиаотряда;
3. Левицкий Вениамин Григорьевич, 1912 г.р., радиооператор;
4. Арешкович Евгений Елисеевич, 1909 г.р., диспетчер аэропорта;
5. Морозов Михаил Георгиевич, 1906 г.р., начальник планово-экономического отделения Авиаотряда;
6. Саламанов (так в документе) Афанасий Александрович, 1909 г.р., начальник отряда ВОХР ГВФ № 8503;
7. Хайбуллин Мучай Шаобуддинович, 1908 г.р., командир отделения служебного собаководства отряда ВОХР ГВФ № 8503;
8. Маслов Михаил Дмитриевич, 1912 г.р., командир взвода отряда ВОХР ГВФ № 8503;
9. Бондарчук Сергей Яковлевич, 1910 г.р., помощник начальника ВПК отряда ВОХР ГВФ № 8503;
10. Велижанин Иосиф Степанович, 1912 г.р., боец отряда ВОХР ГВФ № 8503.
.
Погибших членов экипажа и пассажиров захоронили на кладбище в городе Богдановиче (старое Глуховское кладбище).
.
В настоящее время постоянное шефство над памятником ведут учащиеся МАОУ СОШ № 5  г.Богданович, Свердловской области под руководством учителя Ворониной Натальи Александровны, руководителя социально-политического проекта «Память».
.
Один из погибших в авиакатастрофе пассажиров, диспетчер аэропорта Арешкович Евгений Елисеевич также является выпускником Борисоглебской ВШЛ (1931 года).
.
Источники:
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatsiya/sssr/samolety-razvedchiki-2/samolety-razvedchiki-1920-e-1940-e-gody/razvedchik-bombardirovshhik-r-6-ant-7/
Материалы для создания страницы собрал Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору