Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Пейдус Пётр Оскарович

Выпускник 1929 года
.
  
.
Пейдус Пётр Оскарович родился 16 октября 1905 года в г. Курмыш Курмышского уезда Симбирской губернии Российской империи (с 1925 года село, ныне Пильнинского района Нижегородской области РФ). По национальности русский. Социальное положение и происхождение — из рабочих. В многодетной семье Пейдуса Оскара Адамовича и Марии Васильевны Пейдус (Аникина) было семь детей  - Антонина, Ольга, Николай, Пётр, Сергей, Михаил, Дмитрий.
.
 Родители Пейдуса А.О.
.
Образование — школа-девятилетка. Профессия — печатник-стеклографист.
Член ВКП(б) с 1931 года. Женат.
.
В рядах РККА с июня 1927 года.
С июня 1927 по июнь 1928 года обучался в военно-теоретической школе ВВС РККА в г. Ленинграде.
С июня 1928 — курсант 2-й военной школы лётчиков в г. Борисоглебске.
11.11.1929 после окончания 2-й ВШЛ по линии "Разведчики" (1 и 2 учебные эскадрильи) назначен младшим лётчиком 53-й авиаэскадрильи 11 авиабригады ВВС Московского ВО.
.
 Пейдус П.О. с женой
.
В июле 1931 назначен старшим лётчиком, а в ноябре 1931 — командиром корабля  53-й авиаэскадрильи 11 авиабригады ВВС Московского ВО.
.
.
В июле 1933 назначен командиром отряда войсковой части № 1143, а в январе 1935 — командиром отряда 116-й тяжело-бомбардировочной эскадрильи.
29.04.1938 присвоено воинское звание капитан.
В 1938 году был арестован и уволен из рядов Красной Армии в запас по ст. 43 пункт «б».
Приказом НКО СССР № 00213 от 17.06.1938 увольнение отменено и Пейдус П.О. вновь назначен командиром отряда 116-й тяжёло-бомбардировочной эскадрильи.
С декабря 1939 — командир звена 4-го легко-бомбардировочного авиаполка ВВС Харьковского ВО.
.
.
В мае 1940 назначен командиром звена военно-авиационной школы Харьковского ВО г. Волчанск.
Военную присягу принял 03.09.1940.
В сентябре 1940 назначен помощником командира эскадрильи, в декабре 1940 — и.д. командира эскадрильи, а 15.04.1941 — командиром эскадрильи 135 ближне-бомбардировочного авиаполка ВВС Харьковского ВО.
.
Участник Великой Отечественной войны с 05.07.1941 в составе 135 ббап ВВС 21-й армии группы армий Резерва Ставки ВГК. Летал на самолёте Су-2.
.
.
10.12.1941 присвоено воинское звание майор.
В начале 1942 года назначен командиром 596 нбап 16 сад ВВС 21-й армии Юго-Западного фронта. Летал на самолёте По-2.
.
 По-2
.
.
13 февраля 1942 года командир 596 нбап Юго-Западного фронта майор Пейдус Пётр Оскарович на самолете По-2 (в составе экипажа командир эскадрильи капитан Артёменко Николай Феофанович 1904 г.р.) сбит истребителем противника во время тренировочного полёта над своим аэродромом.
Похоронен в городском саду г. Короча Курской области.
Исключён из списков Красной Армии приказом ГУФУ войск Красной Армии № 0151/пог. от 05.05.1942.
.
Награждён орденом Красного Знамени (09.08.1941).
.
.
Увековечен в печатной Книге Памяти Нижегородской области том 12.
.
Мать Пейдус Мария Васильевна проживала в г. Казани по адресу ул. Университетская д. 30 кв. 8.
Семья: жена Пейдус (Свищук) Ефросинья Андреевна 1913 г.р., сын Виктор 1933 г.р., дочь Лидия 1937 г.р.
.
3 мая 1969 года открыт Памятник на Братской могиле № 1 в городе Короча Курской области (в парке имени Г. Гая).
***
Их стихия - небо
Ирина АЛЬШАЕВА
Газета "Проба пера" (учебная газета факультета журналистики НИУ "БелГУ", сентябрь 2012 г., стр. 6-7)
.
Над нашими головами расплескалось густой синевой небо. Мирное небо, не чернеющее смолью пепла и гари, не пылающее кровавыми зорями, не полыхающее в огне сражений. Небо, которое не забирает жизни. Порой мы не замечаем его в суете повседневной, не придаём ему значения. А ведь были небеса другими. Багрово-алыми, иссиня-чёрными. Рвались в них снаряды и пули свистели, разрывая гладь небесную во множество мелких осколков... Прошло почти сто лет с того дня, когда в небо впервые поднялся первый в мире парашютный десант. Прошёл без малого век с той даты, откуда берёт начало празднование дня воздушно-десантных войск.
.
Первые
.
Далёкий июль 1930 года. На аэродроме 11-й авиабригады в Воронеже проводятся первые в стране парашютные занятия с выполнением прыжков с самолёта. Здесь сосредоточились авиационные части, высланные для участия в опытно-показательном учении ВВС МВО, что определило этот город местом занятий. В первый день учений, 26 июля, ставшим началом советского массового парашютизма, было выполнено шесть прыжков.
В кабинете начальника Военно- Воздушных сил РККА Петра Ионовича Баранова раздался звонок. Выслушав доклад о ходе занятий, он поинтересовался, можно ли за два-три дня подготовить пятнадцать человек, чтобы продемонстрировать выброску группы вооружённых парашютистов для диверсионных действий на территории условного противника. Получив положительный ответ, он отдаёт приказ начать подготовку группы.
В Воронеже было всего двенадцать комплектов тренировочных парашютов. Этим определился количественный состав десанта. Кроме того, план десантной операции предусматривал сбрасывание шести грузовых парашютных контейнеров с ручными пулемётами, карабинами и патронами. Для выполнения задания, поставленного командованием, были отобраны добровольцы - энтузиасты парашютизма: Мухин, Филлипов, Фрейман, Егоров, Черкашин, Захаров, Кухаренко, Коваленков, Пейдус, Поваляев, Миронов.
.
.
Десантная группа была разделена на два отряда, так как в кабине самолёта помещалось не более семи парашютистов. Высадку десанта решено было произвести с самолёта «Фарман Голиаф» - с него было удобнее прыгать, чем с бомбардировщиков ТБ1, для прыжков с которых приходилось вылезать на крыло.
2 августа 1930 г. ровно в 9 часов с Воронежского аэродрома базирования поднялся самолёт. На его борту - первый отряд парашютного десанта. Вслед за ним взлетели три самолёта Р1, с подвешенными под крыльями на бомбодержателях грузовыми парашютами. Сделав круг, самолёт с парашютистами повернул к месту выброса десанта - свободному от посевов поля. Через мгновение в небе раскрылись белые купола. Самолёт вернулся за второй группой и вновь в синеве забелели каплями парашюты.
.
.
Приземлившиеся 12 десантников, вооружённые ручными пулемётами, револьверами и гранатами были в полной готовности к боевым действиям. Так был сброшен первый в мире парашютный десант.
.
Сквозь время
.
В Корочанском парке имени Гая безмолвно стоят бронзовые герои Отечества. В них замер дух того времени, которое выбрало их своими защитниками. В предрассветной утренней тишине или звоне последних лучей уходящего солнца можно услышать, как гудит здесь Вечный огонь, как неустанно шепчет они мена тех, кто погребён под гранитными плитами войны. Здесь, на этой Аллее Героев, переплелись посмертно судьбы тех, кто до конца был верен своей Родине, кто не предал её, не бросил в роковой для неё час. Плечом к плечу стройной линией стоят на Аллее герои, среди которых - Пётр Оскарович Пейдус, один из тех двенадцати парашютистов, которые положили начало воздушно-десантным войскам.
.
Родился Пётр Оскарович в 1905 г. в городе Курмыш Горьковской области. Однако судьба тесно связала его с Белгородскими землями.
Мальчишкой Пейдус мечтал о небе. Мечты сбываются, если стремиться их осуществить. Пётр Оскарович окончил Борисоглебскую лётную школу и был направлен на службу в Воронеж. Здесь же он встретил свою будущую жену - Наталью Андреевну Свищук, тоже лётчицу. Историю их любви запечатлел режиссёр Семен Тимонин в фильме «Небесный тихоход».
В 1934 году. авиабригаду, в которой служил Пейдус, перевели в город Нерчинск Читинской области.
В 1938 году Петра Оскаровича арестовали, обвинив в связи с его братом - врагом народа.
Горизонт тем временем занимался заревом войны и Пейдуса, как нужного специалиста, освободили.
В Москве, в штабе ВВС, Пётр Оскарович встретил своего сокурсника - Николая Петровича Каманина, который предложил ему служить в легкобомбардировочной авиабригаде Харьковского гарнизона, которой он командовал. В марте 1940г в Харькове был сформирован 135 авиаполк, перебазировавшийся в июне 1941 в район Новозыбкова, на Западный фронт, и вошедший в состав ВВС 21 армии. Полк имел хорошо сплоченный штаб. Командиры эскадрилий майор П.О. Пейдус, капитаны В.В. Лебедев, П.Б. Игнатенко, П.В. Костин налетали по 200-400 часов каждый. На вооружении они имели самолеты Сухого - Су-2.
Грянула громом война. На фоне больших неудач войск на фронтах и авиации особенно, эскадрильи полка, в котором служил Пейдус, ярко проявили себя в боевых вылетах. Несмотря на неразбериху первых дней и месяцев войны, их наградили орденами Красного Знамени и даже дали возможность посетить свои семьи.
В начале 1942 года, после ранения, майор Пейдус был назначен командиром 595 ночного бомбардировочного авиаполка.
.
П.О. Пейдус в нижнем ряду справа
.
Однажды над своим аэродромом он проверял технику пилотирования одного из бойцов, ведя самолёт недалеко от линии фронта. Неожиданно появился вражеский истребитель и открыл по нему стрельбу. Проверяемый погиб сразу. Пётр смог посадить машину, несмотря на ранения в бок и голову. До госпиталя его не успели довезти. Пётр Оскарович Пейдус погиб 13 февраля 1942 года в небе над Корочей.
.
В шёпоте Вечного огня слышно и его имя. Имя личности, оставшейся в истории. Имя судьбы, вплетённой в кровавое лихолетье. Имя человека, ставшего солдатом Великой войны - Творцом великой победы.
.
Источники:
https://1418museum.ru/heroes/15295135/
https://foto.pamyat-naroda.ru/detail/357540
http://allaces.ru/sssr/struct/p/bap135.php
http://ava.org.ru/shap/135.htm
https://forum.vgd.ru/1311/111032/
https://kv-bear.livejournal.com/469583.html
http://ava.org.ru/bap/60g.htm
http://allaces.ru/sssr/struct/p/bap596.php
https://proza.ru/2018/06/09/943
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Помощь в сборе изначальной информации для страницы оказал Михайлов Д.В.
Карта сайта Написать Администратору