Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Сорокин Яков Васильевич

Начальник 2-й ВШЛ в период 1935-1937 гг.
Комбриг (26.11.1935, НКО №2484)
Комдив (20.2.1938, НКО №0154/п и 22.2.1938 НКО №0170/п)
.
.
Сорокин Яков Васильевич родился 20 марта 1883 года в слободе Даниловка Усть-Медведицкого округа, области Войска Донского в крестьянской семье. По национальности русский.
Член ВКП(б) с марта 1918 г., был исключен в 1922 г. (получил строгий выговор за сокрытие исключения из партии). Партстаж восстановлен партколлегией КПК при ЦК ВКП(б) 14 июня 1937 г., протокол №207/1.
.
В 1903 г. окончил 3 года приходской школы х. Зуевский Усть-Медведицкого округа области Войска Донского.
С апреля 1903 г. по ноябрь 1906 г. - батрак у кулака Гончарова (х. Зуевский Усть-Медведицкого округа области Войска Донского).
С ноября 1906 г. по октябрь 1908 г. - молотобоец у кузнеца Сельского (пос. Лабойковский Усть-Медведицкого округа области Войска Донского).
С октября 1908 г. по ноябрь 1909 г. - ученик у сапожника Гончарова (х. Зуевский Усть-Медведицкого округа области Войска Донского).
С ноября 1909 г. по апрель 1910 г. - чернорабочий на лесопильном заводе Лапшина (г. Царицын Саратовской губернии).
С апреля 1910 г. по апрель 1911 г. - конюх-рабочий у торговца Архипова. (с. Отрада Царицынского уезда Саратовской губернии).
С апреля 1911 г. по октябрь 1914 г. - машинист молотильных машин у помещика Водолазкина (с. Даниловка Усть-Медведицкого округа области Войска Донского).
С октября 1914 г. призван в РИФ и зачислен вольноопределяющимся второго разряда.
В 1915 г. окончил военную школу минёров и школу морских механиков.
В 1916 г. по окончании школ был произведён в подпоручики.
Получил общее образование в Севастопольской гимназии, окончил 4 класса.
До ноября 1917 г. - моторист сторожевых катеров на Черноморском флоте.
С ноября 1917 г. по март 1918 г. - помощник командира красногвардейского отряда Петренко, район Синельниково, Ростов-на-Дону.
С марта 1918 г. по май 1918 г. - член ревкома сторожевых катеров Черноморского флота (г. Новороссийск)
С мая 1918 г. по август 1918 г. - заместитель председателя ревкома Волжской военной флотилии (г. Царицын Саратовской губернии).
С августа 1918 г. по ноябрь 1918 г. - командир боевого участка в 10 армии Южного фронта.
С ноября 1918 г. по апрель 1919 г. - командир отдельной бригады им. 3 Интернационала 10 армии Южного фронта.
С апреля 1919 г. по сентябрь 1919 г. - командир 2 бригады 39 стрелковой дивизии и командир 39 стрелковой дивизии 10 армии Южного фронта.
С сентября 1919 г. по июль 1920 г. - командир 1 бригады 32 стрелковой дивизии 10 армии Южного фронта.
С июля 1920 г. по март 1921 г. - командир 24 бригады 8 стрелковой дивизии 16 армии Западного фронта.
С марта 1921 г. по ноябрь 1922 г. - командир 95 бригады 32 стрелковой дивизии 10 армии Южного фронта.
С ноября 1922 г. по март 1924 г. - командир ЧОН в станице Нижне-Чирская Царицынской губернии.
С марта 1924 г. по август 1925 г. - слушатель в школе «Выстрел» (г. Москва).
С августа 1925 г. по 15.8.1928 - командир и комиссар 250 стрелкового полка 84 стрелковой дивизии МВО.
С 15.8.1928 по 12.4.1931 - слушатель ВАФ (г. Москва).
С 12.04.1931 - начальник и комиссар Одесской пехотной школы.
1931-1935 гг. - начальник и комиссар 8 Одесской военной школы лётчиков.
.
.
С мая 1935 г. до 1937 г. - начальник и комиссар 2-й военной школы лётчиков, г. Борисоглебск, МВО.
.
.
С июля 1937 г. командовал 132-й скоростной бомбардировочной авиабригадой.
В ходе боёв у реки Халхин-Гол в июле 1938 г. назначен командующим ВВС 1-й армии Дальневосточного фронта.
С сентября 1938 г. - командующим ВВС 2-й отдельной Краснознамённой армии Дальневосточного фронта.
.
4 октября 1938 г. в ходе операции по спасению совершившего вынужденную посадку самолёта «Родина» Сорокин попал в авиакатастрофу. Несмотря на отсутствие разрешения принять участие в операции Сорокин вылетел на место обнаружения самолёта. Его ТБ-3 столкнулся в воздухе с «Дугласом», на котором находился Герой Советского Союза комбриг Александр Бряндинский, также не имевший приказа лететь на место аварии. Часть экипажей успела выпрыгнуть на парашютах, но 15 человек, в том числе Сорокин погибли.
В Хабаровском крае в августе 2018 года группой поисковиков поискового объединения "АвиаПоиск", которые совместно с общественниками села имени Полины Осипенко провели раскопки на месте падения бомбардировщика ТБ-3, нашли орден «Знак Почёта» и, предположительно, останки Якова Васильевича Сорокина и других погибших.
***
.
Материалы исследования обстоятельств катастрофы, которое провёл Якуб Войтковяк.
Комментарий автора: Данный материал в первую очередь предназначен для моих коллег по авиации и тех кто интересуется ею. В данном материале приоткрываются неизвестные страницы предвоенной советской авиации о известных событиях, которые мы знаем по книгам и воспоминаниям известных лётчиков, но оказывается далеко не всё в них, по понятным условиям, было отражено.
.
Трагедия над тайгой: Об обстоятельствах смерти Я.В. Сорокина и А.М. Бряндинского
.
Во время чистки командных кадров Красной Армии большинство высшего комначсостава советских Военно-воздушных сил подверглось беспримерным по своему масштабу репрессиям. В эти страшные годы погибли многие опытные командиры военной авиации, среди них заместитель наркома обороны, начальник ВВС РККА командарм 2-го ранга Я.И. Алкснис, комкоры Ф.А. Ингаунис, А.Я. Лапин (помощники командующего Особой Краснознаменной Дальневосточной армией по ВВС), В.К. Лавров (начальник штаба ВВС РККА), В.В. Хрипин (командующий воздушной 1-й Армией особого назначения) и многие, многие другие, в том числе начальники ВВС округов и флота, командиры авиационных частей и соединений, начальники и преподаватели учебных заведений. Всего по ВВС за 1937-1939 гг. было уволено 5616 человек. А надо помнить, что в это же время советские летчики погибали, защищал республиканскую Испанию и Китай.
Помимо этого, военные летчики, в том числе командный состав ВВС, несли потери в авиационных катастрофах. Аварии и катастрофы в авиации всегда были. Даже сегодня они остались серьезной проблемой для ВВС всех стран мира. Аварийность в частях ВВС Красной Армии была высокой и в 1930-е годы. Например, в августе 1932 г., во время перелета эскадры самолетов ТБ-3 из Москвы в Хабаровск все машины попадали в аварии, некоторые по несколько раз, было семь случаев вынужденных посадок, в главном из-за поломок двигателей М-17. Но хорошая подготовка экипажей, особенно пилотов, позволила избежать жертв, и все самолеты и члены экипажей прилетели в Хабаровск. Этот пример свидетельствует, что в первой половине 1930-х годов главной причиной аварий и катастроф являлись технические недочеты.
.
Ситуация драматически изменилась во время Великой чистки. Одним из следствий репрессий стал более низкий, чем раньше, уровень подготовки летного состава, что сопровождалось ростом аварийности и количества жертв. Статистические данные свидетельствуют, что с началом Великой чистки значительно увеличилось количество аварий и катастроф. Если в 1936 г. в ВВС случилось 43 катастрофы и 237 аварий, в которых погибло 94 человека, то уже в 1937 г. - 62 и 336 (погибло 110 человек). В 1938 г. было еще хуже - только с 1 января по 1 августа произошло 75 катастроф и 217 аварий, в которых погибло 135 человек. Для командного состава особенно трагическими оказались 12 месяцев с октября 1938 г. по сентябрь 1939 г. В это время в авиационных катастрофах, в основном из-за человеческих ошибок, погибли многие известные летчики, в том числе большая группа Героев Советского Союза: комдив В.С. Хользунов (28 июля 1939 г.), комбриги А.К. Серов (11 мая 1939 г.) и В.П. Чкалов (15 декабря 1938 г.), полковник А.А. Губенко (31 марта 1939 г.), майоры С.И. Грицевец (16 сентября 1939 г.) и П.Д. Осипенко (11 мая 1939 г.). В большинстве случаев причиной гибели этих выдающихся лётчиков были человеческие ошибки, допущенные самими погибшими (Серов, Осипенко, Губенко) или другими участниками этих трагических происшествий (Грицевец). Началом череды несчастий и ярким примером человеческой ошибки, которая привела к трагическим последствиям, стала катастрофа 4 октября 1938 г. на Дальнем Востоке, в которой погибло 16 человек, в том числе комдив Я.В. Сорокин и Герой Советского Союза комбриг А.М. Бряндинский.
.
Яков Васильевич Сорокин родился в 1893 году. В 1918 г. вступил в ряды Красной Армии. Многие годы командовал стрелковыми частями, был начальником пехотной школы. В первой половине 1930-х годов в связи с динамичным развитием советской военной авиации многие командиры сухопутных войск были направлены в ряды ВВС. Среди них оказался и Я.В. Сорокин - он был назначен начальником школы пилотов. В ноябре 1935 г. ему было присвоено звание комбрига. В июле 1937 г. Сорокин стал командиром 137-й авиабригады, которая была сформирована для Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии, и привёл её на Дальний Восток. В феврале 1938 г. ему было присвоено звание комдива. В июле 1938 г. комдив Сорокин назначен командующим ВВС 1-й Армии Дальневосточного Краснознамённого фронта, а в сентябре того же года, после расформирования фронтового управления, возглавил ВВС 2-й Отдельной Краснознамённой армии. Он принадлежал к той небольшой группе «старого» высшего комначсостава ВВС, которую не охватила чистка, и был последним ее представителем на Дальнем Востоке.
Александр Матвеевич Бряндинский родился в 1904 году. В 1924 г. призван в Красную Армию. С 1930 г. на лётно-испытательской работе. В 1936 г. ему было присвоено звание майора. 27-28 июня 1938 г. штурманом в составе экипажа В.К. Коккинаки Бряндинский принял участие в беспосадочном перелёте самолёта ДБ-3 по маршруту Москва-Хабаровск-Спасск Дальний, за что был удостоен звания Героя Советского Союза и получил звание комбрига. С июля 1938 г. комбриг Бряндинский был включён как руководитель по штурманской подготовке в состав особой группы комдива В.С. Хользунова, направленной по приказу Главного Военного Совета для практической помощи лётно-тактическому составу авиачастей Дальневосточного Краснознамённого фронта в освоении самолёта ДБ-35. Во время советско-японского конфликта у озера Хасан он работал в штабе ВВС Дальневосточного Краснознаменного фронта. Был представителем нового поколения советских лётчиков, выдвинувшихся по службе в 1937-1938 гг.
.
24-25 сентября 1938 г. женский экипаж в составе В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко и М.М. Расковой совершил дальний перелёт на самолёте «Родина» по маршруту Москва-Дальний Восток, устанавливая женский международный рекорд дальности полёта по прямой и по ломаной линии. Но лётчицы не сумели достигнуть хабаровского аэродрома и приземлились в тайге, у реки Амгунь.
Поиски самолёта и его экипажа начали самолёты Гражданского воздушного флота, 2-й ОКА и Амурской Краснознамённой военной флотилии. Обнаружить место посадки удалось только 3 октября. 4 октября, в 14 часов, в район посадки самолёта «Родина» прилетел самолёт «Дуглас», который, как оказалось, находился в диспозиции группы комдива Хользунова и на борту которого был комбриг Бряндинский. Через час прилетел второй самолёт - ТБ-3 РН с комдивом Сорокиным. Самолёты столкнулись в воздухе, погиб весь экипаж самолёта «Дуглас» и большинство людей, находившихся на борту ТБ-3, - только четыре человека спаслись на парашютах.
Всё это произошло на глазах Валентины Гризодубовой и Полины Осипенко. Их показания позволили установить ход событий, которые привели к трагедии. Третий член экипажа самолёта «Родина», Марина Раскова, перед посадкой прыгнула с парашютом, и её-то и старался найти экипаж «Дугласа» Бряндинского. Позже «Дуглас» снова летал над местом посадки «Родины».
Вот что о происшедшем говорила в своих показаниях Гризодубова: «...самолёт "Дуглас" ходил на высоте 300 метров. В это время на юге показался самолёт РН (ТБ-3 РН-Я.В.) и стал кружиться за сопками примерно в 30 км от нас. Заметив РН, "Дуглас" резко развернулся и на полном газу с большой скоростью направился к кораблю. На высоте 500-600 метров, поравнявшись с РН, "Дуглас" развернулся. В 14 час. 58 мин. на развороте "Дуглас" ударил РН но хвостовому оперению, задел крыло и, перейдя в штопор, скрылся за сопками. Из "Дугласа" никто не выпрыгнул. После удара РН накренился и в штопорном положении скрылся за сопками. В момент удара от РН отделились обломки и несколько парашютов. В 15 час. показался дым над местом, где скрылись за сопками оба столкнувшихся самолёта».
Более подробно об этих трагических событиях рассказала Полина Осипенко: «Дуглас» ...прилетел снова к нам и очень низко брил над землёй, над лесом и особенно над нашим самолётом. Я ему показывала с земли, иди выше, но он продолжал брить и очень с большими кренами разворачивал на низкой высоте. Однажды разворачивался над сопкой очень низко, мало не задел лес. Меня и тов. Гризодубову очень раздражало такое хулиганство, мы даже злились на них, показывали повыше ходить. В 15 час. 00 мин. мы заметили корабль ТБ-3, идущий в стороне от нас по направлению северо-запад по реке на высоте 500-700 метров. В это время «Дуглас» был над нами, заметил, что корабль идёт в стороне от нас и сразу очень прижал скорость, со снижением быстро погнался за кораблём. Подошёл в хвост корабля, вероятно, хотел его завернуть. Сделал атаку в хвост и оттуда резко отвалил в сторону, очень крутой спиралью пошёл вниз. Корабль (ТБ-3 РН - Я.В.) медленно перевернулся и тоже более пологой спиралью так же пошёл вниз. В это время посыпались парашютисты с корабля ТБ-3. Оба самолёта скрылись за лес. <...> Через некоторое время вспыхнул пожар на месте катастроф. В результате такого ухарства самолёта "Дуглас" на наших глазах погибло 2 корабля, где погибло очень много людей».
Последние детали мы узнаем из Акта от 8-го октября, составленного Комиссией, работавшей на месте катастрофы по приказанию комиссара ВВС 2-й ОКА бригадного комиссара И.Г. Литвиненко. Во главе Комиссии стоял начальник авиадесантной службы 1-го авиадесантного полка 2-й ОКА капитан Н.А. Полежай, который одним из первых прибыл на место катастрофы. В Акте мы читаем: «...взяв курс в направлении ТБ-3 РН под (углом - Я.В.) 90 (градусов) с правой стороны но отношению ТБ-3 РН, зайдя в хвост самолёту ТБ-3 РН, "Дуглас" начал делать разворот на близком расстоянии от ТБ-3 РН, пытаясь пристроиться к ТБ-3 РН. Во время разворота "Дуглас" налетел на ТБ-3 РН и фюзеляжем отбил хвостовое оперение и заднюю турель с пулемётом, ударил в консольную часть правой плоскости ТБ-3 РН, после чего "Дуглас" произвольно падал, в воздухе загорелся и упал в тайгу. Экипаж самолёта "Дуглас", количеством не установлено, погиб полностью. Самолёт ТБ-3 РН после удара "Дугласом" в воздухе перевернулся вверх колёсами, произвольно падает в тайгу, при падении самолёт разбился. При катастрофе ТБ-3 РН погибло 11 человек, 4 человека спаслись на парашютах». Далее в Акте говорилось, что в разбитом «Дугласе» было обнаружено пять обгоревших трупов. Таким образом, в катастрофе, по мнению Комиссии, погибло 16 человек. Но в приказе наркома обороны от 4 июня 1939 г. говорится о 15 жертвах. Возможно, уже после составления Акта оказалось, что ещё одному члену экипажа ТБ-3 удалось спастись на парашюте. Но более вероятным является вывод, что в приказе наркома была допущена ошибка. В своей записке от 17 ноября на имя маршала В.К. Ворошилова начальник ВВС РККА командарм 2-го ранга А.Д. Локтионов тоже пишет, что удалось спастись только 4 членам экипажа ТБ-3 из 15. Число погибших в «Дугласе» (5 человек) не вызывает сомнения. Добавим, что первоначально число жертв могло быть меньше, но от пожара «Дугласа» загорелась тайга. Пожар дошёл к месту падения ТБ-3 и все находящиеся в разбитой машине, в том числе и возможные тяжелораненые, сгорели.
Кто виноват в самой большой по числу жертв катастрофе в советских ВВС в 1938 г. - катастрофе, в которой погибли два представителя высшего комначсостава? Кажется, каждому, кто читал документы, всё должно быть ясно - к катастрофе привели безответственные действия пилота самолёта «Дуглас». Но, как оказалось, не все придерживались этого мнения.
В своём приказе от 4 июня 1939 г. нарком Ворошилов нашел других козлов отпущения - Сорокина и Бряндинского: «Сорокин без какой бы то ни было надобности и разрешения центра, но с согласия командования 2-й ОКА вылетел на ТБ-3 к месту посадки самолёта "Родина", очевидно, с единственной целью, чтобы потом можно было сказать, что он, Сорокин, также принимал участие в спасении экипажа "Родины", хотя ему этого никто не поручал, и экипаж "Родины" уже был обнаружен. Вслед за Сорокиным на "Дугласе" вылетел Бряндинский, который также не имел на то ни указаний, ни права, целью которого были, очевидно, те же мотивы, что у Сорокина. Оба эти больших авиационных начальника, совершив проступок и самовольство, в дополнение к этому в самом полёте проявили недисциплинированность и преступную халатность в лётной службе, результатом чего и явилось столкновение в воздухе, гибель 15 человек и двух дорогостоящих самолётов». И далее: «Настоящий приказ изучить всему лётному и техническому составу ВВС РККА». Что думали о Сорокине и Бряндинском, изучая приказ наркома, молодые лётчики и механики? Может быть и так: какая недисциплинированность, халатность и безответственность? Погнавшись за популярностью, наградами, широкой оглаской, погубили не только себя, но и 13 других хороших людей! Доброе имя двух честных людей было погублено.
Суждение очень жестокое и несправедливое. Спасение экипажа самолёта «Родина» являлось задачей особой важности. Обнаружение места посадки было только одним из этапов спасательной акции. Героические женщины уже десять дней находились в тайге, в труднодоступном районе. Не было обнаружено место нахождения М.М. Расковой. Положение экипажа далеко не было безопасным. Спасение зависело от дальнейших действий ВВС 2-й ОКА, начальником которых был комдив Сорокин. Ворошилов пишет, что Сорокин полетел без разрешения центра, и это явная ложь. Мы можем об этом узнать из публикации в «Красной Звезде». 4 октября эта газета, сообщая об обнаружении места посадки самолёта «Родина» и двух лётчиц, опубликовала выдержки из телефонных разговоров, которые днём раньше комдив Сорокин вёл с членами правительственной комиссии по перелёту самолёта «Родина» начальником У ВВС РККА Локтионовым и наркомом оборонной промышленности М.М. Кагановичем. Сорокин сказал им о своих планах полёта на место посадки, и те их одобрили. Целью Сорокина не была широкая огласка, о чём Ворошилов знал из вышеупомянутой записки Локтионова. В ней говорится, что Сорокин подбирал место для авиадесанта, который надо было выбросить в районе посадки «Родины» и который к то время уже находился в воздухе.
Ворошилов прав, когда пишет, что не было оснований для полёта Бряндинского. Но вряд ли ему можно приписать недисциплинированность или гонку за популярностью. Нет оснований для утверждения, что на полёт «Дугласа» Бряндинский не получил согласия своего начальника, комдива Хользунова. Ни один документ об этом не говорит. Почему Бряндинский полетел на место посадки «Родины»? Это, нам кажется, связано с нормальными человеческими чувствами - дружбой, заботой о другом человеке. Бряндинский и экипаж самолёта «Родина» знали друг друга ещё по Москве, все они принадлежали к группе лётчиков и лётчиц, собранной для совершения рекордных полётов. Вероятно, что Бряндинского особо волновала судьба М.М. Расковой, которую в то время ещё не удалось найти. И Гризодубова, и Осипенко указывали, что сразу после прилёта Бряндинский сбросил им вымпел и просил, чтобы они указали стрелой направление в ту сторону, где прыгнула с парашютом Раскова. Потом, более получаса, его самолёт летал в этом районе. Надо, однако, сказать, что Бряндинский несёт соответственность за катастрофу - его вина заключается в том, что он во время полёта не оказал влияния на пилота, не потребовал, чтобы тот придерживался правил безопасности.
Из приказа наркома Ворошилова следует, что если бы Сорокин и Бряндинский, или хотя бы один из них остались в Хабаровске, они бы не погибли. Это странное мнение. Всё равно, что сказать спортсмену после неудачных для него соревнований: «Если бы ты не принимал в них участия, ты бы и не проиграл».
Показания Валентины Гризодубовой и Полины Осипенко, Акт Комиссии, работавшей в районе катастрофы не вызывают никаких сомнений - главным виновником катастрофы, унесшей жизни 16 человек, был пилот «Дугласа». Я.В. Сорокину, А.М. Бряндинскому и другим жертвам этого трагического происшествия надо воздать по заслугам - они отдали жизнь, стараясь спасти экипаж самолёта «Родина».
.
Исследования автора финансированы польским Министерством науки и высшего образования, грант № 0116/Н01/2003/25.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Карта сайта Написать Администратору