Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Богослов Иван Ефремович

Начальник 2-й ВШЛ в 1937-1938 гг.
Генерал-майор авиации. Звание присвоено 26 октября 1944 года
 
.
Биографию и фотографии для размещения на сайте предоставил Белоусов Борис, внук Богослова Ивана Ефремовича.
.
Богослов Иван Ефремович родился 11 сентября 1898 года в селе Долгий Мох Чауского района Могилёвской области, Белоруссия.
Получил образование учителя.
В 1917 году был призван в армию. В Петербурге был выбран в Совет солдатских депутатов.
После армии служил авиамехаником и затем переучился на лётчика. Получил назначение в Гатчину.
С 1924 году по 1925 год был откомандирован в Амстердам.
В 1925 году снова вернулся в Гатчину и служил в одном полку с В.П. Чкаловым.
В 1930 году был назначен начальником Военно-воздушных сил Среднеазиатского округа, которым командовал Дыбенко. Принимал активное участие в ликвидации басмачей и был награждён в 1933 году орденом Боевого Красного Знамени за номером 133 и одним из первых таджикским орденом. Получил звание комдива.
До 1932 года служил в Ташкенте. В 1932 году переведен начальником лётной школы в город Сталинград. Под его руководством из этой школы выпустились много прославленных лётчиков, таких как Савицкий, ставший в дальнейшем маршалом.
В 1935 году поступил в академию в Москве.
С 1937 года по 1938 годы был начальником Борисоглебской лётной школы лётчиков-истребителей.
В 1938 году был арестован и перевезён в Сталинград. Через 2 года и 2 месяца был оправдан как невиновный, восстановлен в звании комбрига и были вернуты все правительственные награды.
Получил назначение в Таганрог, но через 3 месяца получил новое назначение - начальником Чугуевской военно-лётной школы.
В 1941 году вместе с училищем был эвакуирован в город Чимкент.
В 1942 году был переведён начальником училища в Черногорку Хакасской области.
В 1943 году получил назначение заместителем командующего авиации в Новосибирский округ.
В 1944 году Богослову И.Е. было присвоено звание генерал-майора авиации.
В 1945 году переведён в Иркутск командующим авиации округа.
В 1950 году получил назначение заместителем командующего авиации округа в Прибалтийский округ, в Ригу.
В 1952 году , как специалист, имеющий богатейший педагогический опыт, много лет отдавший формированию советской авиационной школы и стоявший у истоков советской авиации, был переведен заведующим военной кафедры в Куйбышевский авиационный институт.
В 1954 году по состоянию здоровья ушёл в отставку.
Умер в 15 февраля 1976 года и похорен в Куйбышеве, ныне Самара.
.
Богослов Иван Ефремович награждён двумя орденами Боевого Красного Знамени (один из них за номером 133), орденом Ленина, орденом Отечественной войны первой степени, орденом Красная Звезда, таджикским орденом, медалями в честь двадцатилетия Красной Армии и за участие в Великой Отечественной войне. Был делегатом XVII партийного съезда ВКП(б).
Богослов И.Е. (в верхнем ряду) среди делегатов XVII съезда ВКП(б).
***
.
 
 
Подмосковье (?), испытательный аэродром (?). Середина 30-х годов.
Слева направо. Сидят: неизв. (обрезана подпись), Федоров I, Панышев (Василий Иванович – ранее командир 31 авиационной эскадрильи), Скорондаев, Добровольский (Н.И.?), Богослов (Иван Ефремович), Туманский (Алексей Константинович); Стоят: Федоров II, Мельников, Дедюлин (Александр Григорьевич, командир авиационной эскадрильи научно-испытательного института ВВС РККА, арестован в 1937, расстрелян 1938 г.), Кудрин (Борис Николаевич), Писаренко, Сергеев (Виктор Дмитриевич?), Бочкарев.

.
Комментарии к фотографии, выложенной на "Яндекс-фотки" пользователем galzakharenko:
"...Дед служил в 1-й Краснознаменной истребительной авиаэскадрилье, которая была сформирована в годы Гражданской войны из 1-го и 3-его авиадивизионов. В журнале "Авиация и космонавтика", 10 (2009) в статье М. Никольского "Первая Гвардейская" упоминаются летчики Мельников и Кудрин, а также старший летчик-наблюдатель Федоров.
Получили орден Красного знамени:
Мельников Всеволод Лукьянович: Красвоенлёт 1 истребительного дивизиона: Прик.РВСР № 133: 1922 г.
Кудрин Борис Николаевич: Красвоенлёт 1 истребит. авио-див.: Прик.РВСР № 133: 1922 г.
Туманский Алексей Константинович: Командир 11 корабля боеотряда «Илья Муромец»: Прик.РВСР № 406: 1921 г.
Те летчики-испытатели, имена которых мне удалось определить, служили в это время в разных местах, видимо, были собраны вместе для выполнения какого-то особого задания. Снимок сделан не позже 1937 года..."
.
***
Из воспоминаний маршала авиации Савицкого Е.Я.
(книга "Я — «Дракон». Атакую!..")
.
Дважды Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии, заслуженный военный лётчик СССР, маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий в годы войны командовал 3-м истребительным авиакорпусом РВГК. Он совершил 216 боевых вылетов, сбил 22 самолёта противника лично и 2 в группе. В своей книге автор рассказывает о напряжённой, полной подлинно героических свершений и романтики жизни лётчика-истребителя.
.
Отрывок из IV главы ("Золотая роза")
.
Я уже сделал два выпуска лётчиков — подготовил шестнадцать воздушных бойцов. Командование отряда ко мне относилось хорошо, меня повысили в должности — стал командиром звена. А комбриг Богослов, начальник нашей школы, уважительно подчеркивал при случае и мою преподавательскую работу. Надо сказать, среди инструкторской братии мой авторитет в вопросах аэродинамики был непререкаем.
Но вот как-то на аэродроме Гумрак приземлился самолет незнакомых, самых современных аэродинамических форм, и я не смог сказать, что это за машина. Более компактная, чем Р-5, — крылья и фюзеляж ее были заметно короче, мощный лобастый мотор с кольцевым капотом, сравнительно большой киль — все придавало ей динамичный бойцовский вид.
Самых современных... Пишу вот, а слова эти никак не вяжутся с образом давно ушедшего в историю самолетика. Перед мысленным взором невольно встает привычный ряд боевых машин, на которых летал в последние годы. Сейчас молодые парни несут на этих и других действительно самых современных ракетоносцах-перехватчиках боевую вахту по охране неба Отечества. Кое-какие машины прошли и проверку боем. Так, например, сверхзвуковой истребитель МиГ-21 получил добрый отзыв специалистов, вернувшихся из Вьетнама, — самолет-солдат!..
На одном из наших сверхзвуковых самолетов 100 километров было пройдено за 140 секунд! Это мировой рекорд по замкнутому маршруту. Его установил выдающийся летчик нашего времени Александр Васильевич Федотов. Абсолютный мировой рекорд высоты на летательных аппаратах также принадлежит ему — 37650 метров. О Саше я еще расскажу. К слову сказать, больше десяти лет прошло, а рекорд высоты полета, установленный им, до сих пор не побит.
Не стану лукавить, мне было приятно читать в газетах и такие вот сообщения: «Редкое для космонавта исключение являет собой Светлана Савицкая: перед своей вселенской славой она прошла испытание известностью, пусть не столь широкой, но громкой. 500 парашютных прыжков и три мировых рекорда в 17 лет, звание абсолютной чемпионки планеты по высшему пилотажу в 22 года, несколько мировых достижений на сверхзвуковых самолетах в неполные 30. Редчайшая, даже уникальная для женщины профессия, которую выбрала — нет, отвоевала у мужчин летчик-испытатель Савицкая, проведшая в воздухе на 20 с лишним типах самолетов полторы тысячи часов...»
Или вот — после рекордного полета Светланы на Е-133, когда на этом серийном самолете она установила скорость 2683 километра в час: «Занимаясь с Савицкой, я убедился в ее трудолюбии, исключительном летном таланте. Она очень скромный и симпатичный человек. Не сомневаюсь, что она еще не раз порадует нас успехами в авиационном спорте». Это из выступления Саши Федотова на пресс-конференции, посвященной новому мировому рекорду Светланы. Он тренировал ее. Надо признать, Светлана оправдала слова летчика Федотова — неплохо поработала на сверхзвуковых машинах.
Однако вернемся на аэродромное поле 7-й военной школы, к истребителю И-5, самому современному все-таки по тому времени самолету. Сравнительно высокая горизонтальная скорость — 278 километров в за минимальное время для выполнения виража, хороша; скороподъемность быстро выдвинули его в число лучших в мире истребителей. И вооружен он был хорошо: вместо двух, как обычно, на нем стояло четыре пулемета!
А прилетел тогда на И-5 начальник нашей летной школы комбриг Богослов.
Начальство зачем прилетает? Чему-то учить, давать указания, проверять, наконец. Относительно последнего предположить можно было что угодно: проверку инструкторского состава по технике пилотирования, зачеты по знанию каких-нибудь инструкций, наставлений — их в авиации всегда хватало! (Разве вот только братья Райт впервые оторвались от земли без документов, регламентирующих летную работу). Но то, что я услышал через каких-нибудь полчаса после прилета Богослова, превзошло все мои предположения.
Дело повернулось так. Меня вдруг вызывают к начальнику школы:
— Савицкий! Бегом на стоянку — комбриг приказал!..
Срываюсь с места — и пулей к новому самолету, вокруг которого уже собрались, с любопытством рассматривая новую машину, летчики-инструкторы и командование отряда. Докладываю Богослову о прибытии. Он внимательно слушает меня, потом вдруг спокойно говорит:
— Вот что, Савицкий. Изучите инструкцию по эксплуатации этого истребителя, — Богослов показал в сторону И-5. — Мотор, конструкцию самолета — все, как положено. Зачеты буду принимать лично. Справитесь — разрешу летать на нем. Ясно?..
Как не ясно! От радости я чуть не крутанул на аэродроме сальто. Потом собрался с духом и выпалил:
— Есть, товарищ комбриг! Справлюсь!.. Стоит ли говорить, с какой нетерпеливостью изучал я все, что касалось того истребителя. Не прошло и трех дней — докладываю начальнику школы о прибытии и сообщаю:
— Ваше приказание выполнил!
— Какое такое приказание? — не сразу сообразил комбриг Богослов.
— Готов сдавать зачеты по инструкции и по матчасти истребителя И-5, — отчеканил я.
Богослов, похоже, хотел о чем-то спросить меня, но потом согласно кивнул головой и уже на ходу буркнул односложно:
— К самолету...
На все каверзные вопросы по устройству новой машины, по эксплуатации ее в воздухе ответил я начальнику школы без запинки. Тогда принялся он гонять меня по так называемым особым случаям в полете. Ну это, к примеру, когда мотор на самолете откажет: что делать? Или когда пожар. Или обледенение. Или в штопор свалился — обычный штопор, перевернутый, плоский... Да мало ли что в воздухе с летательным аппаратом приключиться может! Это я только так пишу — аппарат. У него скорость-то все ж побольше была, чем у «Жигулей» или «Волги». Да ведь и то сказать: на автомашине обнаружил неисправность (допустим, колесо на полном ходу спустило) — тормознул, остановил и копайся хоть до утра. А то еще лучше: вызови техпомощь, а сам покуривай без горя и забот.
В небе же весь технический сервис только в твоих руках, там самолет не затормозишь и не остановишь. Вот и приходится летчику соображать быстро да ладно. Ошибки исключены. На особые случаи отпускаются порой считанные секунды.
Словом, как ни гонял меня комбриг, сдал я все зачеты, вылетел на И-5 самостоятельно и получил личное разрешение Богослова один раз в неделю облетывать эту машину, чтобы как конь — не застаивалась. Не мог сам начальник школы летать постоянно — забот других хватало.
Я, понятно, четко выполнял указание. Аккуратно прилетал на Р-5 на центральный в Сталинграде аэродром, а то и на нашей дрезине добирался, затем пересаживался в кабину И-5 и прямо над летным полем начинал пилотировать. Все ниже и ниже вязались «мертвые петли», «иммельманы», круче становились виражи, пикировать научился — говорили, дух захватывало смотреть! Как-то Богослов и спрашивает:
— Ты что над аэродромом — цирк без сетки устроил?
— Никак нет, — отвечаю, — облетываю боевую технику.
Комбриг покосился на меня и опять кивает в сторону И-5:
— А ну, покажи...
Что тут оставалось делать? «Слетаю, допустим, по кругу чинно да благородно — не поверит, — рассуждал я, пока устраивался в кабине, пока запускал мотор. — Скромно, по-ученически попилотировать — только тоску нагнать. Слава богу, комбриг сам — истребитель!» И решил я тогда: «Эх, была не была! Покажу все, чему обучился на новом самолете». И взлетел...
Потом мне рассказывали, как комбриг наблюдал за моей работой. Пилотку всю измял в руках, пока я гнул те «мертвые петли», пикировал, вырывая машину у самой земли, крутил вертикальные «бочки»... Когда же приземлился, на аэродроме Богослова уже не было — он уехал. Ничего про «облетывание» машины от него я так и не услышал, пилотировать на И-5 продолжал и в напряженных инструкторских буднях уже стал забывать, как устроил «цирк без сетки» самому начальнику летной школы.
Но вот как-то вызывают к Богослову меня и еще инструктора Гориславского. Тогда я вспомнил про пилотаж и подумал невольно: сейчас всыплет!..
А начальник школы без долгих вступлений спрашивает:
— Как понимать ваши рапорты? Это желание летать в строевой части или недовольство руководством летной школы?..
Мы действительно написали на имя Богослова шесть рапортов, в которых просили перевести нас служить в строевой полк. Но быть недовольным родной школой, людьми, которые дали путевку в новую, увлекательную, поистине романтическую жизнь?.. Нет, таких мыслей я не допускал и уже готов был забрать свои рапорты назад: как-никак дело инструкторское у меня шло на лад.
Однако комбриг Богослов после продолжительной паузы вдруг сказал:
— Впрочем, понимаю вас. Хотя, думаю, служить по-честному можно везде. Мне в свое время за борьбу с басмачами были вручены два ордена Красного Знамени. Но вот направили сюда, в школу, — и возражать не стал. Работать везде нужно на совесть...
Я знал, наш комбриг говорил не для красного словца. Вообще чем ближе узнавал я его, тем больше раскрывался передо мной этот внешне грубоватый, но скромный, работящий человек, которому высокий пост не вскружил головы, не поколебал его душевной простоты.
— ...Так вот, повезло вам, — заключил он тогда нашу беседу. — Мы получили приказ отправить в строевые части двух хороших инструкторов. Именно хороших, а не таких, от которых не прочь бы отделаться. Одного — командиром звена, другого — командиром отряда. Слушайте наше решение — мое и комиссара школы: Савицкого отправляем командовать отрядом, Гориславского — звеном. Вам, Савицкий, служить предстоит в городе Киеве...
.
.
Другие источники:
Карта сайта Написать Администратору