Груздев Константин Афанасьевич
Выпускник 1931 года
Лётчик-испытатель, подполковник (1942)
.
Родился 5 июня (23 мая по старому стилю) 1908 года в Москве.
В 1928 году окончил механико-техническую школу в Вологде.
В Красной армии с 1928 года. В 1930 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1931 году – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
Служил в строевых частях ВВС.
.
19 июня 1937 года, следуя на поезде в Испанию в числе советских лётчиков-добровольцев, был арестован на чешско-германской границе и до февраля 1938 года находился в тюремном заключении в Германии. После возвращения на Родину продолжал службу в строевых частях ВВС. За мужество, проявленное в тюремном заключении, был награждён орденом Красного Знамени.
.
В 1940 году окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования ВВС.
С октября 1940 года по июнь 1941 года – лётчик-испытатель НИИ ВВС. Служил в 1-м и 3-м отделах. Провёл сложные испытания истребителя МиГ-3 на устойчивость. Участвовал в госиспытаниях самолётов Як-1 (ноябрь 1940), УТИ-26-2 (Як-7УТИ) (апрель 1941), ЛаГГ-3 (1941) и И-30 (1941).
.
Участник Великой Отечественной войны: в июне-июле 1941 – командир авиаэскадрильи 402-го истребительного авиационного полка, в июле-ноябре 1941 – командир 402-го истребительного авиационного полка, в ноябре 1941 – мае 1942 – старший лётчик-инспектор Управления ВВС Северо-Западного фронта. Воевал на Северо-Западном фронте. Участвовал в оборонительных боях на идрицком и старорусском направлениях. Совершил 261 боевой вылет на истребителях МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-3, в воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 6 самолётов противника.
.
В октябре 1941 года представлялся к званию Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени.
.
Разработал и немедленно применил весьма эффективный прием борьбы с «Me-110». Предложил и использовал выпуск посадочных щитков для уменьшения радиуса виража.
15 марта 1942 г. выступил в газете «Сталинский Сокол» со статьей «Как вести воздушный бой с Мессершмиттом-115». Условно названный «Мессер-115» был Ме-109Ф, захваченный на аэродроме Тушино при вынужденной посадке немецкого лётчика. После ремонта Ме-109Ф проходил испытания в НИИ ВВС, которые закончились в апреле 1942 года.
В мае-июне 1942 – командир 416-го истребительного авиационного полка, лётчики которого переучивались на «Харрикейны» в городе Иваново.
.
В июле 1942 года отозван с фронта и назначен начальником лётной части НИИ ВВС.
Провёл госиспытания Як-9 (1942), испытания истребителей Як-7, Р-39 «Аэрокобра» и «Харрикейн» на высший пилотаж, отработку бомбометания по воздушным целям на ЛаГГ-3.
18 декабря 1942 года при выполнении испытательного полёта на истребителе Як-7Б для определения максимальных скоростей по высотам, на режиме номинальной мощности мотор начал давать и перебои и вскоре отказал. С высоты 1.000 метров К.А. Груздев спланировал на свой аэродром, выпустил шасси и благополучно совершил посадку.
Зимой 1943 года вместе с Г.Я. Бахчиванджи испытывал первый ракетный истребитель БИ-1. 12 января 1943 года выполнил один полёт на нём, при выпуске шасси перед посадкой оторвалась одна лыжа, но Груздев благополучно посадил самолёт. В воспоминаниях А.В. Палло имеется колоритное высказывание Груздева после полета на БИ: «И быстро, и страшно, и очень позади. Как чёрт на метле».
.
Погиб 2 февраля 1943 года при выполнении испытательного полёта на Р-39 «Аэрокобра».
В этот день лётчик-испытатель К.А. Груздев на Кольцовском аэродроме в Свердловске (ныне Екатеринбург) выполнял испытательный полёт на срывы истребителя Р-39 «Аэрокобра» в штопор. После одночасового полёта самолёт пошёл на снижение, круто планируя с высоты 1.200-1.100 метров в направлении аэродрома Кольцово со стороны посёлка Арамиль (Свердловская область). Угол снижения увеличивался и достиг у земли 50-60 градусов. Сохраняя направление планирования, Р-39 «Аэрокобра» с работающим мотором и выпущенным шасси врезалась в землю в 2 километрах северо-восточнее аэродрома Кольцово. При ударе о землю самолёт полностью разрушился, К.А. Груздев погиб. Причины катастрофы так и не были установлены. Предположили, что хвостовая часть фюзеляжа из-за недостаточной прочности деформировалась и истребитель стал неуправляемым.
.
Жил в посёлке Чкаловский (ныне в черте города Щёлково) Московской области.
Похоронен в посёлке Малый Исток (в черте микрорайона Кольцово города Екатеринбург) рядом с напарником по испытаниям ракетного самолёта БИ-1 Григорием Бахчиванджи (погиб 27 марта 1943 года) и Трофимом Чигаревым, лётчиком-испытателем НИИ ВВС, погибшим в октябре 1941 года.

.
Награждён орденом Ленина (15.05.1942), 2 орденами Красного Знамени (17.07.1937; 27.11.1941), медалью «ХХ лет РККА».
.
Список всех известных побед подполковника К.А. Груздева:
(из книги М.Ю. Быкова "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год)
№
п / п |
Д а т а |
Сбитые
самолёты |
Место воздушного боя
( одержанной победы ) |
Свои
самолёты |
1 |
02.07.1941 г. |
1 Ju-88 ( в группе - 1 / 3 ) |
станция Идрица |
МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3. |
2 |
03.07.1941 г. |
1 Ju-88 |
станция Идрица |
3 |
04.07.1941 г. |
1 Do-217 ( в паре - 1 / 2 ) |
станция Идрица |
4 |
05.07.1941 г. |
1 Do-217 |
Великие Луки |
5 |
13.08.1941 г. |
1 Ju-88 |
Новгород |
6 |
1 Ме-109 |
Новгород |
7 |
19.08.1941 г. |
1 Ju-88 ( в паре - 1 / 2 ) |
Старая Русса |
8 |
1 Ме-110 |
Старая Русса |
9 |
24.08.1941 г. |
1 Ме-109 ( в паре - 1 / 2 ) |
северо - западнее Вины |
10 |
26.08.1941 г. |
1 Ju-88 |
северо - восточнее Крестцы |
11 |
29.08.1941 г. |
1 Ме-110 |
Сольцы |
12 |
24.09.1941 г. |
1 Ме-110 |
Ямник |
13 |
05.10.1941 г. |
1 Ju-88 |
Куженкино |
14 |
28.03.1942 г. |
1 Ju-88 ( в группе - 1 / 8 ) |
Воловино |
15 |
31.03.1942 г. |
1 Ме-109 ( в паре - 1 / 2 ) |
Большие Горбы - Козлово |
Всего сбитых самолётов - 9 + 6; боевых вылетов - 261. |
.
Помощь в поиске информации оказал Ящирицын В.Ф.
|