Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Груздев Константин Афанасьевич

Выпускник 1932 года
Из других источников окончил 2-ю ВШЛ в 1930 г., затем был направлен в Ейскую ВШЛ, которую окончил в 1931 г.
.
Родился 2 мая 1908 года в Вологде.
Окончив школу, поступил в техническое училище. С 1928 года в рядах Красной Армии.
В 1932 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
Служил на Украине, Дальнем Востоке, в Москве.
В 1937 г. он в числе советских добровольцев поехал в Испанию. 19 июня 1937 года был арестован немецкой полицией на чешско-германской границе. Только через 8 месяцев смог вернуться на Родину через Швейцарию.
В 1938 г. защищал восточную границу от японских захватчиков. Окончил курсы усовершенствования начсостава. 
С 1940 года работал в НИИ ВВС. Проводил испытания: И-16 с М-63 тип 29, Ме-109Е, МиГ-3, И-26-3 (1940 год), УТИ-26-2, И-30 (1941 год).
.
С июля 1941 года майор К.А. Груздев - командир 2-й эскадрильи 402-го истребительного авиационного полка особого назначения. Воевал на Калининском фронте. 2 июля 1941 первым открыл боевой счёт полка.
22 июля 1941 года назначен командиром 402-го ИАП ОН. Уже в первые месяцы войны он одержал в воздухе 19 побед. Летчик-испытатель блестяще знал вражескую авиационную технику, ее сильные и слабые стороны. Константин Афанасьевич разработал и немедленно применил весьма эффективный прием борьбы с "Мессершмиттами-110". К.А.Груздеву также принадлежит инициатива в использовании щитков для уменьшения радиуса виража.
.
В сентябре 1941 года представлялся к званию Героя Советского Союза
.
.
15 ноября 1941 года откомандирован на должность инспектора по технике пилотирования ВВС Северо-Западного фронта, где пробывал до февраля 1942 года, после чего командовал 416-м ИАП.
.
Всего выполнил около 300 боевых вылетов, сбил в воздушных боях 17 самолётов противника лично и в группе с товарищами.

Список всех известных побед подполковника К. А. Груздева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
1 02.07.1941 г. 1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 ) станция Идрица МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3.
2 03.07.1941 г. 1  Ju-88 станция Идрица
3 04.07.1941 г. 1  Do-217  ( в паре - 1 / 2 ) станция Идрица
4 05.07.1941 г. 1  Do-217 Великие Луки
5 13.08.1941 г. 1  Ju-88 Новгород
6 1  Ме-109 Новгород
7 19.08.1941 г. 1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 ) Старая Русса
8 1  Ме-110 Старая Русса
9 24.08.1941 г. 1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 ) северо - западнее Вины
10 26.08.1941 г. 1  Ju-88 северо - восточнее Крестцы
11 29.08.1941 г. 1  Ме-110 Сольцы
12 24.09.1941 г. 1  Ме-110 Ямник
13 05.10.1941 г. 1  Ju-88 Куженкино
14 28.03.1942 г. 1  Ju-88  ( в группе - 1 / 8 ) Воловино
15 31.03.1942 г. 1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 ) Большие Горбы - Козлово
      Всего сбитых самолётов - 9 + 6;  боевых вылетов - 261.
.
В 1942 г. отозван с фронта и назначен начальником лётной части НИИ ВВС.
Проводил испытания Як-7В, Як-7ДИ с М-105ПФ (Як-9) (1942).
15 марта 1942 г. летчик-испытатель К.Груздев выступил в газете «Сталинский Сокол» со статьей «Как вести воздушный бой с мессершмиттом-115». Условно названный «Мессер-115» был Ме-109Ф, захваченный на аэродроме Тушино при вынужденной посадке немецкого лётчика. После ремонта Ме-109Ф проходил испытания в НИИ ВВС, которые закончились в апреле 1942 г.
В конце 1942 года К. А. Груздеву было поручено сформировать из лётчиков-испытателей отдельную разведывательную авиационную эскадрилью, летавшую на самолётах МиГ-3 и Пе-2. В 1943 году, вместе с Григорием Бахчиванджи, испытывал первые ракетные истребители ОКБ В.Ф. Болхвитинова - "БИ".
12 января 1943 г. Груздев выполнил один полёт на БИ-1. В этом полете при выпуске шасси перед посадкой оторвалась одна лыжа, но пилот благополучно посадил самолет. В воспоминаниях А.В. Палло имеется колоритное высказывание Груздева после полета на БИ: «И быстро, и страшно, и очень позади. Как чёрт на метле».
.
9 февраля 1943 года, в одном из таких опытных полётов подполковник К.А. Груздев погиб на самолете Р-39 «Аэрокобра» I.
Испытания на вывод из плоского штопора американского истребителя «Аэрокобра» N АН628 происходили в течении нескольких месяцев в г. Кольцово, под Свердловском, куда был эвакуирован институт. В этот день около 13 часов он попал в плоский штопор, после чего самолёт вошёл в пике и врезался в землю. Лётчик до последнего старался найти способ вытащить падающий самолёт из неуправляемого вращения, но так и не успел ни вывести "Аэрокобру" из штопора, ни покинуть её...
.
Константин Груздев похоронен на кладбище посёлка Малый Исток, расположенный неподалёку от аэродрома Кольцово (город Екатеринбург), рядом с напарником по испытаниям ракетного самолета БИ-1 Григорием Бахчиванджи (погиб 27 марта 1943 года) и Трофимом Чигаревым, летчиком-испытателем НИИ ВВС, погибшим в октябре 1941 года.
 
.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды); медалью "XX лет РККА".
.
                     http://www.testpilot.ru/memo/40/gruzdev.htm
                     http://www.testpilot.ru/base/2010/05/gruzdev-k-a/
Помощь в поиске информации оказал Ящирицын В.Ф.   
Карта сайта Написать Администратору