Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Цховребов Григорий Иванович

Планируемый год выпуска - 1942 (исключен по здоровью из-за полученной на занятиях травмы)
Герой Социалистического труда Дата указа: 06.03.1980 
Лаурет Государственной премии СССР (1979 г.)
Почетный работник КБ Антонова
 
.
Цховребов Григорий Иванович родился 15 июля 1924 года в селе Мсхлеби (Хслеб) Джавского района Югоосетинской автономной области, ныне Ленингорского районе Республики Южная Осетия, в крестьянской семье. Осетин. Окончил среднюю школу.
В ноябре 1940 года по спецнабору поступил в аэроклуб города Цхинвали. По окончании аэроклуба в апреле 1941 году был направлен в Кировобадскую школу военных лётчиков. Здесь встретил начало Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года, после расформирования школы, был переведен в Борисоглебскую Краснознаменную авиационную школа пилотов имени В.П. Чкалова. Во время занятий по физкультуре получил травму руки, медицинской комиссией был признан ограничено годным. В результате на фронт не попал.
В ноябре 1943 года продолжил учебу в 21-й военной авиационной школе пилотов (г. Телави, Грузия), затем переведен в Армавирскую авиационную школу пилотов (эвакуирована в г. Фергана, Узбекистан). В январе 1945 года уволен в запас в звании лейтенанта. С небом не расстался, продолжил работу в гражданской авиации.
Тогда же был пилотом-слушателем в 5-ю отдельную авиационную эскадрилью ГВФ в городе Самарканд.
С сентября 1945 года работал пилотом самолета По-2 в 239-м авиационном отряде в городе Нукус (Каракалпакия). Выполнял работы в интересах сельского хозяйства, опылял поля, боролся с саранчой. В сентябре 1949 прошел переподготовку на второго пилота самолета Ли-2, в 1952 году переучился на самолет Ан-2.
В 1954 году был переведен командиром звена в 163-й авиационный отряд ГВФ (Самаркандский объединенный авиаотряд Узбекского управления гражданской авиации). В этом авиаотряде работал более 20 лет. В апреле 1961 года перешел работать рядовым пилотом самолета Ан-2 того же авиаотряда.
Находясь на летной работе, выполнял специальные рейсы по обслуживанию геологических экспедиций, участвовал в борьбе с сельскохозяйственными вредителями, выполнял рейсы по дефолиации полей хлопчатника в Узбекистане. В 1958 году участвовал в экспедиции по борьбе с саранчой в Иране.
Внёс большой вклад в освоение целинных земель Сардарьинской и Джизакской областей Узбекистана, в повышение урожайности хлопка и других сельскохозяйственных культур, в более эффективное использование авиационного транспорта. За четверть века обработал 131600 гектаров хлопковых полей.
К 1979 году имел 23000 часов безаварийной работы, в том же году сдал норматив пилота 1-го класса. Являясь передовиком производства, план десятой пятилетки выполнил к декабрю 1979 года. Являясь пилотом-инструктором ввел в строй командирами кораблей 90 пилотов, многие из которых летали на самолетах Ил-62, Ту-154, Як-40.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 6 марта 1980 года за выдающиеся успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, проявленную трудовую доблесть в выполнении планов и социалистических обязательств по увеличению производства и продажи государству зерна, хлопка и других продуктов земледелия в 1979 году Цховребову Григорию Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С июля 1983 года работал пилотом Ан-2 в 436-м летном отряде. В октябре 1985 года вышел на заслуженный отдых.
За большие успехи в летной работе, преданность малой авиации, многолетней работе на самолет Ан-2 ему было присвоено звание «Почетный работник КБ Антонова». Являясь пилотом-инструктором, ввел в строй командирами кораблей 90 пилотов, многие из которых летали на самолетах Ил-62, Ту-154, Як-40. Почти каждый пилот сельскохозяйственной авиации в Узбекистане считал Г.И Цховребова своим наставником.
Активно участвовал в общественной жизни. Избирался депутатом районного совета, делегатом XIIX съезда компартии Узбекистана, XXVI съезда КПСС.
Жил в городе Самарканд (Узбекистан). Скончался 2 августа 2003 года. Похоронен на военном кладбище в городе Самарканд.
Награжден орденами Ленина (06.03.1980), Октябрьской революции (15.06.971), Трудового Красного Знамени (03.1965), медалями; так же знаками «Отличник Аэрофлота» (1948), «За безаварийную работу». Лауреат Государственной премии СССР (1979).
В 1982 году Киностудией ЦСДФ (РЦСДФ) был снят документальный фильм «За взлётом взлёт», посвященный 60-летию гражданского воздушного флота СССР. В фильме есть сюжет и о Цховребове Григории Ивановиче.
.
Биографию подготовил Сергей Каргапольцев,
он же прислал для нашего сайта ссылку на страничку, где эта биография опубликована: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=17849#
***
.
...В годы войны с фашизмом в Самаркандском аэропорту базиро­валась 5-я отдельная учебная эскадрилья ГВФ. Ее костяк составило отдельное учебное звено из 15 самолетов, сформированное еще в 1940 году в Киеве. Поначалу его эвакуировали на Северный Кавказ, оттуда в Чарджуй, а в апреле 1942 года - в Самарканд. Ту самую 5-ю эскадрилью сюда перевез пилот Г.В. Анищенко, который впослед­ствии погиб в авиакатастрофе на маршруте Харьков - Москва в янва­ре 1945-го. Причем учебная база, готовившая кадры для фронта, пополни­лась инструкторами из числа молодых пилотов, откомандированных из разных областей России. В их числе были Василий Семенович Романкин и Григорий Иванович Цховребов, которые, как и другие их коллеги, до конца жизни трудились в Самаркандском аэропорту. Романкин стал заслуженным пилотом СССР, Цховребов - Героем социа­листического труда, лауреатом Госпремии СССР...
.
В 1982 году Киностудией ЦСДФ (РЦСДФ) был снят документальный фильм "За взлётом взлёт", посвященный 60-летию гражданского воздушного флота СССР. В фильме есть документальные кадры, на которых заснят Цховребов Г.И.: Летчик, лауреат Государственной премии СССР Г.И. Цховребов умывается, готовит шашлык, с семьей за столом, Г.И. Цховребов в самолете Ан-2; на аэродроме с др. летчиками, в учебном классе, идет с внучкой по городу, Г.И. Цховребов на встрече, аплодирует...
Из фильма:
"...Велик отряд авиаторов, работающих на подмоге земледельцев. Но один из самых замечательных людей, с кем довелось нам встретиться - Григорий Иванович Цховребов, лауреат Государственной премии СССР. Сын земледельца из горной деревушки на юге Осетии, Григорий Иванович успел поработать над полями России, Украины, Северного Кавказа, Республик Средней Азии и Казахстана. Второй его родиной стал Узбекистан, древний Самарканд.
Это его самолёт. Ан-2 - не такой уж орёл, но трудяга, как и его хозяин.
За любовь к этой старой машине, за преданность малой авиации, и, конечно, за большие успехи, Григория Ивановича посвятили в почётные работники КБ Антонова - особая честь и урок молодым. Мастерство не терпит перемен, требует долголетней работы в одной должности, на одном месте. Нам говорили: чуть не каждый пилот гражданской авиации в Узбекистане считает Григория Ивановича своим наставником.
Коммунисты Самаркандской области послали его делегатом на XXVI съезд партии. После съезда 15 делегатов, коммунистов Аэрофлота, встретились с Министром Гражданской авиации Борисом Павловичем Бугаевым..."
.
Скачать видео можно на странице http://www.net-film.ru/ru/film-8732. Рассказ о Цховребове Г.И. - во второй части.
.
Источники:
Фотографии вырезаны из фильма "За взлётом взлёт"
Информацию помог отыскать Михайлов Д.В.
Карта сайта Написать Администратору