Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Кокорина Зинаида Петровна

Борисоглебский лётный полк, период  после 1924 года
Поглядите внимательно на лицо женщины. Кем она была в жизни? Вы скажете: это учительница. Верно. Школа непостижимым путём отмечает лица своих служителей. Зинаида Петровна Кокорина почти тридцать лет была учителем и директором школы. Но её взрослые воспитанники и недавние ученики из поселка Чолпон-Куль, читая этот рассказ, наверняка удивятся, когда узнают, что их седоволосая добрая “историчка” Зинаида Петровна была лётчицей. И не просто летчицей, но первой советской лётчицей.
.
Годы юности
Было это очень давно, если мерить время марками самолётов. Это было в годы, когда страна не имела ещё своих самолётов, летали на покупных французских: “фарманах”, “ньюпорах” и “моран-парасолях”. Это кажется непостижимо далёким временем, если оглянуться от рубежа, взятого новым, почти фантастическим самолётом Туполева. Но, в сущности, это было недавно, если человек, летавший на этих самых “ньюпорах”, может, в качестве пассажира правда на нынешнем сверхсамолёте.
.
Зинаида Петровна в детстве самолётов не видела. Ни один самолёт над Россией тогда не летал. К тому же из подвального окошка дети уральского старовера-старателя видели только ноги проходивших по улице, и была у детей игра: узнавать по ногам, кто прошёл, - урядник, барышня, крестьянин, приехавший из деревни.
.
Старатель Кокорин в горах, как видно, не нашёл золотой жилы. В Перми семья его проживала бедно. “Хлеб покупали у нищих, так было дешевле. Зимой я ходила в школу, а летом работала на спичечной фабрике, клеила этикетки. В десять лет обучила соседку-булочницу грамоте и принесла матери пять рублей”.
.
Таким было детство. Если попытаться найти в этом детстве ростки человеческого упорства, которым отмечена жизнь этой женщины, то мы найдём их без труда. За способность Зинаиду Петровну определили в гимназию. С великим усердием, когда надо было учиться самой и давать уроки купеческим дочкам , чтобы кормиться, Зинаида Петровна окончила гимназию с золотой медалью и решилась поехать в Петроград, в университет. Это было в 1916 году.
.
Годы зрелости
Но просто летать теперь уже было мало. Зинаида Петровна решает стать летчиком-истребителем. Опять учеба. Приемы воздушного боя, стрельба по цели, бомбометание. Два десятка мужчин и одна женщина учились в Высшей военной школе.
.
Выпускные экзамены. Лучший результат по пилотажу и стрельбе – у Зинаиды Кокориной. Её оставляют пилотом-инструктором в школы. Теперь она летает сама и учит летать других. Приезжают её друзья из Качи. “Смотрю, теребят за рукав: “Зина, возьми в свою группу…””
.
“После школы я служила в Борисоглебском лётном полку. А потом в Осоавиахим ”.
.
Нынешним молодым людям надо заглядывать в энциклопедию или расспрашивать, что значит слово Осоавиахим. В 30-х годах это слово значило очень много. Создавалась мощная, оснащенная техникой армия. И каждый человек, чем мог, помогал армии.
.
“У нас работали очень известные теперь люди. Те же Ильюшин и Яковлев, ракетчики Цандер и Сергей Павлович Королев. Я тогда замещала руководителя авиационного отдела в Центральном совете”.
.
Это было время, когда создавались аэроклубы и летные школы, когда почти каждый город строил себе летную вышку, когда летчиков готовили уже не десятками,
.
А тысячами и летали уже на своих самолетах. Зинаида Петровна стояла во главе огромной работы. Сохранилась фотография той поры. Немецкий конструктор Фоккер, прилетевший в Союз по каким-то делам, подарил “удивительной русской женщине” свой портрет с надписью, лестной для каждого летчика.
.
В аэроклубы из Москвы инспектор Кокорина летела на самолете не пассажиром, а летчиком. И уж наверно её видели девушки в самых разных местах страны. Знаменитая летчица Полина Осипенко вспоминает: “Я была птичницей. У нашей деревни сел самолет. Вышла женщина. Я вся загорелась: женщины могут летать?!”
.
За первой ласточкой, каким бы ранним ни было её появление, весна непременно приходит. В конце 30-х годов уже сотни девушек научились летать. Полет через всю страну Осипенко, Расковой и Гризодубовой окончательно утвердил место женщины среди летчиков. Валентина Гризодубова командовала мужским полком дальной бомбардировочной авиации. В музее авиации и космонавтики есть снимок девушки Лили Литвяк. Она стоит рядом с обескураженным немецким асом. Аса сбили под Сталинградом. Не знавший поражения летчик пожелал увидеть, кто его сбил. И тогда вошла девятнадцатилетняя девушка в полушубке.
.
В войну тридцать женщин-летчиц стали Героями Советского Союза. Среди них для Зинаиды Петровны Кокориной есть особенно дорогое имя: Нина Распопова. Это её прямая воспитанница. Она училась в лётной школе, где Зинаида Петровна была начальником.
.
Последние годы
Однажды в 1968 году осенью Зинаиде Петровне надо было переезжать в Москву из Киргизии. Друзья осторожно спросили: “Может быть, поездом?”- “Нет, обязательно самолетом”.
.
ИЛ-18 вез в Москву первую летчицу. Никто, конечно, не знал старушку, которая просилась сесть непременно возле окошка.
- Первый раз, наверное, летите? – спросила девушка-стюардесса.
- Да, дочка, первый раз за последние тридцать три года…
.
Не по свое воле пришлось ей в трудные годы оставить любимое дело. “Сначала думала: пережить не смогу. А потом ничего, привыкла. И опять жизнь обрела смысл”.
.
Тридцать лет Зинаида Петровна прожила на берегу озера Иссык-Куль. Учила киргизских и русских детей. “Прошлое постепенно забылось. Иногда казалось даже, что это не я, а кто-то другой летал. А теперь всплыло, нахлынуло…”. Началось все с того, что дочь написала в Москву из Киргизии: “Может быть, кто-нибудь помнит?”
.
Зинаиду Кокорину помнили. Отозвалось много друзей. И вот уже полгода Зинаида Петровна в Москве…
.
Восемь часов, подогревая время от времени чай, мы говорим. Говорит Зинаида Петровна, я слушаю и дивлюсь бодрости, уму и обаянию семидесятилетней женщины.
.
“Дочка, можно сказать, без отца вырастала. Он тоже был летчиком. Уехал на Восток. Я считала: там он погиб. Но вот недавно дочери показали одну интересную доску почета. Портрет отца висит рядом с портретом Рихарда Зорда. Оказалось, они вместе работали на Востоке ”.
.
- Зинаида Петровна, не могли бы мы сделать для вас что-нибудь нужное или приятное? – спрашиваю я в конце разговора.
- Можешь, голубчик. Свози меня на аэродром. Хочу как следует поглядеть на нынешние самолеты.
.
Мы были на внуковском летнем поле. День стоял серенький. Самолеты, оторвавшиеся от земли, сейчас же исчезали в холодной хмари. Зинаида Петровна ходила, опираясь на палку, и надо было её поддерживать за руку.
- Хотите знать, о чем я думаю?.. Когда первый раз в жизни увидела самолет, было ощущение чуда. Это чувство осталось. И вот думаю: если бы мне сейчас двадцать, начала бы все, как тогда? И сама себе отвечаю: начала бы тогда…
.
Она была первой.…После хорошего снегопада попробуйте проложить лыжню для других. Даже в этом маленьком деле вы хорошо поймете, что значит быть первым.
1969 год
Информацию помог отыскать Михайлов Д.В.
Карта сайта Написать Администратору