.
В рядах Красной армии с 31.08.1935, призван Рыбинским РВК Ярославской области, поступил в 11-ю военную школу лётчиков им. Пролетариата Донбасса в г. Ворошиловграде.
14.09.1937 зачислен курсантом во 2-ю военную Краснознамённую школу лётчиков-истребителей в г. Борисоглебске. Проходил обучение в 4-й лётной группе старшего лейтенанта Ильяша Д.Т. 2-го звена старшего лейтенанта Шубцова А.В. 1-го отряда капитана Иванова И.И. 1-й эскадрильи старшего лейтенанта Мельникова И.С.
В декабре 1937 года (2-й выпуск лётчиков-истребителей) окончил обучение по первому разряду с присвоением воинского звания старшина и назначен военным пилотом 22-й истребительной авиационной эскадрильи.
.
Военную присягу принял 23.02.1939.
14.03.1939 назначен начальником ПДС 41-го иап ВВС Белорусского особого ВО.
В 1939 году присвоено воинское звание лейтенант (приказ НКО СССР № 0556).
03.10.1940 назначен командиром звена 41-го иап ВВС Западного особого ВО.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 в составе 41-го иап 9 сад ВВС 10-й армии Западного фронта, с 18.07.1941 - в составе 6-й иак Московской зоны ПВО. Летал на самолёте МиГ-3.
С августа 1941 года воевал в составе 34-го иап ПВО.
В ночь с 9 на 10 августа 1941 года командир эскадрильи 34-го иап ПВО 6 иак ПВО Московской зоны ПВО старший лейтенант Киселёв В.А. на самолёте МиГ-3 тараном уничтожил бомбардировщик Хе-111 и покинул самолёт на парашюте.
По переписи 20.07.1942 — командир эскадрильи 34-го иап ПВО.
26.11.1943 назначен заместителем командира, штурманом 34-го иап ПВО 317-й иад ПВО 1-й воздушной истребительной армии Западного фронта ПВО. Летал на самолётах Р-39 "Аэрокобра" и Ла-5.
За время войны выполнил 251 боевой вылет, в 21 воздушном бою сбил лично 6 самолётов противника и не менее 2 в составе группы.
.
Список всех известных побед капитана В.А. Киселёва
(из книги М.Ю. Быкова "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА-ЭКСМО", 2008 год)
№
п / п
|
Д а т а
|
Сбитые
самолёты
|
Место воздушного боя
( одержанной победы )
|
Свои
самолёты
|
1
|
26.06.1941 г.
|
1 Не-111 ( в группе - 1 / 3 )
|
|
МиГ-3, Як-1.
|
2
|
02.07.1941 г.
|
1 Ju-88
|
|
3
|
04.07.1941 г.
|
2 Ме-109 ( в группе - 2 / 4 )
|
|
4
|
10.08.1941 г.
|
1 Не-111
|
Наро - Фоминск
|
5
|
19.02.1942 г.
|
1 Ме-110 ( в паре - 1 / 2 )
|
Уваровка - Дурыкино
|
6
|
19.09.1942 г.
|
1 Не-111
|
Погорелое Городище
|
7
|
25.09.1942 г.
|
1 Ju-88
|
Сычёвка
|
8
|
04.10.1942 г.
|
1 Hs-126
|
Клячицы
|
9
|
15.01.1943 г.
|
1 Ju-88
|
юго - западнее Ржева
|
10
|
1 FW-190
|
южнее Погорелое Городище
|
Всего сбитых самолётов - 7 + 4; боевых вылетов - 251; воздушных боёв - 21
|
.
Заместитель командира, штурман 34-го иап ПВО 1-й воздушной истребительной армии Северного фронта ПВО капитан Киселёв Виктор Александрович погиб 6 июня 1944 года - на самолёте Ла-5 не вернулся с боевого задания в районе Ржева, пропал без вести.
.
Ла-5
.
13.08.1944 вышел приказ Северного фронта ПВО № 0169 о присвоении Киселёву В.А. воинского звания майор.
Исключён из списков Вооружённых Сил Союза ССР как пропавший без вести приказом ГУК ВС СССР № 0801 от 09.04.1947.
Награждён орденом Ленина (28.10.1941), орденом Красного Знамени (07.11.1942), орденом Отечественной войны 2-й степени (04.02.1943).
Увековечен в печатной Книге Памяти Московской области том 9.
.
Жена Киселёва Зоя Леонидовна и дочь Виктория (родилась после гибели в 1944 году) проживали в г. Клину Московской области по адресу посёлок Майданово д. 4 кв. 10.
***
.
Ночной таран Виктора Киселева
Олег Каминский
.
Активное участие в отражении налетов немецко-фашистской авиации на Москву в 1941-1942 годах принимали лётчики 34-го истребительного авиационного полка. Много хороших лётчиков было в полку, но, пожалуй, самым лучшим и прославленным лётчиком полка был Виктор Киселёв. Он был кадровым офицером и опытным лётчиком, сбил несколько самолётов врага, но прославился, в первую очередь, своим ночным тараном. Прежде, чем рассказать о боевых подвигах Киселёва, упомянем вкратце его биографию, типичную, как и биографии большинства советских летчиков того времени.

Итак, Виктор Александрович Киселев родился 31 января 1916 года в старинном русском городе Ярославле на Волге. Родился в обычной рабочей семье. Окончил 7 классов в городе Рыбинске, и там же – авиатехникум. Успел немного поработать техником-технологом. 31 августа 1935 года, то есть в 19-летнем возрасте, стал служить в рабоче-крестьянской Красной армии. Был курсантом 11-й военной школы пилотов, а затем и 2-й Краснознамённой школы лётчиков-истребителей в г. Борисоглебске. После окончания военной авиационной школы пилотов служил в Московском военном округе, в 22-й истребительной эскадрилье. В марте 1939 года был переведён в 41-й авиаполк Белорусского особого военного округа. Здесь и встретил Великую Отечественную войну 22 июня 1941 года...
С первых же дней войны, сражаясь в районе Могилёва, Киселев сбил 4 вражеских самолёта. Первый, - Хейнкель-111, - он уничтожил 26 июня в составе звена. Второй, - Юнкерс-88, - он сбил лично 2 июля. А два Мессершмитта-109 были сбиты им 4 июля в групповом бою.
В июле, как достаточно опытного лётчика, Киселёва переводят в 34-й истребительный авиационный полк 6-го авиакорпуса ПВО на защиту Москвы. В этом полку он и прославился своим ночным воздушным тараном. Этому предшествовал подвиг другого лётчика, которого звали точно так же, как и Киселёва. Речь идет о знаменитом Викторе Талалихине, также Борисоглебского выпускника, чьё имя прогремело на всю страну после тарана в ночь с 6 на 7 августа 1941 года и, которому за его подвиг, уже на следующий день, присвоили звание Героя Советского Союза. Вдохновлённые подвигом Талалихина, многие наши лётчики решили в случае необходимости поступить также, как он. Среди них был и тёзка Героя Виктор Киселёв. И, надо сказать, возможность подтвердить своё решение делом представилась ему очень даже скоро.
Случилось это в ночь с 9 на 10 августа, когда более пятидесяти Хейнкелей-111 предприняли очередной налёт на Москву. 34-й полк принимал активное участие в отражении налёта, действуя в районах Наро-Фоминска и Можайска. Один за другим с Внуковского аэродрома,стартовали в небо истребители полка. Получив приказ на взлёт в 23 часа 38 минут, Киселёв уже через тридцать секунд направил свой МиГ-3 в заданную зону патрулирования. Сменив находившегося там младшего лейтенанта Н.Г. Щербину, он стал внимательно всматриваться в ночное небо.
Через какое-то время недалеко от аэродрома прожекторы осветили вражеский самолёт и, Киселёв немедленно бросился в атаку. Ему удалось выпустить несколько очередей по цели и, кажется, даже попасть по правому мотору "Хейнкеля". Но вскоре ему пришлось прекратить преследование, так как он слишком далеко удалился от своей зоны патрулирования. Оставив в покое недобитого противника, раздосадованный Киселёв вернулся в зону.
В это время 606-я прожекторная станция-искатель сержанта Беспалова поймала своим лучом ещё один "Хейнкель". Находившиеся поблизости остальные станции тоже направили свои лучи на обнаруженную цель. Немецкий бомбардировщик, стремясь вырваться из лучей, отчаянно маневрировал, сбросил весь груз зажигательных бомб на 606-ю станцию и обстрелял её из пулемёта. Немец уже начал было выходить из зоны досягаемости лучей, но тут на него насел Киселёв.
Меткие пулемётные очереди Киселёва одна за другой впивались в грузную тушу бомбардировщика. Казалось, что победа близка. Но, через некоторое время, патроны закончились и истребитель оказался безоружным. А тут ещё, как назло, немецкий стрелок умудрился пробить масляный бак и радиатор МиГа, мотор вот-вот должен был заклинить. Необходимо было прекращать погоню и немедленно идти на посадку, однако, советский лётчик решил иначе. Намереваясь ударить винтом по хвосту вражеского самолёта, Киселёв, используя оставшийся запас скорости, стал подбираться к бомбардировщику снизу. Когда до цели осталось метров 20-30, он перешёл в атаку, но неудачно. Проведение атаки затруднял плохой обзор: масло из разбитого бака залило козырёк кабины, поэтому лётчик промахнулся и проскочил рядом, буквально в двух метрах от "Хейнкеля".
При второй попытке мощная струя воздуха от винтов бомбардировщика подбросила МиГ-3 вверх и влево. Истребитель оказался прямо над левой плоскостью "Хейнкеля". Киселёв отреагировал мгновенно и тут же двинул ручку управления от себя. Истребитель "клюнул" носом вниз и ударил винтом по плоскости вражеского самолёта. Тот провалился в темноту и исчез...
После удара истребитель вошёл в штопор вывести из которого возможности не было. Таран произошёл на высоте 1.200 метров, поэтому времени для вывода самолёта из штопора уже не хватало, и после трех витков, лётчику пришлось выброситься с парашютом. Поранивший щёку об ручку во время таранного удара и слегка оглушённый, Киселёв с трудом покинул кабину. В темноте лётчик опустился на дерево и, зацепившись парашютом, повис на нём. К счастью, дерево оказалось небольшим и, отстегнув лямки, Киселёву удалось спрыгнуть на землю. Случайно повстречавшиеся местные жители помогли ему выйти на дорогу. Невдалеке виднелось зарево от горящих обломков "Хейнкеля". Где упал истребитель Киселёва, поначалу никто не мог сказать. Его нашли лишь после двух дней поисков. Оказалось, что МиГ-3 упал неподалеку в лесу, ушёл в землю как снаряд, на поверхности торчало одно хвостовое оперение...
А на командном пункте 34-го полка в то время ещё не знали о подвиге своего однополчанина. Связь с Киселёвым прервалась во время воздушного боя, и никто не знал, что с ним случилось. Только утром, с поста ВНОС поступило сообщение: "Лётчик-истребитель Киселев в 23 часа 56 минут протаранил фашистский бомбардировщик и выбросился на парашюте".
Командир полка майор Л.Г. Рыбкин, бросив все дела, тотчас же отправился в район Наро-Фоминска к месту приземления Киселёва. Но раньше к месту падения Хейнкеля подъехали начальник политотдела 6-го иак ПВО А.С. Соловьёв и комиссар 34-го полка В.П. Недригайлов. Увидев их, Киселёв подошёл и доложил о своём бое: "Товарищ комиссар! Тараном сбит самолёт противника. Машина догорает, один из членов экипажа взят в плен".
Пленный штурман Хейнкеля-111 унтер-офицер Амандус Отруба при своём последнем приземлении получил тяжёлые ранения и врачам, сделавшим ему срочную ампутацию ноги в районном госпитале, с трудом удалось спасти ему жизнь. Остальные четыре унтер-офицера, - пилот Освальд Шлиман, радист Альберт Ветцель, механик Вильгель Гизельманн и стрелок Вальтер Краних, - погибли. На допросе штурман показал, что их экипаж входил в состав 1-й группы 53-й бомбардировочной эскадры "Легион Кондор" и ранее принимал участие в налётах на Англию, за что был награждён Железными крестами. Находясь в состоянии шока Отруба, не скрывая эмоций, высказался о таране русского лётчика так: "Это нечто сверхужасное. Мне показалось, будто небо стало стальным и обрушилось на нас, а душа распростилась с телом"..
Героя ночного воздушного тарана сердечно поздравляли друзья и командиры. Чтобы поздравить отважного лётчика и взять у него интервью, на аэродром полка приехал даже знаменитый "красный граф" писатель Алексей Николаевич Толстой. Киселёв рассказал писателю о своём бое и показал трофеи, которые он взял на память об этом: Железный крест, снятый со сгоревшего фашиста, какую-то финскую медаль и разрывную пулю германского тяжёлого пулемёта. Переговорив с Киселёвым и его однополчанами, Толстой подарил Киселёву на память свою трость. А вскоре в газете "Красная Звезда" опубликовали очерк Толстого о Киселёве…
За геройский поступок Виктор Киселёв был награждён 28 октября 1941 года орденом Ленина.
В результате контрнаступления советских войск в декабре 1941 года, немцы потерпели первое серьёзное поражение. Враг был отброшен далеко от Москвы, но боевые действия на дальних подступах продолжались ещё долгое время. Лётчики 34-го полка чуть ли не ежедневно вылетали на боевые задания. В ожесточённых боях гибли друзья-однополчане, но и боевой счёт полка пополнялся новыми победами. Пополнял свой личный счёт и Киселёв.
19 февраля 1942 года в паре с лейтенантом К.П. Букварёвым герой нашего повествования сбил в районе Уваровка – Дурыкино восточнее Гжатска один Мессершмитт-110 из 26-й эскадры тяжёлых истребителей "Хорст Вессель".
Одного Хейнкеля-111 в районе Погорелого Городища капитан Киселёв сбил 19 сентября, а Юнкерс-88 в районе Сычёвки 25 сентября.
4 октября Киселёв, в паре с сержантом Ф.Ф. Петуховым атаковал войсковой разведчик Хеншель-126, корректировавший огонь немецкой артиллерии по железнодорожной станции Уваровка. Маневренный "костыль", как называли этот тип немецкого самолёта наши лётчики, долго сопротивлялся, но, наконец, после меткой очереди Киселёва упал на землю в районе Клячицы.
А 15 января 1943 года Киселёв с перерывом в два часа одержал две воздушные победы. Сначала, из-за тумана вылетев один в районе Ржева, на высоте 8.000 метров Киселёв сбил разведчик Юнкерс-88. Во втором вылете, ведя своё звено к месту падения разведчика, он встретился в районе Погорелого Городища с парой "охотников" Фокке-Вульф-190 и сбил одного из них. Оставшийся немец был, видимо, асом из 51-й истребительной эскадры "Мёльдерс", ему удалось поджечь самолет Киселёва и, таким образом отомстить за сбитого напарника. К счастью, Киселёв сумел благополучно приземлиться на парашюте...
Отважный лётчик был награждён ещё двумя орденами: Красного Знамени (7 ноября 1942 года) и Отечественной войны 2-й степени (4 февраля 1943 года).
.
.
В ноябре 1943 года его повысили в должности: Киселёв одновременно стал исполнять обязанности штурмана полка и заместителя командира полка.
К сожалению, этот замечательный лётчик и командир, так много сделавший для Победы, не дожил до неё...
Весной и летом 1944 года лётчики Московской зоны ПВО несколько раз пытались перехватить полёты одиночных разведчиков противника, но безуспешно. 20 апреля это попытались сделать лётчики 34-го авиаполка старший лейтенант А.M. Зуйков и младший лейтенант А.Ф. Коптилкин. Действуя в паре, они стремились взять врага в "клещи", но отказ оружия их истребителей и падение давления масла вынудили прекратить бой и вернуться на свой аэродром.
Та же пара Зуйков – Коптилкин 27 мая провела ещё один бой с разведчиком Юнкерс-88. По докладам лётчиков им удалось добиться попаданий во вражеский самолет. Однако сбить разведчик им опять так и не удалось, а обе свои машины оказались потеряны в результате вынужденных посадок. Кроме того, Коптилкин получил при аварии многочисленные ушибы. Наводивший на цель по радио своих подчинённых капитан В.А. Киселёв остался недоволен их действиями.
И, когда 6 июня на Клинский аэродром, где базировался 34-й полк, поступило сообщение о появлении двухмоторного немецкого самолёта в районе Ржева, Киселёв в паре с молодым пилотом лично вылетел на перехват. Через какое-то время лётчики обнаружили Юнкерс-88, вероятно, из состава 100-й группы дальней разведки Люфтваффе. Киселёв передал по радио на аэродром сообщение о том, что он видит противника и атакует его. И на этом передача оборвалась...
Вернувшийся из вылета молодой лётчик доложил командиру полка, что во время атаки вражеского самолёта они с Киселёвым пошли вниз, пробивая облака. Однако, выйдя из них, молодой пилот не обнаружил самолёт ведущего и вернулся на аэродром один. Зная лётный опыт и мастерство Киселёва, никто не верил, что он мог стать жертвой немецких "охотников". И, кстати, это действительно так, ибо никто из лётчиков Люфтваффе не подавал заявку на сбитый самолёт в этом районе. Возможно, Киселёву пришлось идти на вынужденную посадку из-за технической неисправности или закончившегося горючего. К сожалению, аварийную ситуацию усугубляли обширные болота Калининской области.
Киселёва долго искали и, даже обращались за помощью к его бывшему сослуживцу – всемогущему Василию Сталину, к тому времени уже полковнику и командиру дивизии. Тем не менее, ни сам Киселёв, ни его самолёт так и не были найдены. Виктор Александрович Киселёв был отмечен в списках безвозвратных потерь как не вернувшийся с боевого задания.
За время боевых действий Виктор Киселёв, - один из лучших летчиков Московского фронта ПВО, - выполнил 251 вылет, провел 21 воздушный бой, сбил 7 самолётов противника лично и 4 - в групповых боях. Приказом по войскам ПВО № 0169 от 13 августа 1944 года ему посмертно было присвоено воинское звание майор.
В памяти однополчан и всех, кто его знал, Виктор Киселев навсегда остался 28-летним парнем, чернявым словно цыган, с весёлыми серыми глазами. Вскоре после того, как он не вернулся из боевого вылета, его молодая вдова Зоя Леонидовна Киселёва родила дочь. В память о героическом отце дочь была названа его именем - Викторией. Виктория – значит, победа...
***
.
Ярославец Виктор Киселёв сражался с фашистами с первых дней войны, в районе Могилёва сбил 2 истребителя и 2 бомбардировщика. Потом, в составе 34-го истребительного авиационного полка, его перебросили на защиту Москвы.
10 августа 1941 года ему удалось подбить бомбардировщик противника. Но и истребитель Киселёва получил серьёзное повреждение (была нарушена система охлаждения). А в луче прожектора лётчик увидел другой бомбардировщик "Хейнкель-111". Не думая о повреждении собственного самолёта, Виктор пошёл в атаку. Горячее масло жгло руки, мотор мог в любой миг отказать, да к тому же кончались боеприпасы. И тогда лётчик пошёл на таран. После удара в левую плоскость "Хейнкель" стал на глазах разваливаться. Истребитель МиГ-3 Киселёва потерял управление, пришлось опускаться на парашюте. За этот бой 28 октября 1941 года лейтенант В. А. Киселёв был награждён орденом Ленина.
К 20 октября 1942 года командир 3-й эскадрильи 34-го иап старший лейтенант В. А. Киселёв выполнил 185 боевых вылетов, из них 26 ночью. В воздушных боях сбил 6 самолётов противника, из них 4 лично, в числе которых 1 сбит тараном ночью и 2 в группе с товарищами. 7 ноября 1942 года награждён орденом Красного Знамени.
После получения второй награды капитан В. А. Киселёв выполнил 18 боевых вылетов и сбил лично 2 самолёта противника (15 января 1943 года - бомбардировщик Ju-88 и истребитель FW-190). 1 мая 1943 года награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.
Весной и летом 1944 года лётчики Московской зоны ПВО несколько раз пытались перехватить полёты одиночных разведчиков противника, но безуспешно. 20 апреля это попытались сделать старший лейтенант А. M. Зуйков и младший лейтенант А. Ф. Коптилкин из 34-го ИАП. Они стремились взять врага в "клещи", но отказ оружия их Ла-5 и падение давления масла вынудили прекратить бой и вернуться на свой аэродром.
Пара Зуйков - Коптилкин провела ещё один бой с "Юнкерсом" и 27 мая. В тот день "Лавочкины" не подвели лётчиков и, по их докладам, попадания во вражескую машину безусловно были. Однако сбить разведчик им опять так и не удалось, а обе свои машины оказались потеряны в результате вынужденных посадок; младший лейтенант Коптилкин получил при аварии многочисленные ушибы. Наводивший подчинённых капитан В.А. Киселёв остался недоволен их действиями. 6 июня он сам вылетел на перехват появившегося в районе Ржева неопознанного двухмоторного самолёта.
- Вижу "Юнкерс"! Атакую! - услышала аэродромная радиостанция голос лётчика. И на этом передача оборвалась.
Самолёт капитана В.А. Киселёва на свою базу не вернулся...
(из материалов сборника - "Ярославцы на фронтах Великой Отечественной войны")
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Помощь в создании изначальной страницы оказал Урвачёв Виктор Георгиевич