Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Тараканчиков Николай Егорович

Выпускник 1939 года
.
Тараканчиков Николай Егорович родился 1 ноября 1920 года в д. Юрково Арсеньевского района Тульской области в крестьянской семье. По национальности русский. Член ВКП(б) с 1942 года.
Окончил 7 классов. Работал в Москве на заводе «Крепость обороны».
В Красную армию призван в декабре 1938 года.
В 1939 году окончил 2-ю ВШЛ в г. Борисоглебске.
После выпуска с 5 ноября 1939 года направлен в 34-й иап, 57 авиабригада.
Участник Великой отечественной войны.
.
34-й истребительный авиационный полк входил в 6-й истребительный авиационный корпус. В составе корпуса насчитывалось 11 истребительных авиационных полков: 11– й, 16– й, 24–й, 27–й, 34–й, 120–й, 176–й, 177–й, 178–й, 233–й и 309–й. С осени 1941 года корпус пополнился полками, пришедшими с боями от западной границы. Личный состав 6–го авиационного корпуса внёс огромный вклад в разгром немецко–фашистких захватчиков на дальних и ближних подступах к Москве.
.
12 июля 1941 года был издан приказ народного комиссара обороны СССР об организации управления истребительной авиацией ПВО г. Москвы. По этому приказу зона ПВО г. Москвы разделялась на четыре сектора: западный, южный, восточный и северный. 34–й истребительный авиационный полк входил в западный сектор, который определялся в границах: Москва, Истра, Старица; Москва, Наро–Фоминск, Мосальск. Базировался полк на Внуковском аэродроме. Одним из первых авиаполков 34–й получил новые истребители «МиГ–3». (Источник информации: «Авиация в битве под Москвой». А.Г. Фёдоров. Москва. 1971 г. Изд. «Наука»).
Командир 34–го полка майор Леонид Рыбкин, участник боёв в небе Испании, личным примером воодушевлял лётчиков. Первым с лётчиками своего полка он поднимался на отражение вражеских налётов на Москву.
.
09 июля 1941 г. младший лейтенант Тараканчиков выполнял взлёт на самолёте МиГ-3. В процессе набора высоты на самолёте отказал двигатель. Самолёт упал в лес и разбился в 5 км от аэродрома. Лётчик получил тяжелые ранения и был отправлен в госпиталь. После излечения вернулся в строй.
.
27 октября 1941 года одержал первую групповую победу. С двумя лётчиками он атаковал бомбардировщик «Хейнкель–111» – южнее Дорохова вражеский бомбардировщик нашёл свою могилу.
15 декабря 1941 года в паре с лётчиком полка он сбил бомбардировщик «Ю–88». После этой групповой победы на счету лётчика–истребителя Николая Тараканчикова 7 сбитых вражеских самолётов (2 – лично и 5 – в группе).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 года он был награждён орденом Красного Знамени (№ 24 613).
Центральный архив Министерства обороны, г. Подольск. Фонд 33, опись № 682 524, дело № 550, лист 57:
Краткое конкретное изложение боевого подвига или заслуг: "Делу партии Ленина – Сталина и Социалистической Родине предан. За период Отечественной войны показал себя хорошим лётчиком в борьбе с германским фашизмом. Молодой растущий командир. Пользуется деловым авторитетом. Дисциплинирован, инициативен. Имеет 110 боевых вылетов, 5 одиночных и 13 групповых воздушных боёв. Лично сбил 2 самолёта противника и 5 самолётов в групповом бою. Налёт днём имеет 90 часов. Достоин правительственной награды – ордена Красного Знамени. Командир 34 иап капитан Александров, военком 34 иап бат. комиссар Недригайлов. 10.2 1942…».
10 февраля 1942 года лётчику–истребителю Тараканчикову присвоено звание лейтенанта.
.
В июле 1942 года 34–й истребительный авиационный полк ПВО прибыл на Клинский аэродром, сменив 27–й истребительный авиационный полк. Полком командовал майор Александров Николай Александрович. До августа 1945 года 34–й авиаполк находился в Клину.
В августе 1942 года лётчики 34– го полка открыли боевой счёт на новом месте базирования.
27 января 1943 года лётчик–истребитель 34–го полка лейтенант Николай Тараканчиков, взлетев с Клинского аэродрома, лично сбил очередной бомбардировщик «Ю–88». Это был его тринадцатый сбитый им самолёт противника (5 – лично и 8 – в группе). Он стал одним из самых результативных лётчиков полка, став к этому времени командиром звена. Как оказалось, это была его последняя воздушная победа.
.
На январь 1943 года 13 сбитых самолётов лётчиком–истребителем Николаем Тараканчиковым – это абсолютно лучший результат среди будущих клинских асов, включая трёх Героев Советского Союза. Это потом уже, в 1943–1945 гг., Герои Советского Союза Крюков П.П., Никифоров П.П., Рассадкин П.А. и лётчик – истребитель Проворихин В.Б. по личным победам превзошли этот показатель. (Источник информации: «Советские асы. 1941–1945. Победы сталинских соколов». М.Ю. Быков. Москва: «Яуза», «Эксмо». 2008 г.).
.
Командир звена лейтенант Николай Тараканчиков был награждён орденом Отечественной войны 1–й степени (№5 238).
Центральный архив Министерства обороны, г. Подольск. Фонд 33, опись № 682 525, дело № 467, лист 39:
Краткое конкретное изложение боевого подвига или заслуг:  "Делу Ленина–Сталина и Социалистической Родине предан, политически развит, морально устойчив,  идеологически выдержан. В Великой Отечественной войне с 28 июля 1941 года всоставе 34 иап.  Смелый, решительный лётчик–истребитель, с фашистскими стервятниками сражается,  не щадя своих сил и самой жизни. Советский АС. Благодаря своей смелости, напористости и находчивости, в бою всегда выходит победителем. В воздушных боях на дальних подступах к Москве уничтожил 13 самолётов противника, из которых лично – 2 «Не–111», 2 «Ю–88», 1 «Ме – 109», которые сбил 29.10.41. «Не–111», 14.11.41. «Ме–109», 3.2.42. «Не–111», 27.10.42. «Ю–88», 27.1.43. «Ю–88» и 8 самолётов противника в групповом бою: 3 «Не–111», 3 – «Ю–88», 2 «Ме–110», сбил которые «Не–111» – 27.10.41, 2 «Ме–110» – 30.11.41, «Ю–88» – 4.12.41, «Ю–88» – 15.12.41, «Не–111» – 26.1.42, «Ю–88» – 19.2.42, «Не–111» – 28.2.42.
За период боевой работы тов. Тараканчиков произвёл 307 боевых вылетов на боевые задания. Провёл воздушных боёв - 29. На прикрытие наземных войск - 75 вылетов, на штурмовку войск противника – 1 вылет, в световое поле ночью – 8, на разведку в тыл противника – 4, на перехват самолётов противника – 87, на патрулирование над объектами и их прикрытие – 103.
За умение, отвагу, мужество, проявленные при уничтожении самолётов противника на дальних подступах к Москве, достоин правительственной награды – ордена Красного Знамени. Командир 34 иап майор Александров 19 февраля 1943…».
.
17 июня 1942 года вышел приказ народного комиссара Сталина за № 0489 о действиях истребителей по уничтожению бомбардировщиков противника: «…На звание Героя Советского Союза представлять таких лётчиков, которые собьют в воздушных боях 10 истребителей противника или 5 бомбардировщиков …».
В приказе не указано конкретно, что лично собьют. Присваивали звание Героя Советского Союза за 10 сбитых (3 – лично и 7 – в группе), за 11 сбитых (3 – лично и 8 – в группе).
.
К 27 января 1943 года на счету командира звена лейтенанта Николая Тараканчикова 13 сбитых самолётов противника (5 - лично и 8 - в группе). Из них 10 сбитых бомбардировщиков (4 - лично и 6 - в группе). Лейтенант 34-го авиаполка Николай Тараканчиков командиром полка был представлен к званию Героя Советского Союза. Скорее всего, останется неизвестно: по какой причине лётчик-истребитель 34-го полка Николай Тараканчиков не стал Героем Советского Союза.
Сам Николай Егорович не любил говорить на эту тему. Из его скупых слов следовало, что частенько награждение званием Героя Советского Союза зависело от того, кто сам не совершил ни одного боевого вылета. Он лётчик-истребитель-ас называл их «бойцами невидимого фронта», но нередко, с его же слов, их мнение было решающим. На это решение часто не мог повлиять даже авторитет командира полка.
.
30 сентября 1943 года вышло новое положение о наградах и премиях в истребительной авиации: «... к высшей награде - званию Героя Советского Союза - за 10 лично сбитых самолётов-бомбардировщиков (разведчиков) или за 15 лично сбитых самолётов других типов; к высшей награде - званию дважды Героя Советского Союза - за 30 лично сбитых самолётов всех типов; к высшей награде - званию трижды Героя Советского Союза - за 50 лично сбитых самолётов всех типов…».
В своей книге «Советские асы 1941-1945. Победы сталинских соколов» Быков М.Ю. пишет: «...Несмотря на чётко оговоренные условия представления к наградам, бывали исключения, и довольно часто. Иногда на первое место выходил фактор личных отношений между лётчиком и командованием, и тогда представление к награждению «строптивого» аса могли «придерживать» достаточно долго, а то и вовсе «забыть про него…».
Как можно объяснить, почему лётчик-истребитель Моргунов Сергей Николаевич до 15 мая 1946 года не был Героем Советского Союза? С 1943 по 1945 г. он служил в 15-ом истребительном авиационном полку. За это время совершил 350 боевых вылетов, провёл 96 воздушных боёв и лично сбил 41 самолёт противника. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено только 15 мая 1946 года.19 июля 1946 года Моргунов Сергей Николаевич погиб в авиакатастрофе. Похоронен на родине в Кашире, где ему установлен памятник. Имя героя носит улица в Кашире, теплоход Московского пароходства.
Не менее поразителен и тот факт, что в 34-ом истребительном авиационном полку не было Героев Советского Союза. Хотя заслуги этого полка в защите неба столицы исключительны. Четыре Героя Советского Союза начинали служить именно в этом полку, но в 1941-1942 годах были переведены в другие полки, где и стали Героями Советского Союза. 5 лётчиков 34-го полка совершили 6 воздушных таранов в 1941- 1944 гг., но были награждены только орденами Ленина и Красного Знамени.
Двое из них при этом погибли, но вообще не были награждены. Старший лейтенант Киселёв Виктор Алексеевич 6 июня 1944 года погиб, совершив свой второй таран. Первый таран он совершил 10 августа 1941 года, оставшись в живых. За этот подвиг он был награждён орденом Ленина. (Источник информации: «Иду на таран». М. Жирохов, А. Котлобов-ский. Москва: «Яуза», «Эксмо». 2007 г.).
34–й авиаполк в составе Приморской армии ПВО участвовал в войне с Японией. Лучшие из лучших лётчиков–истребителей полка (но так и не ставшие Героями Советского Союза), начавшие воевать в 1941 году под Москвой и дожившие до победы – это капитан Коробов Виктор Фёдорович (9 личных и 8 групповых побед) и командир эскадрильи старший лейтенант Тараканчиков Николай Егорович (5 личных и 8 групповых побед). Всего Николай Тараканчиков произвёл 327 боевых вылетов, участвовал в 31 воздушном бою.
.
В составе Приморской армии ПВО Николай Егорович прослужил до 1956 года. Лётчики 34–го авиаполка к этому времени освоили реактивный сверхзвуковой истребитель МиГ–15. В 1956 году лётчик–истребитель 34–го авиаполка Приморской армии ПВО Николай Тараканчиков был комиссован. Незадолго до этого в авиакатастрофе на его глазах разбился его лучший друг. Много чего повидал за время войны лётчик–истребитель Тараканчиков, но здесь нервы не выдержали. Дали о себе знать и старые раны. Вердикт медицинской комиссии был однозначен – в таком состоянии лётчику летать нельзя.
.
С 1956 года Николай Егорович Тараканчиков проживал в деревне Праслово Клинского района. Награждён орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1–й степени, орденом Красной Звезды, медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией», орденом Отечественной войны (1985 г.).
По словам Ларисы Николаевны, дочери Николая Егоровича, он любил жизнь: лихо управлял мотоциклом, сам научился играть на аккордеоне. С женой Зоей Григорьевной воспитал четверых детей – двух сыновей и двух дочерей. Он никогда ничего ни у кого не просил, льготами своими не пользовался. Врачей он не признавал, мужественно боролся до конца. Боевые друзья для него были – ВСЁ. Фильм «В бой идут одни «старики» спокойно смотреть не мог. Он, прошедший огни и воды, повидавший виды, плакал. В конце жизни сказались многочисленные раны лица и головы – Николай Егорович полностью потерял зрение.
Майор запаса Николай Егорович Тараканчиков ушёл из жизни 27 января 1992 года, похоронен в Белавине.
.
.
.

Список известных побед


No. Дата Время Тип Место Часть На самолете Офиц. Прим Ист
27.10.41 He-111 юж. Дорохово 34 иап МиГ-3 + В группе из 3 самолетов совместно с:
Коробов Виктор Федорович
[1]
1 29.10.41 He-111 зап. Наро-Фоминск 34 иап МиГ-3 + [1]
2 14.11.41 Bf-109 юж. Подольск 34 иап МиГ-3 + [1]
30.11.41 Bf-110 сев.-зап. Черная Грязь 34 иап МиГ-3 + В группе из 7 самолетов совместно с:
Найденко Михаил Макарович;
Платов Сергей Иванович
[1]
30.11.41 Bf-110 сев.-зап. Черная Грязь 34 иап МиГ-3 + В группе из 7 самолетов совместно с:
Найденко Михаил Макарович;
Платов Сергей Иванович
[1]
04.12.41 Ju-88 Кубинка 34 иап МиГ-3 + В группе из 6 самолетов совместно с:
Коробов Виктор Федорович;
Найденко Михаил Макарович;
Платов Сергей Иванович
[1]
15.12.41 Ju-88 Часцы 34 иап МиГ-3 + В паре [1]
26.01.42 He-111 Гусево - Пирово 34 иап МиГ-3 + В группе из 3 самолетов совместно с:
Коробов Виктор Федорович
[1]
3 03.02.42 He-111 Дубровки 34 иап + [1]
19.02.42 Ju-88 Курьяново 34 иап МиГ-3 + В группе из 3 самолетов совместно с:
Платов Сергей Иванович
[1]
28.02.42 He-111 Большое Устье - Русиново 34 иап МиГ-3 + В группе из 5 самолетов совместно с:
Найденко Михаил Макарович;
Платов Сергей Иванович
[1]
4 27.10.42 Ju-88 зап. Руза 34 иап + [1]
5 27.01.43 Ju-88 юго-вост. Зубцов 34 иап + [1]
.
Источники:
Виктор Урвачев. "На перехват! Лётная книжка "сталинского сокола". Москва, "Яуза", "ЭКСМО", 2012
Карта сайта Написать Администратору