Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Граб Феоктист Аристархович

Лётчик-инструктор 2 ВШЛ в 20-е годы
Генерал-майор авиации
.
Биография составлена Ржавцевым Юрием Петровичем
.
Граб Феоктист Аристархович родился в 1892 году на Украине – в селе Сухоносовка Постав-Муковского сельского совета Чернухинского района Полтавской области. По национальности украинец. Из рабочих. Партийность: с 1941 года – кандидат в члены ВКП(б), а в дальнейшем, надо полагать, – член партии.
Образование (по неполным данным):
- общее – начальное: закончил четыре класса общеобразовательной школы;
- военное: в период 1-й Мировой войны – последовательно Курсы техников при политехническом институте и Гатчинскую школу лётчиков.
В 1914-1917 гг. – на военной службе в русской военной авиации, где вырос до пилота и старшего унтер-офицера по военному чину. По неофициальным данным, являлся кавалером трёх Георгиевских крестов.
С ноября 1917 года – в Красной Гвардии, а с 1918 года – в Рабоче-Крестьянском Красном Воздушном флоте, при этом:
- с 1918 года – в боях и сражениях Гражданской войны и, в частности, 16 октября 1918 года, как представитель лётно-подъёмного состава 1-й Тверской авиационной группы РККВФ, пилотируя самолёт марки «Сопвич», сбил в воздушном бою белогвардейский самолёт прапорщика П.Н. Владимирова (последний тогда погиб) и эта победа стала в масштабах РККВФ первой документально подтверждённой! Был награждён орденом Красного Знамени РСФСР и золотыми часами от ВЦИК;
- с 1919 года – в должностях среднего и старшего комсостава, то есть, говоря современным языком, в статусе офицера. И, в частности, по состоянию на 1 декабря 1921 год – командир 44-го отдельного авиационного отряда РККВФ, а по состоянию на 1923 год – инструктор 2-й (Борисоглебской) военной школы лётчиков Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. На сей счёт цитата со страниц книги «Их позвало небо»: «...Из инструкторов старой школы большим авторитетом пользовался талантливый лётчик Ф.А. Граб. Курсанты смотрели на него как на прославленного героя. Граб неоднократно отличался во время империалистической войны, за что имел три Георгиевских креста. Активно участвовал он и в Гражданской войне, был награждён орденом Красного Знамени. Сын кузнеца, Граб вырос среди простого народа. С детских лет помогал отцу в кузнице, слесарил, а когда началась империалистическая война, его призвали в армию и послали работать мотористом в авиаотряд. Там заметили смекалистого, расторопного моториста, с любовью относившегося к самолёту, и послали в Гатчинскую лётную школу. Граб успешно закончил её, стал лётчиком, но не был удостоен офицерского звания. Во время Октябрьской революции Граб принимал участие в разоружении войск Керенского, захватил семь самолётов и организовал отряд авиаторов, с которым неоднократно участвовал в боях против белогвардейцев. Осенью 1918 г. Феоктист Аристархович сражался на Восточном фронте и первым из красвоенлётов сбил колчаковский самолёт, а затем и какого-то знаменитого колчаковского аса. Своими смелыми налетами Граб так донял белогвардейцев, что за его голову Колчак обещал награду в 10 тыс. рублей золотом.
Весной 1919 г. Граб командовал авиаотрядом, который взаимодействовал с частями дивизии Н.А. Щорса. Обнаружив скопление нескольких эшелонов петлюровцев на ст. Проскуров, авиаотряд нанёс им огромный урон. Щорс объявил авиаотряду революционную благодарность, а Граба наградил ценным подарком.
Во 2-й военной школе летчиков Ф. А. Граб находился до 1929 г., затем был переведен в академию имени И.Е. Жуковского командиром отряда, а позднее работал в штабе Реввоенсовета страны. Граб был прекрасным методистом, его курсанты отличались высокой лётной успеваемостью и, подражая своему инструктору, много и усердно занимались»
;
- с 1938 года – кавалер медали «XX лет РККА»
Приказом НКО СССР за № 888/п от 14 мая 1936 года в качестве первичного удостоен военного (в современной терминологии – воинского) звания «майор», а аналогичным изданным в тот же день, 14 мая 1936 года, приказом, но имевшим № 889 был передан в систему Осоавиахима.
Впоследствии был удостоен следующих званий:
- «подполковник» – приказом НКО СССР № 04152 от 11 сентября 1940 года;
- «полковник» – приказом НКО СССР № 067 от 9 января 1941 года;
- «генерал-майор авиации» – предположительно, в послевоенный период.
С 1 апреля 1939 года и по 12 ноября 1941 года – инспектор-лётчик Главной инспекции Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР, а затем – начальник сектора Отдела авиационного снабжения Главосоавиахимснаба.
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 324 от 4 сентября 1942 года исключён из списков командно-строевого состава оборонного общества как откомандированный обратно в советские ВВС.
Дальнейшая судьба неизвестна.
.
.
Источники:
Биография составлена Ржавцевым Юрием Петровичем: http://voenspez.ru/index.php?topic=358.180
"Их позвало небо". Военно-исторический очерк Борисоглебского высшего военного авиационного ордена Ленина, Краснознаменного училища летчиков имени В. П. Чкалова. — М.: Воениздат, 1984 
Карта сайта Написать Администратору