Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Карабанов Михаил Николаевич

Выпускник 1939 года
.
От Администратора сайта. Дату рождения пока установить не удалось. Помянем выпускника в день его гибели: 11 февраля.
.
11 февраля 1943 года не вернулся на свой аэродром из района Будково самолёт Ла-5, который пилотировал капитан М.Н. Карабанов из состава 522-го истребительного авиационного полка 215-й дивизии. Это была весомая потеря. Михаил Карабанов на это время был уже состоявшимся пилотом, на его счету было около 25 побед. Последний самолёт противника, корректировщик Hs-126, записанный на его счёт, был сбит в группе с другими лётчиками полка накануне - 10 февраля 1943 года юго-западнее деревни Липовик.
.
Родился Михаил в 1919 году. В ряды Красной Армии был призван в 1938 году.
В 1939 г. окончил 2-ю ВШЛ в г. Борисоглебске.
С декабря 1941 года младший лейтенант М.Н. Карабанов на фронтах Великой Отечественной войны, летал на самолётах ЛаГГ-3 и Ла-5, участвовал в боях за Ленинград.
"Что это был за лётчик!", - с восхищением вспоминает Герой Советского Союза, бывший командир 2-го гвардейского истребительного авиационного полка Емельян Филаретович Кондрат. В своей книге "Достался нам век неспокойный" он описывает события января - февраля 1943 года, когда его полк в составе 215-й истребительной дивизии находился под Ленинградом. Самый яркий момент его воспоминаний как раз связан с капитаном М.Н. Карабановым.
В те дни полки дивизии проводили облёты территории, на которой должно было начаться наступление. Командир полка вместе с группой лётчиков следили за посадкой своих самолётов:
"Майоров говорил, а в это время на посадку шёл Соколов. Вдруг из-за леса на бреющем выскочил истребитель, догнал Соколова и, обгоняя, закрутил вокруг него спираль, потом перевернулся на спину и понёсся почти над землёй вот так, кабиной вниз.
- Ё-моё! - воскликнул Майоров. Он подался всем телом, следя за таким удивительным полётом, в глазах полыхали восхищение и зависть.
- Карабанов! - уважительно произнёс Соболев.
Карабанова знали все - кто лично, кто понаслышке. Волшебник пилотажа, виртуоз. В бою неописуемо дерзок. Мастерское владение машиной позволяло ему применять в бою такие маневры, что порой в голове не укладывалось. Он, случается, врагов без стрельбы сбивает. Уходит из-под атаки пикированием. Фашист за ним, а он так низко выводит, что преследователь не успевает - и в землю...
.
На фюзеляже его самолёта нарисована пасть разъярённого тигра - символ, хорошо соответствующий бойцовской беспощадности Карабанова. Знали его и фашисты. По отличительному знаку, по манере боя, по тому урону, какой он наносил, по фамилии, которая звучала в эфире. Они и сами её произносили. Нередко наши радисты, настраиваясь на волну их радиопереговоров, слышали панические предупреждения:
- Ахтунг! Внимание! В небе Карабанов!..
.
Сейчас наши аэродромы были рядом, и Карабанов таким образом, возвращаясь к себе, передавал нам приветы.
Соколов зарулил, поставил самолёт, направился к остальным. Добродушному Соколову и возмутиться как следует не удаётся. У него даже это выходит без гнева.
- Что за народ! Сесть спокойно не дадут".
И вот не стало такого замечательного лётчика. В документах полка он до сих пор считается пропавшим без вести. Как сложилась его судьба? Погиб? А может быть попал в плен и сгинул там?
В воспоминаниях лётчика бомбардировочной авиации, генерал-полковника Андрея Герасимовича Рытова описан рассказ штурмана Елагина из его полка, который в мае 1943 года был сбит и попал в плен:
"Памятный весенний день 1943 года был моим последним днём в родном полку. Прямым попаданием вражеского снаряда разбило хвостовое оперение самолёта и левый мотор. Машина стала неуправляемой и начала беспорядочно падать. Саша Репин выбросился с парашютом на высоте примерно 1200 метров, а я почти у самой земли. Радист, старшина Говоров, вероятно, был убит в воздухе. Сколько я ни запрашивал его - ответа не получил. Территория была занята врагом, и нас, в конце концов, выследили и схватили. Меня посадили в легковую машину и повезли в Локоть, где показали результаты боевой работы нашего полка. Лежали убитые фашисты, догорали склады с горючим и автомашины, дымилось разрушенное здание бывшего горсовета, в котором располагался вражеский штаб.
- Смотри на дело своих рук, - зло сказал мрачный майор в гестаповской форме. - За это не щадят...
На той же машине меня отвезли на станцию Комаричи, откуда переправили в Орловскую тюрьму. Потом - Смоленск, Лодзь, Мосбург, местечко Оттобрун километрах в 60 от Мюнхена. В так называемом "рабочем лагере" были невыносимо тяжелые условия: голод, каторжный труд, издевательства надсмотрщиков. Но больше всего угнетала тоска по Родине.
Меня и моих товарищей ни на минуту не покидала мысль о побеге из фашистского плена. 29 августа 1943 года я, лётчик Карабанов, с которым встретился в Лодзи, и ещё 2 советских парня совершили побег. Добрались до Вены. Там на наш след напала полиция. Пришлось разъединиться. Я остался один и ушёл километров на 30 за Вену. Гестаповцы настигли меня и посадили в Венскую тюрьму, в которой я пробыл 1,5 месяца".
Может быть этим лётчиком, с которым бежал из плена Елагин, и был Михаил Николаевич Карабанов? Очень похоже на его характер... Но пока судьба Михаила Карабанова остаётся загадкой.
Согласно наградного листа на орден Красного Знамени, от 21 февраля 1943 года, капитан М. Н. Карабанов совершил 168 боевых вылетов, провёл 30 воздушных боёв, сбил 10 самолётов противника лично и 14 в группе с товарищами. [М.Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 10 личных и 13 групповых побед лётчика.] Ранее уже был награждён орденом Красного Знамени.

Список всех известных побед капитана М. Н. Карабанова:
(из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
1 23.01.1942 г. 1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 ) Шевелёво - Городок ЛаГГ-3, Ла-5.
2 25.01.1942 г. 1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 ) Мостки
3 26.01.1942 г. 2  Ме-109  ( в группе - 2 / 6 ) Ольховка - Спасская; Полисть - Мостки
4 1  Ме-109 Ольховка - Мостки
5 2  Ju-88  ( в группе - 2 / 3 ) Ольховка - Спасская Полисть
6 15.03.1942 г. 1  Hs-126  ( в группе - 1 / 5 ) Мостки
7 30.03.1942 г. 2  "Ме-115"  ( в группе - 2 / 4 ) западнее Мясной Бор
8 21.04.1942 г. 2  Hs-126  ( в группе - 1 / 4 ) юго - западнее Глушица
9 08.06.1942 г. 1  Ме-109 Кириши
10 10.06.1942 г. 1  Ju-88 восточнее Кириши
11 1  Ju-88  ( в группе - 1 / ? ) Кириши
12 12.06.1942 г. 1  Ме-109 Мясной Бор
13 1  Ju-88  ( в группе - 1 / ? ) Ольховка
14 07.01.1943 г. 1  Ме-110 юго - восточнее Подолье
15 14.01.1943 г. 1  FW-190 аэродром Лезье
16 15.01.1943 г. 1  Ме-109 Рабочий посёлок № 6 - Гонтовая Липка
17 24.01.1943 г. 1  Ме-109 Синявино - Рабочий посёлок № 5
18 1  Ме-109 юго - восточнее Рабочий посёлок № 5
19 09.02.1943 г. 1  FW-190 Синявино
20 10.02.1943 г. 1  Hs-126  ( в группе - 1 / 3 ) юго - западнее Липовик

      Всего сбитых самолётов - 10 + 13;  боевых вылетов - 168;   воздушных боёв - 30.
.
Карта сайта Написать Администратору