Пономарёв Константин Иванович
Выпускник 1930 года
Лётчик-испытатель
1910-1948
.
Родился 24 августа 1910 года в городе Рузаевка в Мордовии. Закончил школу-семилетку.
В армии с 1930 г. В 1930 году окончил Вторую военную школу лётчиков в городе Борисоглебске.
Служил строевым лётчиком, командиром авиазвена. Затем, по состоянию здоровья был отставлен от военной службы и с 1936 по 1938 годы работал в санитарной авиации.
С 1941 по 1943 годы работал лётчиком-испытателем в Гражданском воздушном флоте.
C 1943 г. – лётчик-испытатель ОКБ-3 И.П.Братухина.
Поднял в небо и провел испытания вертолетов «Омега» (лето 1943), «Омега-2» (Г-2) (сентябрь 1944), Г-3 (октябрь 1946), Б-5 (1946), Б-11 (июнь 1948).
.
Заводские испытания вертолета «Омега», начатые в августе 1941, были прерваны в связи с эвакуацией МАИ и продолжены лишь летом 1943 в Средней Азии под Алма-Атой. Испытания проходили в два этапа. Сначала Пономарев поднял «Омегу», удерживаемую тросами, чтобы без лишнего риска, постепенно усложнять испытания. Многое тогда делалось впервые, включая и обучение летчика особенностям техники пилотирования. Из-за жары продолжительность полета не превышала 10-15 мин. Испытания вертолета “Омега-II” начались осенью 1944 в Москве и через год Пономареву на нем удалось достичь динамического потолка в 3000 м.
В августе 1946 Пономарев обучает пилотированию вертолета Г-3 лётчиков-испытателей НИИ ВВС А.К.Долгова и П.М.Стефановского, которые должны были проводить госиспытания вертолета. Первый исполнитель авторотации, и автор первой лётной инструкции на вертолет.
В апреле 1948 г. два экземпляра двухвинтового пассажирского вертолета Б-11 конструкции И.П.Братухина были переданы на заводские испытания, в июне были начаты полёты первого, а в сентябре — второго экземпляра (дублера). В ходе испытаний оба аппарата выполнили полёт на расстояние 80 км с возвращением назад без посадки, а первый — полёт на одном двигателе продолжительностью 47 мин и три полёта на высоте 2300 м общей продолжительностью 2 ч 46 мин. Правда, на некоторых режимах, особенно на максимальной скорости на высоте, возникали вибрации и колебания ручки управления, что объяснялось малым углом установки крыла (которое на больших скоростях не давало должной подъемной силы, из-за чего перегружались несущие винты). Кроме того, было достоверно установлено совпадение собственных частот колебаний некоторых агрегатов с частотами колебаний двигателей на резиновых амортизаторах и несущих винтов. Поэтому испытания по программе были прерваны до устранения дефектов, для чего надо было исследовать эти нежелательные явления.
В августе 1948 г. демонстрировал вертолёт связи Б-11 на воздушном параде на авиационном празднике в Тушино.
.
Погиб 13 декабря 1948 г. в испытательном полёте на вертолете Б-11.
В этом полёте на дублёре Б-11 записывались колебания агрегатов. Над Измайловским аэродромом оторвалась лопасть несущего винта. Катастрофа произошла из-за разрушения вилки крепления одной из лопастей вследствие конструктивного и производственного дефектов. Комель лопасти вертолета Б-11 имел резкий переход в поперечном сечении и к тому же в этом сечении в производстве образовался небольшой подрез. Это сечение оказалось наиболее слабым, что явилось причиной усталостного разрушения. Погибли летчик К.И.Пономарев и бортрадист И.Г.Нилус. Как рассказывают очевидцы того события, в пассажирской кабине гелиокоптера находился техник-приборист с Раменского приборостроительного завода. И он остался жив!
.
Награждён Орденами Красной звезды (1948), Трудового Красного Знамени и Знак Почёта.
Информацию помог отыскать Михайлов Д.В.
|