Скворцов Иван Фёдорович
Выпускник 1923 года
Лётчик-испытатель III класса
.
.
Скворцов Иван Фёдорович родился 14 ноября 1898 года в д. Выселки Аккозино Воскресенской волости Чебоксарского уезда Казанской губернии Российской империи (ныне находится на территории села Октябрьское Мариинско-Посадского района Чувашской Республики РФ) в семье полицейского урядника Фёдора Ильича Скворцова. По национальности чуваш. В 1901 году семья переехала в слободу Вороново Акулевской волости.
.
Окончил двухклассное сельское училище в с. Акулево (1906-1912), Моршанско-Посадское городское училище (1913-1915), Моршанско-Посадскую лесную школу по специальности техник-лесовод (1915-1917 и 1918-1919).
Окончил Киевскую военную школу аэронавигаторов (апрель-сентябрь 1917).
.
В 1912-1913 годах работал в сельском хозяйстве родителей.
В 1913-1917 подрабатывал переплётчиком книг в г. Моршанске.
С апреля 1917 - рядовой учебного авиабатальона в г. Гатчина.
В сентябре 1917 окончил учебную команду аэрофотографического класса Лётной школы в г. Гатчина и назначен старшим унтер-офицером 50-го авиаотряда.
.
.
Участник 1-й мировой войны на Западном фронте, член комитета авиаотряда.
В 1917-1918 годах - боец отряда Красной гвардии, уполномоченный по эвакуации имущества авиаотряда из Украины в Россию, затем на Западном фронте (район Орши).
С июня 1918 - член ВКП(б).
В сентябре 1918 года демобилизован по болезни (истощение). Помощник лесничего Тойзинского лесничества - боец красногвардейского отряда против белого плавучего отряда генерала Трофимовского.
Осенью 1920 года по партийной мобилизации призван в РККА и направлен в 38-й авиаотряд на Южный фронт. Участник боёв с Врангелем. В районе г. Кременчуг контужен при бомбардировке врангелевской авиацией аэродрома ст. Апостолово.
Участник подавления банды Махно, военком Харьковского аэродрома (1921).
Военный комиссар штаба Воздушного флота Украины и Крыма (1921-1922). Комиссар авиаэскадрильи, помощник комиссара 2-й военной школы лётчиков КВФ (1922-1923), помощник военкома авиаэскадры № 2 РККА КВФ (до 1923 г.)
В 1923 году окончил 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного Флота в г. Борисоглебске.
С 1924 года — лётчик, секретарь партколлектива авиаотряда "Ультиматум".
В 1925?-1927 годах — командир авиаотряда эскадрильи "Красная Москва" РК КВФ, командир-военком учебно-лётного отряда в г. Москве.
В 1928 году окончил курсы усовершенствования начальствующего состава при военно-воздушной академии им. Н.Е Жуковского.
С мая 1928 года в резерве РККА, начальник аэросъемочной партии Среднеазиатского отделения Всероссийского АО "Добролёт" в г. Ташкенте. Находился в спецкомандировке в Таджикской ССР до 1930 года, где принимал участие в борьбе с бандами басмачей Джунаид-хана, за что был награждён именным оружием.
С 1931 года начальник аэростанции "Добролёт" авиатрассы Москва-Ташкент.
Руководил работами по строительству и оборудованию аэродромов и посадочных площадок, авиалинии Москва-Ташкент, был представителем Главной инспекции ГВФ в Украинской ССР, по Северному Кавказу и Закавказью. Создал Самарскую лётную школу ОСОАВИАХИМа.
В 1932 году — начальник учебно-лётного отдела 3-й объединенной школы пилотов и техников ГВФ в г. Балашове.
.
.
С января 1934 года помощник начальника Казахского краевого управления ГВФ - начальник Актюбинского авиаузла Аэрофлота.
В августе 1934 года назначен начальником Красноярской авиалинии, командиром Архангельского авиаотряда Аэрофлота.
С 1938 года — начальник отдела ПВО, начальник отдела общезаводского оборудования, заместитель начальника отдела лётно-испытательных станций, старший инженер-инспектор лётной службы Наркомата/Министерства авиационной промышленности СССР.
С 1938 года — заместитель начальника лётно-испытательной службы по лётной части 1-го опытного завода МАП СССР.
С февраля 1951 года — заместитель начальника лётно-испытательной службы по лётной части НИСО МАП СССР.
С декабря 1953 года работал на "Объекте № 3" в г. Луховицы МО, а с января 1954 - руководитель полетов-заместитель начальника по лётной службе, врид начальника лётно-диспетчерской службы.
С 1955 года - заместитель директора по лётно-диспетчерской и радиослужбе, и.о. начальника цеха № 16, с 1959 - заместитель начальника по общим вопросам "Объекта № 3" ЦЛИБ ГКАТ.
.
С августа 1959 года персональный пенсионер союзного значения.
.
.
15 декабря 1992 года первый чувашский авиатор умер на 94-м году жизни. Похоронен в г. Москве.
.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1937), орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды (29.04.1944), двумя орденами Отечественной войны II степени (16.09.1945, 06.04.1985), медалями «За оборону Москвы» (01.05.1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945) и другими.
Также имеет Благодарность от ЦИК Таджикской ССР и награждён именными часами Моссовета, именным браунингом (за организацию Балашовской авиашколы в 1932 году), серебряным портсигаром от Харьковского горисполкома, Почётной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской Республики, Почётной грамотой ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР.
Решением Чебоксарской городской администрации имя Ивана Федоровича Скворцова присвоено площади, прилегающей к аэропорту г. Чебоксары.
.
Соавтор (совместно с авиатехником Елисеевым) брошюры "Как оборудовать и обслужить аэродром местной авиации", 1934 г. Скворцов И.Ф. Беломорская полярная авиация// Советская Арктика, 1936 г., № 7, стр. 88-90.
.
Семья: жена Скворцова Серафима Ивановна, дочь Светлана 1927 г.р.
***
.
Иван Федорович Скворцов родился 14 ноября 1898 года в деревне Вороново Мариинско-Посадского района Чувашии.
С детства мечтал стать лётчиком. Первоначальное образование получил в селе Акулево Чебоксарского района.
В октябре 1918 года Иван Скворцов поступил учиться в низшую лесную школу. В школе он стал свидетелем, а затем и участником революционного движения: когда свершилась Февральская революция, гатчинский гарнизон полностью перешел на сторону восставших рабочих. В 1917 встречал В.И. Ленина на Финляндском вокзале.
Из его воспоминаний о годах учебы в низшей лесной школе: «…материальное положение было неважное, не хватало продовольствия, одежды, обуви, но тем не менее мы изо всех сил старались учиться. В свободное от учебы время многие учащиеся ходили в Народный дом и принимали активное участие в постановках и концертах. Пели мы в хоре, которым руководил учитель из с. Акулево Анатолий Николаевич Тогаев.
До октября 1918 г. в Мариинском Посаде не было Народного дома. Его организовал демобилизованный моряк Сергей Федорович Мочалов, приспособив для этого одноэтажный каменный дом, бывший пивной склад торговца Кузьмина. За короткий срок мы это помещение переоборудовали и развернули культурно-массовую работу: ставили пьесы, выступали хористы, читали лекции и доклады…». Впоследствии Иван Федорович неоднократно посещал Мариинский Посад и родную школу.
Окончить И.Ф. Скворцову эту школу не пришлось. В 1920 году он добровольно ушел на фронт и связал свою судьбу с авиацией. Здесь ему удивительно повезло: чувашского паренька направили в Гатчинскую школу летчиков. Рабоче-крестьянской власти досталось от царской армии несколько десятков самолётов, закупленных, в основном, у западных государств. Нужно было собрать это «наследство», способные летать машины привести в боевое состояние. 10 ноября 1917 года по инициативе В.И. Ленина было образовано бюро комиссаров авиации и воздухоплавания, а в январе 1918 года началось формирование первых советских авиационных отрядов, положивших начало Красному Воздушному Флоту. В числе первых красных пилотов был и Иван Скворцов.
Страницы жизни ветерана авиации читаешь как учебник истории. Первое боевое крещение в гражданской войне Иван Скворцов получил на Южном фронте, которым командовал М.В. Фрунзе. По заданию командования красвоенлет не раз летал над позициями врангелевцев – добывал разведданные. В составе Красной Армии участвовал в разгроме белогвардейских войск, летал на самолетах «Фарман» и «Ньюпор» и других.
В 1920-1930 годах был военным комиссаром в частях и штабах военно-воздушных сил на Украине и в Крыму. После освобождения юга России от белогвардейцев Скворцова выдвинули на должность военкома Харьковского аэродрома. Затем его назначили военным комиссаром штаба воздушного флота Украины и Крыма.
В 1923 году был направлен на учебу в первую высшую школу красных военных летчиков (Адм. сайта: ошибка! во 2-ю ВШЛ), где обучался с известным летчиком В.П.Чкаловым. Будучи помощником военного комиссара школы одновременно являлся курсантом-слушателем и проходил лётное обучение.
Вскоре летчик Скворцов с отличием окончил курсы усовершенствования при Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского, работал в Средней Азии, руководил операциями по ликвидации банд басмачей.
Именно в эти годы начинает набирать силу гражданская авиация страны, ей нужны были опытные летные кадры. Партия направила коммуниста И.Ф. Скворцова на подготовку гражданских летчиков.
Вскоре под его руководством была построена и начала действовать Самарская аэростанция (так в то время назывались аэропорты на воздушной линии Москва–Ташкент), организована Самарская школа летчиков. В 1931 году Скворцов формирует в городе Балашове третью объединенную школу пилотов и авиатехников ГВФ. Как начальник школы и руководитель её учебно-лётного отдела, он отдает много сил и энергии подготовке лётных кадров для гражданской авиации. А в 1933 году Скворцов организовал Актюбинский авиаузел ГВФ.
.
С 1934 года в биографии Скворцова открывается новая страница, связанная с освоением авиатрасс Крайнего Севера. В Архангельске Иван Федорович возглавил Беломорский отдельный авиаотряд полярной авиации. Кроме обслуживания зверобойной кампании на самолетах Ш-2 и «Сталь-2» он занимался переброской грузов, и отправкой пассажиров на линии Архангельск – Нарьян-Мар – Амдерма – Архангельск. Выполнял отряд и научные работы: пилоты вели наблюдение за состоянием льдов, изучали ледовый режим для плавания судов. Самолёты применялись на рыбных промыслах, на аэрофотосъемке.
После расформирования Беломорского авиаотряда И.Ф. Скворцов более 20 лет трудился в авиационной промышленности.
В годы Великой Отечественной войны он был на лётно-испытательной работе.
Несмотря на постоянную занятость, он не терял связей со своей альма-матер, писал письма, когда не мог приехать. На семидесятилетний юбилей учебного заведения Скворцов И.Ф. прислал поздравление следующего характера: «В день славного юбилея шлю вам самый горячий привет. Мне, как одному из учившихся в лесной школе в далекое дореволюционное время, хотелось бы лично присутствовать на вашем празднике и увидеть, каким стал техникум теперь. Но, к глубокому сожалению, присутствовать лично не имею возможности.
И.Ф. Скворцов, первый летчик Чувашии, персональный пенсионер, г. Москва».
.
С 1959 года на пенсии.
На 94-м году жизни Иван Федорович Скворцов ушёл из жизни. Похоронен в Москве.
.
|