Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Бородай Борис Герасимович

Выпускник 1937 года
.
Родился 25 декабря 1913 года в украинском местечке Коломак на Полтавщине в семье рабочих.
Член ВЛКСМ с 1933 года
3.06.1935 поступил в Харьковский аэроклуб , который окончил 24.10 1935 года. (налёт на У-2 - 27 часов). Сразу после аэроклуба 24.12.1935 года поступил в 3 ВШАТ в г. Перми, которую окончил 7.11.1936. Летал на самолётах У-2, Р-5, И-4 с общим налётом около 34 часов. Поступил во 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков имени ОСОАВИАХИМа (2 ВШЛИ) 15.12.1936. В школе летал на самолётах У-2, УТИ-4, И-5, И-16. Общий налёт 26 часов. Можно предположить, что обучение заняло примерно 1 год -  до конца 1937 года. По окончании школы было присвоено воинское звание лейтенант.
После окончания школы направлен для прохождения службы в качестве младшего лётчика в 118 авиэскадрилью особого назначения при НИИ ВВС в/ч 5084. Предположительно, она организационно входила в 57-я истребительную авиабригаду в Люберцах. Если это так, то в школе Бородай Б.Г. показал выдающиеся успехи в учёбе.
Вероятно, в феврале-марте 1938 года Бородай добровольцем был откомандирован в Китай. Из архивной справки следует, что Бородай Б.Г. активно дрался в воздушных боях 29 апреля и 31 мая в районе Ханькоу. В Китае Борис летал на И-16 в группе Благовещенского. В воспоминаниях лётчика истребителя Н.Г. Козлова, написанных в середине шестидесятых годов, есть указание на воздушную победу Бородая над японским истребителем.
.
Согласно документам РГВА (уточнения от Симонова А.А.), Б.Г. Бородай прибыл в Китай 13 марта 1938 года, а убыл - 10 сентября 1938 года. Совершил около 30 боевых вылетов (боевой налёт 30 часов) на И-15 и И-16, провёл 7 воздушных боёв. 7 июля 1938 года сбил японский И-96. В одном из вылетов из-за нехватки горючего сел на И-15 на рисовое поле.
На Халхин-Гол прибыл 2 июня 1939 года в составе группы Я.В. Смушкевича. Совершил 63 боевых вылета на И-15бис и И-153, провёл 11 воздушных боёв. Вначале был командиром авиаэскадрильи 22 ИАП. 10 июля 1939 года его самолёт был подбит в воздушном бою, лётчик легко ранен, но остался в строю. Вскоре переведён командиром звена в 70 ИАП.
.
Из спецкомандировки Борис вернулся, вероятно, в августе 1938 года. Ему было присвоено внеочередное воинское звание капитан, и 14 ноября 1938 года вышел указ о награждении его орденом Красного Знамени.
Вероятно, в Китае Борис тесно познакомился с Григорием Кравченко, который ещё до командировки был лётчиком 116 эскадрильи, выполнявшим испытания для НИИ ВВС в группе Стефановского. Вероятно, Кравченко рекомендовал Бориса для службы в институте, куда он оформился в конце 1938 года в полк боевого применения. Он получил должность адьютанта 3-й авиаэскадрильи. Полк занимался отработкой тактики боя и армейскими испытаниями (что-то типа Липецкого центра сейчас).
22 февраля 1939 года вышел указ о награждении Бородая Бориса Германовича орденом Ленина. Нет сомнения, что этим орденом отмечены его заслуги в боях в Китае. Второй орден, например за Испанию, давали если пилот отлетал больше положенного срока, чем-то отличился. Как правило - орден Красного Знамени. Вероятно, что на его счету была не одна победа.
К весне был переведён в 1 эскадрилью. Вероятно, Борис учится или повышает свою квалификацию пилота. В этот период он совершает только учебные полёты.
29 мая направлен в составе группы во главе со Я. Смушкевичем в составе 48 лётчиков-испытателей, командиров и лётчиков-участников боёв в Испании и Китае в район боёв у реки Халхин-Гол. Дела там, в результате майских боёв обстояли неважно, японцы успешно сбивали не имевших боевого опыта кадровых лётчиков 22 и 70 истребительных полков, и положение следовало исправлять. В составе группы были опытные бойцы и авиационные командиры: А. Гусев, И. Лакеев, Г. Кравченко, А. Николаев, П. Коробков испытатели В. Рахов, Л. Орлов и другие. 2.06.39 3 транспортных самолёта DС-3 прибыли в район боёв. Борис попал в 70 полк. Командовать полком был назначен Иван Лакеев. Летал на И-15 бис, И-16 и, после прибытия новых И-153 в июле 1939 года, на Чайках. Он совершил более 120 вылетов, из них на Чайке почти 60. Командовал группой Чаек в 70 полку опытный боец, участник боев в Испании, Герой Советского Союза майор С. Грицевец, заместитель Б. Смирнов. А. Матвеев, комиссар 70 полка, узнал Бориса на фото. Есть ещё групповое фото на Х-Х, где Бородай узнаётся.
Из района боевых действий Бородай вернулся в конце августа 1939 года. Судя по всему, до конца года он больше не летал. Возможно, женился. Во всяком случае, в освободительном походе на Западную Украину и в Советско-Финской войне он не участвовал.
Указом от 29 августа 1939 года награждён вторым орденом Ленина.
Снова летать Борис начал в январе 1940 года в ПБП (Полк Боевого Применения при НИИ ВВС). В январе-феврале выполнял только учебные полёты по восстановлению лётных навыков.
С марта Борис ведёт испытательную работу на И-153. В июне он выполнил пару учебных воздушных боёв на И-153 с Юнкерсом-88 и Мессершмитом-110. Интересно было бы почитать его отчёт!
С сентября 1940 года Борис слушатель 1 курса инженерного факультета академии им. Жуковского. Сведений о его лётной работе не имеется. В академии Борис был старостой курса, знаменосцем академии.
25 июня 1941 года Б. Бородай - командир эскадрильи в составе 402 истребительного полка (командир полка П. Стефановский). Был ранен, вновь вернулся в полк. 28 октября 1941 года назначен командиром 2-й эскадрильи 402 истребительного авиаполка. 24 ноября одним из первых облетал МиГ-3 после замены дигателя на АМ-38.
О боевом пути Бориса Бородая в составе этого полка до момента гибели можно прочитать в статье в журнале "Авиация и космонавтика" № 1 за 2010 год. В ВОВ где-то упоминается 6 воздушных побед (не проверено). Лётчик-испытатель Ю.А. Антипов вспоминал о Борисе как о добром и справедливом человеке и командире, и как о великолепном лётчике.
.
Погиб 1 января 1942 года в боевом вылете на МиГ-3.
Вот как этот факт отмечен в дневнике начальника связи 402 ИАП капитана М.П. Харламова: «1 января, аэродром Крестцы. Погода благоприятствует. Полёты начались с утра. В 12.05 до 12.35 капитан Бородай вылетел на перехват самолётов противника в районе Крестцы. По радио был направлен в район Веретье. После, по радио возвращён в район Крестцы. С высоты 2000 метров снизился до 600 м, выпустил шасси – вышла одна левая нога, сделал горку, вошёл в пикирование и разбился. Самолёт разбит, лётчик погиб. Лётчик – трижды орденоносец, участник боёв в Китае и МНР».
Андрей Кайнаран - Akai (Украинский историко-фортификационный форум): "...Информация из ОБД.
1.1.42 г., закончив патрулирование, капитан Бородай произвел снижение с Н-2000 м. до 500-600 м., и начал выпускать шасси. Пройдя полкруга над аэродромом в сев. его части, с-т пошел с набором высоты и мгновенно за этим перешел в крутое планирование, не меняя угла с работающим мотором. С-т в 12.25 врезался в землю сев. 1,5-2 км аэродрома Крестцы. С-т при падении мотором врезался в землю и сгорел. Л-к капитан Бородай при падении убит, труп обгорел..."
Похоронен на кладбище поселка Крестцы Ленинградской области (Акай: сейчас это территория Новгородской области).
.
Награждён орденами Ленина (22.02.1939; 29.08.1939), орденом Красного Знамени (15.12.1938).
.
Источники:
Информация с форума Борисоглебского ВВАУЛ: http://www.bvvaul.ru/forum/viewtopic.php?p=115005#115005 Предоставил Дмитрий Маслов
Уточнения от Симонова А.А.
Карта сайта Написать Администратору