Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Родионов Юрий Григорьевич

Выпускник 1957 года
.
 
.
О своём отце рассказал Родионов Виталий Юрьевич. Фотографии из семейного архива семьи Родионовых
.
Родионов Юрий Григорьевич родился в селе Семёновское-Красное Суздальского района Владимирской области.
Член КПСС (партийный билет после гибели отца передан мамой командиру в/ч 32862 24.02.1958 года).
.
В 1948 году поступил, а 29 июля 1952 года окончил Суздальский сельско-хозяйственный техникум.
.

Отец в первом ряду справа. Первый слева во втором ряду Семён Капитонов
.
.
.
Через месяц после выпуска уехал в г. Уральск (сейчас территория Казахстана) с другом Семёном Капитоновым поступать в авиационную школу.
.

Курсанты Уральской авиационной школы Юрий Родионов и Семён Капитонов
.
С 1 сентября 1952 по 13 июня 1954 года проходил обучение в 15-й Военной авиационной школе первоначального обучения лётчиков в г. Уральске. Она была создана в 1941 году на базе ОСОАВИАХИМА, которая в 30-е годы осуществляла подготовку авиаторов.
.
   
Самолёт Як-18. В зимнее время на лыжах, в летнее - на колёсах.          Модели Як-18.
.
Эта была первая ступень обучения лётчиков в те годы, после окончания их распределяли в лётные военные училища по разным типам самолётов. Курсанты имели форму - зелёная шерстяная гимнастерка, синие брюки, хромовые сапоги, голубые погоны с золотым кантом и крылышки с винтом самолёта.
Фото отца во время обучения в авиационной школе:
.
  
.
В авиационной школе г. Уральска пилоты  летали на Як-18, затем на Як-11 до 1954 года, с задним колесом, сильным мотором, с новыми приборами и УКВ радиостанцией.
.
         
Отец у самолёта Як-18 зимой.                                                                           На крыле Як-18                                            Модель Як-11
.
8 марта 1954 года после выполнения первого ознакомительного парашютного прыжка Родионову Ю.Г. был вручен знак парашютиста.
.
   
.
Перед первым ознакомительным парашютным прыжком с самолёта Ли-2. Отец слева.
.
Отец начал летать с сентября 1953 года. Летал на учебном самолёте Як-18 (200 полётов, налёт 48 часов 05 минут). На переходном самолёте Як-11 выполнил 204 полёта, налетал -38 часов 20 минут.
Курсанты летали с аэродрома Круглоозёрного, Чаган (Зачаганного). Зачаганный - поправка лётчиков-ветеранов, которые учились вместе с отцом. Была река Чаган, а аэродром был за ней. 
Школа прекратила существование в 1962 году.
.
По окончании школы в г. Уральске в июле 1954 года отец был распределён в Борисоглебское лётное училище, которое окончил в 1957 году.
.
.
Обучение проходил в 3 звене 4 аэ в/ч 36620, г. Бутурлиновка - филиал  Борисоглебского училища для подготовки лётчиков на реактивных самолетах УТИ МиГ-15, МиГ-15бис и МиГ-17.
.
 
Модели самолётов УТИ МиГ-15 и УТИ МиГ-15бис
.
Кроме этого подготовка велась на аэродроме Жердевка и аэродроме Поворино на самолёте Як-11.
В Бутурлиновке сохранились действующий аэродром и здание, принадлежавшее тогда  училищу (сейчас в нём располагается техникум).
На территории училища стояла пороховая катапульта – тренажёр НКТЛ-8 для тренировки курсантов по катапультированию.
.
.
Выполнил одно наземное катапультирование на наземном тренажёре НКТЛ-8 с восьмикратной перегрузкой с оценкой «отлично».
.
Обучение в училище проходил с 07.1954 по 04.01.1957.
.
Курсанты Борисоглебского училища (в пилотках) с инструкторами и техниками перед полётами. Родионов Ю.Г. первый слева. В фуражках лётчики и техники. Лето 1955 года
.
Бутурлиновка
Курсанты Борисоглебского училища с инструктором на аэродроме в г. Бутурлиновке.
.
Сначала летал на переходном самолёте Як-11 с 02.08.1954 по 02.07.1955. С 23.07.1955 по 04.01.1957 - на боевом МиГ-15бис и учебном УТИ МиГ-15.
Согласно записям в лётной книжке в обучении Родионова Ю.Г. принимали участие инструкторы старший лейтенант Астраханцев, старший лейтенант Четвертаков (МиГ-15), младший лейтенант Федосеев (Як-18), старший лейтенант Борисов, лейтенант Хохлов (Як-11).
А также командир звена старший лейтенант Яшан (стал в феврале 1957 года свидетелем на свадьбе отца и мамы), майор Иванников, командир эскадрильи Алексеев, командир звена Мельников, старший лейтенант Никитин, штурман майор Козырев, заместитель командира полка подполковник Жуков, штурман училища подполковник Шкитин.
.
.
Налёт в училище:
- на УТИ МиГ-15 - 196 полётов, 32 часа 21 минута;
- на МиГ-15бис - 86 полётов, 26 часов 05 минут.
ИТОГО - 282 полёта, 58 часов 26 минут. Общая оценка - «отлично».
Всего за время учёбы выполнил 686 полетов. (Есть запись в маленькой записной книжке 686 полётов /144-55 часов и минут, на Як-18 - 200 полётов, ЯК-11 - 204 пол. УТИ МиГ-15 - 196 пол., МиГ-15 - 86 пол.)
.
В Бутурлиновке Ю. Родионов встретил свою будущую жену (Шевченко Галина Ивановна, род. 03.09.1935). С мамой отец познакомился на танцах 4 ноября 1956 года в г. Бутурлиновке.
.
Бутурлиновка. Отец с мамой и подружками. 4-11 ноября 1956 года у клуба на танцах
.
Дата окончания училища - 10 января 1957 года.
.
Январь 1957 года. Выпуск офицеров Борисоглебского авиационного училища. Отец в центре. Третий слева Андрей, четвёртый Николай Воробьёв.
Николай упоминается в письме отца, жил с ним в одной комнате до приезда мамы. Приезжал в феврале 1958 года на похороны отца в  Сальяны. В дальнейшем списан с лётной работы - гипертония. Служил в г. Воронеже в военкомате. Мама его встречала несколько раз в Воронеже
.
Диплом Родионова Юрия Григорьевича
.
 
Билет спортсмена-разрядника - III спортивный разряд по стрельбе
.
Удостоверение на право ношения нагрудного знака от 29.01.1957:
  
.
Значок классности лётчика (б/к)
.
После окончания училища отец был распределен в Бакинский округ ПВО во 2-й гиап (гвардейский истребительно-авиационный полк), г. Пирсагат-2 (пос. Хыдырлы Азербайджанской ССР) в  в/ч 21993 в 1 аэ (есть запись в рабочей тетради отца).
.
2 февраля отец с мамой подали заявление, а 5 февраля 1957 зарегистрировали брак и сыграли свадьбу в городе Бутурлиновке Воронежской области.
.
 Свидетельство о браке

Отец пишет письмо из г. Бутурлиновки родным в Семёновское-Красное.  Сообщает о свадьбе 5 февраля 1957 года:
.
.
После регистрации брака в г. Бутурлиновка 05.02.1957:
.
В центре моя бабушка, справа – дочь Елена, слева- Вячеслав, справа с мамой- брат Александр, слева отец.
.
Через неделю после свадьбы мама с отцом поехали в г. Ярославль. Примерно с 12 .02.1957 несколько дней были у брата Александра на Красном перекопе (район) в квартире, которую я неоднократно посещал. Посетили и полковника Семикина Г.Ф. (он ещё служил начальником политотдела 133 иад в г. Ярославле до июля 1960 года). Затем поехали в село Семёновское-Красное к родственникам. После гостей мама вернулась назад в г. Бутурлиновку, а отец  уехал в г. Пирсагат Азербайджанской ССР.
.
Фото из интернета. Прибытие молодых офицеров на новое место службы после выпуска из училища на аэродром Пирсагат Азербайджанской ССР, 2 гиап, март 1957 года. Родионов Ю.Г. в центре, в парадной форме одежды. Справа через троих Андрей, слева через двоих Николай Воробьёв. В повседневной форме одежды лётчики полка.
.
  
Андрей                                                                        Николай Воробьёв
.
Есть  письмо отца с нового места службы маме и бабушке от 24.03.1957, 6 страниц. Мама приехала в Пирсагат в начале апреля, добралась сама. Жили в Пирсагате-2 (Хыдырлы) в военном городке до начала декабря 1957 года (8 месяцев).
.
Справка по 2-му гиап
.
История 2-го гвардейского Краснознамённого Оршанского ордена Суворова III степени бомбардировочного авиационного полка начинается с времён Гражданской войны. Вначале была организована 65 отдельная авиационная эскадрилья. Она называлась « Монгольский арат», комиссаром эскадрильи был брат моей бабушки по матери гвардии полковник Семикин Г.Ф. (с июня 1952 года по июнь 1956 года он был начальником политотдела 8-й гиад в г. Кировабаде. В 1956 году переведён в 133 иад г. Ярославль).
.
 
Георгий Фёдорович Семикин (16.06.1912-14.07.1984)
.
В 1945 году эскадрилья вошла в состав 2 гиап из 322 иад (переименована в 8 гиад) 2 ВА  ЦГВ (Венгрия, аэродромы Дьёр, Секешфехевар, Кеньери). С 25.11.1947 по 10.01.1948 полк вошёл в состав 5-го иак 7-й ВА ЗакВО. Полк был перебазирован по железной дороге. 2 аэ 2 гиап была именной.
В 1949 году полк был передан из ВВС в ПВО - в составе 174-й гиад 62-го иак 42-й воздушной истребительной армии ПВО Бакинского района ПВО. В 1950 году на вооружении 2 гиап поступили самолёты МиГ-15. В 1951 году боевой состав полка включал 30 самолётов МиГ-15. Две из трёх эскадрилий полка несли боевое дежурство.
В 1954 году 1 аэ перевооружена на самолёты МиГ-17П. В 1955 году 1 аэ и 2 аэ, вооружённые МиГ-17П и ПФ были переданы в 627 гиап, аэродром Сальяны. На аэродроме Пирсагат доукомплектованы 1 аэ - МиГ-17П, во 2 и 3 аэ - МиГ-17.
В 1956 году лётчики полка сопровождали важный самолёт и получили ценные подарки.
В 1955-1957 гг. командиром полка был гвардии подполковник М.И. Дыдыгин, после него с 1957 до 1959 года - гвардии подполковник Волошин В.М.
.
Фото из интернета. Аэродром Пирсагат 1960 года. МиГ-15бис
.
Родинов Ю.Г. справа смотрит в полётное задание. Аэродром Пирсагат 2 гиап, лето 1957 года
.
Родионов Ю.Г. слева, Николай Воробьёв справа. Аэродром Пирсагат. Лето 1957 года.
Другие фотографии можно посмотреть в фотоальбоме семьи Родионовых
.
Взлёт пары МиГ-17. Аэродром Пирсагат.
.
После моего рождения 2 ноября 1957 года (пос. Дуваны) приехала бабушка и прожила с нами неделю.
.
Супруги Родионовы с маленьким сыном Виталием. Ноябрь 1957 года.
.
По словам мамы, отца должны были отправить в г. Находку по замене, но перевели в Сальяны (пос. Чуханлы), в 627 гиап этой же 62 ад. Жили  в домиках-коттеджах на две семьи, которые находились напротив автовокзала и кладбища. Соседи были Фивковы.
В 7.00 утра приезжал автобус и отвозил лётчиков на аэродром. Как правило, летали по два раза в день, через день. Утром и в обед. В пятницу был день теоретической подготовки. В выходные не летали. Итого было примерно 4-6 полётов в неделю.
В 627 гиап во 2 аэ (запись в тетради отца), на аэродроме Сальяны он часто летал с гвардии капитаном Владимиром Величко  (заместитель командира эскадрильи) на УТИ МиГ-15, номера самолётов №№ 41, 44. Командиром эскадрильи был гвардии майор Савостьянов.
Личный позывной отца был «Сирень-901». В первых числах декабря был переезд в военный городок Сальяны (пос. Чуханлы). Встретили Новый  1958 год без ёлки.
.
28 января 1958 года умер брат отца Алексей, отец уехал на похороны.
.
Родионов Ю.Г. на похоронах брата Алексея (стоит в шинели). 02.02.1958
.
Оттуда 3 февраля 1958 года написал маме письмо. Вернулся в часть 11 февраля, а 12 февраля приступил к полётам.
.
Справка по 627 гиап
.
В 1949 году полк был передан из ВВС в ПВО, в  62 иак 42 ВА ПВО Бакинского района ПВО. В 1954 году в Бакинский округ ПВО входила 42 ВИА ПВО в составе: 38 иак, 62 иак, 72 гиак.
В 1955 году в 627 гиап вооружён самолётами МиГ-17 и базируется на аэродроме Сальяны Азербайджанской ССР.
С 1957 по 1959 гг. командиром 627 гиап  был гвардии подполковник Ившин, заместитель командира по политической части гвардии подполковник В.В. Бокач, начальник штаба гвардии капитан Иванов (на 20.02.1958 - день гибели отца).
В конце 1958 года в полк поступили сверхзвуковые МиГ-19.
С 29.11.1969 - в составе Армавирского ВВАУЛ,  переименован в учебный полк, самолёты Л-29, аэродром Сальяны.
Вооружение полка: до 1974 г. - самолёты  МиГ-17, затем перевооружили на МиГ-21ПФМ. С 1979 – бап, самолёты Су-24. В 1985 г. в составе Армавирского ВВАУЛ, Л-29, аэродром Сальяны. 08.1991 - Армавирское ВВАУЛ, аэродром Тихорецкая Краснодарского края. В 1994-1995 гг. полк  принимал участие в боевых действиях в Чечне, выполнил 76 боевых вылета. В 1996 г. входил в состав 14 армии ВВС и ПВО Сибирского ВО - 21 сад (аэродром Джида), самолёты Су-24.  В 2009 году - Краснодарское ВВАУЛ, самолёты  Л-29, аэр. Тихорецкая.
Осенью 2009 расформирован.
.
В  627 гиап (в/ч 32862, аэр. Сальяны) отец служил с 1 декабря 1957 года. 19 февраля 1958 года погиб в авиакатастрофе.
12 февраля отец приступил к полётам, летал с лётчиками на УТИ МиГ-15: полковником Астанец (борт № 43), командиром эскадрильи гвардии майором Савостьяновым (борт № 43), майором Шкулий (борт № 42, 47), майором Козловым (борт № 47), заместителем командира эскадрильи гвардии капитаном Величко (борт № 41). Все эти лётчики прошли Великую Отечественную войну, войну в Корее.
С 15 по 20 февраля в полку проводились учения (из  записной книжки отца). Задание на полёты 15 и 19 февраля:
.
.
19 февраля в 8.05 Родионов Ю.Г. взлетел для выполнения планового полёта... Около 10-11 утра к маме подошёл старший лейтенант Никифоров сообщил об авиапроишествии, после чего нас на машине перевезли в городок, поселили у Лисянских.
Позже я нашёл в полётном задании на этот день 19.02.1958 записи. В этот день планировались два полёта. Первый - в 8.05, второй - в 12.50.
В первом полёте группой руководства полётами было передано экипажу неверное положение самолёта на глиссаде снижения. В результате ошибочной информации экипаж допустил снижение ниже расчётной глиссады. Не долетев до ВПП, самолёт зацепил шасси обвалование (земляной вал) перед взлётной полосой. Этот бугор был указан на картах, насыпь 12 метров, о нём летчики знали, он защищал аэродром в период разлива реки Кура. Утром 19 февраля 1958 года был ещё и туман. Лётчики командного пункта рассказывали маме, что была команда гвардии капитана Величко, он сидел в задней кабине - «ТЯНИ!»  (но непонятно, либо тяни ручку на себя вверх для ухода на второй круг, либо ТЯНИ до полосы, т.е. -  садись). Был сильный удар, капитана Величко выбросило из кабины, видимо открыл кабину и отстегнулся, загорелось разлитое на бетонке топливо. Пожар погасили. Отцу разбило голову о фонарь, были и внутренние повреждения. Он прожил сутки. Стонал и называл в бреду всех своих братьев и сестёр. Маму к нему не пустили.
20 февраля в 11 утра к маме пришли трое лётчиков и сообщили о его смерти.
Хоронили 22 февраля.
.
.
Наклонился отец лётчика - Родионов Григорий Иванович, в центре жена Галина Ивановна, справа брат Александр.
.
Капитан Владимир Величко, говорят, прожил больше – неделю. Его похоронили в Баку (есть воспоминания мамы).
.
После гибели отца в 627 гиап прилетал Георгий Фёдорович Семикин, знакомился с обстоятельствами авиакатастрофы. В 1976 году он рассказал мне подробности, эти же факты подтвердила мне мама из рассказов лётчиков.
.
За могилой погибшего лётчика ухаживают жёны офицеров полка, в котором летал Родионов Ю.Г.:
.
.
Фотоальбом из архива родных Родионова Юрия Григорьевича смотреть здесь
Карта сайта Написать Администратору